Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 17 апреля 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Кузнецова В.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - Притулина Е.А., доверенность от 11.01.2013 г. N 10,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 апреля 2013 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 декабря 2012 года по делу N А55-28241/2012 (судья Щетинина М.Н.)
по заявлению муниципального предприятия города Самары "Самараводоканал" (ОГРН 1026301167420), г. Самара,
к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным решения,
установил:
Муниципальное предприятие города Самары "Самараводоканал" (далее - заявитель, МП г. Самары "Самараводоканал", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - ответчик, Министерство лесного хозяйства) о признании недействительным решения от 03.07.2012 г. N 27-05-02/7001 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка.
Решением суда первой инстанции от 27 декабря 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство лесного хозяйства обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу МП г. Самары "Самараводоканал", считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании 03 апреля 2013 года объявлялся перерыв в соответствии со статьей 163 АПК РФ до 15 часов 40 минут 10 апреля 2013 года.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что муниципальному образованию городской округ Самара на праве собственности принадлежит ПТК пос. Красная Глинка, система водоснабжения, площадью застройки 1388,1 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Красноглинский район, поселок Красная Глинка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.11.2011 г. серии 63-АЖ N 242224 (т. 1 л.д. 6).
Указанный объект недвижимости передан на праве хозяйственного ведения МП г. Самары "Самараводоканал", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.11.2011 г. серии 63-АЖ N 242223 (т. 1 л.д. 5).
Предприятие имеет лицензию СМР 01318 ВЭ на право пользование недрами с целью добычи подземных вод в п. Красная Глинка Красноглинского района г. Самары.
18.06.2012 г. МП г. Самары "Самараводоканал" обратилось в Министерство лесного хозяйства с заявлением о предоставлении в аренду лесного участка, расположенного по адресу: Волжский район, п. Красная Глинка, ул. Батайская, площадью 1,6 га, необходимого для эксплуатации водозаборной скважины (т. 1 л.д. 38 - 39).
В ответ на указанное обращение Министерство лесного хозяйства письмом от 03.07.2012 г. N 27-05-02/7001 отказало заявителю в предоставлении в аренду указанного лесного участка (т. 1 л.д. 7 - 9).
В обоснование отказа Министерство указало на следующие обстоятельства. Согласно проведенному обследованию испрашиваемая территория относится к землям лесного фонда Волжского лесничества, Самарского участкового лесничества, квартал N 20, выделы 12, 14. Лесохозяйственными регламентами Волжского лесничества установлено, что квартал N 20 относится к категориям лесов "Зеленые зоны, лесопарки". По мнению Министерства, испрашиваемый участок требуется МП г. Самары "Самараводоканал" для разработки месторождения полезных ископаемых. На основании ст. 105 Лесного кодекса Российской Федерации в зеленых зонах и лесопарках запрещена разработка месторождений полезных ископаемых, а также размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.
Считая отказ в предоставлении земельного участка незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 101 ЗК РФ порядок использования земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.
Частью 1 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрено, что юридическим лицам лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
Частью 1 ст. 102 ЛК РФ определено, что к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных ч. 4 ст. 12 Кодекса. К таким лесам относятся, в том числе леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, включая зеленые зоны, лесопарковые зоны. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (ч. 5 ст. 102 ЛК РФ).
В силу ч. 4 ст. 12 ЛК РФ Лесного кодекса Российской Федерации защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
В соответствии с пунктами 4 и 5 ч. 3 ст. 105 ЛК РФ в лесопарковых зонах запрещаются: разработка месторождений полезных ископаемых; размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.
Пунктом 3 ч. 5 ст. 105 ЛК РФ установлен запрет в зеленых зонах на размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов.
В соответствии со ст. 87 ЛК РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.
Лесохозяйственными регламентами Волжского лесничества установлено, что квартал N 20 Самарского участкового лесничества относится к защитным лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, категории "Зеленые зоны, лесопарки".
Из содержания акта технического обследования земельного участка, испрашиваемого МП г. Самары "Самараводоканал" к отводу из состава лесного фонда, от 19.08.2011 г. следует, что в ходе натурного обследования участка в квартале 20 Самарского участкового лесничества, площадью 0,63 га, установлено, что он расположен в зеленой зоне (непокрытой лесом).
Как следует из материалов дела, данный участок испрашивается Предприятием для эксплуатации расположенной на нем водозаборной скважины, входящей в состав ПТК пос. Красная Глинка (система водоснабжения), год ввода в эксплуатацию - 1991, принадлежащего заявителю на праве хозяйственного ведения, а именно для добычи подземных вод с целью хозяйственно-питьевого водоснабжения п. Красная Глинка.
Доказательств того, что заявителем испрашивается участок для деятельности, запрет на осуществление которой установлен п. 3 ч. 5 ст. 105 ЛК РФ, Министерством лесного хозяйства, в нарушение ч. 5 ст. 200 АПК РФ, ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение Министерства лесного хозяйства об отказе в предоставлении в аренду МП г. Самары "Самараводоканал" испрашиваемого участка не соответствует требованиям земельного и лесного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, признал его незаконным, удовлетворив заявленные требования Предприятия.
