Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.02.2013 N 09АП-35861/2012-АК ПО ДЕЛУ N А40-87703/12-149-799

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 февраля 2013 г. N 09АП-35861/2012-АК

Дело N А40-87703/12-149-799

резолютивная часть постановления оглашена 05.02.2013.
постановление изготовлено в полном объеме 06.02.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей: Румянцева П.В., Кольцовой Н.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Лаухиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Осенний бульвар"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.10.2012
по делу N А40-87703/12-149-799, принятое судьей Кузиным М.М.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Осенний бульвар"
к Префектуре Западного административного округа города Москвы
- о признании недействительным распоряжения 28.04.2012 N 330-РП;
- при участии:
- от заявителя: Подвальный С.С. по доверенности от 03.09.2012 N 03/2012; Юдаева Д.Ю. по доверенности от 01.11.2012 N 04/2012;
- от заинтересованного лица: Шалин А.В. по доверенности от 29.12.2012 N ПЗ01-23972/12;
-
установил:

решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.10.2012 в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Осенний бульвар" о признании незаконным и отмене распоряжения Префекта ЗАО г. Москвы N 330-РП от 28.04.2012 "О признании утратившим силу распоряжения префекта Западного административного округа от 09.01.2002 N 8-РП", отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители общества и Префектуры в судебное заседание явились, поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что распоряжением префекта ЗАО г. Москвы N 330-РП от 28.04.2012 признано утратившим силу распоряжение префекта Западного административного округа г. Москвы от 09.01.2002 N 8-РП "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Фирма Монолит" земельного участка во владении 18 по Осеннему бульвару.
В обоснование своей позиции, заявитель указывает на то, что между Москомземом и ООО "Фирма МОНОЛИТ", 12.07.2002 заключен Договор долгосрочной аренды земельного участка N М-07-021341, площадью 180 кв. м, находящегося по адресу: город Москва, Осенний бульвар, владение 18, сроком на 15 лет, для строительства и последующей эксплуатации стационарного торгового павильона-магазина. 17.07.2003 согласно дополнительного соглашения к указанному договору аренды земельного участка (учетный номер дополнительного соглашения N М-07-021341/02 от 17.07.2003), права и обязанности по договору, в полном объеме, перешли от ООО "Фирма Монолит" к ООО "Крис и Тим". Префектом ЗАО г. Москвы вынесено распоряжение от 09.01.2002 N 8-РП "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Фирма Монолит" земельного участка во владении 18 по Осеннему бульвару". На основании распоряжения префекта ЗАО г. Москвы между Москомземом и ООО "Фирма Монолит" 12.07.2002 заключен договор аренды земельного участка N М-07-021341, площадью 180 кв. м, находящегося по адресу: город Москва, Осенний бульвар, владение 18, сроком на 15 лет для строительства и последующей эксплуатации стационарного торгового павильона-магазина. Согласно дополнительному соглашению к договору аренды земельного участка от 12.07.2002 N М-07-021341 (учетный номер дополнительного соглашения N М-07-021341 /02) от 17.07.2003 права и обязанности по данному договору перешли в полном объеме от ООО "Фирма Монолит" к ООО "Крис и Тим". В соответствии с дополнительным соглашением к договору аренды земельного участка от 12.07.2002 N М-07-021341 (учетный номер дополнительного соглашения N М-07-021341/03) от 13.09.2006 права и обязанности по договору перешли от ООО "Крис и Тим" к ООО "Осенний бульвар". В настоящее время сторонами по договору являются Москомзем (Департамент земельных ресурсов города Москвы) и ООО "Осенний бульвар". По мнению заявителя, признавая утратившим силу распоряжение префекта ЗАО г. Москвы N 8-РП от 09.01.2002 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Фирма Монолит" земельного участка во владении 18 но Осеннему бульвару", префектура лишает общество основания заключения договора аренды земельного участка, согласно процедуре, действовавшей на момент заключения договора аренды, следовательно, нарушает права арендодателя, предусмотренные ст. 5 договора долгосрочной аренды земельного участка N М-07-021341 от 12.07.2002 и ст. ст. 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации. Оспариваемое распоряжение префекта ЗАО г. Москвы N 330-РП от 28.04.2012 принято после заседания Градостроительно-земельной комиссии г. Москвы 30.03.2012. Согласно решения, в срок до 21.05.2012 префекту ЗАО поручено обеспечить утратившим силу распоряжение префекта ЗАО от 09.01.2002 N 8-РП, в соответствии с которым осуществляется реализация инвестиционного проекта и в срок до 21.05.2012 подготовить и направить арендатору уведомление о расторжении договора аренды земельного участка в соответствии с п. 22 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Решением комиссии по вопросам земельных отношений в ЗАО г. Москвы от 28.12.2006 приняты к сведению обязательства ООО "Осенний бульвар": в установленном порядке обратиться в Москомархитектуру для разработки градостроительной документации по объекту, представить градостроительную документацию для подготовки решения о строительстве объекта (стационарного торгового павильона магазина по адресу: город Москва, Осенний бульвар, вл. 18).
