Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Мещерина А.И. и Плотниковой Л.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - организации научного обслуживания опытно-производственного хозяйства "Отрадненское" Северо-Кавказского научно-исследовательского института животноводства Российской академии сельскохозяйственных наук (ИНН 2345007748, ОГРН 122304447758) - Пустовалова О.А. (конкурсный управляющий), от органа, осуществляющего публичные полномочия, - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308095506, ОГРН 1032304166377) - Садовникова В.В. (доверенность от 06.02.2013), рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.12.2012 (судья Тарасенко А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2013 (судьи Фахретдинов Т.Р., Ильина М.В., Тимченко О.Х.) по делу N А32-11980/2012, установил следующее.
Организация научного обслуживания опытно-производственное хозяйство "Отрадненское" ГУ СКНИИЖ Россельхозакадемии (далее - опытное хозяйство) в лице конкурсного управляющего Пустовалова О.А. обратилась к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) со следующими требованиями:
- - признать незаконным отказ территориального управления в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 23:23:0506001:8;
- - обязать территориальное управление заключить с опытным хозяйством договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:23:0506001:8 (с учетом уточнения; л.д. 40).
Требования мотивированы наличием у опытного хозяйства права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, подлежащего переоформлению на основании статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.12.2012, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2013, требования удовлетворены. Отказ территориального управления в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования опытного хозяйства на земельный участок с кадастровым номером 23:23:0506001:8 на право аренды, выраженный в письме от 25.04.2012 N 09-10/5401 признан недействительным. На территориальное управление возложена обязанность подготовить и направить в адрес опытного хозяйства проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:23:0506001:8. Требование об обязании заключить договор аренды земельного участка оставлено без рассмотрения. Ходатайство территориального управления о привлечении Росимущества к участию в деле отклонено.
Судебные инстанции установили, что постановлением главы администрации Отрадненского района от 24.12.1997 N 454 опытному хозяйству на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок с кадастровым номером 23:23:0506001:8. По заявлению опытного хозяйства от 13.03.2012 о переоформлении существующего права на право аренды территориальным управлением оформлен отказ со ссылкой на недопустимость переоформления права постоянного (бессрочного) пользования предприятию-банкроту (письмо от 25.04.2012). При проверке правомерности отказа суды исходили из того, что обязанность по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования по правилам статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлена статьей 3 Вводного закона. Порядок обращения заявителем соблюден, поэтому отказ государственного органа является незаконным. Довод территориального управления о невозможности переоформления права в связи с тем, что заявитель признан несостоятельным (банкротом), не принят судами с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.09.2011 N 4344/11 (далее - постановление от 20.09.2011 N 4344/11). Земельный кодекс и Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) не содержат запрета на переоформление обществом-банкротом права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, представляющего собой имущественный актив должника. Согласно реестру требований кредиторов по состоянию на 27.11.2012 требования кредиторов не погашены, следовательно, конкурсная масса может быть пополнена за счет переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды и дальнейшей его реализации. Отклонен судами и довод об организационно-правовой форме заявителя, препятствующей переоформлению существующего вида права. Запрет на предоставление земельных участков на иных правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования, установлен только для учреждений, созданных государственными академиями наук (пункты 2.3, 2.4 статьи 3 Вводного закона). В рамках дела N А32-6988/2011 установлено, что опытное хозяйство имеет организационно-правовую форму государственного унитарного предприятия. Доказательств создания заявителя в иной форме территориальное управление не представило. Довод территориального управления о необходимости получения решения собрания кредиторов апелляционным судом отклонены со ссылкой на формальный характер возражений органа, осуществляющего публичные полномочия. С учетом установленных обстоятельств судебные инстанции пришли к выводу о наличии оснований для признания отказа территориального управления от 25.04.2012 незаконным (статьи 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс). В порядке устранения нарушений суд обязал территориальное управление подготовить и направить заявителю проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:23:0506001:8. Требование об обязании заключить договор аренды оставлено без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка (статья 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 части 1 статьи 148 Кодекса). Ходатайство территориального управления о привлечении Росимущества к участию в деле в качестве третьего лица либо иного органа, осуществляющего публичные полномочия, отклонено, поскольку территориальные органы Росимущества является полномочными исполнительными органами государственной власти, обладающими правом предоставления земельных участков, находящихся в федеральной собственности (л. д. 120, 161).
