Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Ботова М.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе
председательствующего Жукова А.А.,
судей Турковой Г.Л., Загайновой А.Ф.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Копейского городского округа Челябинской области на решение Копейского городского суда Челябинской области от 18 июня 2012 года по гражданскому делу по заявлению П. о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,
Заслушав доклад судьи Жукова А.А. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, выслушав объяснения заявителя П., ее представителя Ч., представителя Администрации Копейского городского округа Челябинской области М., судебная коллегия
установила:
П. обратилась в суд с заявлением (с учетом уточнений) о признании незаконным бездействия Администрации Копейского городского округа Челябинской области по оформлению в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Копейск, ул. ****, **** для индивидуального жилищного строительства, возложении на администрацию Копейского городского округа Челябинской области обязанностей не позднее 30 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить постановку земельного участка на кадастровый учет, в срок не позднее 14 дней с даты государственного кадастрового учета принять решение о передаче ей земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства сроком на 5 лет, заключить договор аренды указанного земельного участка. Кроме того, просила взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме **** рублей и услуг представителя в сумме **** рублей.
В обоснование заявленных требований указано на то обстоятельство, что 22 июня 2011 года она обратилась в Администрацию Копейского городского округа с заявлением о предоставлении в аренду указанного земельного участка для строительства жилого дома в порядке, предусмотренном статьей 30.1 Земельного кодекса РФ. 29 июня 2011 года администрация Копейского городского округа сообщила о том, что в соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса РФ в газете "Копейский рабочий" будет опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду указанного земельного участка. 15 июля 2011 года администрацией Копейского городского округа издано распоряжение N 2465-р "О мероприятиях по предоставлению земельного участка, расположенного: г. Копейск, ул. ****, ****" для индивидуального жилищного строительства". Объявление о приеме заявлений о предоставлении в аренду указанного земельного участка опубликовано в газете "Копейский рабочий" N 124 от 02 августа 2011 года. 29 сентября 2011 года Управлением имуществом Администрации Копейского городского округа в адрес Комитета архитектуры и градостроительства администрации Копейского городского округа направлено письмо N 12264-11С с просьбой подготовить проекты распоряжения Главы Копейского городского округа о предоставлении земельного участка по ул. ****, **** в аренду для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов в связи с наличием одной заявки со ссылкой на пункт 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ. С тех нор какие-либо действия со стороны Администрации Копейского городского округа по оформлению земельного участка не предпринимаются, государственный кадастровый учет участка не осуществлен, решения о предоставлении участка в аренду не принято, договор аренды не заключен. Отказ в удовлетворении его заявления он расценивает как бездействие администрации, в связи с чем обратилась с настоящим заявлением в суд.
Заявитель П., представитель заявителя Ч. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель заинтересованного лица Администрации Копейского городского округа Челябинской области в судебном заседании участия не принимал при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства.
Суд постановил решение, которым требования П. удовлетворил, признал незаконным бездействие администрации Копейского городского округа Челябинской области но предоставлению в аренд) П. земельного участка по адресу: Челябинская область, г. Копейск, ул. ****, **** площадью **** кв. м сроком на 5 лет для индивидуального жилищного строительства, возложил на администрацию Копейского городского округа обязанность принять решение о предоставлении в аренду П. указанного выше земельного участка для индивидуального жилищного строительства сроком на 5 лет в соответствии с заявлением от 22 июня 2011 года N 06\\2011-103, не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить постановку указанного земельного участка на кадастровый учет, в
двухнедельный срок после государственного кадастрового учета земельного участка заключить с П. договор аренды земельного участка для строительства индивидуального жилого дома сроком на 5 лет. В пользу П. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме **** рублей и услуг представителя в сумме **** рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация Копейского городского округа обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и постановить новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что при предоставлении земельных участков для жилищного строительства без предварительного согласования может быть предусмотрена только такая форма торгов, как аукцион. Ссылается на то обстоятельство, что орган местного самоуправления вправе либо принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка, либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка. Ссылается на то, что судом первой инстанции не исследован вопрос о наличии публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка на официальном сайте муниципального образования "Копейский городского округ" и в сети "Интернет". Указывает на необходимость применения статьи 30.1 ЗК РФ в совокупности с положениями части 4 статьи 30 ЗК РФ, согласно которой предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется только при проведении работ но формированию земельного участка, однако спорный земельный участок до настоящего времени не сформирован, на государственный кадастровый учет не поставлен, в связи с чем заключить договор аренды не представляется возможным.
