Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23.09.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 30.09.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Рубис Е.А., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянско-фермерского хозяйства Бархаткина Владислава Валериановича (Чувашская Республика, Моргаушский р-н, с. Большой Сундырь)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 24.06.2013
по делу N А79-1185/2013,
принятое судьей Цветковой С.А.
по заявлению главы крестьянско-фермерского хозяйства Бархаткина Владислава Валериановича о признании незаконным бездействия администрации Моргаушского района Чувашской Республики,
без участия лиц,
и
глава крестьянско-фермерского хозяйства Бархаткин Владислав Валерианович (далее - глава КФХ Бархаткин В.В., Бархаткин В.В.) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия администрации Моргаушского района Чувашской Республики (далее - орган местного самоуправления), выразившегося в отказе предоставить в аренду сроком на 49 лет земельные участки площадью 879 686 кв. м, кадастровый номер 21:17:072501:1602 и площадью 303 330 кв. м, кадастровый номер 21:17:072501:1603, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное назначение, расположенных по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, с/пос. Кадикасинское.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены автономное учреждение Чувашской Республики среднего профессионального образования "Цивильский аграрно-технологический техникум" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее - Цивильский аграрно-технологический техникум) и Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики (далее - Минимущество).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 24.06.2013 Бархаткину В.В. отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, глава КФХ Бархаткин В.В. обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование обстоятельства, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В апелляционной жалобе Бархаткин В.В. настаивает на том, что администрация Моргаушского района допустила бездействие при рассмотрении его обращения, а принятое органом местного самоуправления решение препятствует осуществлению им предпринимательской деятельности.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о дате, времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
Мингосимущество в отзыве на апелляционную жалобу указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что 30.01.2013 глава КФХ Бархаткин В.В. обратился в администрацию Моргаушского района с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельных участков сельскохозяйственного назначения площадью 879 686 кв. м, кадастровый номер 21:17:072501:1602 и площадью 303 330 кв. м, кадастровый номер 21:17:072501:1603, расположенных по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, с/пос. Кадикасинское, для ведения сельскохозяйственного производства.
Письмом от 13.02.2013 N 247 администрация Моргаушского района уведомила Бархаткина В.В. об отсутствии возможности предоставить в аренду испрашиваемые земельные участки, поскольку в настоящее время они не являются свободными.
Полагая, что действия (бездействие) и решение уполномоченного органа не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, Бархаткин В.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 264 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Согласно частям 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу части 2 статьи 10 Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
В силу статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Во исполнение требований Земельного кодекса Российской Федерации и Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 N 19 "О нормах предоставления земельных участков гражданам в Чувашской Республике" Кабинет Министров Чувашской Республики постановлением от 13.03.2009 N 78 утвердил Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики, для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
В пункте 1.1 Порядка разъяснено, что им установлены процедуры и критерии предоставления гражданам сформированных и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участков, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики, для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявлений и принятия решений органом исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченным на управление и распоряжение государственным имуществом, находящимся в государственной собственности Чувашской Республики.
Земельные участки предоставляются гражданам для ведения личного подсобного хозяйства (полевой земельный участок), садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота, а также для иных целей, не связанных со строительством, предусмотренных земельным законодательством (пункт 1.2 Порядка).
Предоставление земельных участков осуществляется уполномоченным органом на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности установленных процедур (пункт 1.3 Порядка).
Земельные участки предоставляются гражданам в собственность или аренду (пункт 1.4 Порядка).
Согласно пункту 1.6 Порядка предоставление земельных участков осуществляется в заявительном порядке: без проведения торгов (при наличии одного заявления о предоставлении земельного участка; при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством Чувашской Республики права на бесплатное или первоочередное получение земельного участка); на торгах (в иных не предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта случаях).
В силу положений пунктов 2.1, 2.2 Порядка уполномоченный орган обеспечивает подготовку информации о земельных участках, которые могут быть предоставлены гражданам, и заблаговременно публикует информационные сообщения с соответствующими перечнями земельных участков в газетах "Хыпар" и "Республика", а также размещает их на своем официальном сайте в сети Интернет и на информационных стендах.
В информационных сообщениях должны содержаться сведения о местоположении (адресе), площади, границах, обременениях, кадастровом номере, виде разрешенного использования земельного участка, а также вид права, на котором предлагается предоставить земельный участок, предполагаемый срок предоставления (в случае предоставления земельного участка в аренду).
