Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Слука В.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Быстрова А.Н.
судей Першиной Н.В., Тимошенко Л.И.
по докладу судьи Быстрова А.Н.
при секретаре З.Н.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Б.В., М.О., В.В., Т., Д., Е.Л., представителя Б.Р.В. по доверенности Б.В., представителя З.М.Г. по доверенности З.Ю. на решение Центрального районного суда г. Сочи от 10 июля 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года обратился в суд с иском к администрации г. Сочи, ЗАО "Банк Русский Стандарт", З.М.Г., К.В.П., Д., Е.О., М.С., Е.Л., Е.В., Т., П., К.В.Н., Н., С.С., Б.Р.Д., Ц., Б.Л., Б.Е., Ж., К.А., М.М., Р., Г., Х.И., М.О., В.Ф., Х.А., В.А., А., Б.Р.В., Б.В., в котором просил: признать недостоверным расчет минимальной площади земельного участка, необходимой для эксплуатации многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями (офисные), расположенного по < адрес обезличен >, составленный ООО "Строй-Сфера" и согласованный Комитетом архитектуры и градостроительства администрации города Сочи; обязать администрацию г. Сочи внести в постановление Главы города Сочи от 06.02.2008 N 124 изменения в части указания площади, подлежащего передаче собственникам помещений в многоквартирном жилом доме в общую долевую собственность земельного участка в соответствии с согласованным исполняющим обязанности директора Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи З.А. расчетом от 20.06.2013 г. в размере 2507 кв.м; обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером площадью 403 кв.м, носящие временный характер; исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами и; восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером площадью 3470 кв.м; исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об уникальных характеристиках - описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером площадью 3470 кв.м по вышеуказанному адресу, изменив его площадь с уточненной на декларированную. Обязать Управление Росреестра по КК исключить из ЕГРП сведения о государственной регистрации права З.М.Г. на земельный участок с кадастровым номером; исключить из ЕГРП сведения о государственной регистрации права РФ на земельный участок с кадастровым номером; обратить решение суда к немедленному исполнению.
В обоснование заявленных требований указывалось, что Постановлением Главы г. Сочи от 06.02.2008 г. N 124 земельный участок с кадастровым номером площадью 3470 кв.м передан собственникам помещений в вышеуказанном многоквартирном жилом доме в общую долевую собственность. Указанный земельный участок, как следует из названного постановления, сформирован в установленном порядке и поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера. Основанием для формирования участка в исходных границах и с указанной площадью являлся расчет его минимальной площади, необходимой для эксплуатации многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями (офисные) по указанному адресу, составленный ООО "Строй-Сфера" и согласованный Комитетом архитектуры и градостроительства администрации г. Сочи. Департамент полагает, что данный расчет является недостоверным, произведен с нарушением обязательным правил и требований, что привело к изданию неправомерного муниципального акта о передаче участка площадью в соответствии с данным расчетом собственникам помещений в многоквартирном жилом доме, внесению соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости. Указывалось, что земельный участок с кадастровым номером предназначен в части образованных из него участков с кадастровыми номерами площадью 561 кв.м и площадью 403 кв.м для размещения олимпийского объекта федерального значения, предусмотренного п. 43 Программы, в соответствии с утвержденной приказом Минрегиона России от 12.07.2012 N 95-ОИ документацией по планировке территории. Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 21.11.2012 N 1062-р принято решение об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд земельного участка с кадастровым номером площадью 403 кв.м, образованного из земельного участка с кадастровым номером площадью 2910 кв.м, который в свою очередь ранее был образован из земельного участка с кадастровым номером площадью 3470 кв.м по указанному адресу, доля в праве собственности на который принадлежит З.М.Г. По мнению истца, нарушение порядка расчета необходимой для эксплуатации многоквартирного жилого дома площади может привести к неправомерным действиям по изъятию и выкупу вышеуказанного земельного участка.
Обжалуемым решением исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года удовлетворены. Решение обращено к немедленному исполнению.
