Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Захаровой М.В., Рудницкого Г.М., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стройтехсервис" Лучинина С.Г. (доверенность от 11.11.2013), Шмелева А.В. (доверенность от 11.11.2013), рассмотрев 13.11.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 19.03.2013 (судья Белова А.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2013 (судьи Тарасова О.А., Виноградова Т.В., Докшина А.Ю.) по делу N А66-299/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стройтехсервис", место нахождения: 170000, г. Тверь, Пушкинская ул., д. 7, ОГРН 1086952026226 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 33, ОГРН 1026900561071 (далее - Министерство), оформленного письмом от 30.11.2012 N 18809-09, в продлении срока действия акта от 28.07.2011 выбора и обследования площадки для проектирования и строительства торгового комплекса по Оснабрюкской ул. в Пролетарском районе г. Твери (далее - Акт выбора); об обязании Министерства принять решение о продлении названного акта на срок, необходимый для завершения его согласования, но не менее шести месяцев, и направить соответствующее уведомление в администрацию города Твери (далее - Администрация).
Решением от 19.03.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.07.2013, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые решение и постановление отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Как указывает податель жалобы, Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не предусмотрена возможность продления срока действия акта выбора земельного участка; продление срока действия акта выбора участка является правом, а не обязанностью Министерства; при пропуске срока проведения процедур согласования акта выбора земельного участка либо его непродлении в соответствии с пунктами 2.17 и 2.18 Порядка организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тверской области - городском округе "город Тверь", утвержденного постановлением администрации Тверской области от 23.08.2006 N 213-па (далее - Порядок), процедура выбора участка прекращается; у Министерства отсутствуют полномочия по продлению срока действия акта выбора земельного участка; Общество не подтвердило осуществление фактических действий по согласованию акта.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Общества возражали против удовлетворения жалобы.
Министерство о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направило, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на заседании Межведомственной комиссии администрации Тверской области по размещению производительных сил на территории области принято решение, оформленное протоколом от 06.03.2009 N 1, о целесообразности предоставления Обществу земельного участка площадью около 10 га, расположенного по адресу: г. Тверь, Оснабрюкская ул., под строительство торгового комплекса с коммунальной зоной по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта после предоставления Обществом в Комитет по управлению имуществом Тверской области предпроектной разработки, согласованной с Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Твери (далее - Департамент), а также упорядочивания кадастрового учета земельных участков на данной территории.
На основании названного решения Обществу выдан Акт выбора для его дальнейшего согласования с членами комиссии и заинтересованными сторонами сроком до 28.04.2012.
Общество 18.11.2011 обратилось в Департамент с заявлением о согласовании названного акта.
Письмом от 25.11.2011 N 29/5213-п Департамент возвратил Акт выбора заявителю, сообщив об отсутствии возможности согласовать его в связи с поступлением письма Комитета по управлению имуществом Тверской области (далее - Комитет) о проведении проверки документов, относящихся к предоставлению земельных участков на территории города Твери с предварительным согласованием места размещения объекта. Департамент также сослался на то, что Администрация не распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и предложил заявителю обратиться в Министерство.
Общество 23.12.2011 также обратилось в Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области (далее - Управление) с заявлением о согласовании Акта выбора.
Письмом от 25.01.2012 N 161/03 Управление возвратило заявителю Акт выбора, сообщив об отсутствии возможности согласовать представленный акт в связи с поступлением письма Комитета от 17.08.2011 N 10925-04 о необходимости прекращения мероприятий по выбору земельных участков для строительства.
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Тверской области от 19.04.2012 по делу N А66-1177/2012 и от 17.04.2012 по делу N А66-1176/2012 названные отказы Департамента и Управления признаны недействительными; на Департамент и Управление возложена обязанность рассмотреть заявление Общества о согласовании Акта выбора в установленном порядке.
Письмом от 23.04.2012 N 9126 Общество, ссылаясь на истечение срока действия Акта выбора, обратилось в Министерство с заявлением о продлении срока его действия.
Министерство письмом от 25.05.2012 N 6618-09 сообщило, что в соответствии с Порядком вопрос о продлении сроков действия актов о выборе земельных участков подлежит рассмотрению Межведомственной комиссией при правительстве Тверской области по земельным отношениям.
Письмом от 30.11.2012 N 18809-09 Министерство, ссылаясь на протокол Межведомственной комиссии при правительстве Тверской области по земельным отношениям от 18.07.2012 N 15, в соответствии с которым признано нецелесообразным продлевать срок действия Акта выбора в связи с неосуществлением заявителем действий по его согласованию, отказало Обществу в продлении срока действия названного акта.
