Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Платоновой Е.А.,
судей Сулейменовой Т.В., Мындря Д.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - Управление Росимущества) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 по делу N А50-19394/2011 Арбитражного суда Пермского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- Управления Росимущества - Баев А.Н. (доверенность от 09.01.2013 N 05);
- муниципального образования "Пермский муниципальный район" - Латыпов Д.Н. (доверенность от 22.10.2012 N 147), Шипиновских Д.Д. (доверенность от 09.01.2013 N 0001).
От Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра) в суд кассационной инстанции поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управление Росимущества (ИНН: 5902293756, ОГРН: 1115902001632) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к муниципальному образованию "Пермский муниципальный район" в лице администрации Пермского муниципального района (ИНН: 5948013200; далее - администрация района) о признании отсутствующим права собственности муниципального образования "Пермский муниципальный район" на земельный участок на землях сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 59:32:0000000:167 площадью 13131200 кв. м, расположенный по адресу: Пермский р-н, р/п Сылва, Сылвенская п/а, ЗАО ПТФ "Сылвенская".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра, Пегушева Ирина Александровна, Боровик Людмила Сослановна, государственное краевое учреждение "Пермское лесничество" (далее - учреждение "Пермское лесничество").
Решением Арбитражного суда Пермского края от 12.10.2012 (судья Ремянникова И.Е.) исковые требования удовлетворены. Признано отсутствующим право собственности муниципального образования "Пермский муниципальный район" на земельный участок с кадастровым номером 59:32:0000000:167 площадью 13131200 кв. м, расположенный по адресу: Пермская обл., Пермский р-н, р/п Сылва, Сылвенская п/а, ЗАО ПТФ "Сылвенская".
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 (судьи Панькова Г.Л., Голубцова Ю.А., Усцов Л.А.) решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Управление Росимущества просит отменить постановление апелляционного суда, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель указывает на то, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 59:32:3660004:417 зарегистрировано в установленном законом порядке, не оспорено, данное право зарегистрировано как ранее возникшее право Российской Федерации на участки лесного фонда на основании ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации. Управление Росимущества ссылается на то, что материалами дела подтвержден факт отнесения спорного участка к землям лесного фонда, а также того, что участок с кадастровым номером 59:32:3660004:417 частично включает в себя земельный участок с кадастровым номером 59:32:0000000:167, на который зарегистрировано право собственности муниципального образования, площадь наложения составляет 1230 га, что подтверждено результатами экспертизы. Управление Росимущества также не согласно с выводами апелляционного суда об отсутствии доказательств определения границ лесного участка в установленном порядке, а также о преюдициальной силе решения Пермского районного суда от 07.06.2011 по делу N 2-422/2011.
В отзывах на кассационную жалобу администрация, Боровик Л.С., Пегушева И.А. возражают против изложенных в ней доводов, считают их несостоятельными, просят оставить в силе обжалуемый судебный акт.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что на основании постановления администрации Пермского района от 02.10.1992 N 440 птицефабрике "Сылвенская" выдан государственный акт N ПМО-246-00913, согласно которому птицефабрике предоставлено 5005 га земель, в том числе в постоянное (бессрочное) пользование 3007 га для сельскохозяйственного производства (1217 га - сельскохозяйственные угодья, 939 га - пашни, 219 га - сенокосы, 59 га - пашни, 1790 га - других земель).
В отношении лесных участков в 1995 году в кварталах 1 - 11 Пермского сельского лесхоза, хозяйство Сылвенская Птицефабрика проведены лесоустроительные работы Грузинским лесоустроительным предприятием "Грузлеспроект". Согласно поквартальной ведомости площадь участка лесного фонда в кварталах N 1 - 11 составила 1659 га.
Постановлением главы муниципального образования Пермский район от 23.02.2000 N 187 угодья площадью 1659 га закреплены в постоянное пользование закрытого акционерного общества "Птицефабрика "Сылвенская".
Постановлением главы муниципального района от 21.02.2001 N 187 внесены изменения в учет земель закрытого акционерного общества "Птицефабрика "Сылвенская", в общую совместную собственность закреплены 1332,59 га земель, в постоянное (бессрочное) пользование - 1650,17 га (в том числе, леса, древесно-кустарниковая растительность).