В суде апелляционной инстанции представитель Администрации Копейского городского округа Челябинской области М., действующий на основании доверенности N 39-ДВ от 12 декабря 2011 года, доводы апелляционной жалобы поддержал, сославшись на изложенные в ней обстоятельства.
Заявитель П., ее представитель Ч. в судебном заседании апелляционной инстанции возражали против удовлетворения доводов жалобы, полагая о законности постановленного по делу решения. Просили взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере **** рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не установила оснований к отмене решения суда.
В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
В соответствии с требованиями статьи 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы, созданы препятствия к осуществлению прав.
В силу положений статьи 28 Земельного кодекса РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, при этом не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ, регулирующей особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
В силу пункта 2 этой статьи продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 той же статьи установлено, что предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка, либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Судом по материалам дела установлено, что 22 июня 2011 года П. обратилась в Администрацию Копейского городского округа Челябинской области с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка для строительства жилого дома по адресу: г. Копейск, ****, **** площадью **** кв. м сроком на 5 лет. (л.д. 8).
В ответ на данное заявление П. получено письмо от 24 июня 2011 года N 8027-ж за подписью заместителя председателя комитета архитектуры и градостроительства Администрации Копейского городского округа о том, что в газете "Копейский рабочий" будет опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: г. Копейск, ул. ****, **** (л.д. 12).
15 июля 2011 года главой Копейского городского округа Челябинской области принято распоряжение N 2465-р "О мероприятиях по предоставлению земельного участка, расположенного по адресу: г. Копейск, ул. ****, **** для индивидуального жилищного строительства", в соответствии с которым на Комитет архитектуры и градостроительства Копейского городского округа возлагалась обязанность подготовить и передать в Управление имуществом Администрации Копейского городского округа градостроительный план испрашиваемого земельного участка с установлением разрешенного вида использования, предельных параметров разрешенного строительства и ограничения (обременения) использования этого земельного участка. Этим же распоряжением на Управление имуществом Администрации Копейского городского округа возложена обязанность опубликовать сообщение о приеме заявления о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка в газете "Копейский рабочий" разместить сообщение о приеме указанного заявления на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" и обеспечить постановку земельного участка на государственный кадастровый учет (л.д. 9).
Во исполнение данного распоряжения 2 августа 2011 года в газете "Копейский рабочий" N 124 (17068) было опубликовано объявление о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: г. Копейск, ул. ****, **** площадью **** кв. м (л.д. 10).
19 сентября 2011 года заместителем главы Администрации Копейского городского округа Челябинской области по имущественным вопросам было направлено письмо N 12264-пс на имя заместителя главы Администрации Копейского городского округа Челябинской области с просьбой подготовить проекты распоряжений о предоставлении земельных участков, в том числе и земельного участка, расположенного по адресу: г. Копейск, ул. ****, **** площадью **** кв. м, в аренду для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов в связи с наличием одной заявки (пункт 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ) (л.д. 11).
Письмом Администрации Копейского городского округа Челябинской области от 05 марта 2012 года N 2323-ж П. сообщено, что в отношении участка, расположенного по адресу: г. Копейск, ул. ****, **** согласно статье 30.1 Земельного кодекса РФ и разделу III Порядка предоставления земельных участков на территории Копейского городского округа, утвержденного решением Собрания депутатов Копейского городского округа от 24 августа 201 1 года N 332-МО принято решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства (л.д. 25).
П. осуществила межевание спорного земельного участка (л.д. 13 - 15).
Материалы дела не содержат сведений о том, что в течение месяца со дня публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в г. Копейске по ул. ****, **** на испрашиваемый земельный участок поступили заявления от других граждан.
Системный анализ приведенных выше положений Земельного кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что при поступлении заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, администрация вправе принять одно из двух решений: о предоставлении данного земельного участка на торгах (аукционе) либо о публикации сообщения в средствах массовой информации о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка.