В пункте 2.3 Порядка установлено, что граждане, заинтересованные в предоставлении указанных в информационных сообщениях земельных участков, в течение месяца со дня публикации обращаются в уполномоченный орган с заявлениями о предоставлении земельных участков в собственность или аренду.
Уполномоченный орган осуществляет регистрацию поступивших заявлений и в двухнедельный срок со дня истечения срока подачи заявлений, установленного пунктом 2.3 настоящего Порядка, принимает по каждому поступившему заявлению одно из следующих решений: предоставление земельного участка без проведения торгов; проведение торгов; мотивированный отказ в предоставлении земельного участка с обязательной ссылкой на нормативный правовой акт Российской Федерации, в соответствии с которым заявителю отказано в предоставлении земельного участка (пункт 2.6 Порядка).
Из вышеизложенного следует, что правоположения Порядка устанавливают специальную процедуру предоставления земельного участка в аренду.
Заявитель в обоснование своей позиции ссылается на нарушение органом местного самоуправления положений статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Действительно, в соответствии с частью 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон N 74-ФЗ).
Положениями пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ установлено, что граждане, которые заинтересованы в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с указанием цели использования земельных участков, испрашиваемого права на предоставляемый земельный участок (в собственность или в аренду), срока аренды, обоснования размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства), предполагаемого местоположения земельных участков.
Пунктом 3 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 названной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В силу пункта 4 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Согласно пункту 5 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.
Вместе с тем, приведенные правоположения не регулируют рассматриваемую ситуацию, поскольку установлено, что в данном случае испрашиваемые земельные участки на момент обращения Бархаткина В.В. уже были сформированы и поставлены на кадастровый учет, уполномоченный орган не размещал информационные сообщения о предстоящем предоставлении свободных земельных участков с соответствующими перечнями в газетах "Хыпар" и "Республика", а также на своем официальном сайте в сети Интернет и на информационных стендах.
Более того, до обращения главы КФХ Бархаткина В.В. орган местного самоуправления распорядился данными земельными участками следующим образом.
29.01.2013 администрация Моргаушского района издала постановление N 65 о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование Цивильскому аграрно-технологическому техникуму в постоянное (бессрочное) земельных участков, расположенных в северо-восточной части кадастрового паспорта 21:17:072501, для сельскохозяйственного производства:
- - общая площадь 879 686 кв. м, кадастровый номер 21:17:072501:1602, местоположение: Чувашская Республика, Моргаушский район, с/пос. Кадикасинское;
- - общая площадь 303 330 кв. м, кадастровый номер 21:17:072501:1603, местоположение: Чувашская Республика, Моргаушский район, с/пос. Кадикасинское.
Согласно представленным в материалы дела свидетельствам о государственной регистрации права от 13.02.2013 серии 21АД N 803647 и N 843648 право собственности на эти земельные участки зарегистрировано за Чувашской Республикой.
По сведениям государственного кадастра недвижимости 06.03.2013 поставлен на кадастровый учет земельный участок площадью 233329 кв. м, кадастровый номер 21:17:072501:1738, образованный из земельного участка с кадастровым номером 21:17:072501:1603.
Также 06.03.2013 поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 21:17:072501:1737 (образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 21:17:072501:1602), площадью 680000 кв. м, с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", расположенный по адресу: Чувашская Республика - Чувашия, р-н Моргаушский, с/пос Кадикасинское.
22.05.2013 данный земельный участок снят с государственного кадастрового учета и имеет статус "архивный".
Земельный участок с кадастровым номером 21:17:072501:1737 разделен на 45 земельных участков с кадастровыми номерами с 21:17:072501:1743 по 21:17:072501:1787.
Земельный участок с кадастровым номером 21:17:072501:1736 (образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 21:17:072501:1602), площадью 199686 кв. м, с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", расположенный по адресу: Чувашская Республика - Чувашия, р-н Моргаушский, с/пос Кадикасинское, поставлен на государственный кадастровый учет 06.03.2013 и снят с государственного кадастрового учета 22.05.2013 и имеет статус "архивный".
Земельный участок с кадастровым номером 21:17:072501:1739 (образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 21:17:072501:1603), площадью 70001 кв. м, с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", расположенный по адресу: Чувашская Республика - Чувашия, р-н Моргаушский, с/пос Кадикасинское, поставлен на государственный кадастровый учет 06.03.2013 и снят с государственного кадастрового учета 22.05.2013 и имеет статус "архивный".