На основании ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года 01.07.2005 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда леса 1-й, 2-й группы, общей площадью 16 590 000 кв. м, расположенные по адресу: Пермская обл., Пермский р-н, Пермский сельский лесхоз, Сылвенская ПТФ, кварталы 1 - 11 (свидетельство о государственной регистрации права серия 59 АК 872853).
Из земельного участка площадью 16 590 000 кв. м сформированы два земельных участка на землях сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 59-246-511-001-000-4 площадью 13 131 200 кв. м и с кадастровым номером 59-246-511-001-000-2 площадью 3 370 500 кв. м, расположенные по адресу: Пермская обл., Пермский р-н, р/п Сылва, Сылвенская п/а, ЗАО ПТФ "Сылвенская". Право постоянного (бессрочного) пользования открытого акционерного общества "Птицефабрика "Сылвенская" данными земельными участками зарегистрировано 01.07.2005. В последующем земельному участку с кадастровым номером 59-246-511-001-000-4 площадью 13 131 200 кв. м присвоен новый кадастровый номер 59:32:0000000:167.
Постановлением главы муниципального образования Пермский район от 04.07.2008 N 1976 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования открытого акционерного общества "Птицефабрика "Сылвенская" в отношении земельного участка общей площадью 1650,17 га, указанный участок передан в ведение Пермского муниципального района.
На основании названного постановления 30.09.2010 зарегистрировано право собственности муниципального образования "Пермский муниципальный район" на земельный участок на землях сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 59:32:0000000:167 площадью 13 131 200 кв. м, расположенный по адресу: Пермская обл., Пермский р-н, Пермский сельский лесхоз, Сылвенская ПТФ.
Управление Росимущества, ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 59:32:0000000:167 площадью 13131200 кв. м входит в состав являющегося федеральной собственностью земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:417 площадью 16590000 кв. м, оснований для возникновения права муниципальной собственности на данный земельный участок, предусмотренных ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", не имеется, обратилось в Арбитражный суд Пермского края с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходили из того, право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок зарегистрировано в 2005 году как ранее возникшее право, в то время как оснований для отнесения данного участка к муниципальной собственности, предусмотренных в ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", не установлено.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований, апелляционный суд установил, что согласно кадастровой выписке о земельном участке от 31.08.2010 N 5932/350/10-392 участок с кадастровым номером 59:32:0000000:167 площадью 13131200 кв. м отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, Управлением Росимущества в материалы дела не представлено доказательств перевода этого земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда (ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации), в связи с чем суд не усмотрел наличия достаточных оснований для признания отсутствующим права собственности муниципального образования на земельный участок. Апелляционным судом также отмечено, что истцом не представлено доказательств определения в установленном порядке границ участка лесного фонда леса 1-й, 2-й группы, общей площадью 16 590 000 кв. м. Суд пришел к выводу о том, что права истца не могут быть восстановлены путем удовлетворения заявленного иска, поскольку земельный участок в настоящее время разделен и продан по частям третьим лицам под объекты недвижимости. Кроме того, суд принял во внимание решение Пермского районного суда Пермского края от 07.06.2011 по делу N 2-422/2011 по иску Плисецкого П.Г. о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на участки лесного фонда леса 1-й, 2-й группы, общей площадью 16 590 000 кв. м в части, относящейся к земельному участку с кадастровым номером 59:32:3660004:380, местоположение: Пермский край, Пермский р-н, Фроловское с/п, хут. Русское Поле.
Суд кассационной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене на основании следующего.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, в частности, когда право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами.
Настоящий иск, по сути, относится к числу требований об оспаривании зарегистрированного права на недвижимое имущество (п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), по которым истец оспаривает существование права ответчика и просит восстановить свое право. При рассмотрении дел об оспаривании зарегистрированных прав на недвижимое имущество истец должен доказать наличие своей заинтересованности, а также то, что право на недвижимое имущество, зарегистрированное за ответчиком, указанному лицу не принадлежит. При рассмотрении спора о праве на недвижимое имущество, когда право собственности на один тот же объект одновременно зарегистрировано за несколькими лицами, суду необходимо оценить основания возникновения права как истца, так и ответчика. В таком споре само по себе наличие государственной регистрации права ответчика не влияет на возможность оспаривания этого права истцом, так же как и наличие записи о праве истца не свидетельствует об отсутствии (недействительности) оснований возникновения права ответчика.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в частности, на следующие категории земли: сельскохозяйственного назначения, земли лесного фонда, которые используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации).
