Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.08.2013 ПО ДЕЛУ N А41-56245/12

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2013 г. по делу N А41-56245/12


Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Себельдиной Д.В.,
при участии в заседании:
от ДНП "Богослово": Бойко В.В., по доверенности от 05.11.12 г. N 1/2012,
- от ИФНС по г. Ногинску Московской области: Статенина Т.В., по доверенности от 08.04.13 г. N 04-17/0480;
- от Правительства Московской области: Долгова О.Г., по доверенности от 10.06.13 г. N исх-3697/34.5; от ФГБУ "ФКП Росреестра": не явился, извещен; от Администрации Ногинского муниципального района Московской области: не явился, извещен; от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" на решение Арбитражного суда Московской области от 06 июня 2013 года по делу N А41-56245/12, принятое судьей Богатыревой Г.И. по заявлению ДНП "Богослово" (ИНН 5031087106, ОГРН 1095031003484) к ФГБУ "ФКП Росреестра", в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, третьи лица: Администрация Ногинского муниципального района Московской области, ИФНС по г. Ногинску Московской области, Правительство Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании несоответствующей рыночной стоимости удельный показатель кадастровой стоимости,

установил:

ДНП "Богослово" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений), в котором просит:
- - признать несоответствующей рыночной стоимости удельный показатель кадастровой стоимости по соответствующему виду разрешенного использования - дачное строительство, в размере 2402 руб. 59 коп. за 1 кв. м и рассчитанную по данному показателю кадастровую стоимость в размере 196 531 862 руб. земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402027:1, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский муниципальный район, с/пос. Буньковское, с. Богослово, ДНП "Богослово" и обязать Федеральное бюджетное государственное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости, в размере 2402,59 за 1 кв. м, земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402027:1;
- - обязать филиал Федерального бюджетного государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве нового удельного показателя рыночную стоимость 1 кв. м в размере 486 рублей и в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402027:1, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский муниципальный район, с/пос. Буньковское, с. Богослово, ДНП "Богослово" в размере 39 754 800 рублей с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости на 08.07.2010 г.
В качестве ответчика, в отношении которого предъявлены требования, в деле участвует ФГБУ "ФКП Росреестра", в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, а в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрация Ногинского муниципального района Московской области, ИФНС по г. Ногинску Московской области, Правительство Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 июня 2013 года требования ДНП "Богослово" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке.
Истец представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Ответчик и истец направили в судебное заседание своих представителей, представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель истца против указанных доводов возражал.
ИФНС по г. Ногинску Московской области, Правительство Московской области направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы ответчика.
Администрация Ногинского муниципального района Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области своих представителей в судебное заседание не направили, отзывов на апелляционную жалобу не представили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ДНП "Богослово" является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402027:1, площадью 81800 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский муниципальный район, с/пос. Буньковское, с. Богослово, ДНП "Богослово", что удостоверено свидетельством о государственной регистрации права от 01.11.2010 серии 50 АБ N 278909.
Вид разрешенного использования указанного земельного участка с вида - "для ведения крестьянского хозяйства" на вид - "дачное строительство" изменен 04.05.2010 на основании Постановления Главы муниципального образования "Сельское поселение Буньковское Московской области" за N 36.
18.09.2012 истцом в Филиале ФГБУ "Кадастровая палата" по Московской области был получен кадастровый паспорт N МО-12/ЗВ-675699 на вышеуказанный земельный участок, в графе сведения об удельном показателе кадастровой стоимости которого был указан удельный показатель в размере - 2402,59 руб. за 1 кв. м, в графе кадастровая стоимость земельного участка указана стоимость в размере - 196531862 руб.
Истец указал, что согласно результатам независимой оценки рыночная стоимость указанных выше земельных участков значительно ниже, чем их кадастровая стоимость.
Таким образом, истец, считая кадастровую стоимость, содержащуюся в сведениях государственного кадастра объектов недвижимости, недостоверной, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал следующее.
Заявленные обществом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010).
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй данной статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков (пункт 8). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания от 15 февраля 2007 года N 39), Приказом от 28 июня 2007 года N 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в частности, следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Положения пункта 1.2 Методических указаний от 15 февраля 2007 года N 39 предполагают определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по видам разрешенного использования.
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок, принадлежащий истцу на праве собственности, относится к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования установлен - для дачного строительства.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ утверждены:
- - результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.2010;
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.2010;
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.2010.
Комиссия по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости в Московской области не создана.
23.12.2009 Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области (приложение N 1) и средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам (приложение N 2).
В соответствии с п. 2 Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области N 121-РМ от 23.12.2009 Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 N 166-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" применяется в части, не противоречащей Распоряжению N 121-РМ от 23.12.2009.