Территориальное управление обжаловало решение от 20.12.2012 и апелляционное постановление от 25.03.2013 в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Суды необоснованно отклонили довод территориального управления о том, что заявитель не относится к числу юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 3 Вводного закона, у которых возникает обязанность по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования. Вывод судов о том, что организационно-правовая форма заявителя определена как государственное унитарное предприятие, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Приказом Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - Россельхозакадемия) от 10.06.2003 N 67 отменен приказ от 19.03.1999 N 18 об отнесении опытно-производственных хозяйств и экспериментальных заводов, входящих в состав Россельхозакадемии, к государственным унитарным предприятиям. Указанные организации определено считать государственными организациями научного обслуживания. Опытное хозяйство является хозяйством, находящемся в ведомственном подчинении государственного учреждения "Северо-Кавказский научно-исследовательский институт животноводства". Поскольку опытное хозяйство учреждено государственным учреждением, на него распространяется запрет на предоставление земельных участков на иных правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования, установленный пунктами 2.3, 2.4 статьи 3 Вводного закона. Поэтому заявитель не может переоформить существующий вид права на право аренды. Судебные акты по делу N А32-6988/2011, на которые сослались суды при разрешении данного спора, не имеют преюдициального значения, так как в рамках указанного дела судами не исследовался приказ Россельхозакадемии от 10.06.2003 N 67. Кроме того, конкурсным управляющим не представлены доказательства вынесения на обсуждение собрания кредиторов вопроса о возможности удовлетворения требований конкурсных кредиторов за счет сдачи в аренду земельных участков, а также не представлено согласие собрания кредиторов должника (статья 12 Закона о банкротстве). Письмом Росимущества от 17.06.2010 N ЮМ-12/16847 территориальному управлению указано на недопустимость переоформления права постоянного (бессрочного) пользования предприятиям-банкротам. В соответствии с утвержденным Положением территориальное управление предоставляет земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации по поручению Росимущества, и не имеет полномочий на принятие решения о распоряжении земельными участками площадью более 1 га. Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом. Поскольку в отношении спорного участка полномочия собственника осуществляет Росимущество, суд необоснованно отклонил ходатайство территориального управления о привлечении уполномоченного органа к участию в деле. Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования осуществляется в соответствии с Вводным законом в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса. К заявлению должны быть приложены документы согласно перечню, утвержденному Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475. Если площадь земельного участка превышает 1 га, распоряжение таким участком осуществляется по поручению Росимущества. Отказывая в предоставлении земельного участка в аренду, территориальное управление руководствовалось письмом Росимущества от 17.06.2010 N ЮМ-12/16847, которое для заявителя жалобы носит обязательный характер.
Опытное хозяйство в отзыве указало на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Выводы судебных инстанций основаны на нормах Вводного закона, Земельного кодекса, Закона о банкротстве, постановления от 20.09.2011 N 4344/11, а также судебных актах по делу N А32-6988/2011, которыми установлено, что заявитель осуществляет деятельность как государственное унитарное предприятие, а также признается незаконным отказ территориального управления в переоформлении прав на спорный участок.
В судебном заседании представитель территориального управления поддержал доводы жалобы, просил кассационную инстанцию судебные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представитель опытного хозяйства возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие выводов судебных инстанций нормам действующего законодательства и представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и возражений, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, постановлением главы администрации Отрадненского района от 24.12.1997 N 454 опытно-производственному хозяйству "Отрадненское" для сельскохозяйственного производства предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 2634 га (с учетом изменений по состоянию на 01.01.2001), что подтверждается свидетельством о праве пользования на землю от 16.04.1998 N 12-24 (л. д. 9).
Свидетельством N 720 КК от 17.01.2000 подтверждена государственная регистрация государственного унитарного предприятия опытно-производственного хозяйства "Отрадненское" Северо-Кавказского научно-исследовательского института животноводства Россельхозакадемии (л. д. 101).