В жалобе представитель З.М.Г. по доверенности З.Ю. просит отменить решение и прекратить производство по делу. Доводы жалобы мотивированы тем, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, имеет место недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции изложенных в решении суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, неприменение закона, подлежащего применению, неправильное толкование закона, применение норм, не подлежащих применению в судопроизводстве.
Б.В., М.О., В.В., Т., Д., Е.Л., представитель Б.Р.В. по доверенности Б.В. в жалобе просят решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска. Доводы жалобы мотивированы тем, что решение является незаконным, постановлено с существенным нарушением норм материального и процессуального права, что повлекло нарушение прав собственников помещений и жильцов неприватизированных жилых помещений многоквартирного дома на земельный участок (придомовую территорию) площадью 2910 кв.м, оставшуюся после изъятия в 2011 г. земельного участка с кадастровым номером площадью 561 кв.м.
В судебном заседании представитель Б.В. по доверенности К.Н., представитель З.М.Г. по доверенности З.Ю. поддержали доводы жалоб.
Представитель истца по доверенности К.Д., представитель ФКУ ДСД "Черноморье" по доверенности С.Ф. в судебном заседании просили обжалуемое решение оставить без изменения, указали на его законность и обоснованность.
Другие участвующие в деле лица в судебное разбирательство суда апелляционной инстанции не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени проведения судебного заседания, заявлений, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не представили.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения явившихся участвующих в деле лиц, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения явившихся участвующих в деле лиц, оценив в совокупности имеющиеся доказательства по делу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобах.
Федеральный закон N 310-ФЗ от 1 декабря 2007 г. "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее ФЗ N 310-ФЗ от 01.12.2007 г.) регулирует отношения, возникающие в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта (ст. 1 ФЗ-310 от 01.12.2007 г.).
Особенности предоставления земельных участков для строительства олимпийских объектов, а также особенности резервирования земель, изъятия земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, сноса объектов недвижимого имущества в целях организации и проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр и развития города Сочи как горноклиматического курорта, регулируются статьями 15, 16 Федерального закона N 310-ФЗ от 01.12.2007 г.
Пунктом 1.1 Постановления главы администрации Краснодарского края от 05.06.2008 г. N 497 уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края, определен департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года.
Положением о Департаменте Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 г. предусмотрено, что Департамент в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Краснодарского края осуществляет функции, в том числе и по обращению в суды с исками в целях защиты нарушенного или оспоренного права Российской Федерации, ее субъекта.
Из материалов дела, в частности в выписке из государственного кадастра недвижимости от 05.03.2011 г. указано, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером площадью 3470 кв.м, вид права - общедолевая собственность, расположенный по адресу: < адрес обезличен > является З.М.Г.
05.03.2011 г. в результате раздела земельного участка с кадастровым номером были образованы земельные участки с кадастровым номерами площадью, по результатам межевания, 561 кв.м, и площадью 2910 кв.м.
Впоследствии, 19.09.2012 г. в результате раздела с измененным земельным участком с кадастровым номером был образован земельный участок с кадастровым номером площадью 403 кв.м.
Земельный участок с кадастровым номером изъят для федеральных нужд в собственность Российской Федерации путем выкупа в целях размещения олимпийского объекта федерального на основании Распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.04.2011 г. N 591-р.
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.11.2012 г. N 1062-р принято решение об изъятии для федеральных нужд в собственность Российской Федерации земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером площадью 403 кв.м, который будет образован в результате раздела земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером площадью 2910 кв.м, расположенного: < адрес обезличен >, принадлежащий на праве общей долевой собственности гражданину З.М.Г., иным физическим и юридическим лицам, муниципальному образованию город-курорт Сочи.
Сторона ответчика указывала на необходимость прекращения производства по делу, в связи с тем, что оспариваемые Департаментом акты не затрагивают его права, свободы или законные интересы.
