Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Баканова А.П., Жукова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карповой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации местного самоуправления г. Владикавказа на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.09.2012 по делу А61-1642/2012 (судья Джиоев З.П.) по иску администрации местного самоуправления г. Владикавказа (ИНН 1501002346, ОГРН 1021500578087, 362040), Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пл. Штыба, 2 к Федеральному государственному унитарному предприятию "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (ОГРН 1027739456084, г. Москва, ул. Академика Королева, 13) в лице филиала "Радиотелевизионный передающий центр Республики Северная Осетия-Алания" (г. Владикавказ, ул. Леонова, 11 А) о взыскании 151 146 рублей 65 копеек, в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
установил:
администрация местного самоуправления г. Владикавказа (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд к ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Радиотелевизионный передающий центр Республики Северная Осетия - Алания" (далее - предприятие) с иском о взыскании 151 146 рублей 65 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 18.09.2012 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2013 решение от 18.09.2012 отменено в части отказа во взыскании 59 370 рублей 71 копейки. С предприятия в пользу администрации взыскано 59 370 рублей 71 копейка платы за пользования земельным участком. В доход федерального бюджета с предприятия взыскано 2375 рублей государственной пошлины по иску и 2 тыс. рублей по апелляционной жалобе.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.08.2013 постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2013 по делу N А61-1642/2012 в части взыскания с предприятия в пользу администрации 59 370 рублей 71 копейки долга и судебных расходов отменено. Дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. В остальной части постановление оставлено без изменения. Суд кассационной инстанции указал, что апелляционный суд не учел особый статус ответчика (субъект естественных монополий) и практику применения пункта 2 статьи 3 Вводного закона (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, от 10.05.2011 N 15575/10 и от 02.04.2013 N 14902/12). Не оценил постановление Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 27.12.2010 N 380 (утвержденные им ставки) на предмет соответствия Правилам.
Определением суда апелляционной инстанции 13.09.2013 судебное разбирательство назначено на 30.10.2013.
Предприятие направило возражения на апелляционную жалобу, в которых просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От администрации и предприятия поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие. Ходатайства удовлетворены судом.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, возражений на апелляционную жалобу и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации от 15.10.2008 N 1632 (т. 1, л.д. 8) предприятию для установки радио и телевизионного передающего устройства - мачты предоставлен в аренду сроком на 3 года земельный участок площадью 0,0035 га в с. Верхний Ларс (северо-западная часть пункта пропуска).
03.11.2009 администрация (арендодатель) и предприятие (арендатор) подписали договор аренды земельного участка N 3132 (т. 1, л.д. 10-15). По условиям договора предприятию передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 15:09:034901:11 площадью 0,0035 га. Срок аренды установлен с 03.11.2009 по 03.11.2012 (пункт 2.1). Размер и условия внесения арендной платы стороны согласовали в разделе 3. В пункте 3.1 стороны установили размер арендной платы за период с 03.11.2009 по 31.12.2009 в сумме 141 рубль 48 копеек, а также размер годовой арендной платы за 2009 год в сумме 878 рублей 19 копеек (приложение N 3). Согласно пункту 3.5 размер арендной платы изменяется арендодателем в соответствии с законами Российской Федерации, Республики Северная Осетия-Алания, решениями собрания представителей г. Владикавказа и другими нормативно-правовыми актами с момента принятия нормативно-правового акта, о чем арендодатель уведомляет арендатора в письменной форме. Обязанность по обращению за государственной регистрацией договора возложена на арендатора (пункт 4.4.5). Приложение N 3 содержит расчет арендной платы с учетом базовой ставки арендной платы, коэффициента к ней, зоны градостроительной ценности, вида использования земель и площади участка (т. 1, л.д. 16).
Земельный участок передан арендатору по акту от 03.11.2009 (т. 1, л.д. 19).
