Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 04 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 марта 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей О.Ю. Еремеевой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы дачного некоммерческого товарищества "Летнее", Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края
апелляционное производство N 05АП-946/2013, 05АП-949/2013
на решение от 30.11.2012
судьи Е.И. Голуб
по делу N А51-21655/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Летнее" (ИНН 2536211649, ОГРН 1082536015385, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2008)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
третье лицо: дачное некоммерческое товарищество "Опушка" (ИНН 2540158902, ОГРН 1092540007625)
об оспаривании решения,
при участии:
- от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края - Талько С.В., представитель по доверенности от 09.01.2013 N 20/05/04-09/2, сроком действия до 31.12.2013;
- от ДНТ "Летнее" - адвокат Баранов А.В., представитель по доверенности от 13.07.2012, сроком действия один год, без права передоверия;
- от ДНТ "Опушка" - не явились, извещены;
Дачное некоммерческое товарищество "Летнее" (далее по тексту - заявитель, товарищество, ДНТ "Летнее") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее по тексту - департамент) от 06.07.2012 N 29/06/02-14/14142, об обязании департамент в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050071:739, 25:28:050071:740, расположенных в районе ул. Ломанной, 21 в г. Владивостоке, для целей, не связанных со строительством, и в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении земельных участков заключить договор аренды указанных земельных участков.
Протокольным определением суда от 26.11.2012 было удовлетворено ходатайство дачного некоммерческого товарищества (далее по тексту - третье лицо, ДНТ "Опушка") о вступлении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 30.11.2012 заявленные товариществом требования удовлетворены частично. Суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения департамента, обязав последнего в месячный срок после вступления решения в законную силу рассмотреть заявление ДНТ "Летнее" о предоставлении в аренду спорных земельных участков в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, департамент обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. В обоснование своих доводов указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. По мнению департамента, суд необоснованно привлек к участию в деле в качестве третьего лица ДНТ "Опушка", поскольку предмет спора никоим образом не затрагивает права указанного лица. Кроме того, считает, что заявителем при обращении в департамент был нарушен порядок предоставления объединениям граждан земельных участков, предусмотренный Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее по тексту - Закон N 66-ФЗ). В связи с изложенными в апелляционной жалобе обстоятельствами департамент просит решение суда от 30.11.2012 отменить, принять по делу новый судебный акт.
ДНТ "Летнее", не согласившись с судебным актом в части избранного судом способа восстановления нарушенного право, также обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. По мнению заявителя, суд первой инстанции, сделав вывод о незаконности оспариваемого решения, и, обязав департамент повторно рассмотреть заявление товарищества, неверно оценил фактические обстоятельства дела, поскольку избранная судом мера не будет способствовать восстановлению нарушенного права ввиду того, что обращение ДНТ "Летнее" уже рассмотрено по существу. В этой связи заявитель считает адекватной и справедливой мерой, способствующей восстановлению нарушенного права, возложение на департамент обязанности в двухнедельный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о передаче земельных участков в аренду заявителю.
Кроме того, заявитель также считает, что основания для вступления ДНТ "Опушка" в дело в качестве третьего лица отсутствовали, поскольку данное лицо не является претендентом на земельные участки, расположенные по ул. Ломанной, 21, в связи с чем департаменту нет необходимости оценивать права данного лица при рассмотрении заявления ДНТ "Летнее".
С учетом изложенных в апелляционной жалобе доводов заявитель просит изменить решение суда, обязав департамент двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050071:739, 25:28:050071:740, расположенных в районе ул. Ломанной, 21 в г. Владивостоке, для целей, не связанных со строительством, и в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении земельных участков заключить сроком на 25 лет договор аренды указанных земельных участков.
Извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания ДНТ "Опушка" явку своего представителя в суд не обеспечило, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом мнения представителей сторон, рассмотрела апелляционные жалобы без участия третьего лица.
До начала рассмотрения апелляционных жалоб по существу представитель Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края поддержал заявленное через канцелярию суда письменное ходатайство о замене Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края на его правопреемника Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края в связи с проведенной реорганизацией.
Представитель ДНТ "Летнее" не возражал относительно заявленного ходатайства.
Рассмотрев заявленное ходатайство, судебная коллегия на основании статей 48, 159 АПК РФ нашла его обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Как установлено судом, на основании постановления Администрации Приморского края от 25.10.2012 N 294-па департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края реорганизован в форме выделения из него инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края и присоединения к нему департамента имущественных отношений Приморского края.