В результате объединения земельных участков с кадастровыми номерами 21:17:072501:1736 и 21:17:072501:1739 образован земельный участок с кадастровым номером 21:17:072501:1742, в настоящее время учтенный в государственном кадастре недвижимости.
Согласно представленным в материалы дела сведениям Управления Росреестра по Чувашской Республике земельные участки с кадастровым номером 21:17:072501:1738, площадь 233329 кв. м и с кадастровым номером 21:17:072501:1742, площадь 269688 кв. м, зарегистрированы на праве собственности за Чувашской Республикой и на праве постоянного (бессрочного) пользования за автономным учреждением Чувашской республики среднего профессионального образования "Цивильский аграрно-технологический техникум" (том 1 л. д. 89 - 90).
Указанное означает, что уполномоченный орган распорядился испрашиваемыми земельными участками и на момент рассмотрения дела испрашиваемые заявителем земельные участки уже не существуют как объекты прав.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному итоговому выводу о том, что в действиях и решении администрации Моргаушского района отсутствует нарушение норм действующего законодательства, она не располагала фактическими и правовыми основаниями для предоставления Бархаткину В.В. на праве аренды испрашиваемых земельных участков.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии обоснованно отказал главе КФХ Бархаткину В.В. в удовлетворении заявления.
В процессе производства по делу заявитель отказался от требований в части обязания главы администрации Моргаушского района Чувашской Республики предоставить земельные участки с кадастровыми номерами 21:17:072501:1602 и 21:17:072501:1603 в аренду сроком на 49 лет.
Суд принял отказ заявителя от заявленных требований в этой части на основании пункта 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу пункта 4 части первой статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ от заявления является основанием для прекращения производства по делу.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Бархаткина В.В. признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 24.06.2013 по делу N А79-1185/2013 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 24.06.2013 по делу N А79-1185/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу главы крестьянско-фермерского хозяйства Бархаткина Владислава Валериановича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.09.2013 ПО ДЕЛУ N А79-1185/2013
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2013 г. по делу N А79-1185/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 23.09.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 30.09.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Рубис Е.А., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянско-фермерского хозяйства Бархаткина Владислава Валериановича (Чувашская Республика, Моргаушский р-н, с. Большой Сундырь)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 24.06.2013
по делу N А79-1185/2013,
принятое судьей Цветковой С.А.
по заявлению главы крестьянско-фермерского хозяйства Бархаткина Владислава Валериановича о признании незаконным бездействия администрации Моргаушского района Чувашской Республики,
без участия лиц,
и
установил:
глава крестьянско-фермерского хозяйства Бархаткин Владислав Валерианович (далее - глава КФХ Бархаткин В.В., Бархаткин В.В.) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия администрации Моргаушского района Чувашской Республики (далее - орган местного самоуправления), выразившегося в отказе предоставить в аренду сроком на 49 лет земельные участки площадью 879 686 кв. м, кадастровый номер 21:17:072501:1602 и площадью 303 330 кв. м, кадастровый номер 21:17:072501:1603, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное назначение, расположенных по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, с/пос. Кадикасинское.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены автономное учреждение Чувашской Республики среднего профессионального образования "Цивильский аграрно-технологический техникум" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее - Цивильский аграрно-технологический техникум) и Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики (далее - Минимущество).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 24.06.2013 Бархаткину В.В. отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, глава КФХ Бархаткин В.В. обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование обстоятельства, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В апелляционной жалобе Бархаткин В.В. настаивает на том, что администрация Моргаушского района допустила бездействие при рассмотрении его обращения, а принятое органом местного самоуправления решение препятствует осуществлению им предпринимательской деятельности.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о дате, времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
Мингосимущество в отзыве на апелляционную жалобу указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что 30.01.2013 глава КФХ Бархаткин В.В. обратился в администрацию Моргаушского района с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельных участков сельскохозяйственного назначения площадью 879 686 кв. м, кадастровый номер 21:17:072501:1602 и площадью 303 330 кв. м, кадастровый номер 21:17:072501:1603, расположенных по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, с/пос. Кадикасинское, для ведения сельскохозяйственного производства.
Письмом от 13.02.2013 N 247 администрация Моргаушского района уведомила Бархаткина В.В. об отсутствии возможности предоставить в аренду испрашиваемые земельные участки, поскольку в настоящее время они не являются свободными.