При этом, приняв решение о публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка, администрация вправе принять решение о предоставлении такого земельного участка на торгах только при наличии других заявлений граждан о предоставлении того же земельного участка. Право администрации принять решение о предоставлении земельного участка на торгах при отсутствии других заявлений граждан после публикации сообщения законом не предусмотрено.
В ходе судебного разбирательства не представлено доказательств того, что решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка на аукционе принято администрацией в связи с поступлением заявлений о предоставлении того же земельного участка от других граждан.
Разрешая заявленные требования, суд правильно исходил из того, что Администрация Копейского городского округа избрала способ предоставления спорного земельного участка путем публикации сообщения о приеме заявления о предоставлении его в аренду, а поскольку, при отсутствии иных претендентов на спорный земельный участок, кроме заявителя, у органа местного самоуправления иного способа, кроме как предоставления земельного участка без проведения аукциона, не имелось, то пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявления П.
Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным исследованными доказательствами и основаны на правильном применении закона, регулирующего спорные правоотношения (статьям 29, 30, 30.1 Земельного кодекса РФ).
Ссылка в письме Администрации Копейского городского округа Челябинской области от 05 марта 2012 года на раздел III Порядка предоставления земельных участков на территории Копейского городского округа, утвержденного решением Собрания депутатов Копейского городского округа от 24 августа 2011 года N 332-МО, в соответствии с которым предусмотрено проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, не может свидетельствовать об отсутствии незаконного бездействия администрации Копейского городского округа Челябинской области, поскольку указанный Порядок к спорным правоотношениям не может быть применен в связи с введением его в действие с 31 августа 2011 года, то есть после обращения заявителя с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при предоставлении земельных участков в аренду для жилищного строительства без предварительного согласования может быть предусмотрена только такая форма торгов, как аукцион, не могут являться основанием для отмены решения суда ввиду неверного толкования, подателем жалобы, норм действующего законодательства.
Ссылка в жалобе Администрации Копейского городского округа о том, что законодатель устанавливает право, а не безусловную обязанность органа местного самоуправления принять решение о том или ином способе предоставления земельного участка для жилищного строительства, при том исключительное право выбора конкретного способа принадлежит органу местного самоуправления, на правильность принятого решения не влияет.
Действительно, органу местного самоуправления законом предоставлено право выбора способа предоставления земельного участка и такое право было реализовано администрацией в упомянутом выше распоряжении N 2465-р от 15 июля 2011 года, после чего избрать иной способ предоставления земельного участка она уже была не вправе. Указанное распоряжение не было оспорено либо отменено, является действующим, было реализовано, в связи с чем оно является основанием для заключения с заявителем, как единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок, договора аренды без проведения аукциона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по размещению сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду запрашиваемых земельных участков на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет", однако суд первой инстанции не исследовал вопрос о наличии такой публикации, не могут повлечь отмену законного судебного решения по следующим основаниям.
Исходя из анализа положений части 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ, допускается возможность при предоставлении земельного участка или проведение аукциона, или опубликование сообщения о приеме заявлений на аренду данного земельного участка. В случае поступления заявлений проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одно заявление.
При этом, указанная норма содержит положение о том, что в случае выбора процедуры предоставления земельного участка с опубликованием сообщения о приеме заявлений на аренду данного земельного участка, орган местного самоуправления может также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Вместе с тем, данное положение устанавливает в случае выбора такой процедуры обязанность органа местного самоуправления опубликовать сообщение о приеме заявлений на аренду земельного участка в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом субъекта РФ, главой муниципального образования, но не свидетельствует об обязательности размещения на официальном сайте в сети "Интернет" такого сообщения.
Как следует из материалов дела, после публикации в газете "Копейский рабочий" N 124 (17068) 2 августа 2011 года сообщения о предоставлении в аренду испрашиваемого П. земельного участка для индивидуального жилищного строительства иных заявлений не поступало.
При таких обстоятельствах и с учетом того, что статья 30.1 Земельного кодекса РФ является специальной нормой, которой установлен порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, факт размещения (либо не размещения) на сайте муниципального образования Копейский городской округ Челябинской области в сети "Интернет" сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду указанного земельного участка не имеет юридического значения для разрешения данного дела.