При этом департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края переименован в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
Постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2012 N 374-па утверждено Положение о департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края.
В этой связи Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю в Единый государственный реестр 29.12.2012 внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, за основным государственным регистрационным номером 2122543505599.
Принимая во внимание, что департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края выбыл из правоотношения в связи с реорганизацией, ходатайство о процессуальном правопреемстве подлежит удовлетворению.
Заслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
26.03.2010 ДНТ "Летнее" обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка приблизительной площадью 79156 кв. м, расположенного по адрес: г. Владивосток, ул. Ломаная, 21, для ведения дачного хозяйства.
Распоряжением Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - УГА) от 04.10.2010 N 2933 товариществу были утверждены схемы расположения земельных участков в районе ул. Ломаная, 21 в г. Владивостоке площадью 46111 кв. м и 27078 кв. м
08.11.2010 указанные земельные участки были поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров 25:28:050071:739 (площадью 46111 кв. м) и 25:28:050071:740 (площадью 27078 кв. м).
Письмом от 21.12.2010 вход. N 29-34828 товарищество представило кадастровые паспорта на испрашиваемые земельные участки и просило принять решение об их предоставлении в аренду сроком на 25 лет.
Рассмотрев указанные заявления и приложенные к ним документы, департамент письмом от 31.12.2010 N 29/06-20-22845 отказал в предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду на том основании, что испрашиваемые земельные участки находятся на территории лесного фонда Владивостокского лесничества Садгородского участкового лесничества, ввиду чего департамент не вправе распоряжаться такими участками.
Указанный отказ был оспорен товариществом в арбитражном суде и постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2011 по делу N А51-1174/2011 был признан незаконным.
06.06.2012 товарищество обратилось с заявлением (вх. 29-17233) о принятии решения о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050071:739, 25:28:050071:740 в аренду сроком на 25 лет с учетом корректировки градостроительного зонирования Владивостокского городского округа.
Письмом от 06.07.2012 N 29/06/02-14/14142 департамент со ссылкой на статьи 13, 14 Закона N 66-ФЗ и с указанием на несоблюдение товариществом процедуры обращения за предоставлением земельных участков отказал в предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду.
ДНТ "Летнее", не согласившись с указанным решением департамента, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемый ненормативный правовой акт должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
По смыслу пункта 2 статьи 81 ЗК РФ гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства земельные участки предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения, при этом порядок предоставления таких земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона N 66-ФЗ регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
При этом выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулирован статьей 14 названного закона, пунктом 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Закона N 66-ФЗ).
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Пунктом 1 статьи 15 Закона N 66-ФЗ предусмотрено, что на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
Из материалов дела усматривается, что товарищество обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Ломаная, 21, ориентировочной площадью 79156 кв. м для ведения дачного хозяйства после регистрации в качестве юридического лица.
На основании заявления товарищества распоряжением УГА от 04.10.2010 N 2933 были сформированы 2 земельных участка, в том числе площадью 46111 кв. м и площадью 27078 кв. м. Возражений относительно размера земельного участка ни УГА, ни департаментом заявлено не было, в том числе в рамках рассматриваемого спора.
По результатам межевания спорные земельные участки были поставлены на кадастровый учет с разрешенным использованием - ведение дачного хозяйства, о чем в материалах дела имеются кадастровые выписки от 06.12.2010 N 25/00-66466 и N 25/00-66501.
Заявлениями от 21.12.2010 и от 06.06.2012 товарищество подтвердило свою заинтересованность в получении спорных земельных участков в аренду. При этом заявителем в департамент была представлена выписка из протокола от 17.12.2010 N 3/10, подтверждающая принятие общим собранием членов товарищества решения об обращении в департамент за предоставлением спорных земельных участков.
В этой связи суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при формировании земельных участков для ведения дачного хозяйства требования Закона N 66-ФЗ были соблюдены в полном объеме.
Соответственно, указание департамента на нарушение процедуры обращения за предоставлением земельного участка подлежит отклонению, поскольку нормы статьи 14 Закона N 66-ФЗ в части формирования персонального состава членов дачного некоммерческого объединения и утверждению его органом местного самоуправления не подлежат применению к сложившимся правоотношениям ввиду того, что указанный нормативный правовой акт не содержит запрета на объединение граждан в некоммерческое объединение по собственной инициативе.