В соответствии с приказом Россельхозакадемии от 10.06.2003 N 67 на базе опытно-производственного хозяйства "Отрадненское" создано опытное хозяйство и утвержден его устав (л. д. 86-97). Согласно уставу опытное хозяйство является организацией научного обслуживания (юридическим лицом), за которым имущество закреплено на праве хозяйственного ведения; находится в ведомственном подчинении Россельхозакадемии и непосредственном (организационно-методическом) отношении - ГУ Северо-Кавказского научно-исследовательского института животноводства.
Как следует из кадастрового плана земельного участка от 15.02.2008, из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства сформирован земельный участок площадью 26 025 500 кв. м (единое землепользование), которому присвоен кадастровый номер 23:23:0506001:8 (л. д. 98, 99).
В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:23:0506001:8, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.12.2008 (л. д. 7).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2007 по делу N А32-28080/2007 опытное хозяйство признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство (л. д. 35). Определением от 18.02.2011 конкурсным управляющим опытного хозяйства утвержден Пустовалов О.А. (л. д. 38).
13 марта 2012 года опытное хозяйство (в лице конкурсного управляющего) обратилось в территориальное управление с заявлением о приобретении права аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:23:0506001:8 в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, приложив к заявлению регистрационные документы, свидетельство о праве пользования на землю и кадастровый паспорт участка (л. д. 13).
Письмом от 25.04.2012 территориальное управление отказало заявителю в переоформлении прав на земельный участок со ссылкой на ответ от 06.07.2010, данный на аналогичное заявление опытного хозяйства. Отказ мотивирован недопустимостью переоформления права постоянного (бессрочного) пользования предприятию-банкроту (л. д. 14-18).
Полагая, что отказ территориального управления не соответствует положениям Вводного закона и Земельного кодекса, опытное хозяйство обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 24 Кодекса. Одновременно заявлено исковое требование об обязании территориального управления заключить с опытным хозяйством договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:23:0506001:8.
При разрешении спора суд пришел к выводу о наличии оснований для оставления без рассмотрения требования о понуждении к заключению договора (пункт 2 части 1 статьи 148 Кодекса). В части оставления иска без рассмотрения решение и апелляционное постановление участвующими в деле лицами не обжалуются, поэтому судебные акты в указанной части кассационной инстанцией не проверяются (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Кодекса решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны судом незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Земельного кодекса за гражданами и юридическими лицами сохраняется право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, если оно возникло до введения в действие данного Кодекса.
Предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (пункт 12 статьи 3 Вводного закона).
Согласно пункту 9 статьи 3 Вводного закона государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено следующее. Лица, которым земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки.
Пункт 2 статьи 3 Вводного закона (в действующей редакции) устанавливает обязанность юридических лиц (за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса) переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести их в собственность, до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса.
В пунктах 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса закреплено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду. В месячный срок с даты принятия такого решения уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
При разрешении спора судебные инстанции установили, что опытным хозяйством порядок обращения в территориальное управление с целью переоформления прав на земельный участок соблюден. Испрашиваемый земельный участок сформирован, поставлен на государственный кадастровый учет и в обороте не ограничен.
В постановлении от 20.09.2011 N 4344/11 сформулирован правовой подход о возможности переоформления права постоянного (бессрочного) пользования предприятию-банкроту. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком представляет собой имущественный актив, так как переоформление этого права путем приобретения данного объекта в собственность влечет за собой увеличение объема имущества должника, за счет которого впоследствии могут быть погашены требования кредиторов. Такой вывод следует из системного толкования норм Земельного кодекса и Закона о банкротстве. Статьей 131 Закона о банкротстве земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, к имуществу, подлежащему исключению из конкурсной массы, не отнесены. Таким образом, ни Земельный кодекс, ни Закон о банкротстве не содержат запрета на переоформление обществом права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в собственность (аренду).
С учетом изложенного, судебные инстанции признали незаконным отказ территориального управления от 25.04.2012. В порядке восстановления нарушенного права суд на основании положений пункта 3 части 5 статьи 201 Кодекса обязал территориальное управление направить в адрес опытного хозяйства проект договора аренды, что соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 09.02.2010 N 12926/09 и N 13258/09.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Довод кассационной жалобы территориального управления об отсутствии у опытного хозяйства (являющегося учреждением) обязанности по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования в отношении спорного земельного участка отклоняется.