Поскольку, с заявленными требованиями Департамент обратился в суд в интересах Российской Федерации и Краснодарского края, основываясь на положениях ст. ст. 48, 124, 125 ГК РФ, ст. 3 ГПК РФ, суд первой инстанции обоснованно критически оценил данные доводы стороны ответчиков.
Стороной ответчика заявлено требование о применение к спорным правоотношениям срока исковой давности.
Руководствуясь положениями ст. ст. 199, 200 ГК РФ суд первой инстанции правильно указал, что обязанность совершения всех юридически значимых действий, связанных с реализацией переданных полномочий, и соответствующее право на проверку легитимности правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на расположенные в границах олимпийских объектов земельные участки в целях исключения необоснованного расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета, возникли у Департамента с момента издания распоряжения об изъятии, то есть не ранее 2011 года.
С учетом изложенного довод апелляционной жалобы о пропуске стороной истца срока исковой давности оценивается судебной коллегией как несостоятельный.
Департамент оспаривал расчет минимальной площади земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями (офисные), составленный ООО "Строй-Сфера" и согласованный Комитетом архитектуры и градостроительства администрации г. Сочи как недостоверный, произведенный с нарушением земельных правил и требований, что привело к изданию неправомерного муниципального акта о передаче участка площадью в соответствии с данным расчетом собственникам помещений в многоквартирном жилом доме, внесению соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости и единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Ответчиками в свою очередь указывалось на то, что данное требование противоречит положениям ГПК РФ, поскольку указанный расчет не является правовым актом, устанавливающим право ответчиков на спорный земельный участок.
Ссылаясь на положения ст. 129 ГК РФ, ч. 1 ст. 85 ЗК РФ, ч. 11 ст. 1 ГрК РФ суд правильно указал, что нормами гражданского и земельного законодательства установлены переделы границ земельных участков, которые могут быть переданы в общую долевую собственность собственникам помещений в многоквартирном жилом доме.
Из представленной истцом схемы расположения земельного участка с кадастровым номером относительно границ олимпийского объекта и выкопировки из топосъемки с наложением границ указанного земельного участка усматривается пересечение земельного участка с кадастровым номером и земель общего пользования, на которых расположена автомобильная дорога по < адрес обезличен >, разграниченных "красной линией".
Обоснованно принимая во внимание то обстоятельство, что предусмотренные утвержденным решением Городского Собрания г. Сочи от 26.04.2007 г. N 38 Перечнем, имеющиеся технические характеристики автомобильной дороги по < адрес обезличен > не соответствуют стандартам, установленным нормами федерального законодательства и изданными во исполнение подзаконными актами (ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ...", Постановлениям Правительства РФ от 28.09.2009 г. N 767, от 02.09.2009 N 717), суд правильно указал, что доводы ответчиков о том, что спорный земельный участок был сформирован 28.11.2002 г., то есть до введения в действие Жилищного кодекса РФ, и в соответствии ст. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, перешел бесплатно в общую долевую собственность собственникам помещений в многоквартирном доме, не опровергают состоятельность доводов исковых требований истца.
Судебной коллегией признается несостоятельным довод жалобы о том, что заявленным иском Департамент фактически лишил ответчиков их части собственности на земельный участок, поскольку предметом судебного разбирательства является спор о нарушении норм земельного, гражданского и градостроительного законодательства при формировании границ указанного земельного участка, а не об его изъятии.
Указывая, что необходимость учета и исключения при формировании земельного участка территорий общего пользования предусмотрена как законодательством, действующим в настоящее время, так и ранее действовавшими нормами права, руководствуясь ст. 11.1 ЗК РФ, нормами Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", суд обосновано отклонил доводы ответчиков об отсутствии правовых оснований для исключения из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации права в связи с тем, что оно не оспорено само по себе.