Довод департамента, изложенный по тексту оспариваемого отказа и апелляционной жалобы, о том, что испрашиваемый земельный участок не относится к фонду перераспределения земель, не имеет в данном случае правового значения, поскольку департаментом не опровергнуто, что в городе Владивосток отсутствуют земли сельскохозяйственного назначения, за счет которых в соответствии со статьей 80 ЗК РФ формируется такой фонд.
Одновременно судебная коллегия учитывает, что согласно разъяснениям Думы города Владивостока в письме от 06.03.2012 N 233 (л.д. 53) и УГА в письме от 11.03.2012 N 4047сп (л.д. 54) до формирования фонда перераспределения земель Владивостокского городского округа следует руководствоваться Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы города Владивостока от 07.04.2010 N 462 (далее по тексту - Правила N 462).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно посчитал, что отказ департамента не соответствует закону и нарушает права и законные интересы товарищества, в связи с чем в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ правомерно удовлетворил заявленные требования.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.
Из материалов дела усматривается, что на момент формирования спорных земельных участков по обращению ДНТ "Летнее", включая их межевание и постановку на кадастровый учет, спорные земельные участки располагались в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), к одному из основных видов разрешенного использования которой было отнесено ведение дачного хозяйства. Данное обстоятельство нашло отражение в постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2011 по делу N А51-1174/2011 (л.д. 35-46).
Между тем, решением Думы города Владивостока от 14.10.2011 N 742 в Правила N 462 были внесены изменения относительно градостроительного зонирования, в результате которых из зоны Ж-1 было исключено разрешенное использование - ведение садоводческого и дачного хозяйства. Одновременно была введена статья 25.1 Правил N 462, согласно которой к зоне застройки индивидуальными жилыми домами, включающей территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (Ж-4), отнесены территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
Учитывая данные изменения, товарищество, направляя в департамент свое заявление от 06.06.2012 вх. N 29-17233, представило фрагменты сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050071:739 и 25:28:050071:740 и просило принять решение о предоставлении указанных земельных участков с учетом корректировки градостроительного зонирования.
Как видно из оспариваемого отказа, департамент уклонился от рассмотрения заявления товарищества по существу, отказав в предоставлении земельных участков по формальным основаниям, и, не проверив градостроительное зонирование спорных земельных участков.
Соответственно, принимая во внимание обстоятельства настоящего спора, и, учитывая, предмет заявленных требований, коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно признал соразмерным и адекватным способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя обязание департамент рассмотреть заявление ДНТ "Летнее" в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ.
Одновременно судебная коллегия учитывает, что спорные земельные участки были поставлены на кадастровый учет 08.11.2010, в связи с чем на дату принятия обжалуемого судебного акта срок временного кадастрового учета истек, а в материалы настоящего дела ДНТ "Летнее" были представлены только кадастровые выписки в отношении спорных земельных участков, которые в силу пункта 13 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" выдаются в случаях, когда не может быть выдан кадастровый паспорт.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно указал, что департаментом не выяснялся вопрос о возможности предоставления заявителю испрашиваемых земельных участков, исходя из их категории, целевого назначения и иных фактических обстоятельств.
Доводы заявителей жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права ввиду привлечения к участию в дело ДНТ "Опушка", чьи права обжалуемым решением никоим образом не затронуты, не могут быть приняты коллегией во внимание, поскольку данное обстоятельство не повлекло принятие неправомерного судебного акта.
Указание заявителя на то, что суд первой инстанции, определив статус ДНТ "Опушка" как претендента на спорные земельные участки, фактически подменил собой уполномоченный орган, судом апелляционной инстанции отклоняется на том основании, что из обжалуемого решения не следует, что ДНТ "Опушка" определен судом как претендент на земельные участки, сформированные по заявлению ДНТ "Летнее".