Ссылки в жалобе на необходимость применения статьи 30.1 ЗК РФ в совокупности с положениями части 4 статьи 30 ЗК РФ, согласно которой предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется только при проведении работ по формированию земельного участка, однако спорный земельный участок до настоящего времени не сформирован, на государственный кадастровый учет не поставлен, в связи с чем заключить договор аренды не представляется возможным, не могут служить основанием для отмены решения суда. Для индивидуального жилищного строительства пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ установлен специальный порядок предоставления земельных участков, который не предусматривает обязательное проведение работ по формированию земельного участка до принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка в аренду гражданину, указанному в абзаце 1 пункта 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ, каковым является заявитель. Из материалов дела следует, что все условия для принятия решения о предоставлении П. в аренду спорного земельного участка, предусмотренные статьей 30.1 Земельного кодекса РФ, соблюдены.
Что касается договора аренды земельного участка, то он действительно в силу абзаца 3 пункта 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ заключается с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. Вместе с тем, из материалов дела видно, что мероприятия по обеспечению постановки земельного участка по адресу: г. Копейск, ул. ****, **** на кадастровый учет, возложенные главой Администрации Копейского городского округа Челябинской области Управление имуществом распоряжением от 15 июля 2011 года N 2465-р до настоящего времени не обеспечены. С учетом указанных обстоятельств, суд обоснованно возложил на администрацию обязанность поставить спорный земельный участок на кадастровый учет и только после этого заключить с П. договор аренды.
Таким образом, существенных нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии с положениями статьи 330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Заявление о возмещении П. судебных расходов на оплату услуг представителя Ч. по участию в судебном заседании суда апелляционной инстанции в сумме **** рублей подлежит удовлетворению в соответствии с частью 2 статьи 98, частью 4 статьи 329 ГПК РФ, поскольку апелляционная жалоба Администрации Копейского городского округа Челябинской области оставлена без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, частью 4 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия областного суда
определила:
Решение Копейского городского суда Челябинской области от 18 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Копейского городского округа Челябинской области - без удовлетворения.
Взыскать с Администрации Копейского городского округа Челябинской области в пользу П. в счет возмещения судебных расходов на оплату услуг представителя в размере ****(****) рублей.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.08.2012 ПО ДЕЛУ N 11-6036/2012
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 августа 2012 г. по делу N 11-6036/2012
Судья: Ботова М.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе
председательствующего Жукова А.А.,
судей Турковой Г.Л., Загайновой А.Ф.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Копейского городского округа Челябинской области на решение Копейского городского суда Челябинской области от 18 июня 2012 года по гражданскому делу по заявлению П. о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,
Заслушав доклад судьи Жукова А.А. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, выслушав объяснения заявителя П., ее представителя Ч., представителя Администрации Копейского городского округа Челябинской области М., судебная коллегия
установила:
П. обратилась в суд с заявлением (с учетом уточнений) о признании незаконным бездействия Администрации Копейского городского округа Челябинской области по оформлению в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Копейск, ул. ****, **** для индивидуального жилищного строительства, возложении на администрацию Копейского городского округа Челябинской области обязанностей не позднее 30 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить постановку земельного участка на кадастровый учет, в срок не позднее 14 дней с даты государственного кадастрового учета принять решение о передаче ей земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства сроком на 5 лет, заключить договор аренды указанного земельного участка. Кроме того, просила взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме **** рублей и услуг представителя в сумме **** рублей.
В обоснование заявленных требований указано на то обстоятельство, что 22 июня 2011 года она обратилась в Администрацию Копейского городского округа с заявлением о предоставлении в аренду указанного земельного участка для строительства жилого дома в порядке, предусмотренном статьей 30.1 Земельного кодекса РФ. 29 июня 2011 года администрация Копейского городского округа сообщила о том, что в соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса РФ в газете "Копейский рабочий" будет опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду указанного земельного участка. 15 июля 2011 года администрацией Копейского городского округа издано распоряжение N 2465-р "О мероприятиях по предоставлению земельного участка, расположенного: г. Копейск, ул. ****, ****" для индивидуального жилищного строительства". Объявление о приеме заявлений о предоставлении в аренду указанного земельного участка опубликовано в газете "Копейский рабочий" N 124 от 02 августа 2011 года. 29 сентября 2011 года Управлением имуществом Администрации Копейского городского округа в адрес Комитета архитектуры и градостроительства администрации Копейского городского округа направлено письмо N 12264-11С с просьбой подготовить проекты распоряжения Главы Копейского городского округа о предоставлении земельного участка по ул. ****, **** в аренду для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов в связи с наличием одной заявки со ссылкой на пункт 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ. С тех нор какие-либо действия со стороны Администрации Копейского городского округа по оформлению земельного участка не предпринимаются, государственный кадастровый учет участка не осуществлен, решения о предоставлении участка в аренду не принято, договор аренды не заключен. Отказ в удовлетворении его заявления он расценивает как бездействие администрации, в связи с чем обратилась с настоящим заявлением в суд.