Давая оценку оспариваемому отчету, учитывая положения ст. 3 ГПК РФ, ст. ст. 5, 36 ЖК РФ суд верно указал, что при расчете необходимой для эксплуатации многоквартирного дома площади, необходимо руководствоваться Методикой расчета нормативных размеров земельных участков в общем имуществе многоквартирного и, утвержденной постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.04.2004 N 345, в частности п. 2.4 - 2.9.
С учетом изложенного, вывод суда об удовлетворении требований Департамента о признании недостоверным и противоречащим нормам жилищного законодательства расчета минимальной площади земельного участка, необходимой для эксплуатации многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями (офисные), расположенного по < адрес обезличен >, составленного ООО "Строй-Сфера" и согласованного Комитетом архитектуры и градостроительства администрации города Сочи, является законным и обоснованным.
При этом суд правильно указал, что согласованный исполняющим обязанности директора Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи З.А. расчет предельных размеров земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого дома по < адрес обезличен > от 20.06.2013 г., содержащий иной порядок расчета площади, фактически является признанием администрацией г. Сочи факта недостоверности и нарушения предыдущим согласованным тем же ее структурным подразделением расчетом норм жилищного права.
Иными лицами, участвующими в рассмотрении настоящего дела, указанный расчет не оспорен, доказательства о его несоответствии нормам действующего законодательства не представлены.
Придя к выводу о необходимости обращения решения к немедленному исполнению, суд правомерно применил п. 33 ст. 15 Закона N 310-ФЗ по аналогии закона в соответствии со ст. 6 ГК РФ и ст. 1 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах, решение суда от 10 июля 2013 г. является законным и обоснованным.
Правовая оценка имеющимся в деле доказательствам дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ. Доводы апелляционных жалоб не содержат обстоятельств, которые бы опровергали правильность выводов суда первой инстанции и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Юридически значимые обстоятельства определены верно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Сочи от 10 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Б.В., М.О., В.В., Т., Д., Е.Л., представителя Б.Р.В. по доверенности Б.В., представителя З.М.Г. по доверенности З.Ю. без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 19.09.2013 ПО ДЕЛУ N 33-20252/13
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 сентября 2013 г. по делу N 33-20252/13
Судья: Слука В.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Быстрова А.Н.
судей Першиной Н.В., Тимошенко Л.И.
по докладу судьи Быстрова А.Н.
при секретаре З.Н.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Б.В., М.О., В.В., Т., Д., Е.Л., представителя Б.Р.В. по доверенности Б.В., представителя З.М.Г. по доверенности З.Ю. на решение Центрального районного суда г. Сочи от 10 июля 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года обратился в суд с иском к администрации г. Сочи, ЗАО "Банк Русский Стандарт", З.М.Г., К.В.П., Д., Е.О., М.С., Е.Л., Е.В., Т., П., К.В.Н., Н., С.С., Б.Р.Д., Ц., Б.Л., Б.Е., Ж., К.А., М.М., Р., Г., Х.И., М.О., В.Ф., Х.А., В.А., А., Б.Р.В., Б.В., в котором просил: признать недостоверным расчет минимальной площади земельного участка, необходимой для эксплуатации многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями (офисные), расположенного по < адрес обезличен >, составленный ООО "Строй-Сфера" и согласованный Комитетом архитектуры и градостроительства администрации города Сочи; обязать администрацию г. Сочи внести в постановление Главы города Сочи от 06.02.2008 N 124 изменения в части указания площади, подлежащего передаче собственникам помещений в многоквартирном жилом доме в общую долевую собственность земельного участка в соответствии с согласованным исполняющим обязанности директора Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи З.А. расчетом от 20.06.2013 г. в размере 2507 кв.м; обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером площадью 403 кв.м, носящие временный характер; исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами и; восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером площадью 3470 кв.м; исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об уникальных характеристиках - описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером площадью 3470 кв.м по вышеуказанному адресу, изменив его площадь с уточненной на декларированную. Обязать Управление Росреестра по КК исключить из ЕГРП сведения о государственной регистрации права З.М.Г. на земельный участок с кадастровым номером; исключить из ЕГРП сведения о государственной регистрации права РФ на земельный участок с кадастровым номером; обратить решение суда к немедленному исполнению.