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие; ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из положений ст. 87, 101 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться земельным участком другой категории.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
В федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами (ст. 17 названного Кодекса), в том числе лесные участки в составе земель лесного фонда (ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (п. 2 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Основания возникновения права муниципальной собственности на землю закреплены в ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством, которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Согласно п. 3 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
При разрешении спора, суд апелляционной инстанции руководствовался тем, что согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 59:32:0000000:167 площадью 13 131 200 кв. м отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства.
Категория земель относится к числу сведений, которые вносятся в государственный кадастр недвижимости (подп. 13 п. 2 ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"), следовательно, эта характеристика земельного участка лишь отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом. Аналогичная позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2012 N 7943/12.
Судами установлено, что постановлением администрации Пермского района от 02.10.1992 N 440 птицефабрике "Сылвенская" в постоянного (бессрочное) пользование предоставлено 3007 га земель, в том числе 1217 га сельскохозяйственных угодий, 939 га пашни, 219 га сенокосов, 59 га пашни, 1790 га других земель.
Из плана лесонасаждений ПФ "Сылвенская" лесоустройства 1995 года усматривается наличие на спорном участке лесных насаждений - деревьев (т. 4, л. д. 6).
Из отзыва Управления Росреестра на кассационную жалобу следует, что в отношении участка лесного фонда общей площадью 16 590 000 кв. м в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.02.2000 внесена запись о государственной регистрации договора от 18.01.1999 безвозмездного пользования участком ОАО "Птицефабрика "Сылвенская".
Согласно экспликации на земли ЗАО "Птицефабрика "Сылвенская" (приложение к постановлению главы муниципального образования от 21.02.2011 N 187) обществу в пользование предоставлено 1461,2 га лесов (т. 7, л. д. 66), согласно плану земельного участка, находящегося в пользовании данного общества (кадастровый номер участка 59:246:511:001:000:3, 59:246:511:001:000:4), в пользование предоставлено 1193,29 га лесов (т. 7, л. д. 96).
Между тем, выводы суда апелляционной инстанции сделаны без правовой оценки указанных доказательств.
Судом апелляционной инстанции, кроме того, не дана оценка постановлению главы Пермского муниципального района от 04.07.2008 N 1976 о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Птицефабрика "Сылвенская" земельным участком и передаче данных земель в ведение муниципального района как основанию возникновения права собственности муниципального образования на земельный участок согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30.09.2010 (ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Решение суда первой инстанции также нельзя признать подлежащим оставлению без изменения, поскольку, признавая отсутствующим зарегистрированное право муниципального образования на земельный участок, суд не привел правового обоснования отнесения спорного участка к землям лесного фонда (ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 6, 7 Лесного кодекса Российской Федерации) и, соответственно, возникновения права Российской Федерации.
При этом необходимо дать правовую оценку доводам Управления Росимущества о том, что право собственности Российской Федерации на спорный лесной участок является ранее возникшим (ст. 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), так как указанные земли изначально в силу своих характеристик и назначения всегда относились и в настоящее время относятся к землям лесного фонда.
Данные обстоятельства являются значимыми и существенными для разрешения настоящего спора, поскольку на их основании возможно установить правовой статус спорного земельного участка, однако судами указанные вопросы не исследовались и не устанавливались, в связи с чем судебные акты подлежат отмене на основании ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение, при котором суду следует устранить отмеченные недостатки, определить правовой статус спорного земельного участка и разрешить вопрос о праве на спорный объект недвижимости на основании норм действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 12.10.2012 по делу N А50-19394/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 по тому же делу отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Е.А.ПЛАТОНОВА
Судьи
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
Д.И.МЫНДРЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 27.03.2013 N Ф09-8798/11 ПО ДЕЛУ N А50-19394/2011
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2013 г. N Ф09-8798/11
Дело N А50-19394/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Платоновой Е.А.,
судей Сулейменовой Т.В., Мындря Д.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - Управление Росимущества) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 по делу N А50-19394/2011 Арбитражного суда Пермского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- Управления Росимущества - Баев А.Н. (доверенность от 09.01.2013 N 05);
- муниципального образования "Пермский муниципальный район" - Латыпов Д.Н. (доверенность от 22.10.2012 N 147), Шипиновских Д.Д. (доверенность от 09.01.2013 N 0001).
От Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра) в суд кассационной инстанции поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управление Росимущества (ИНН: 5902293756, ОГРН: 1115902001632) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к муниципальному образованию "Пермский муниципальный район" в лице администрации Пермского муниципального района (ИНН: 5948013200; далее - администрация района) о признании отсутствующим права собственности муниципального образования "Пермский муниципальный район" на земельный участок на землях сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 59:32:0000000:167 площадью 13131200 кв. м, расположенный по адресу: Пермский р-н, р/п Сылва, Сылвенская п/а, ЗАО ПТФ "Сылвенская".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра, Пегушева Ирина Александровна, Боровик Людмила Сослановна, государственное краевое учреждение "Пермское лесничество" (далее - учреждение "Пермское лесничество").
Решением Арбитражного суда Пермского края от 12.10.2012 (судья Ремянникова И.Е.) исковые требования удовлетворены. Признано отсутствующим право собственности муниципального образования "Пермский муниципальный район" на земельный участок с кадастровым номером 59:32:0000000:167 площадью 13131200 кв. м, расположенный по адресу: Пермская обл., Пермский р-н, р/п Сылва, Сылвенская п/а, ЗАО ПТФ "Сылвенская".
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 (судьи Панькова Г.Л., Голубцова Ю.А., Усцов Л.А.) решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Управление Росимущества просит отменить постановление апелляционного суда, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель указывает на то, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 59:32:3660004:417 зарегистрировано в установленном законом порядке, не оспорено, данное право зарегистрировано как ранее возникшее право Российской Федерации на участки лесного фонда на основании ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации. Управление Росимущества ссылается на то, что материалами дела подтвержден факт отнесения спорного участка к землям лесного фонда, а также того, что участок с кадастровым номером 59:32:3660004:417 частично включает в себя земельный участок с кадастровым номером 59:32:0000000:167, на который зарегистрировано право собственности муниципального образования, площадь наложения составляет 1230 га, что подтверждено результатами экспертизы. Управление Росимущества также не согласно с выводами апелляционного суда об отсутствии доказательств определения границ лесного участка в установленном порядке, а также о преюдициальной силе решения Пермского районного суда от 07.06.2011 по делу N 2-422/2011.
В отзывах на кассационную жалобу администрация, Боровик Л.С., Пегушева И.А. возражают против изложенных в ней доводов, считают их несостоятельными, просят оставить в силе обжалуемый судебный акт.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что на основании постановления администрации Пермского района от 02.10.1992 N 440 птицефабрике "Сылвенская" выдан государственный акт N ПМО-246-00913, согласно которому птицефабрике предоставлено 5005 га земель, в том числе в постоянное (бессрочное) пользование 3007 га для сельскохозяйственного производства (1217 га - сельскохозяйственные угодья, 939 га - пашни, 219 га - сенокосы, 59 га - пашни, 1790 га - других земель).
В отношении лесных участков в 1995 году в кварталах 1 - 11 Пермского сельского лесхоза, хозяйство Сылвенская Птицефабрика проведены лесоустроительные работы Грузинским лесоустроительным предприятием "Грузлеспроект". Согласно поквартальной ведомости площадь участка лесного фонда в кварталах N 1 - 11 составила 1659 га.
Постановлением главы муниципального образования Пермский район от 23.02.2000 N 187 угодья площадью 1659 га закреплены в постоянное пользование закрытого акционерного общества "Птицефабрика "Сылвенская".
Постановлением главы муниципального района от 21.02.2001 N 187 внесены изменения в учет земель закрытого акционерного общества "Птицефабрика "Сылвенская", в общую совместную собственность закреплены 1332,59 га земель, в постоянное (бессрочное) пользование - 1650,17 га (в том числе, леса, древесно-кустарниковая растительность).