Ссылаясь на использование предприятием земельного участка без внесения платы в установленном размере, администрация обратилась в суд с иском о взыскании с последнего 151 146 рублей 65 копеек долга за период с 15.10.2008 по 31.12.2011.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 15:09:034901:11 передан предприятию под размещение радио и телевизионного передающего устройства - мачты.
Из содержания кадастрового паспорта от 31.07.2009 также следует, что земельный участок учтен в государственном кадастре недвижимости с разрешенным видом использования - для установки радио и телевизионного передающего устройства (мачты).
Статья 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (пункты 6 и 27) определяет сооружения связи (в том числе линейно-кабельные сооружения связи) как сооружения, объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения средств связи или кабелей связи.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (пункт 11 статьи 1) относит линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения к линейным объектам.
Таким образом, спорный земельный участок предоставлен предприятию для размещения сооружения связи, являющегося линейным объектом.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (как в редакции, действовавшей на момент заключения договоров аренды, так и в редакции, действующей в настоящее время; далее - Вводный закон) арендная плата за использование земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты) определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 данной статьи.
При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте (абзац 3 пункта 2 статьи 3 Вводного закона).
По смыслу пункта 2 статьи 3 Вводного закона, если земельные участки под линейными объектами не изъяты из оборота, не ограничены в обороте и не относятся к землям сельскохозяйственного назначения, то действует общее правило об ограничении предельного размера взимаемой за них годовой арендной платы двумя процентами кадастровой стоимости. Если земельные участки изъяты из оборота, ограничены в обороте или относятся к землям сельскохозяйственного назначения, то подлежит применению предельная ставка годовой арендной платы, определенная для земельного участка, отвечающего соответствующему критерию, либо наименьшая из предельных ставок для земельных участков, подпадающих одновременно под несколько критериев.
По общему правилу земельные участки, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты) не являются ограниченными в обороте. Арендная плата за использование таких земельных участков установлена пунктом 2 статьи 3 Вводного закона, то есть непосредственно федеральным законом, и не может превышать двух процентов от кадастровой стоимости этих участков.
Ограничение размера арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, на которых расположены линейные объекты, подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет. Рассматриваемое положение, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий.
Следовательно, пунктом 2 статьи 3 Вводного закона установлены единообразные критерии формирования арендной платы за публичные земельные участки, занятые линейными объектами, предназначенными для транспортировки информационных, коммунальных или природных ресурсов. При рассмотрении споров о взыскании платы за пользование земельными участками, занятыми линейными объектами, судам следует устанавливать, относится ли заинтересованное лицо к субъектам, на которые распространяет свое действие пункт 2 статьи 3 Вводного закона.
Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" относит к сферам деятельности субъектов естественных монополий, в частности, услуги общедоступной электросвязи и почтовой связи.
Решением Правления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 20.02.2002 N 3/03-2-р (утверждено приказом от 21.02.2002 N 192) предприятие включено в реестр субъектов естественных монополий в области связи.
Таким образом, при расчете платы за пользование спорным земельным участком, предоставленным предприятию для размещения линейного объекта (сооружения связи) необходимо учитывать ограничения (предельные значения) установленные федеральным законом (пункт 2 статьи 3 Вводного закона).
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Правила).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Данные ставки являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Как было указано выше, предприятие является субъектом естественных монополий.
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 27.12.2010 N 380 "О порядке определения размера арендной платы, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Северная Осетия-Алания, а также за неразграниченные земельные участки, расположенные на территории городского округа г. Владикавказ" утвержден новый порядок определения размера арендной платы на 2011 год. Годовой размер арендной платы рассчитывается от кадастровой стоимости земельного участка с применением коэффициента по видам деятельности и дополнительного коэффициента на период строительства.
В связи с вышеизложенным при определении суммы, подлежащей взысканию, необходимо руководствоваться вышеуказанным постановлением.
Таким образом, оплата пользования земельным участком площадью 0,0035 га на 2011 год составляет 60 844 руб.