Общество, считая отказ Министерства в продлении срока действия Акта выбора незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды пришли к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права обстоятельств для признания оспариваемого отказа незаконным и удовлетворили заявление Общества.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
В силу пункта 5 названной статьи при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Процедура выбора земельного участка регламентирована статьей 31 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
После получения необходимых согласований и экспертных заключений на предмет возможности размещения предполагаемого объекта происходят утверждение акта о выборе земельного участка, предварительное согласование места размещения объекта и постановка участка на кадастровый учет.
Согласно пункту 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Как следует из материалов дела, отказ Министерства в продлении срока действия Акта выбора мотивирован непредставлением заявителем доказательств осуществления фактических действий по обеспечению его согласования.
Суды, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ фактические обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводам о том, что Общество в период с даты выдачи Акта выбора до окончания срока его действия предпринимало действия по обеспечению его согласования; названный акт не согласован Обществом в установленный срок по причине действий (бездействия) Департамента и Управления, незаконность которых подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делам N А66-1177/2012 и А66-1176/2012; названные судебные акты Департамент и Управление не исполнили; необходимость продления срока действия спорного акта вызвана причинами, не зависящими от Общества.
Как указали суды, в письмах от 07.08.2012 N 3313/03 и от 12.09.2012 N 01/5798-и Управление и Администрация сообщили, что принятие решения по существу возможно после продления срока согласования Акта выбора.
Нормами Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрены последствия истечения срока действия акта выбора земельного участка; закон не содержит оговорок о невозможности его восстановления и (или) продления; истечение названного срока само по себе не лишает заявителя права (при наличии к тому оснований) требовать у уполномоченных органов совершения действий, необходимых для предоставления земельного участка.
Апелляционный суд отклонил ссылку Министерства на пункты 2.17 и 2.18 Порядка, указав, что Общество обратилось в Министерство с заявлением о продлении срока действия Акта выбора 23.04.2012, то есть до истечения срока его действия.
При таких обстоятельствах суды признали оспариваемый отказ незаконным и нарушающим права и интересы Общества, поскольку он препятствует дальнейшему оформлению прав на земельный участок.
Оснований для иной оценки обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции не имеется.
Довод жалобы о том, что Общество не подтвердило осуществление им фактических действий по согласованию Акта выбора, опровергается материалами дела и установленными судами обстоятельствами.
С учетом того, что нормы материального и процессуального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 19.03.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2013 по делу N А66-299/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.С.ГАФИАТУЛЛИНА
Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
Г.М.РУДНИЦКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 20.11.2013 ПО ДЕЛУ N А66-299/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2013 г. по делу N А66-299/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Захаровой М.В., Рудницкого Г.М., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стройтехсервис" Лучинина С.Г. (доверенность от 11.11.2013), Шмелева А.В. (доверенность от 11.11.2013), рассмотрев 13.11.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 19.03.2013 (судья Белова А.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2013 (судьи Тарасова О.А., Виноградова Т.В., Докшина А.Ю.) по делу N А66-299/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стройтехсервис", место нахождения: 170000, г. Тверь, Пушкинская ул., д. 7, ОГРН 1086952026226 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 33, ОГРН 1026900561071 (далее - Министерство), оформленного письмом от 30.11.2012 N 18809-09, в продлении срока действия акта от 28.07.2011 выбора и обследования площадки для проектирования и строительства торгового комплекса по Оснабрюкской ул. в Пролетарском районе г. Твери (далее - Акт выбора); об обязании Министерства принять решение о продлении названного акта на срок, необходимый для завершения его согласования, но не менее шести месяцев, и направить соответствующее уведомление в администрацию города Твери (далее - Администрация).
Решением от 19.03.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.07.2013, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые решение и постановление отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Как указывает податель жалобы, Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не предусмотрена возможность продления срока действия акта выбора земельного участка; продление срока действия акта выбора участка является правом, а не обязанностью Министерства; при пропуске срока проведения процедур согласования акта выбора земельного участка либо его непродлении в соответствии с пунктами 2.17 и 2.18 Порядка организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тверской области - городском округе "город Тверь", утвержденного постановлением администрации Тверской области от 23.08.2006 N 213-па (далее - Порядок), процедура выбора участка прекращается; у Министерства отсутствуют полномочия по продлению срока действия акта выбора земельного участка; Общество не подтвердило осуществление фактических действий по согласованию акта.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Общества возражали против удовлетворения жалобы.
Министерство о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направило, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на заседании Межведомственной комиссии администрации Тверской области по размещению производительных сил на территории области принято решение, оформленное протоколом от 06.03.2009 N 1, о целесообразности предоставления Обществу земельного участка площадью около 10 га, расположенного по адресу: г. Тверь, Оснабрюкская ул., под строительство торгового комплекса с коммунальной зоной по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта после предоставления Обществом в Комитет по управлению имуществом Тверской области предпроектной разработки, согласованной с Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Твери (далее - Департамент), а также упорядочивания кадастрового учета земельных участков на данной территории.