Доводы, приведенные Министерством лесного хозяйства в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 декабря 2012 года по делу N А55-28241/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Т.С.ЗАСЫПКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.04.2013 ПО ДЕЛУ N А55-28241/2012
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 2013 г. по делу N А55-28241/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 17 апреля 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Кузнецова В.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - Притулина Е.А., доверенность от 11.01.2013 г. N 10,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 апреля 2013 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 декабря 2012 года по делу N А55-28241/2012 (судья Щетинина М.Н.)
по заявлению муниципального предприятия города Самары "Самараводоканал" (ОГРН 1026301167420), г. Самара,
к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным решения,
установил:
Муниципальное предприятие города Самары "Самараводоканал" (далее - заявитель, МП г. Самары "Самараводоканал", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - ответчик, Министерство лесного хозяйства) о признании недействительным решения от 03.07.2012 г. N 27-05-02/7001 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка.
Решением суда первой инстанции от 27 декабря 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство лесного хозяйства обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу МП г. Самары "Самараводоканал", считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании 03 апреля 2013 года объявлялся перерыв в соответствии со статьей 163 АПК РФ до 15 часов 40 минут 10 апреля 2013 года.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что муниципальному образованию городской округ Самара на праве собственности принадлежит ПТК пос. Красная Глинка, система водоснабжения, площадью застройки 1388,1 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Красноглинский район, поселок Красная Глинка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.11.2011 г. серии 63-АЖ N 242224 (т. 1 л.д. 6).
Указанный объект недвижимости передан на праве хозяйственного ведения МП г. Самары "Самараводоканал", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.11.2011 г. серии 63-АЖ N 242223 (т. 1 л.д. 5).
Предприятие имеет лицензию СМР 01318 ВЭ на право пользование недрами с целью добычи подземных вод в п. Красная Глинка Красноглинского района г. Самары.
18.06.2012 г. МП г. Самары "Самараводоканал" обратилось в Министерство лесного хозяйства с заявлением о предоставлении в аренду лесного участка, расположенного по адресу: Волжский район, п. Красная Глинка, ул. Батайская, площадью 1,6 га, необходимого для эксплуатации водозаборной скважины (т. 1 л.д. 38 - 39).
В ответ на указанное обращение Министерство лесного хозяйства письмом от 03.07.2012 г. N 27-05-02/7001 отказало заявителю в предоставлении в аренду указанного лесного участка (т. 1 л.д. 7 - 9).
В обоснование отказа Министерство указало на следующие обстоятельства. Согласно проведенному обследованию испрашиваемая территория относится к землям лесного фонда Волжского лесничества, Самарского участкового лесничества, квартал N 20, выделы 12, 14. Лесохозяйственными регламентами Волжского лесничества установлено, что квартал N 20 относится к категориям лесов "Зеленые зоны, лесопарки". По мнению Министерства, испрашиваемый участок требуется МП г. Самары "Самараводоканал" для разработки месторождения полезных ископаемых. На основании ст. 105 Лесного кодекса Российской Федерации в зеленых зонах и лесопарках запрещена разработка месторождений полезных ископаемых, а также размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.
Считая отказ в предоставлении земельного участка незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 101 ЗК РФ порядок использования земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.
Частью 1 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрено, что юридическим лицам лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
Частью 1 ст. 102 ЛК РФ определено, что к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных ч. 4 ст. 12 Кодекса. К таким лесам относятся, в том числе леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, включая зеленые зоны, лесопарковые зоны. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (ч. 5 ст. 102 ЛК РФ).
В силу ч. 4 ст. 12 ЛК РФ Лесного кодекса Российской Федерации защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
В соответствии с пунктами 4 и 5 ч. 3 ст. 105 ЛК РФ в лесопарковых зонах запрещаются: разработка месторождений полезных ископаемых; размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.
Пунктом 3 ч. 5 ст. 105 ЛК РФ установлен запрет в зеленых зонах на размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов.
В соответствии со ст. 87 ЛК РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.
Лесохозяйственными регламентами Волжского лесничества установлено, что квартал N 20 Самарского участкового лесничества относится к защитным лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, категории "Зеленые зоны, лесопарки".
Из содержания акта технического обследования земельного участка, испрашиваемого МП г. Самары "Самараводоканал" к отводу из состава лесного фонда, от 19.08.2011 г. следует, что в ходе натурного обследования участка в квартале 20 Самарского участкового лесничества, площадью 0,63 га, установлено, что он расположен в зеленой зоне (непокрытой лесом).
Как следует из материалов дела, данный участок испрашивается Предприятием для эксплуатации расположенной на нем водозаборной скважины, входящей в состав ПТК пос. Красная Глинка (система водоснабжения), год ввода в эксплуатацию - 1991, принадлежащего заявителю на праве хозяйственного ведения, а именно для добычи подземных вод с целью хозяйственно-питьевого водоснабжения п. Красная Глинка.
Доказательств того, что заявителем испрашивается участок для деятельности, запрет на осуществление которой установлен п. 3 ч. 5 ст. 105 ЛК РФ, Министерством лесного хозяйства, в нарушение ч. 5 ст. 200 АПК РФ, ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение Министерства лесного хозяйства об отказе в предоставлении в аренду МП г. Самары "Самараводоканал" испрашиваемого участка не соответствует требованиям земельного и лесного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, признал его незаконным, удовлетворив заявленные требования Предприятия.
Доводы, приведенные Министерством лесного хозяйства в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 декабря 2012 года по делу N А55-28241/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Т.С.ЗАСЫПКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)