Таким образом, доводы заявителя и департамента изложенные в апелляционных жалобах, судебной коллегией не принимаются, так как они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы ДНТ "Летнее" на заявителя в силу статьи 110 АПК РФ с учетом разъяснений, изложенных в пункте 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91, относятся судебные расходы в сумме 1000 руб., а в оставшейся сумме государственная пошлина подлежит возврату из бюджета как излишне уплаченная в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы департамента судом на основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ не распределяются.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 30.11.2012 по делу N А51-21655/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить Чепелевой Марине Евгеньевне из федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы дачного некоммерческого товарищества "Летнее" по чеку-ордеру ОСБ N 8635/0174 от 28.12.2012. Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.Н.АНИСИМОВА
Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.03.2013 N 05АП-946/2013, 05АП-949/2013 ПО ДЕЛУ N А51-21655/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 марта 2013 г. N 05АП-946/2013, 05АП-949/2013
Дело N А51-21655/2012
Резолютивная часть постановления оглашена 04 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 марта 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей О.Ю. Еремеевой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы дачного некоммерческого товарищества "Летнее", Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края
апелляционное производство N 05АП-946/2013, 05АП-949/2013
на решение от 30.11.2012
судьи Е.И. Голуб
по делу N А51-21655/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Летнее" (ИНН 2536211649, ОГРН 1082536015385, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2008)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
третье лицо: дачное некоммерческое товарищество "Опушка" (ИНН 2540158902, ОГРН 1092540007625)
об оспаривании решения,
при участии:
- от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края - Талько С.В., представитель по доверенности от 09.01.2013 N 20/05/04-09/2, сроком действия до 31.12.2013;
- от ДНТ "Летнее" - адвокат Баранов А.В., представитель по доверенности от 13.07.2012, сроком действия один год, без права передоверия;
- от ДНТ "Опушка" - не явились, извещены;
-
установил:
установил:
Дачное некоммерческое товарищество "Летнее" (далее по тексту - заявитель, товарищество, ДНТ "Летнее") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее по тексту - департамент) от 06.07.2012 N 29/06/02-14/14142, об обязании департамент в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050071:739, 25:28:050071:740, расположенных в районе ул. Ломанной, 21 в г. Владивостоке, для целей, не связанных со строительством, и в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении земельных участков заключить договор аренды указанных земельных участков.
Протокольным определением суда от 26.11.2012 было удовлетворено ходатайство дачного некоммерческого товарищества (далее по тексту - третье лицо, ДНТ "Опушка") о вступлении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 30.11.2012 заявленные товариществом требования удовлетворены частично. Суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения департамента, обязав последнего в месячный срок после вступления решения в законную силу рассмотреть заявление ДНТ "Летнее" о предоставлении в аренду спорных земельных участков в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, департамент обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. В обоснование своих доводов указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. По мнению департамента, суд необоснованно привлек к участию в деле в качестве третьего лица ДНТ "Опушка", поскольку предмет спора никоим образом не затрагивает права указанного лица. Кроме того, считает, что заявителем при обращении в департамент был нарушен порядок предоставления объединениям граждан земельных участков, предусмотренный Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее по тексту - Закон N 66-ФЗ). В связи с изложенными в апелляционной жалобе обстоятельствами департамент просит решение суда от 30.11.2012 отменить, принять по делу новый судебный акт.
ДНТ "Летнее", не согласившись с судебным актом в части избранного судом способа восстановления нарушенного право, также обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. По мнению заявителя, суд первой инстанции, сделав вывод о незаконности оспариваемого решения, и, обязав департамент повторно рассмотреть заявление товарищества, неверно оценил фактические обстоятельства дела, поскольку избранная судом мера не будет способствовать восстановлению нарушенного права ввиду того, что обращение ДНТ "Летнее" уже рассмотрено по существу. В этой связи заявитель считает адекватной и справедливой мерой, способствующей восстановлению нарушенного права, возложение на департамент обязанности в двухнедельный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о передаче земельных участков в аренду заявителю.
Кроме того, заявитель также считает, что основания для вступления ДНТ "Опушка" в дело в качестве третьего лица отсутствовали, поскольку данное лицо не является претендентом на земельные участки, расположенные по ул. Ломанной, 21, в связи с чем департаменту нет необходимости оценивать права данного лица при рассмотрении заявления ДНТ "Летнее".
С учетом изложенных в апелляционной жалобе доводов заявитель просит изменить решение суда, обязав департамент двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050071:739, 25:28:050071:740, расположенных в районе ул. Ломанной, 21 в г. Владивостоке, для целей, не связанных со строительством, и в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении земельных участков заключить сроком на 25 лет договор аренды указанных земельных участков.
Извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания ДНТ "Опушка" явку своего представителя в суд не обеспечило, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом мнения представителей сторон, рассмотрела апелляционные жалобы без участия третьего лица.
До начала рассмотрения апелляционных жалоб по существу представитель Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края поддержал заявленное через канцелярию суда письменное ходатайство о замене Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края на его правопреемника Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края в связи с проведенной реорганизацией.
Представитель ДНТ "Летнее" не возражал относительно заявленного ходатайства.
Рассмотрев заявленное ходатайство, судебная коллегия на основании статей 48, 159 АПК РФ нашла его обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Как установлено судом, на основании постановления Администрации Приморского края от 25.10.2012 N 294-па департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края реорганизован в форме выделения из него инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края и присоединения к нему департамента имущественных отношений Приморского края.