- Из материалов дела следует, что предприятие произвело оплату пользования земельным участком за 2011 год платежным поручением от 09.11.2011 N 940 в общей сумме 878,19 рублей, указав в платежном поручении назначение платежа: "оплата за аренду земельного участка в с. Верхний Ларс г. Владикавказ за 2011 год, согласно договору аренды N 3132 от 03.11.2009" (т. 1, л.д. 64);
- Следовательно, размер долга за пользование земельным участком за период с 01.01.2011 по 31.12.2011 составляет 59 370 рублей 71 копейка из расчета установленной оплаты в год в сумме 60 844 рубля - произведенной оплаты за 2011 в размере 878,19 рублей - переплаты за 2010 год в размере 595 рублей 10 копеек.
Суд апелляционной инстанции с учетом указаний кассационного суда, в полном объеме оценив доводы сторон и надлежащим образом в соответствии с требованиями процессуального законодательства исследовав представленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу, что решение суда в обжалуемой части подлежит отмене с вынесением нового судебного акта.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с предприятия подлежит взысканию государственная пошлина в доход Федерального бюджета в размере 2 375 руб. и 2000 руб., пропорционально размеру удовлетворенных требований. Расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе в части удовлетворенных требований в сумме 1 000 рублей, подлежат отнесению на администрацию.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
апелляционную жалобу удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 18.09.2012 по делу А61-1642/12 отменить в части отказа в иске в размере 59 370, 71 рублей, исковые требования в указанной части удовлетворить.
Взыскать с федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (ОГРН 1027739456084, г. Москва, ул. Академика Королева, 13) долг по оплате пользования земельным участком в размере 59 370,71 рублей.
Взыскать с федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (ОГРН 1027739456084, г. Москва, ул. Академика Королева, 13) в доход Федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 375 руб. по иску и 1 000 руб. по апелляционной жалобе.
Взыскать с администрации местного самоуправления г. Владикавказа в пользу федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" 1 000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.И.ДЖАМБУЛАТОВ
Судьи
А.П.БАКАНОВ
Е.В.ЖУКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.11.2013 ПО ДЕЛУ N А61-1642/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2013 г. по делу N А61-1642/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Баканова А.П., Жукова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карповой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации местного самоуправления г. Владикавказа на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.09.2012 по делу А61-1642/2012 (судья Джиоев З.П.) по иску администрации местного самоуправления г. Владикавказа (ИНН 1501002346, ОГРН 1021500578087, 362040), Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пл. Штыба, 2 к Федеральному государственному унитарному предприятию "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (ОГРН 1027739456084, г. Москва, ул. Академика Королева, 13) в лице филиала "Радиотелевизионный передающий центр Республики Северная Осетия-Алания" (г. Владикавказ, ул. Леонова, 11 А) о взыскании 151 146 рублей 65 копеек, в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
установил:
администрация местного самоуправления г. Владикавказа (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд к ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Радиотелевизионный передающий центр Республики Северная Осетия - Алания" (далее - предприятие) с иском о взыскании 151 146 рублей 65 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 18.09.2012 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2013 решение от 18.09.2012 отменено в части отказа во взыскании 59 370 рублей 71 копейки. С предприятия в пользу администрации взыскано 59 370 рублей 71 копейка платы за пользования земельным участком. В доход федерального бюджета с предприятия взыскано 2375 рублей государственной пошлины по иску и 2 тыс. рублей по апелляционной жалобе.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.08.2013 постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2013 по делу N А61-1642/2012 в части взыскания с предприятия в пользу администрации 59 370 рублей 71 копейки долга и судебных расходов отменено. Дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. В остальной части постановление оставлено без изменения. Суд кассационной инстанции указал, что апелляционный суд не учел особый статус ответчика (субъект естественных монополий) и практику применения пункта 2 статьи 3 Вводного закона (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, от 10.05.2011 N 15575/10 и от 02.04.2013 N 14902/12). Не оценил постановление Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 27.12.2010 N 380 (утвержденные им ставки) на предмет соответствия Правилам.
Определением суда апелляционной инстанции 13.09.2013 судебное разбирательство назначено на 30.10.2013.