На основании ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года 01.07.2005 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда леса 1-й, 2-й группы, общей площадью 16 590 000 кв. м, расположенные по адресу: Пермская обл., Пермский р-н, Пермский сельский лесхоз, Сылвенская ПТФ, кварталы 1 - 11 (свидетельство о государственной регистрации права серия 59 АК 872853).
Из земельного участка площадью 16 590 000 кв. м сформированы два земельных участка на землях сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 59-246-511-001-000-4 площадью 13 131 200 кв. м и с кадастровым номером 59-246-511-001-000-2 площадью 3 370 500 кв. м, расположенные по адресу: Пермская обл., Пермский р-н, р/п Сылва, Сылвенская п/а, ЗАО ПТФ "Сылвенская". Право постоянного (бессрочного) пользования открытого акционерного общества "Птицефабрика "Сылвенская" данными земельными участками зарегистрировано 01.07.2005. В последующем земельному участку с кадастровым номером 59-246-511-001-000-4 площадью 13 131 200 кв. м присвоен новый кадастровый номер 59:32:0000000:167.
Постановлением главы муниципального образования Пермский район от 04.07.2008 N 1976 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования открытого акционерного общества "Птицефабрика "Сылвенская" в отношении земельного участка общей площадью 1650,17 га, указанный участок передан в ведение Пермского муниципального района.
На основании названного постановления 30.09.2010 зарегистрировано право собственности муниципального образования "Пермский муниципальный район" на земельный участок на землях сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 59:32:0000000:167 площадью 13 131 200 кв. м, расположенный по адресу: Пермская обл., Пермский р-н, Пермский сельский лесхоз, Сылвенская ПТФ.
Управление Росимущества, ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 59:32:0000000:167 площадью 13131200 кв. м входит в состав являющегося федеральной собственностью земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:417 площадью 16590000 кв. м, оснований для возникновения права муниципальной собственности на данный земельный участок, предусмотренных ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", не имеется, обратилось в Арбитражный суд Пермского края с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходили из того, право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок зарегистрировано в 2005 году как ранее возникшее право, в то время как оснований для отнесения данного участка к муниципальной собственности, предусмотренных в ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", не установлено.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований, апелляционный суд установил, что согласно кадастровой выписке о земельном участке от 31.08.2010 N 5932/350/10-392 участок с кадастровым номером 59:32:0000000:167 площадью 13131200 кв. м отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, Управлением Росимущества в материалы дела не представлено доказательств перевода этого земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда (ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации), в связи с чем суд не усмотрел наличия достаточных оснований для признания отсутствующим права собственности муниципального образования на земельный участок. Апелляционным судом также отмечено, что истцом не представлено доказательств определения в установленном порядке границ участка лесного фонда леса 1-й, 2-й группы, общей площадью 16 590 000 кв. м. Суд пришел к выводу о том, что права истца не могут быть восстановлены путем удовлетворения заявленного иска, поскольку земельный участок в настоящее время разделен и продан по частям третьим лицам под объекты недвижимости. Кроме того, суд принял во внимание решение Пермского районного суда Пермского края от 07.06.2011 по делу N 2-422/2011 по иску Плисецкого П.Г. о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на участки лесного фонда леса 1-й, 2-й группы, общей площадью 16 590 000 кв. м в части, относящейся к земельному участку с кадастровым номером 59:32:3660004:380, местоположение: Пермский край, Пермский р-н, Фроловское с/п, хут. Русское Поле.
Суд кассационной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене на основании следующего.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, в частности, когда право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами.