Заявитель П., представитель заявителя Ч. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель заинтересованного лица Администрации Копейского городского округа Челябинской области в судебном заседании участия не принимал при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства.
Суд постановил решение, которым требования П. удовлетворил, признал незаконным бездействие администрации Копейского городского округа Челябинской области но предоставлению в аренд) П. земельного участка по адресу: Челябинская область, г. Копейск, ул. ****, **** площадью **** кв. м сроком на 5 лет для индивидуального жилищного строительства, возложил на администрацию Копейского городского округа обязанность принять решение о предоставлении в аренду П. указанного выше земельного участка для индивидуального жилищного строительства сроком на 5 лет в соответствии с заявлением от 22 июня 2011 года N 06\\2011-103, не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить постановку указанного земельного участка на кадастровый учет, в
двухнедельный срок после государственного кадастрового учета земельного участка заключить с П. договор аренды земельного участка для строительства индивидуального жилого дома сроком на 5 лет. В пользу П. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме **** рублей и услуг представителя в сумме **** рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация Копейского городского округа обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и постановить новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что при предоставлении земельных участков для жилищного строительства без предварительного согласования может быть предусмотрена только такая форма торгов, как аукцион. Ссылается на то обстоятельство, что орган местного самоуправления вправе либо принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка, либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка. Ссылается на то, что судом первой инстанции не исследован вопрос о наличии публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка на официальном сайте муниципального образования "Копейский городского округ" и в сети "Интернет". Указывает на необходимость применения статьи 30.1 ЗК РФ в совокупности с положениями части 4 статьи 30 ЗК РФ, согласно которой предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется только при проведении работ но формированию земельного участка, однако спорный земельный участок до настоящего времени не сформирован, на государственный кадастровый учет не поставлен, в связи с чем заключить договор аренды не представляется возможным.
В суде апелляционной инстанции представитель Администрации Копейского городского округа Челябинской области М., действующий на основании доверенности N 39-ДВ от 12 декабря 2011 года, доводы апелляционной жалобы поддержал, сославшись на изложенные в ней обстоятельства.
Заявитель П., ее представитель Ч. в судебном заседании апелляционной инстанции возражали против удовлетворения доводов жалобы, полагая о законности постановленного по делу решения. Просили взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере **** рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не установила оснований к отмене решения суда.
В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
В соответствии с требованиями статьи 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы, созданы препятствия к осуществлению прав.
В силу положений статьи 28 Земельного кодекса РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, при этом не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ, регулирующей особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
В силу пункта 2 этой статьи продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 той же статьи установлено, что предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка, либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Судом по материалам дела установлено, что 22 июня 2011 года П. обратилась в Администрацию Копейского городского округа Челябинской области с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка для строительства жилого дома по адресу: г. Копейск, ****, **** площадью **** кв. м сроком на 5 лет. (л.д. 8).
В ответ на данное заявление П. получено письмо от 24 июня 2011 года N 8027-ж за подписью заместителя председателя комитета архитектуры и градостроительства Администрации Копейского городского округа о том, что в газете "Копейский рабочий" будет опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: г. Копейск, ул. ****, **** (л.д. 12).
15 июля 2011 года главой Копейского городского округа Челябинской области принято распоряжение N 2465-р "О мероприятиях по предоставлению земельного участка, расположенного по адресу: г. Копейск, ул. ****, **** для индивидуального жилищного строительства", в соответствии с которым на Комитет архитектуры и градостроительства Копейского городского округа возлагалась обязанность подготовить и передать в Управление имуществом Администрации Копейского городского округа градостроительный план испрашиваемого земельного участка с установлением разрешенного вида использования, предельных параметров разрешенного строительства и ограничения (обременения) использования этого земельного участка. Этим же распоряжением на Управление имуществом Администрации Копейского городского округа возложена обязанность опубликовать сообщение о приеме заявления о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка в газете "Копейский рабочий" разместить сообщение о приеме указанного заявления на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" и обеспечить постановку земельного участка на государственный кадастровый учет (л.д. 9).