Полагая, что действия (бездействие) и решение уполномоченного органа не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, Бархаткин В.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 264 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Согласно частям 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу части 2 статьи 10 Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
В силу статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Во исполнение требований Земельного кодекса Российской Федерации и Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 N 19 "О нормах предоставления земельных участков гражданам в Чувашской Республике" Кабинет Министров Чувашской Республики постановлением от 13.03.2009 N 78 утвердил Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики, для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
В пункте 1.1 Порядка разъяснено, что им установлены процедуры и критерии предоставления гражданам сформированных и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участков, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики, для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявлений и принятия решений органом исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченным на управление и распоряжение государственным имуществом, находящимся в государственной собственности Чувашской Республики.
Земельные участки предоставляются гражданам для ведения личного подсобного хозяйства (полевой земельный участок), садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота, а также для иных целей, не связанных со строительством, предусмотренных земельным законодательством (пункт 1.2 Порядка).
Предоставление земельных участков осуществляется уполномоченным органом на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности установленных процедур (пункт 1.3 Порядка).
Земельные участки предоставляются гражданам в собственность или аренду (пункт 1.4 Порядка).
Согласно пункту 1.6 Порядка предоставление земельных участков осуществляется в заявительном порядке: без проведения торгов (при наличии одного заявления о предоставлении земельного участка; при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством Чувашской Республики права на бесплатное или первоочередное получение земельного участка); на торгах (в иных не предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта случаях).
В силу положений пунктов 2.1, 2.2 Порядка уполномоченный орган обеспечивает подготовку информации о земельных участках, которые могут быть предоставлены гражданам, и заблаговременно публикует информационные сообщения с соответствующими перечнями земельных участков в газетах "Хыпар" и "Республика", а также размещает их на своем официальном сайте в сети Интернет и на информационных стендах.
В информационных сообщениях должны содержаться сведения о местоположении (адресе), площади, границах, обременениях, кадастровом номере, виде разрешенного использования земельного участка, а также вид права, на котором предлагается предоставить земельный участок, предполагаемый срок предоставления (в случае предоставления земельного участка в аренду).
В пункте 2.3 Порядка установлено, что граждане, заинтересованные в предоставлении указанных в информационных сообщениях земельных участков, в течение месяца со дня публикации обращаются в уполномоченный орган с заявлениями о предоставлении земельных участков в собственность или аренду.
Уполномоченный орган осуществляет регистрацию поступивших заявлений и в двухнедельный срок со дня истечения срока подачи заявлений, установленного пунктом 2.3 настоящего Порядка, принимает по каждому поступившему заявлению одно из следующих решений: предоставление земельного участка без проведения торгов; проведение торгов; мотивированный отказ в предоставлении земельного участка с обязательной ссылкой на нормативный правовой акт Российской Федерации, в соответствии с которым заявителю отказано в предоставлении земельного участка (пункт 2.6 Порядка).
Из вышеизложенного следует, что правоположения Порядка устанавливают специальную процедуру предоставления земельного участка в аренду.
Заявитель в обоснование своей позиции ссылается на нарушение органом местного самоуправления положений статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Действительно, в соответствии с частью 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон N 74-ФЗ).
Положениями пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ установлено, что граждане, которые заинтересованы в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с указанием цели использования земельных участков, испрашиваемого права на предоставляемый земельный участок (в собственность или в аренду), срока аренды, обоснования размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства), предполагаемого местоположения земельных участков.
Пунктом 3 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 названной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В силу пункта 4 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Согласно пункту 5 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.
Вместе с тем, приведенные правоположения не регулируют рассматриваемую ситуацию, поскольку установлено, что в данном случае испрашиваемые земельные участки на момент обращения Бархаткина В.В. уже были сформированы и поставлены на кадастровый учет, уполномоченный орган не размещал информационные сообщения о предстоящем предоставлении свободных земельных участков с соответствующими перечнями в газетах "Хыпар" и "Республика", а также на своем официальном сайте в сети Интернет и на информационных стендах.
Более того, до обращения главы КФХ Бархаткина В.В. орган местного самоуправления распорядился данными земельными участками следующим образом.