Предприятие направило возражения на апелляционную жалобу, в которых просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От администрации и предприятия поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие. Ходатайства удовлетворены судом.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, возражений на апелляционную жалобу и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации от 15.10.2008 N 1632 (т. 1, л.д. 8) предприятию для установки радио и телевизионного передающего устройства - мачты предоставлен в аренду сроком на 3 года земельный участок площадью 0,0035 га в с. Верхний Ларс (северо-западная часть пункта пропуска).
03.11.2009 администрация (арендодатель) и предприятие (арендатор) подписали договор аренды земельного участка N 3132 (т. 1, л.д. 10-15). По условиям договора предприятию передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 15:09:034901:11 площадью 0,0035 га. Срок аренды установлен с 03.11.2009 по 03.11.2012 (пункт 2.1). Размер и условия внесения арендной платы стороны согласовали в разделе 3. В пункте 3.1 стороны установили размер арендной платы за период с 03.11.2009 по 31.12.2009 в сумме 141 рубль 48 копеек, а также размер годовой арендной платы за 2009 год в сумме 878 рублей 19 копеек (приложение N 3). Согласно пункту 3.5 размер арендной платы изменяется арендодателем в соответствии с законами Российской Федерации, Республики Северная Осетия-Алания, решениями собрания представителей г. Владикавказа и другими нормативно-правовыми актами с момента принятия нормативно-правового акта, о чем арендодатель уведомляет арендатора в письменной форме. Обязанность по обращению за государственной регистрацией договора возложена на арендатора (пункт 4.4.5). Приложение N 3 содержит расчет арендной платы с учетом базовой ставки арендной платы, коэффициента к ней, зоны градостроительной ценности, вида использования земель и площади участка (т. 1, л.д. 16).
Земельный участок передан арендатору по акту от 03.11.2009 (т. 1, л.д. 19).
Ссылаясь на использование предприятием земельного участка без внесения платы в установленном размере, администрация обратилась в суд с иском о взыскании с последнего 151 146 рублей 65 копеек долга за период с 15.10.2008 по 31.12.2011.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 15:09:034901:11 передан предприятию под размещение радио и телевизионного передающего устройства - мачты.
Из содержания кадастрового паспорта от 31.07.2009 также следует, что земельный участок учтен в государственном кадастре недвижимости с разрешенным видом использования - для установки радио и телевизионного передающего устройства (мачты).
Статья 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (пункты 6 и 27) определяет сооружения связи (в том числе линейно-кабельные сооружения связи) как сооружения, объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения средств связи или кабелей связи.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (пункт 11 статьи 1) относит линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения к линейным объектам.
Таким образом, спорный земельный участок предоставлен предприятию для размещения сооружения связи, являющегося линейным объектом.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (как в редакции, действовавшей на момент заключения договоров аренды, так и в редакции, действующей в настоящее время; далее - Вводный закон) арендная плата за использование земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты) определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 данной статьи.
При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте (абзац 3 пункта 2 статьи 3 Вводного закона).
По смыслу пункта 2 статьи 3 Вводного закона, если земельные участки под линейными объектами не изъяты из оборота, не ограничены в обороте и не относятся к землям сельскохозяйственного назначения, то действует общее правило об ограничении предельного размера взимаемой за них годовой арендной платы двумя процентами кадастровой стоимости. Если земельные участки изъяты из оборота, ограничены в обороте или относятся к землям сельскохозяйственного назначения, то подлежит применению предельная ставка годовой арендной платы, определенная для земельного участка, отвечающего соответствующему критерию, либо наименьшая из предельных ставок для земельных участков, подпадающих одновременно под несколько критериев.
По общему правилу земельные участки, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты) не являются ограниченными в обороте. Арендная плата за использование таких земельных участков установлена пунктом 2 статьи 3 Вводного закона, то есть непосредственно федеральным законом, и не может превышать двух процентов от кадастровой стоимости этих участков.