Во исполнение данного распоряжения 2 августа 2011 года в газете "Копейский рабочий" N 124 (17068) было опубликовано объявление о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: г. Копейск, ул. ****, **** площадью **** кв. м (л.д. 10).
19 сентября 2011 года заместителем главы Администрации Копейского городского округа Челябинской области по имущественным вопросам было направлено письмо N 12264-пс на имя заместителя главы Администрации Копейского городского округа Челябинской области с просьбой подготовить проекты распоряжений о предоставлении земельных участков, в том числе и земельного участка, расположенного по адресу: г. Копейск, ул. ****, **** площадью **** кв. м, в аренду для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов в связи с наличием одной заявки (пункт 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ) (л.д. 11).
Письмом Администрации Копейского городского округа Челябинской области от 05 марта 2012 года N 2323-ж П. сообщено, что в отношении участка, расположенного по адресу: г. Копейск, ул. ****, **** согласно статье 30.1 Земельного кодекса РФ и разделу III Порядка предоставления земельных участков на территории Копейского городского округа, утвержденного решением Собрания депутатов Копейского городского округа от 24 августа 201 1 года N 332-МО принято решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства (л.д. 25).
П. осуществила межевание спорного земельного участка (л.д. 13 - 15).
Материалы дела не содержат сведений о том, что в течение месяца со дня публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в г. Копейске по ул. ****, **** на испрашиваемый земельный участок поступили заявления от других граждан.
Системный анализ приведенных выше положений Земельного кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что при поступлении заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, администрация вправе принять одно из двух решений: о предоставлении данного земельного участка на торгах (аукционе) либо о публикации сообщения в средствах массовой информации о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка.
При этом, приняв решение о публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка, администрация вправе принять решение о предоставлении такого земельного участка на торгах только при наличии других заявлений граждан о предоставлении того же земельного участка. Право администрации принять решение о предоставлении земельного участка на торгах при отсутствии других заявлений граждан после публикации сообщения законом не предусмотрено.
В ходе судебного разбирательства не представлено доказательств того, что решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка на аукционе принято администрацией в связи с поступлением заявлений о предоставлении того же земельного участка от других граждан.
Разрешая заявленные требования, суд правильно исходил из того, что Администрация Копейского городского округа избрала способ предоставления спорного земельного участка путем публикации сообщения о приеме заявления о предоставлении его в аренду, а поскольку, при отсутствии иных претендентов на спорный земельный участок, кроме заявителя, у органа местного самоуправления иного способа, кроме как предоставления земельного участка без проведения аукциона, не имелось, то пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявления П.
Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным исследованными доказательствами и основаны на правильном применении закона, регулирующего спорные правоотношения (статьям 29, 30, 30.1 Земельного кодекса РФ).
Ссылка в письме Администрации Копейского городского округа Челябинской области от 05 марта 2012 года на раздел III Порядка предоставления земельных участков на территории Копейского городского округа, утвержденного решением Собрания депутатов Копейского городского округа от 24 августа 2011 года N 332-МО, в соответствии с которым предусмотрено проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, не может свидетельствовать об отсутствии незаконного бездействия администрации Копейского городского округа Челябинской области, поскольку указанный Порядок к спорным правоотношениям не может быть применен в связи с введением его в действие с 31 августа 2011 года, то есть после обращения заявителя с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при предоставлении земельных участков в аренду для жилищного строительства без предварительного согласования может быть предусмотрена только такая форма торгов, как аукцион, не могут являться основанием для отмены решения суда ввиду неверного толкования, подателем жалобы, норм действующего законодательства.
Ссылка в жалобе Администрации Копейского городского округа о том, что законодатель устанавливает право, а не безусловную обязанность органа местного самоуправления принять решение о том или ином способе предоставления земельного участка для жилищного строительства, при том исключительное право выбора конкретного способа принадлежит органу местного самоуправления, на правильность принятого решения не влияет.