29.01.2013 администрация Моргаушского района издала постановление N 65 о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование Цивильскому аграрно-технологическому техникуму в постоянное (бессрочное) земельных участков, расположенных в северо-восточной части кадастрового паспорта 21:17:072501, для сельскохозяйственного производства:
- - общая площадь 879 686 кв. м, кадастровый номер 21:17:072501:1602, местоположение: Чувашская Республика, Моргаушский район, с/пос. Кадикасинское;
- - общая площадь 303 330 кв. м, кадастровый номер 21:17:072501:1603, местоположение: Чувашская Республика, Моргаушский район, с/пос. Кадикасинское.
Согласно представленным в материалы дела свидетельствам о государственной регистрации права от 13.02.2013 серии 21АД N 803647 и N 843648 право собственности на эти земельные участки зарегистрировано за Чувашской Республикой.
По сведениям государственного кадастра недвижимости 06.03.2013 поставлен на кадастровый учет земельный участок площадью 233329 кв. м, кадастровый номер 21:17:072501:1738, образованный из земельного участка с кадастровым номером 21:17:072501:1603.
Также 06.03.2013 поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 21:17:072501:1737 (образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 21:17:072501:1602), площадью 680000 кв. м, с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", расположенный по адресу: Чувашская Республика - Чувашия, р-н Моргаушский, с/пос Кадикасинское.
22.05.2013 данный земельный участок снят с государственного кадастрового учета и имеет статус "архивный".
Земельный участок с кадастровым номером 21:17:072501:1737 разделен на 45 земельных участков с кадастровыми номерами с 21:17:072501:1743 по 21:17:072501:1787.
Земельный участок с кадастровым номером 21:17:072501:1736 (образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 21:17:072501:1602), площадью 199686 кв. м, с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", расположенный по адресу: Чувашская Республика - Чувашия, р-н Моргаушский, с/пос Кадикасинское, поставлен на государственный кадастровый учет 06.03.2013 и снят с государственного кадастрового учета 22.05.2013 и имеет статус "архивный".
Земельный участок с кадастровым номером 21:17:072501:1739 (образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 21:17:072501:1603), площадью 70001 кв. м, с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", расположенный по адресу: Чувашская Республика - Чувашия, р-н Моргаушский, с/пос Кадикасинское, поставлен на государственный кадастровый учет 06.03.2013 и снят с государственного кадастрового учета 22.05.2013 и имеет статус "архивный".
В результате объединения земельных участков с кадастровыми номерами 21:17:072501:1736 и 21:17:072501:1739 образован земельный участок с кадастровым номером 21:17:072501:1742, в настоящее время учтенный в государственном кадастре недвижимости.
Согласно представленным в материалы дела сведениям Управления Росреестра по Чувашской Республике земельные участки с кадастровым номером 21:17:072501:1738, площадь 233329 кв. м и с кадастровым номером 21:17:072501:1742, площадь 269688 кв. м, зарегистрированы на праве собственности за Чувашской Республикой и на праве постоянного (бессрочного) пользования за автономным учреждением Чувашской республики среднего профессионального образования "Цивильский аграрно-технологический техникум" (том 1 л. д. 89 - 90).
Указанное означает, что уполномоченный орган распорядился испрашиваемыми земельными участками и на момент рассмотрения дела испрашиваемые заявителем земельные участки уже не существуют как объекты прав.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному итоговому выводу о том, что в действиях и решении администрации Моргаушского района отсутствует нарушение норм действующего законодательства, она не располагала фактическими и правовыми основаниями для предоставления Бархаткину В.В. на праве аренды испрашиваемых земельных участков.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии обоснованно отказал главе КФХ Бархаткину В.В. в удовлетворении заявления.
В процессе производства по делу заявитель отказался от требований в части обязания главы администрации Моргаушского района Чувашской Республики предоставить земельные участки с кадастровыми номерами 21:17:072501:1602 и 21:17:072501:1603 в аренду сроком на 49 лет.
Суд принял отказ заявителя от заявленных требований в этой части на основании пункта 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу пункта 4 части первой статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ от заявления является основанием для прекращения производства по делу.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Бархаткина В.В. признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 24.06.2013 по делу N А79-1185/2013 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 24.06.2013 по делу N А79-1185/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу главы крестьянско-фермерского хозяйства Бархаткина Владислава Валериановича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.А.ЗАХАРОВА
Т.А.ЗАХАРОВА
Судьи
Е.А.РУБИС
В.Н.УРЛЕКОВ
Е.А.РУБИС
В.Н.УРЛЕКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)