Согласно пунктам 2.3 и 2.4 статьи 3 Вводного закона (введены Федеральным законом от 22.07.2008 N 141-ФЗ, в редакции Федерального закона от 07.05.2009 N 91-ФЗ) государственным академиям наук, созданным такими академиями наук и (или) подведомственным им учреждениям земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования. Не допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственным или муниципальным учреждениям, учреждениям, созданным государственными академиями наук и (или) подведомственным им, на иных правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования.
Как установили судебные инстанции и следует из материалов дела (л. д. 44-53, 86-97, 102), опытное хозяйство создано в организационно-правовой форме государственного унитарного предприятия, поэтому на него не распространяется запрет в отношении вида прав на земельные участки, установленный пунктами 2.3 и 2.4 статьи 3 Вводного закона. Доказательств создания заявителя в форме учреждения территориальное управление не представило. При разрешении спора по делу N А32-6988/2011 (с участием тех же лиц) судебные инстанции также установили, что опытное хозяйство является государственным унитарным предприятием и не обладает признаками учреждения.
Довод заявителя об отсутствии у него полномочий на распоряжение спорным участком исследовался и обоснованно отклонен судами. Полномочия территориального управления следуют из норм статьи 29 Земельного кодекса, Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, и Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374.
Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком необходимо для погашения задолженности по бюджетным обязательствам (единственным конкурсным кредитором опытного хозяйства является налоговый орган). Поэтому довод заявителя о правомерности отказа в переоформлении прав в связи с отсутствием решения собрания кредиторов предприятия-банкрота не принимается.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в кассационной жалобе. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель (федеральный орган государственной власти) освобожден от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.12.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2013 по делу N А32-11980/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 12.07.2013 ПО ДЕЛУ N А32-11980/2012
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2013 г. по делу N А32-11980/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Мещерина А.И. и Плотниковой Л.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - организации научного обслуживания опытно-производственного хозяйства "Отрадненское" Северо-Кавказского научно-исследовательского института животноводства Российской академии сельскохозяйственных наук (ИНН 2345007748, ОГРН 122304447758) - Пустовалова О.А. (конкурсный управляющий), от органа, осуществляющего публичные полномочия, - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308095506, ОГРН 1032304166377) - Садовникова В.В. (доверенность от 06.02.2013), рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.12.2012 (судья Тарасенко А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2013 (судьи Фахретдинов Т.Р., Ильина М.В., Тимченко О.Х.) по делу N А32-11980/2012, установил следующее.
Организация научного обслуживания опытно-производственное хозяйство "Отрадненское" ГУ СКНИИЖ Россельхозакадемии (далее - опытное хозяйство) в лице конкурсного управляющего Пустовалова О.А. обратилась к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) со следующими требованиями:
- - признать незаконным отказ территориального управления в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 23:23:0506001:8;
- - обязать территориальное управление заключить с опытным хозяйством договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:23:0506001:8 (с учетом уточнения; л.д. 40).
Требования мотивированы наличием у опытного хозяйства права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, подлежащего переоформлению на основании статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.12.2012, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2013, требования удовлетворены. Отказ территориального управления в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования опытного хозяйства на земельный участок с кадастровым номером 23:23:0506001:8 на право аренды, выраженный в письме от 25.04.2012 N 09-10/5401 признан недействительным. На территориальное управление возложена обязанность подготовить и направить в адрес опытного хозяйства проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:23:0506001:8. Требование об обязании заключить договор аренды земельного участка оставлено без рассмотрения. Ходатайство территориального управления о привлечении Росимущества к участию в деле отклонено.