Действительно, органу местного самоуправления законом предоставлено право выбора способа предоставления земельного участка и такое право было реализовано администрацией в упомянутом выше распоряжении N 2465-р от 15 июля 2011 года, после чего избрать иной способ предоставления земельного участка она уже была не вправе. Указанное распоряжение не было оспорено либо отменено, является действующим, было реализовано, в связи с чем оно является основанием для заключения с заявителем, как единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок, договора аренды без проведения аукциона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по размещению сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду запрашиваемых земельных участков на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет", однако суд первой инстанции не исследовал вопрос о наличии такой публикации, не могут повлечь отмену законного судебного решения по следующим основаниям.
Исходя из анализа положений части 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ, допускается возможность при предоставлении земельного участка или проведение аукциона, или опубликование сообщения о приеме заявлений на аренду данного земельного участка. В случае поступления заявлений проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одно заявление.
При этом, указанная норма содержит положение о том, что в случае выбора процедуры предоставления земельного участка с опубликованием сообщения о приеме заявлений на аренду данного земельного участка, орган местного самоуправления может также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Вместе с тем, данное положение устанавливает в случае выбора такой процедуры обязанность органа местного самоуправления опубликовать сообщение о приеме заявлений на аренду земельного участка в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом субъекта РФ, главой муниципального образования, но не свидетельствует об обязательности размещения на официальном сайте в сети "Интернет" такого сообщения.
Как следует из материалов дела, после публикации в газете "Копейский рабочий" N 124 (17068) 2 августа 2011 года сообщения о предоставлении в аренду испрашиваемого П. земельного участка для индивидуального жилищного строительства иных заявлений не поступало.
При таких обстоятельствах и с учетом того, что статья 30.1 Земельного кодекса РФ является специальной нормой, которой установлен порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, факт размещения (либо не размещения) на сайте муниципального образования Копейский городской округ Челябинской области в сети "Интернет" сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду указанного земельного участка не имеет юридического значения для разрешения данного дела.
Ссылки в жалобе на необходимость применения статьи 30.1 ЗК РФ в совокупности с положениями части 4 статьи 30 ЗК РФ, согласно которой предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется только при проведении работ по формированию земельного участка, однако спорный земельный участок до настоящего времени не сформирован, на государственный кадастровый учет не поставлен, в связи с чем заключить договор аренды не представляется возможным, не могут служить основанием для отмены решения суда. Для индивидуального жилищного строительства пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ установлен специальный порядок предоставления земельных участков, который не предусматривает обязательное проведение работ по формированию земельного участка до принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка в аренду гражданину, указанному в абзаце 1 пункта 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ, каковым является заявитель. Из материалов дела следует, что все условия для принятия решения о предоставлении П. в аренду спорного земельного участка, предусмотренные статьей 30.1 Земельного кодекса РФ, соблюдены.
Что касается договора аренды земельного участка, то он действительно в силу абзаца 3 пункта 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ заключается с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. Вместе с тем, из материалов дела видно, что мероприятия по обеспечению постановки земельного участка по адресу: г. Копейск, ул. ****, **** на кадастровый учет, возложенные главой Администрации Копейского городского округа Челябинской области Управление имуществом распоряжением от 15 июля 2011 года N 2465-р до настоящего времени не обеспечены. С учетом указанных обстоятельств, суд обоснованно возложил на администрацию обязанность поставить спорный земельный участок на кадастровый учет и только после этого заключить с П. договор аренды.
Таким образом, существенных нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии с положениями статьи 330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Заявление о возмещении П. судебных расходов на оплату услуг представителя Ч. по участию в судебном заседании суда апелляционной инстанции в сумме **** рублей подлежит удовлетворению в соответствии с частью 2 статьи 98, частью 4 статьи 329 ГПК РФ, поскольку апелляционная жалоба Администрации Копейского городского округа Челябинской области оставлена без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, частью 4 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия областного суда
определила:
Решение Копейского городского суда Челябинской области от 18 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Копейского городского округа Челябинской области - без удовлетворения.
Взыскать с Администрации Копейского городского округа Челябинской области в пользу П. в счет возмещения судебных расходов на оплату услуг представителя в размере ****(****) рублей.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)