Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4263

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июля 2013 г. по делу N 33-4263


Судья: Курцева И.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Захарова В.Н.,
судей Аршиновой Е.В., Поляниной О.А.,
при секретаре Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании незаконным отказа Управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области в утверждении схемы расположения земельного участка в городе Балаково Саратовской области по Саратовскому шоссе в районе домов 83/5 и 69/7, возложении на администрацию Балаковского муниципального района Саратовской области обязанности принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт N 61 от 12 июля 2012 года о выборе земельного участка, по апелляционной жалобе С. на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 12 апреля 2013 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

С. обратился в суд с вышеуказанным заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ. В обоснование заявленных требований указал, что 23 января 2013 года подал в администрацию Балаковского муниципального района Саратовской области (далее - Администрация) заявление об утверждении схемы расположения земельного участка в городе Балаково Саратовской области по Саратовскому шоссе в районе домов 83/5 и 69/7. Письмом N 365 от 04 февраля 2013 года С. в удовлетворении заявления отказано.
Ссылаясь на порядок выбора и предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с предварительным согласованием размещения объекта, урегулированным статьями 30, 31 и 32 ЗК РФ, С. считал отказ Администрации незаконным.
Рассмотрев заявленные требования, судом постановлено вышеуказанное решение.
С. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, считает, что суд не создал условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств дела, поскольку не привлек к участию в деле закрытое акционерное общество "Торговый дом "Эластик". Указывает, что суд не дал оценку ответу Администрации указанному обществу об отказе в предоставлении земельных участков, полагает, что реальная заинтересованность у общества в предоставлении данного земельного участка отсутствует.
В заседание судебной коллегии заявитель С., представители заинтересованных лиц - Администрации, Управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее - Управления) не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется, поскольку при разрешении заявления судом правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 ст. 254 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В п. 1 Постановления от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных муниципальных служащих" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (ч. 1 ст. 30 названного Кодекса).
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса (ч. 5 ст. 30 названного Кодекса).
В соответствии ч. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно ч. 2 ст. 31 названного Кодекса орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу ч. 3 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 5 ст. 31 названного Кодекса).
Согласно ч. ч. 6, 7, 8 и 9 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (ч. 6).
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр (ч. 7).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (ч. 8).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд (ч. 9).
Как следует из материалов дела, 24 мая 2012 года С. обратился в Администрацию с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, в котором просил выделить ему в аренду земельный участок общей площадью 3500 кв. метров для строительства медицинской клиники по адресу: <...> район дома 83/5 и дома 69/7 (л.д. 44).
Письмом от 13 июля 2012 года N 2227 Управление сообщило С. о положительном решении вопроса о выделении земельного участка для строительства медицинской клиники (л.д. 51).
На основании заявления С. составлен акт о выборе земельного участка для строительства N 61 от 12 июля 2012 года, к которому приложена схема расположения земельного участка (л.д. 53 - 54).
19 июля 2012 года в газете "Балаковские вести" N 52(3590) опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении в аренду для строительства медицинской клиники земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу (л.д. 55).
06 августа 2012 года закрытое акционерное общество "Торговый дом "Эластик" обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка по данному адресу (л.д. 59).
23 января 2013 года С. подал в Администрацию заявление об утверждении схемы расположения земельного участка для строительства медицинской клиники (л.д. 56).
В ответ на данное обращение Управление в письме N 365 от 04 февраля 2013 года сообщило С. о том, что в связи с поступлением заявления от другого претендента, право на заключение договора аренды вышеуказанного земельного участка подлежит выставлению на торги (л.д. 58).
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Таким образом, для признания решения или действия должностного лица незаконным необходимо наличие двух условий в совокупности: несоответствие решения закону или иному нормативному акту и нарушение этим решением или действием прав и законных интересов заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявления С., районный суд исходил из того, что порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют несколько лиц, ЗК РФ не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 ЗК РФ, и процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
В связи с данными обстоятельствами, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, что в данной ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги в соответствии с положениями пункта 4 ст. 30 ЗК РФ, принятое Управлением решение права и интересы заявителя не нарушает, С. не лишен возможности участия в аукционе для получения права аренды на земельный участок.
Доводы апелляционной жалобы о не привлечении судом к участию в деле закрытого акционерного общества "Торговый дом "Эластик" несостоятельны, поскольку наличие или отсутствие заинтересованности у общества в предоставлении земельного участка не является обстоятельством, подлежащим установлению по делу, не влияет на законность оспариваемого решения.
При рассмотрении дела судом нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права не допущено, доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию закона, а поэтому оснований для отмены правильного по существу судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Балаковского районного суда Саратовской области от 12 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)