Судебные инстанции установили, что постановлением главы администрации Отрадненского района от 24.12.1997 N 454 опытному хозяйству на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок с кадастровым номером 23:23:0506001:8. По заявлению опытного хозяйства от 13.03.2012 о переоформлении существующего права на право аренды территориальным управлением оформлен отказ со ссылкой на недопустимость переоформления права постоянного (бессрочного) пользования предприятию-банкроту (письмо от 25.04.2012). При проверке правомерности отказа суды исходили из того, что обязанность по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования по правилам статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлена статьей 3 Вводного закона. Порядок обращения заявителем соблюден, поэтому отказ государственного органа является незаконным. Довод территориального управления о невозможности переоформления права в связи с тем, что заявитель признан несостоятельным (банкротом), не принят судами с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.09.2011 N 4344/11 (далее - постановление от 20.09.2011 N 4344/11). Земельный кодекс и Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) не содержат запрета на переоформление обществом-банкротом права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, представляющего собой имущественный актив должника. Согласно реестру требований кредиторов по состоянию на 27.11.2012 требования кредиторов не погашены, следовательно, конкурсная масса может быть пополнена за счет переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды и дальнейшей его реализации. Отклонен судами и довод об организационно-правовой форме заявителя, препятствующей переоформлению существующего вида права. Запрет на предоставление земельных участков на иных правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования, установлен только для учреждений, созданных государственными академиями наук (пункты 2.3, 2.4 статьи 3 Вводного закона). В рамках дела N А32-6988/2011 установлено, что опытное хозяйство имеет организационно-правовую форму государственного унитарного предприятия. Доказательств создания заявителя в иной форме территориальное управление не представило. Довод территориального управления о необходимости получения решения собрания кредиторов апелляционным судом отклонены со ссылкой на формальный характер возражений органа, осуществляющего публичные полномочия. С учетом установленных обстоятельств судебные инстанции пришли к выводу о наличии оснований для признания отказа территориального управления от 25.04.2012 незаконным (статьи 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс). В порядке устранения нарушений суд обязал территориальное управление подготовить и направить заявителю проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:23:0506001:8. Требование об обязании заключить договор аренды оставлено без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка (статья 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 части 1 статьи 148 Кодекса). Ходатайство территориального управления о привлечении Росимущества к участию в деле в качестве третьего лица либо иного органа, осуществляющего публичные полномочия, отклонено, поскольку территориальные органы Росимущества является полномочными исполнительными органами государственной власти, обладающими правом предоставления земельных участков, находящихся в федеральной собственности (л. д. 120, 161).
Территориальное управление обжаловало решение от 20.12.2012 и апелляционное постановление от 25.03.2013 в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Суды необоснованно отклонили довод территориального управления о том, что заявитель не относится к числу юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 3 Вводного закона, у которых возникает обязанность по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования. Вывод судов о том, что организационно-правовая форма заявителя определена как государственное унитарное предприятие, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Приказом Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - Россельхозакадемия) от 10.06.2003 N 67 отменен приказ от 19.03.1999 N 18 об отнесении опытно-производственных хозяйств и экспериментальных заводов, входящих в состав Россельхозакадемии, к государственным унитарным предприятиям. Указанные организации определено считать государственными организациями научного обслуживания. Опытное хозяйство является хозяйством, находящемся в ведомственном подчинении государственного учреждения "Северо-Кавказский научно-исследовательский институт животноводства". Поскольку опытное хозяйство учреждено государственным учреждением, на него распространяется запрет на предоставление земельных участков на иных правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования, установленный пунктами 2.3, 2.4 статьи 3 Вводного закона. Поэтому заявитель не может переоформить существующий вид права на право аренды. Судебные акты по делу N А32-6988/2011, на которые сослались суды при разрешении данного спора, не имеют преюдициального значения, так как в рамках указанного дела судами не исследовался приказ Россельхозакадемии от 10.06.2003 N 67. Кроме того, конкурсным управляющим не представлены доказательства вынесения на обсуждение собрания кредиторов вопроса о возможности удовлетворения требований конкурсных кредиторов за счет сдачи в аренду земельных участков, а также не представлено согласие собрания кредиторов должника (статья 12 Закона о банкротстве). Письмом Росимущества от 17.06.2010 N ЮМ-12/16847 территориальному управлению указано на недопустимость переоформления права постоянного (бессрочного) пользования предприятиям-банкротам. В соответствии с утвержденным Положением территориальное управление предоставляет земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации по поручению Росимущества, и не имеет полномочий на принятие решения о распоряжении земельными участками площадью более 1 га. Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом. Поскольку в отношении спорного участка полномочия собственника осуществляет Росимущество, суд необоснованно отклонил ходатайство территориального управления о привлечении уполномоченного органа к участию в деле. Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования осуществляется в соответствии с Вводным законом в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса. К заявлению должны быть приложены документы согласно перечню, утвержденному Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475. Если площадь земельного участка превышает 1 га, распоряжение таким участком осуществляется по поручению Росимущества. Отказывая в предоставлении земельного участка в аренду, территориальное управление руководствовалось письмом Росимущества от 17.06.2010 N ЮМ-12/16847, которое для заявителя жалобы носит обязательный характер.