На основании названного решения Обществу выдан Акт выбора для его дальнейшего согласования с членами комиссии и заинтересованными сторонами сроком до 28.04.2012.
Общество 18.11.2011 обратилось в Департамент с заявлением о согласовании названного акта.
Письмом от 25.11.2011 N 29/5213-п Департамент возвратил Акт выбора заявителю, сообщив об отсутствии возможности согласовать его в связи с поступлением письма Комитета по управлению имуществом Тверской области (далее - Комитет) о проведении проверки документов, относящихся к предоставлению земельных участков на территории города Твери с предварительным согласованием места размещения объекта. Департамент также сослался на то, что Администрация не распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и предложил заявителю обратиться в Министерство.
Общество 23.12.2011 также обратилось в Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области (далее - Управление) с заявлением о согласовании Акта выбора.
Письмом от 25.01.2012 N 161/03 Управление возвратило заявителю Акт выбора, сообщив об отсутствии возможности согласовать представленный акт в связи с поступлением письма Комитета от 17.08.2011 N 10925-04 о необходимости прекращения мероприятий по выбору земельных участков для строительства.
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Тверской области от 19.04.2012 по делу N А66-1177/2012 и от 17.04.2012 по делу N А66-1176/2012 названные отказы Департамента и Управления признаны недействительными; на Департамент и Управление возложена обязанность рассмотреть заявление Общества о согласовании Акта выбора в установленном порядке.
Письмом от 23.04.2012 N 9126 Общество, ссылаясь на истечение срока действия Акта выбора, обратилось в Министерство с заявлением о продлении срока его действия.
Министерство письмом от 25.05.2012 N 6618-09 сообщило, что в соответствии с Порядком вопрос о продлении сроков действия актов о выборе земельных участков подлежит рассмотрению Межведомственной комиссией при правительстве Тверской области по земельным отношениям.
Письмом от 30.11.2012 N 18809-09 Министерство, ссылаясь на протокол Межведомственной комиссии при правительстве Тверской области по земельным отношениям от 18.07.2012 N 15, в соответствии с которым признано нецелесообразным продлевать срок действия Акта выбора в связи с неосуществлением заявителем действий по его согласованию, отказало Обществу в продлении срока действия названного акта.
Общество, считая отказ Министерства в продлении срока действия Акта выбора незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды пришли к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права обстоятельств для признания оспариваемого отказа незаконным и удовлетворили заявление Общества.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
В силу пункта 5 названной статьи при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Процедура выбора земельного участка регламентирована статьей 31 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
После получения необходимых согласований и экспертных заключений на предмет возможности размещения предполагаемого объекта происходят утверждение акта о выборе земельного участка, предварительное согласование места размещения объекта и постановка участка на кадастровый учет.
Согласно пункту 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Как следует из материалов дела, отказ Министерства в продлении срока действия Акта выбора мотивирован непредставлением заявителем доказательств осуществления фактических действий по обеспечению его согласования.
Суды, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ фактические обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводам о том, что Общество в период с даты выдачи Акта выбора до окончания срока его действия предпринимало действия по обеспечению его согласования; названный акт не согласован Обществом в установленный срок по причине действий (бездействия) Департамента и Управления, незаконность которых подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делам N А66-1177/2012 и А66-1176/2012; названные судебные акты Департамент и Управление не исполнили; необходимость продления срока действия спорного акта вызвана причинами, не зависящими от Общества.
Как указали суды, в письмах от 07.08.2012 N 3313/03 и от 12.09.2012 N 01/5798-и Управление и Администрация сообщили, что принятие решения по существу возможно после продления срока согласования Акта выбора.
Нормами Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрены последствия истечения срока действия акта выбора земельного участка; закон не содержит оговорок о невозможности его восстановления и (или) продления; истечение названного срока само по себе не лишает заявителя права (при наличии к тому оснований) требовать у уполномоченных органов совершения действий, необходимых для предоставления земельного участка.
Апелляционный суд отклонил ссылку Министерства на пункты 2.17 и 2.18 Порядка, указав, что Общество обратилось в Министерство с заявлением о продлении срока действия Акта выбора 23.04.2012, то есть до истечения срока его действия.
При таких обстоятельствах суды признали оспариваемый отказ незаконным и нарушающим права и интересы Общества, поскольку он препятствует дальнейшему оформлению прав на земельный участок.
Оснований для иной оценки обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции не имеется.
Довод жалобы о том, что Общество не подтвердило осуществление им фактических действий по согласованию Акта выбора, опровергается материалами дела и установленными судами обстоятельствами.
С учетом того, что нормы материального и процессуального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 19.03.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2013 по делу N А66-299/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.С.ГАФИАТУЛЛИНА
Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
Г.М.РУДНИЦКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)