В обоснование заявленных требований указывалось, что Постановлением Главы г. Сочи от 06.02.2008 г. N 124 земельный участок с кадастровым номером площадью 3470 кв.м передан собственникам помещений в вышеуказанном многоквартирном жилом доме в общую долевую собственность. Указанный земельный участок, как следует из названного постановления, сформирован в установленном порядке и поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера. Основанием для формирования участка в исходных границах и с указанной площадью являлся расчет его минимальной площади, необходимой для эксплуатации многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями (офисные) по указанному адресу, составленный ООО "Строй-Сфера" и согласованный Комитетом архитектуры и градостроительства администрации г. Сочи. Департамент полагает, что данный расчет является недостоверным, произведен с нарушением обязательным правил и требований, что привело к изданию неправомерного муниципального акта о передаче участка площадью в соответствии с данным расчетом собственникам помещений в многоквартирном жилом доме, внесению соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости. Указывалось, что земельный участок с кадастровым номером предназначен в части образованных из него участков с кадастровыми номерами площадью 561 кв.м и площадью 403 кв.м для размещения олимпийского объекта федерального значения, предусмотренного п. 43 Программы, в соответствии с утвержденной приказом Минрегиона России от 12.07.2012 N 95-ОИ документацией по планировке территории. Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 21.11.2012 N 1062-р принято решение об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд земельного участка с кадастровым номером площадью 403 кв.м, образованного из земельного участка с кадастровым номером площадью 2910 кв.м, который в свою очередь ранее был образован из земельного участка с кадастровым номером площадью 3470 кв.м по указанному адресу, доля в праве собственности на который принадлежит З.М.Г. По мнению истца, нарушение порядка расчета необходимой для эксплуатации многоквартирного жилого дома площади может привести к неправомерным действиям по изъятию и выкупу вышеуказанного земельного участка.
Обжалуемым решением исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года удовлетворены. Решение обращено к немедленному исполнению.
В жалобе представитель З.М.Г. по доверенности З.Ю. просит отменить решение и прекратить производство по делу. Доводы жалобы мотивированы тем, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, имеет место недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции изложенных в решении суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, неприменение закона, подлежащего применению, неправильное толкование закона, применение норм, не подлежащих применению в судопроизводстве.
Б.В., М.О., В.В., Т., Д., Е.Л., представитель Б.Р.В. по доверенности Б.В. в жалобе просят решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска. Доводы жалобы мотивированы тем, что решение является незаконным, постановлено с существенным нарушением норм материального и процессуального права, что повлекло нарушение прав собственников помещений и жильцов неприватизированных жилых помещений многоквартирного дома на земельный участок (придомовую территорию) площадью 2910 кв.м, оставшуюся после изъятия в 2011 г. земельного участка с кадастровым номером площадью 561 кв.м.
В судебном заседании представитель Б.В. по доверенности К.Н., представитель З.М.Г. по доверенности З.Ю. поддержали доводы жалоб.
Представитель истца по доверенности К.Д., представитель ФКУ ДСД "Черноморье" по доверенности С.Ф. в судебном заседании просили обжалуемое решение оставить без изменения, указали на его законность и обоснованность.
Другие участвующие в деле лица в судебное разбирательство суда апелляционной инстанции не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени проведения судебного заседания, заявлений, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не представили.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения явившихся участвующих в деле лиц, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения явившихся участвующих в деле лиц, оценив в совокупности имеющиеся доказательства по делу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобах.
Федеральный закон N 310-ФЗ от 1 декабря 2007 г. "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее ФЗ N 310-ФЗ от 01.12.2007 г.) регулирует отношения, возникающие в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта (ст. 1 ФЗ-310 от 01.12.2007 г.).