Опытное хозяйство в отзыве указало на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Выводы судебных инстанций основаны на нормах Вводного закона, Земельного кодекса, Закона о банкротстве, постановления от 20.09.2011 N 4344/11, а также судебных актах по делу N А32-6988/2011, которыми установлено, что заявитель осуществляет деятельность как государственное унитарное предприятие, а также признается незаконным отказ территориального управления в переоформлении прав на спорный участок.
В судебном заседании представитель территориального управления поддержал доводы жалобы, просил кассационную инстанцию судебные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представитель опытного хозяйства возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие выводов судебных инстанций нормам действующего законодательства и представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и возражений, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, постановлением главы администрации Отрадненского района от 24.12.1997 N 454 опытно-производственному хозяйству "Отрадненское" для сельскохозяйственного производства предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 2634 га (с учетом изменений по состоянию на 01.01.2001), что подтверждается свидетельством о праве пользования на землю от 16.04.1998 N 12-24 (л. д. 9).
Свидетельством N 720 КК от 17.01.2000 подтверждена государственная регистрация государственного унитарного предприятия опытно-производственного хозяйства "Отрадненское" Северо-Кавказского научно-исследовательского института животноводства Россельхозакадемии (л. д. 101).
В соответствии с приказом Россельхозакадемии от 10.06.2003 N 67 на базе опытно-производственного хозяйства "Отрадненское" создано опытное хозяйство и утвержден его устав (л. д. 86-97). Согласно уставу опытное хозяйство является организацией научного обслуживания (юридическим лицом), за которым имущество закреплено на праве хозяйственного ведения; находится в ведомственном подчинении Россельхозакадемии и непосредственном (организационно-методическом) отношении - ГУ Северо-Кавказского научно-исследовательского института животноводства.
Как следует из кадастрового плана земельного участка от 15.02.2008, из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства сформирован земельный участок площадью 26 025 500 кв. м (единое землепользование), которому присвоен кадастровый номер 23:23:0506001:8 (л. д. 98, 99).
В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:23:0506001:8, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.12.2008 (л. д. 7).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2007 по делу N А32-28080/2007 опытное хозяйство признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство (л. д. 35). Определением от 18.02.2011 конкурсным управляющим опытного хозяйства утвержден Пустовалов О.А. (л. д. 38).
13 марта 2012 года опытное хозяйство (в лице конкурсного управляющего) обратилось в территориальное управление с заявлением о приобретении права аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:23:0506001:8 в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, приложив к заявлению регистрационные документы, свидетельство о праве пользования на землю и кадастровый паспорт участка (л. д. 13).
Письмом от 25.04.2012 территориальное управление отказало заявителю в переоформлении прав на земельный участок со ссылкой на ответ от 06.07.2010, данный на аналогичное заявление опытного хозяйства. Отказ мотивирован недопустимостью переоформления права постоянного (бессрочного) пользования предприятию-банкроту (л. д. 14-18).
Полагая, что отказ территориального управления не соответствует положениям Вводного закона и Земельного кодекса, опытное хозяйство обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 24 Кодекса. Одновременно заявлено исковое требование об обязании территориального управления заключить с опытным хозяйством договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:23:0506001:8.