Настоящий иск, по сути, относится к числу требований об оспаривании зарегистрированного права на недвижимое имущество (п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), по которым истец оспаривает существование права ответчика и просит восстановить свое право. При рассмотрении дел об оспаривании зарегистрированных прав на недвижимое имущество истец должен доказать наличие своей заинтересованности, а также то, что право на недвижимое имущество, зарегистрированное за ответчиком, указанному лицу не принадлежит. При рассмотрении спора о праве на недвижимое имущество, когда право собственности на один тот же объект одновременно зарегистрировано за несколькими лицами, суду необходимо оценить основания возникновения права как истца, так и ответчика. В таком споре само по себе наличие государственной регистрации права ответчика не влияет на возможность оспаривания этого права истцом, так же как и наличие записи о праве истца не свидетельствует об отсутствии (недействительности) оснований возникновения права ответчика.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в частности, на следующие категории земли: сельскохозяйственного назначения, земли лесного фонда, которые используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации).
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие; ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из положений ст. 87, 101 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться земельным участком другой категории.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
В федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами (ст. 17 названного Кодекса), в том числе лесные участки в составе земель лесного фонда (ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (п. 2 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Основания возникновения права муниципальной собственности на землю закреплены в ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством, которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Согласно п. 3 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
При разрешении спора, суд апелляционной инстанции руководствовался тем, что согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 59:32:0000000:167 площадью 13 131 200 кв. м отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства.
Категория земель относится к числу сведений, которые вносятся в государственный кадастр недвижимости (подп. 13 п. 2 ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"), следовательно, эта характеристика земельного участка лишь отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом. Аналогичная позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2012 N 7943/12.
Судами установлено, что постановлением администрации Пермского района от 02.10.1992 N 440 птицефабрике "Сылвенская" в постоянного (бессрочное) пользование предоставлено 3007 га земель, в том числе 1217 га сельскохозяйственных угодий, 939 га пашни, 219 га сенокосов, 59 га пашни, 1790 га других земель.
Из плана лесонасаждений ПФ "Сылвенская" лесоустройства 1995 года усматривается наличие на спорном участке лесных насаждений - деревьев (т. 4, л. д. 6).
Из отзыва Управления Росреестра на кассационную жалобу следует, что в отношении участка лесного фонда общей площадью 16 590 000 кв. м в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.02.2000 внесена запись о государственной регистрации договора от 18.01.1999 безвозмездного пользования участком ОАО "Птицефабрика "Сылвенская".
Согласно экспликации на земли ЗАО "Птицефабрика "Сылвенская" (приложение к постановлению главы муниципального образования от 21.02.2011 N 187) обществу в пользование предоставлено 1461,2 га лесов (т. 7, л. д. 66), согласно плану земельного участка, находящегося в пользовании данного общества (кадастровый номер участка 59:246:511:001:000:3, 59:246:511:001:000:4), в пользование предоставлено 1193,29 га лесов (т. 7, л. д. 96).
Между тем, выводы суда апелляционной инстанции сделаны без правовой оценки указанных доказательств.
Судом апелляционной инстанции, кроме того, не дана оценка постановлению главы Пермского муниципального района от 04.07.2008 N 1976 о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Птицефабрика "Сылвенская" земельным участком и передаче данных земель в ведение муниципального района как основанию возникновения права собственности муниципального образования на земельный участок согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30.09.2010 (ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Решение суда первой инстанции также нельзя признать подлежащим оставлению без изменения, поскольку, признавая отсутствующим зарегистрированное право муниципального образования на земельный участок, суд не привел правового обоснования отнесения спорного участка к землям лесного фонда (ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 6, 7 Лесного кодекса Российской Федерации) и, соответственно, возникновения права Российской Федерации.
При этом необходимо дать правовую оценку доводам Управления Росимущества о том, что право собственности Российской Федерации на спорный лесной участок является ранее возникшим (ст. 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), так как указанные земли изначально в силу своих характеристик и назначения всегда относились и в настоящее время относятся к землям лесного фонда.
Данные обстоятельства являются значимыми и существенными для разрешения настоящего спора, поскольку на их основании возможно установить правовой статус спорного земельного участка, однако судами указанные вопросы не исследовались и не устанавливались, в связи с чем судебные акты подлежат отмене на основании ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение, при котором суду следует устранить отмеченные недостатки, определить правовой статус спорного земельного участка и разрешить вопрос о праве на спорный объект недвижимости на основании норм действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 12.10.2012 по делу N А50-19394/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 по тому же делу отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Е.А.ПЛАТОНОВА
Судьи
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
Д.И.МЫНДРЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)