Особенности предоставления земельных участков для строительства олимпийских объектов, а также особенности резервирования земель, изъятия земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, сноса объектов недвижимого имущества в целях организации и проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр и развития города Сочи как горноклиматического курорта, регулируются статьями 15, 16 Федерального закона N 310-ФЗ от 01.12.2007 г.
Пунктом 1.1 Постановления главы администрации Краснодарского края от 05.06.2008 г. N 497 уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края, определен департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года.
Положением о Департаменте Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 г. предусмотрено, что Департамент в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Краснодарского края осуществляет функции, в том числе и по обращению в суды с исками в целях защиты нарушенного или оспоренного права Российской Федерации, ее субъекта.
Из материалов дела, в частности в выписке из государственного кадастра недвижимости от 05.03.2011 г. указано, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером площадью 3470 кв.м, вид права - общедолевая собственность, расположенный по адресу: < адрес обезличен > является З.М.Г.
05.03.2011 г. в результате раздела земельного участка с кадастровым номером были образованы земельные участки с кадастровым номерами площадью, по результатам межевания, 561 кв.м, и площадью 2910 кв.м.
Впоследствии, 19.09.2012 г. в результате раздела с измененным земельным участком с кадастровым номером был образован земельный участок с кадастровым номером площадью 403 кв.м.
Земельный участок с кадастровым номером изъят для федеральных нужд в собственность Российской Федерации путем выкупа в целях размещения олимпийского объекта федерального на основании Распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.04.2011 г. N 591-р.
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.11.2012 г. N 1062-р принято решение об изъятии для федеральных нужд в собственность Российской Федерации земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером площадью 403 кв.м, который будет образован в результате раздела земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером площадью 2910 кв.м, расположенного: < адрес обезличен >, принадлежащий на праве общей долевой собственности гражданину З.М.Г., иным физическим и юридическим лицам, муниципальному образованию город-курорт Сочи.
Сторона ответчика указывала на необходимость прекращения производства по делу, в связи с тем, что оспариваемые Департаментом акты не затрагивают его права, свободы или законные интересы.
Поскольку, с заявленными требованиями Департамент обратился в суд в интересах Российской Федерации и Краснодарского края, основываясь на положениях ст. ст. 48, 124, 125 ГК РФ, ст. 3 ГПК РФ, суд первой инстанции обоснованно критически оценил данные доводы стороны ответчиков.
Стороной ответчика заявлено требование о применение к спорным правоотношениям срока исковой давности.
Руководствуясь положениями ст. ст. 199, 200 ГК РФ суд первой инстанции правильно указал, что обязанность совершения всех юридически значимых действий, связанных с реализацией переданных полномочий, и соответствующее право на проверку легитимности правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на расположенные в границах олимпийских объектов земельные участки в целях исключения необоснованного расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета, возникли у Департамента с момента издания распоряжения об изъятии, то есть не ранее 2011 года.
С учетом изложенного довод апелляционной жалобы о пропуске стороной истца срока исковой давности оценивается судебной коллегией как несостоятельный.
Департамент оспаривал расчет минимальной площади земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями (офисные), составленный ООО "Строй-Сфера" и согласованный Комитетом архитектуры и градостроительства администрации г. Сочи как недостоверный, произведенный с нарушением земельных правил и требований, что привело к изданию неправомерного муниципального акта о передаче участка площадью в соответствии с данным расчетом собственникам помещений в многоквартирном жилом доме, внесению соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости и единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Ответчиками в свою очередь указывалось на то, что данное требование противоречит положениям ГПК РФ, поскольку указанный расчет не является правовым актом, устанавливающим право ответчиков на спорный земельный участок.
Ссылаясь на положения ст. 129 ГК РФ, ч. 1 ст. 85 ЗК РФ, ч. 11 ст. 1 ГрК РФ суд правильно указал, что нормами гражданского и земельного законодательства установлены переделы границ земельных участков, которые могут быть переданы в общую долевую собственность собственникам помещений в многоквартирном жилом доме.