При этом департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края переименован в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
Постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2012 N 374-па утверждено Положение о департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края.
В этой связи Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю в Единый государственный реестр 29.12.2012 внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, за основным государственным регистрационным номером 2122543505599.
Принимая во внимание, что департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края выбыл из правоотношения в связи с реорганизацией, ходатайство о процессуальном правопреемстве подлежит удовлетворению.
Заслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
26.03.2010 ДНТ "Летнее" обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка приблизительной площадью 79156 кв. м, расположенного по адрес: г. Владивосток, ул. Ломаная, 21, для ведения дачного хозяйства.
Распоряжением Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - УГА) от 04.10.2010 N 2933 товариществу были утверждены схемы расположения земельных участков в районе ул. Ломаная, 21 в г. Владивостоке площадью 46111 кв. м и 27078 кв. м
08.11.2010 указанные земельные участки были поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров 25:28:050071:739 (площадью 46111 кв. м) и 25:28:050071:740 (площадью 27078 кв. м).
Письмом от 21.12.2010 вход. N 29-34828 товарищество представило кадастровые паспорта на испрашиваемые земельные участки и просило принять решение об их предоставлении в аренду сроком на 25 лет.
Рассмотрев указанные заявления и приложенные к ним документы, департамент письмом от 31.12.2010 N 29/06-20-22845 отказал в предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду на том основании, что испрашиваемые земельные участки находятся на территории лесного фонда Владивостокского лесничества Садгородского участкового лесничества, ввиду чего департамент не вправе распоряжаться такими участками.
Указанный отказ был оспорен товариществом в арбитражном суде и постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2011 по делу N А51-1174/2011 был признан незаконным.
06.06.2012 товарищество обратилось с заявлением (вх. 29-17233) о принятии решения о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050071:739, 25:28:050071:740 в аренду сроком на 25 лет с учетом корректировки градостроительного зонирования Владивостокского городского округа.
Письмом от 06.07.2012 N 29/06/02-14/14142 департамент со ссылкой на статьи 13, 14 Закона N 66-ФЗ и с указанием на несоблюдение товариществом процедуры обращения за предоставлением земельных участков отказал в предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду.
ДНТ "Летнее", не согласившись с указанным решением департамента, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемый ненормативный правовой акт должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
По смыслу пункта 2 статьи 81 ЗК РФ гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства земельные участки предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения, при этом порядок предоставления таких земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона N 66-ФЗ регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
При этом выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулирован статьей 14 названного закона, пунктом 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Закона N 66-ФЗ).
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Пунктом 1 статьи 15 Закона N 66-ФЗ предусмотрено, что на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
Из материалов дела усматривается, что товарищество обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Ломаная, 21, ориентировочной площадью 79156 кв. м для ведения дачного хозяйства после регистрации в качестве юридического лица.
На основании заявления товарищества распоряжением УГА от 04.10.2010 N 2933 были сформированы 2 земельных участка, в том числе площадью 46111 кв. м и площадью 27078 кв. м. Возражений относительно размера земельного участка ни УГА, ни департаментом заявлено не было, в том числе в рамках рассматриваемого спора.
По результатам межевания спорные земельные участки были поставлены на кадастровый учет с разрешенным использованием - ведение дачного хозяйства, о чем в материалах дела имеются кадастровые выписки от 06.12.2010 N 25/00-66466 и N 25/00-66501.
Заявлениями от 21.12.2010 и от 06.06.2012 товарищество подтвердило свою заинтересованность в получении спорных земельных участков в аренду. При этом заявителем в департамент была представлена выписка из протокола от 17.12.2010 N 3/10, подтверждающая принятие общим собранием членов товарищества решения об обращении в департамент за предоставлением спорных земельных участков.
В этой связи суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при формировании земельных участков для ведения дачного хозяйства требования Закона N 66-ФЗ были соблюдены в полном объеме.
Соответственно, указание департамента на нарушение процедуры обращения за предоставлением земельного участка подлежит отклонению, поскольку нормы статьи 14 Закона N 66-ФЗ в части формирования персонального состава членов дачного некоммерческого объединения и утверждению его органом местного самоуправления не подлежат применению к сложившимся правоотношениям ввиду того, что указанный нормативный правовой акт не содержит запрета на объединение граждан в некоммерческое объединение по собственной инициативе.