Ограничение размера арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, на которых расположены линейные объекты, подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет. Рассматриваемое положение, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий.
Следовательно, пунктом 2 статьи 3 Вводного закона установлены единообразные критерии формирования арендной платы за публичные земельные участки, занятые линейными объектами, предназначенными для транспортировки информационных, коммунальных или природных ресурсов. При рассмотрении споров о взыскании платы за пользование земельными участками, занятыми линейными объектами, судам следует устанавливать, относится ли заинтересованное лицо к субъектам, на которые распространяет свое действие пункт 2 статьи 3 Вводного закона.
Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" относит к сферам деятельности субъектов естественных монополий, в частности, услуги общедоступной электросвязи и почтовой связи.
Решением Правления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 20.02.2002 N 3/03-2-р (утверждено приказом от 21.02.2002 N 192) предприятие включено в реестр субъектов естественных монополий в области связи.
Таким образом, при расчете платы за пользование спорным земельным участком, предоставленным предприятию для размещения линейного объекта (сооружения связи) необходимо учитывать ограничения (предельные значения) установленные федеральным законом (пункт 2 статьи 3 Вводного закона).
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Правила).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Данные ставки являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Как было указано выше, предприятие является субъектом естественных монополий.
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 27.12.2010 N 380 "О порядке определения размера арендной платы, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Северная Осетия-Алания, а также за неразграниченные земельные участки, расположенные на территории городского округа г. Владикавказ" утвержден новый порядок определения размера арендной платы на 2011 год. Годовой размер арендной платы рассчитывается от кадастровой стоимости земельного участка с применением коэффициента по видам деятельности и дополнительного коэффициента на период строительства.
В связи с вышеизложенным при определении суммы, подлежащей взысканию, необходимо руководствоваться вышеуказанным постановлением.
Таким образом, оплата пользования земельным участком площадью 0,0035 га на 2011 год составляет 60 844 руб.
- Из материалов дела следует, что предприятие произвело оплату пользования земельным участком за 2011 год платежным поручением от 09.11.2011 N 940 в общей сумме 878,19 рублей, указав в платежном поручении назначение платежа: "оплата за аренду земельного участка в с. Верхний Ларс г. Владикавказ за 2011 год, согласно договору аренды N 3132 от 03.11.2009" (т. 1, л.д. 64);
- Следовательно, размер долга за пользование земельным участком за период с 01.01.2011 по 31.12.2011 составляет 59 370 рублей 71 копейка из расчета установленной оплаты в год в сумме 60 844 рубля - произведенной оплаты за 2011 в размере 878,19 рублей - переплаты за 2010 год в размере 595 рублей 10 копеек.
Суд апелляционной инстанции с учетом указаний кассационного суда, в полном объеме оценив доводы сторон и надлежащим образом в соответствии с требованиями процессуального законодательства исследовав представленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу, что решение суда в обжалуемой части подлежит отмене с вынесением нового судебного акта.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с предприятия подлежит взысканию государственная пошлина в доход Федерального бюджета в размере 2 375 руб. и 2000 руб., пропорционально размеру удовлетворенных требований. Расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе в части удовлетворенных требований в сумме 1 000 рублей, подлежат отнесению на администрацию.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
апелляционную жалобу удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 18.09.2012 по делу А61-1642/12 отменить в части отказа в иске в размере 59 370, 71 рублей, исковые требования в указанной части удовлетворить.
Взыскать с федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (ОГРН 1027739456084, г. Москва, ул. Академика Королева, 13) долг по оплате пользования земельным участком в размере 59 370,71 рублей.
Взыскать с федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (ОГРН 1027739456084, г. Москва, ул. Академика Королева, 13) в доход Федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 375 руб. по иску и 1 000 руб. по апелляционной жалобе.
Взыскать с администрации местного самоуправления г. Владикавказа в пользу федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" 1 000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.И.ДЖАМБУЛАТОВ
Судьи
А.П.БАКАНОВ
Е.В.ЖУКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)