При разрешении спора суд пришел к выводу о наличии оснований для оставления без рассмотрения требования о понуждении к заключению договора (пункт 2 части 1 статьи 148 Кодекса). В части оставления иска без рассмотрения решение и апелляционное постановление участвующими в деле лицами не обжалуются, поэтому судебные акты в указанной части кассационной инстанцией не проверяются (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Кодекса решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны судом незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Земельного кодекса за гражданами и юридическими лицами сохраняется право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, если оно возникло до введения в действие данного Кодекса.
Предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (пункт 12 статьи 3 Вводного закона).
Согласно пункту 9 статьи 3 Вводного закона государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено следующее. Лица, которым земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки.
Пункт 2 статьи 3 Вводного закона (в действующей редакции) устанавливает обязанность юридических лиц (за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса) переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести их в собственность, до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса.
В пунктах 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса закреплено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду. В месячный срок с даты принятия такого решения уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
При разрешении спора судебные инстанции установили, что опытным хозяйством порядок обращения в территориальное управление с целью переоформления прав на земельный участок соблюден. Испрашиваемый земельный участок сформирован, поставлен на государственный кадастровый учет и в обороте не ограничен.
В постановлении от 20.09.2011 N 4344/11 сформулирован правовой подход о возможности переоформления права постоянного (бессрочного) пользования предприятию-банкроту. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком представляет собой имущественный актив, так как переоформление этого права путем приобретения данного объекта в собственность влечет за собой увеличение объема имущества должника, за счет которого впоследствии могут быть погашены требования кредиторов. Такой вывод следует из системного толкования норм Земельного кодекса и Закона о банкротстве. Статьей 131 Закона о банкротстве земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, к имуществу, подлежащему исключению из конкурсной массы, не отнесены. Таким образом, ни Земельный кодекс, ни Закон о банкротстве не содержат запрета на переоформление обществом права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в собственность (аренду).
С учетом изложенного, судебные инстанции признали незаконным отказ территориального управления от 25.04.2012. В порядке восстановления нарушенного права суд на основании положений пункта 3 части 5 статьи 201 Кодекса обязал территориальное управление направить в адрес опытного хозяйства проект договора аренды, что соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 09.02.2010 N 12926/09 и N 13258/09.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Довод кассационной жалобы территориального управления об отсутствии у опытного хозяйства (являющегося учреждением) обязанности по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования в отношении спорного земельного участка отклоняется.
Согласно пунктам 2.3 и 2.4 статьи 3 Вводного закона (введены Федеральным законом от 22.07.2008 N 141-ФЗ, в редакции Федерального закона от 07.05.2009 N 91-ФЗ) государственным академиям наук, созданным такими академиями наук и (или) подведомственным им учреждениям земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования. Не допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственным или муниципальным учреждениям, учреждениям, созданным государственными академиями наук и (или) подведомственным им, на иных правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования.
Как установили судебные инстанции и следует из материалов дела (л. д. 44-53, 86-97, 102), опытное хозяйство создано в организационно-правовой форме государственного унитарного предприятия, поэтому на него не распространяется запрет в отношении вида прав на земельные участки, установленный пунктами 2.3 и 2.4 статьи 3 Вводного закона. Доказательств создания заявителя в форме учреждения территориальное управление не представило. При разрешении спора по делу N А32-6988/2011 (с участием тех же лиц) судебные инстанции также установили, что опытное хозяйство является государственным унитарным предприятием и не обладает признаками учреждения.
Довод заявителя об отсутствии у него полномочий на распоряжение спорным участком исследовался и обоснованно отклонен судами. Полномочия территориального управления следуют из норм статьи 29 Земельного кодекса, Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, и Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374.
Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком необходимо для погашения задолженности по бюджетным обязательствам (единственным конкурсным кредитором опытного хозяйства является налоговый орган). Поэтому довод заявителя о правомерности отказа в переоформлении прав в связи с отсутствием решения собрания кредиторов предприятия-банкрота не принимается.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в кассационной жалобе. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель (федеральный орган государственной власти) освобожден от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.12.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2013 по делу N А32-11980/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.Е.ЕПИФАНОВ
В.Е.ЕПИФАНОВ
Судьи
А.И.МЕЩЕРИН
Л.Н.ПЛОТНИКОВА
А.И.МЕЩЕРИН
Л.Н.ПЛОТНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)