Довод департамента, изложенный по тексту оспариваемого отказа и апелляционной жалобы, о том, что испрашиваемый земельный участок не относится к фонду перераспределения земель, не имеет в данном случае правового значения, поскольку департаментом не опровергнуто, что в городе Владивосток отсутствуют земли сельскохозяйственного назначения, за счет которых в соответствии со статьей 80 ЗК РФ формируется такой фонд.
Одновременно судебная коллегия учитывает, что согласно разъяснениям Думы города Владивостока в письме от 06.03.2012 N 233 (л.д. 53) и УГА в письме от 11.03.2012 N 4047сп (л.д. 54) до формирования фонда перераспределения земель Владивостокского городского округа следует руководствоваться Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы города Владивостока от 07.04.2010 N 462 (далее по тексту - Правила N 462).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно посчитал, что отказ департамента не соответствует закону и нарушает права и законные интересы товарищества, в связи с чем в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ правомерно удовлетворил заявленные требования.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.
Из материалов дела усматривается, что на момент формирования спорных земельных участков по обращению ДНТ "Летнее", включая их межевание и постановку на кадастровый учет, спорные земельные участки располагались в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), к одному из основных видов разрешенного использования которой было отнесено ведение дачного хозяйства. Данное обстоятельство нашло отражение в постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2011 по делу N А51-1174/2011 (л.д. 35-46).
Между тем, решением Думы города Владивостока от 14.10.2011 N 742 в Правила N 462 были внесены изменения относительно градостроительного зонирования, в результате которых из зоны Ж-1 было исключено разрешенное использование - ведение садоводческого и дачного хозяйства. Одновременно была введена статья 25.1 Правил N 462, согласно которой к зоне застройки индивидуальными жилыми домами, включающей территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (Ж-4), отнесены территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
Учитывая данные изменения, товарищество, направляя в департамент свое заявление от 06.06.2012 вх. N 29-17233, представило фрагменты сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050071:739 и 25:28:050071:740 и просило принять решение о предоставлении указанных земельных участков с учетом корректировки градостроительного зонирования.
Как видно из оспариваемого отказа, департамент уклонился от рассмотрения заявления товарищества по существу, отказав в предоставлении земельных участков по формальным основаниям, и, не проверив градостроительное зонирование спорных земельных участков.
Соответственно, принимая во внимание обстоятельства настоящего спора, и, учитывая, предмет заявленных требований, коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно признал соразмерным и адекватным способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя обязание департамент рассмотреть заявление ДНТ "Летнее" в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ.
Одновременно судебная коллегия учитывает, что спорные земельные участки были поставлены на кадастровый учет 08.11.2010, в связи с чем на дату принятия обжалуемого судебного акта срок временного кадастрового учета истек, а в материалы настоящего дела ДНТ "Летнее" были представлены только кадастровые выписки в отношении спорных земельных участков, которые в силу пункта 13 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" выдаются в случаях, когда не может быть выдан кадастровый паспорт.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно указал, что департаментом не выяснялся вопрос о возможности предоставления заявителю испрашиваемых земельных участков, исходя из их категории, целевого назначения и иных фактических обстоятельств.
Доводы заявителей жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права ввиду привлечения к участию в дело ДНТ "Опушка", чьи права обжалуемым решением никоим образом не затронуты, не могут быть приняты коллегией во внимание, поскольку данное обстоятельство не повлекло принятие неправомерного судебного акта.
Указание заявителя на то, что суд первой инстанции, определив статус ДНТ "Опушка" как претендента на спорные земельные участки, фактически подменил собой уполномоченный орган, судом апелляционной инстанции отклоняется на том основании, что из обжалуемого решения не следует, что ДНТ "Опушка" определен судом как претендент на земельные участки, сформированные по заявлению ДНТ "Летнее".
Таким образом, доводы заявителя и департамента изложенные в апелляционных жалобах, судебной коллегией не принимаются, так как они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы ДНТ "Летнее" на заявителя в силу статьи 110 АПК РФ с учетом разъяснений, изложенных в пункте 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91, относятся судебные расходы в сумме 1000 руб., а в оставшейся сумме государственная пошлина подлежит возврату из бюджета как излишне уплаченная в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы департамента судом на основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ не распределяются.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 30.11.2012 по делу N А51-21655/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить Чепелевой Марине Евгеньевне из федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы дачного некоммерческого товарищества "Летнее" по чеку-ордеру ОСБ N 8635/0174 от 28.12.2012. Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.Н.АНИСИМОВА
Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)