Из представленной истцом схемы расположения земельного участка с кадастровым номером относительно границ олимпийского объекта и выкопировки из топосъемки с наложением границ указанного земельного участка усматривается пересечение земельного участка с кадастровым номером и земель общего пользования, на которых расположена автомобильная дорога по < адрес обезличен >, разграниченных "красной линией".
Обоснованно принимая во внимание то обстоятельство, что предусмотренные утвержденным решением Городского Собрания г. Сочи от 26.04.2007 г. N 38 Перечнем, имеющиеся технические характеристики автомобильной дороги по < адрес обезличен > не соответствуют стандартам, установленным нормами федерального законодательства и изданными во исполнение подзаконными актами (ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ...", Постановлениям Правительства РФ от 28.09.2009 г. N 767, от 02.09.2009 N 717), суд правильно указал, что доводы ответчиков о том, что спорный земельный участок был сформирован 28.11.2002 г., то есть до введения в действие Жилищного кодекса РФ, и в соответствии ст. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, перешел бесплатно в общую долевую собственность собственникам помещений в многоквартирном доме, не опровергают состоятельность доводов исковых требований истца.
Судебной коллегией признается несостоятельным довод жалобы о том, что заявленным иском Департамент фактически лишил ответчиков их части собственности на земельный участок, поскольку предметом судебного разбирательства является спор о нарушении норм земельного, гражданского и градостроительного законодательства при формировании границ указанного земельного участка, а не об его изъятии.
Указывая, что необходимость учета и исключения при формировании земельного участка территорий общего пользования предусмотрена как законодательством, действующим в настоящее время, так и ранее действовавшими нормами права, руководствуясь ст. 11.1 ЗК РФ, нормами Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", суд обосновано отклонил доводы ответчиков об отсутствии правовых оснований для исключения из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации права в связи с тем, что оно не оспорено само по себе.
Давая оценку оспариваемому отчету, учитывая положения ст. 3 ГПК РФ, ст. ст. 5, 36 ЖК РФ суд верно указал, что при расчете необходимой для эксплуатации многоквартирного дома площади, необходимо руководствоваться Методикой расчета нормативных размеров земельных участков в общем имуществе многоквартирного и, утвержденной постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.04.2004 N 345, в частности п. 2.4 - 2.9.
С учетом изложенного, вывод суда об удовлетворении требований Департамента о признании недостоверным и противоречащим нормам жилищного законодательства расчета минимальной площади земельного участка, необходимой для эксплуатации многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями (офисные), расположенного по < адрес обезличен >, составленного ООО "Строй-Сфера" и согласованного Комитетом архитектуры и градостроительства администрации города Сочи, является законным и обоснованным.
При этом суд правильно указал, что согласованный исполняющим обязанности директора Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи З.А. расчет предельных размеров земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого дома по < адрес обезличен > от 20.06.2013 г., содержащий иной порядок расчета площади, фактически является признанием администрацией г. Сочи факта недостоверности и нарушения предыдущим согласованным тем же ее структурным подразделением расчетом норм жилищного права.
Иными лицами, участвующими в рассмотрении настоящего дела, указанный расчет не оспорен, доказательства о его несоответствии нормам действующего законодательства не представлены.
Придя к выводу о необходимости обращения решения к немедленному исполнению, суд правомерно применил п. 33 ст. 15 Закона N 310-ФЗ по аналогии закона в соответствии со ст. 6 ГК РФ и ст. 1 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах, решение суда от 10 июля 2013 г. является законным и обоснованным.
Правовая оценка имеющимся в деле доказательствам дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ. Доводы апелляционных жалоб не содержат обстоятельств, которые бы опровергали правильность выводов суда первой инстанции и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Юридически значимые обстоятельства определены верно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Сочи от 10 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Б.В., М.О., В.В., Т., Д., Е.Л., представителя Б.Р.В. по доверенности Б.В., представителя З.М.Г. по доверенности З.Ю. без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)