Доказательства обоснованности применения уполномоченным органом удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра земельного участка, с кадастровым номером 50:16:0402027:1, общей площадью 81800 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, с/пос. Буньковское, с. Богослово, ДНП "Богослово", в размере 2402,59 руб., - отсутствуют.
В целях защиты своих охраняемых законом прав, истец, для установления рыночной стоимости спорных земельных участков, заказал оценку указанного земельного участка.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса (в редакции от 27.12.2009 N 42-ФЗ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации": в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Данная позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
В материалы дела представлены Отчет об оценке N 3 от 15.01.2013, согласно которому рыночная стоимость 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402027:1, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский муниципальный район, с/пос. Буньковское, с. Богослово, ДНП "Богослово" составила 486 руб., рыночная стоимость всего земельного участка - 39724575 руб.
Также в материалы дела представлено Экспертное заключение N 197/04-13 от 09.04.2013 на отчет N 3 от 15.01.2013, согласно которому объект экспертизы - отчет N 3 от 15.01.2013 "Об оценке недвижимости" соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года в последней редакции от 03.12.2011, изм. от 28.07.2012 N 144-ФЗ, федеральным стандартам оценки других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
Апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что отчет оценщика может считаться допустимым доказательством только в том случае, если будет представлено положительное экспертное заключение, полученное в течение тридцати дней с момента составления отчета ввиду следующего.
В соответствии со статьей 24.16 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года в последней редакции от 03.12.2011 исполнитель работ по определению кадастровой стоимости обязан обеспечить проведение экспертизы в течение тридцати дней. Однако, указанная норма не содержит положений о том, что заключение эксперта так же должно быть составлено в течение тридцати дней.
Как следует из статей 24.11, 24.12 вышеназванного Закона, указанная норма относится к порядку осуществления государственной кадастровой оценки, проводимой по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, либо органа местного самоуправления.
Суд, исследовав указанные Экспертное заключение N 197/04-13 от 09.04.2013 и отчет N 3 от 15.01.2013 с позиции ст. 71 АПК РФ установил, что они соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 5 ФСО N 2 рыночная стоимость объекта оценки - наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Кроме того, в силу пункта 3 - 4 ФСО N 1 к объектам оценки относятся объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте; при определении цены объекта оценки определяется денежная сумма, предлагаемая, запрашиваемая или уплаченная за объект оценки участниками совершенной или планируемой сделки.
Таким образом, из определения рыночной стоимости земельного участка, содержащегося в федеральных стандартах оценки, не следует, что при определении такой стоимости должны учитываться существующие улучшения (здания, строения, сооружения, полезные ископаемые).
В частности, объекты недвижимости и земельный участок являются отдельными объектами гражданских прав, которые могут в равной степени участвовать в гражданском обороте, и выступают отдельными объектами оценки (статьи 128, 261 Гражданского кодекса РФ, статьи 6, 15 Земельного кодекса РФ и др.). Земельный участок и объекты недвижимости на нем представляют самостоятельную экономическую ценность с точки зрения хозяйствующих субъектов в условиях рынка. Соответственно стоимость объектов недвижимости не может поглощаться рыночной стоимостью земельного участка. Иное противоречило бы существующим методологическим и методическим подходам в оценочной деятельности.
В Разъяснениях Минэкономразвития РФ от 15.12.2011 по вопросам определения кадастровой стоимости отражено, что в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что "пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости" и что "согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта".
Внесение в Государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков с нарушением требований законодательства РФ, нарушает права и законные интересы истца, связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога, поскольку порядок исчисления земельного налога, установленный ст. ст. 388, 390, 391 Налогового кодекса РФ, прямо связан с соблюдением требований земельного законодательства при определении кадастровой стоимости земельного участка и внесении этих данных в государственный кадастр недвижимости.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Правительства Московской области указал, что Правительство Московской области не было надлежащим образом уведомлено о времени и месте судебных заседаний в суде первой инстанции.
Апелляционный суд, исследовав указанный вопрос установил следующее.
В материалах дела имеются сведения сайта Почты России (том 1 л.д. 104), в соответствии с которыми судом первой инстанции Правительству Московской области направлялось определение от 30.01.2013 года.
Из указанных сведений следует, что определение направлялось по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Триумфальная, 10/13, стр. 2, а также то, что указанное почтовое отправление было возвращено по истечению срока хранения.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.
В соответствии с Приложением N 2 Регламента рассмотрения обращений граждан в Правительстве Московской области, утвержденного Постановлением Губернатора МО от 23.04.2007 N 44-ПГ (ред. от 27.12.2011) "Об утверждении Регламента рассмотрения обращений граждан в Правительстве Московской области" приемная Правительства Московской области располагается по адресу: город Москва, ул. Садовая-Триумфальная, д. 10/13, стр. 2.
Таким образом, апелляционным судом установлено, что по адресу г. Москва, ул. Садовая-Триумфальная, 10/13, стр. 2 располагается приемная Правительства Московской области. Соответственно, Правительство Московской области обязано обеспечить получение почтовой корреспонденции по указанному адресу.
Так же представитель Правительства Московской области указал, что к участию в настоящем деле не было привлечено Министерство экологии и природопользования Московской области. Апелляционный суд полагает, что Правительство Московской области не обосновало каким образом обжалуемое решение суда затрагивает права Министерства экологии и природопользования Московской области.
Из всего вышеуказанного следует, что каких-либо доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 06 июня 2013 года по делу N А41-56245/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" - без удовлетворения.

Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ

Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Л.М.МОРДКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)