Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АСТРАХАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.05.2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 мая 2013 года


Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шустовой Т.П.
судей областного суда Лавровой С.Е., Степина А.Б.
при секретаре Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шустовой Т.П. дело по апелляционному представлению прокурора г. Астрахани на решение Кировского районного суда г. Астрахани от "Дата" по гражданскому делу по заявлению администрации г. Астрахани об оспаривании представления прокурора г. Астрахани об устранении нарушений земельного законодательства и законодательства об обращениях граждан,

установила:

Администрация г. Астрахани обратилась в суд с заявлением, указав, что прокурором г. Астрахани в адрес мэра г. Астрахани "Дата" вынесено представление, в котором поставлен вопрос о принятии мер к устранению и недопущению впредь нарушений земельного законодательства и о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности. С данным представлением не согласны, поскольку обращения граждан, перечисленных в указанном документе, были рассмотрены администрацией г. Астрахани в соответствии с требованиями закона в установленный срок. При этом права Б.В., М. и П. не были нарушены, поскольку до настоящего времени они стоят в очереди на предоставление земельных участков в собственность бесплатно и будут ими обеспечены по мере формирования таких участков. Также не обоснованы доводы прокурора о недопустимости постановки в очередь граждан льготной категории и необходимости предоставлять им земельные участки незамедлительно, поскольку они противоречат действующему законодательству. Просит представление прокурора г. Астрахани N от "Дата" "об устранении нарушений земельного законодательства и законодательства об обращениях граждан" признать незаконным и отменить.
В судебном заседании представитель администрации г. Астрахани Т. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить.
Помощник прокурора г. Астрахани Карамышева А.С. с доводами заявления не согласилась, просила в его удовлетворении отказать, поскольку представление является законным и обоснованным.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от "Дата" заявленные требования удовлетворены частично, представление прокурора г. Астрахани N от "Дата" "об устранении нарушений земельного законодательства и законодательства об обращениях граждан" в части выводов о необходимости реализации органом местного самоуправления права льготной категории граждан на получение земельных участков бесплатно в собственность незамедлительно, с момента возникновения указанного права у лица признано незаконным и отменено. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционном представлении прокурором г. Астрахани ставится вопрос об отмене решения суда ввиду незаконности и необоснованности, неправильного применения норм материального и процессуального права, указано, что судом не установлено нарушений права заявителя оспариваемым представлением прокурора, до настоящего времени право М., Б.Р. и Ш. на получение земельного участка на льготных условиях, в том числе и для строительства индивидуального жилого дома, не реализовано, что нарушает их право на бесплатное получение земельного участка.
Заслушав докладчика, выслушав помощника прокурора г. Астрахани Карамышеву А.С., поддержавшую доводы апелляционного представления, представителя администрации г. Астрахани Т., возражавшую против удовлетворения представления, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Астрахани по обращению М., Б.В., П. была проведена проверка исполнения земельного законодательства администрацией муниципального образования "Город Астрахань", по результатам которой в адрес мэра г. Астрахани вынесено представление N от "Дата", в соответствии с которым прокурор потребовал устранить нарушения земельного законодательства и принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих.
Из представления прокурора г. Астрахани следует, что в ходе проверки установлено, что обращение М. от "Дата" о предоставлении земельного участка на льготных условиях - в семье заявителя имеется ребенок - инвалид; обращение Б.В., действующей в интересах Б.Р., от "Дата" о предоставлении земельного участка на льготных условиях как труженику тыла; обращение Ш., действующего по доверенности от П., от "Дата" по вопросу предоставления земельного участка на льготных условиях для строительства индивидуального жилого дома на территории города, хотя и были рассмотрены администрацией г. Астрахани и на них даны ответы о постановке указанных лиц в очередь, однако их право до настоящего времени не реализовано.
Установлено, что в Реестре учета граждан, нуждающихся в бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства Б.Р. учтена под номером <.....>, М. - под номером <.....>, П. - под номером <.....>. Таким образом, значительная категория граждан из числа льготных категорий не обеспечена земельными участками.
Удовлетворяя заявление администрации г. Астрахани в части, суд пришел к правильному выводу, что требуемые земельные участки предоставляются в порядке очередности постановки на учет в соответствии с имеющимся льготным списком.
На основании части 1 статьи 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (часть 4 статьи 2 ЗК РФ).
Согласно статье 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Исходя из указанной нормы, субъекту Российской Федерации предоставляется возможность в своем законе определить порядок предоставления земельных участков.
Пунктом 1 статьи 3 Закона Астраханской области от 04 марта 2008 г. N 7/2008-03 "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" предусмотрены категории граждан, в собственность которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 18 настоящего Закона), предоставляются бесплатно.
Постановлением администрации г. Астрахани от "Дата" за N в целях реализации Закона Астраханской области "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" утвержден Порядок организации работы по учету граждан, обратившихся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков.
Очередность предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное (первоочередное) право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.
Представление прокурора в части выводов о необходимости реализации органом местного самоуправления права льготной категории граждан на получение земельных участков бесплатно в собственность незамедлительно не согласуется с требованиям земельного законодательства о порядке предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществление которого без предварительной процедуры согласования требует проведения работ по формированию земельного участка (статья 30 ЗК РФ).
При таких обстоятельствах доводы апелляционного представления об отсутствии нарушения прав заявителя не состоятельны.
При нарушении прав заинтересованных лиц длительной процедурой определения границ земельных участков в соответствии с действующим законодательством защита нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов возможна в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.
Вывод суда о том, что М. не отнесена к категории лиц, имеющих право на первоочередное получение земельного участка, не соответствует положениям Федерального закона РФ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно статье 17 которого инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Однако данный вывод не повлиял на правильность принятого решения о незаконности оспариваемого представления прокурора в части выводов о необходимости реализации органом местного самоуправления права льготной категории граждан на получение земельных участков бесплатно в собственность незамедлительно. В случае нарушения установленного законом права на первоочередное получение земельного участка заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с соответствующим иском.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционного представления судебная коллегия не находит, так как суд с достаточной полнотой исследовал материалы дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, установил обстоятельства, имеющие значение для дела, свои выводы мотивировал. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены решения, судом допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

определила:

решение Кировского районного суда г. Астрахани от "Дата" оставить без изменения, апелляционное представление прокурора г. Астрахани - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)