В 2007 обществом подготовлено предпроектное предложение по размещению здания магазина шаговой доступности по адресу: город Москва, Осенний бульвар, владение 18. В тот же год предпроектное предложение согласовано в Москомархитектуре, Префектуре ЗАО г. Москвы, Управе района "Крылатское" Москвы, Глав ЛПУ МКЛ. После подготовки и согласования предпроектного предложения, Москомархитектурой принято решение о разработки градостроительной документации и предоставление кадастровой справки (выписка из протокола N 39 от 09.11.2007). Кадастровая справка 77-ГК/100-007/07-1385 от 26.06.2007. Комиссией по вопросам земельных отношений в ЗАО г. Москвы N КЗО-5/8-0-32-0 от 05.06.2008 принято решение разрешить ООО "Осенний бульвар" осуществить разработку акта разрешенного использования участка территории градостроительного объекта (градостроительного плана земельного участка) на размещение магазина шаговой доступности на земельном участке по адресу: город Москва. Осенний бульвар, владение 18. После чего Префектурой ЗАО г. Москвы дано указание Управе района "Крылатское" г. Москвы провести слушание, в соответствии с которыми 23.07.2008 в газете Муниципальный вестник "Крылатское" опубликованы сведения о том, что жители района согласны на строительство торгового предприятия шаговой доступности по адресу: город Москва, Осенний бульвар, владение 18. Москомархитектурой подготовлен пакет документов АРИ.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 77 Градостроительного кодекса г. Москвы от 25.06.2008 Закон города Москвы от 09.07.2003 N 50 "О порядке подготовки и получения разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в г. Москве" утратил силу.
Статьей 43 Градостроительного кодекса г. Москвы предусмотрена разработка градостроительных планов земельных участков.
Статья 68 Градостроительного кодекса г. Москвы предусматривает проведение публичных слушаний.
ООО "Осенний бульвар" 04.05.2010 обратилось с письмом к первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы с просьбой рассмотреть вопрос о выпуске ГПЗУ.
Городская комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве г. Москвы 09.08.2010 согласилась с подготовкой и выпуском ГПЗУ по адресу: город Москва, Осенний бульвар, владение 18.
ООО "Осенний бульвар" 12.08.2010 направлены в Москомархитектуру документы для подготовки ГПЗУ.
Москомархитектурой подготовлен градостроительный план земельного участка RU77-142000-002576.
Москомархитектура письмом от 25.11.2010 N 00-ГПЗУ-2137/0-(0)-6 обратилась в Префектуру ЗАО г. Москвы с просьбой провести публичные слушания по проекту ГПЗУ и принять решение о проекте П 13У.
Муниципальным собранием внутригородского муниципального образования "Крылатское" принято решение N 2/3 согласиться с предложенными материалами по проекту ГПЗУ и направить копию решения в Москомархитектуру.
17.02.2011 проведены публичные слушания, где большинство жителей проголосовало за строительство магазина.
25.03.2011 в газете "Муниципальный вестник района "Крылатского" опубликовано Заключение проведения публичных слушаний по проекту градостроительного плана земельного участка по адресу: город Москва, Осенний бульвар, владение 18, утвержденное председателем комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве г. Москвы в ЗАО, согласно которому строительство магазина шаговой доступности признано нецелесообразным, поскольку в ходе подсчета голосов комиссия не учла примерно 900 голосов за строительство магазина. Данное заключение оспорено в Кунцевском районном суде г. Москвы, согласно решению которого, 20.12.2011 признано недействительным заключение публичных слушаний. Данное решение обжаловано Префектурой ЗАО г. Москвы в Московский городской суд г. Москвы, определением которого от 24.05.2012 жалоба не удовлетворена, решение Кунцевского районного суда оставлено без изменения.
ООО "Осенний бульвар" оспорило распоряжение Префекта ЗАО г. Москвы N 330-РП от 28.04.2012 в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое распоряжение не влечет негативных последствий для заявителя, поскольку не содержит каких-либо властных распорядительных, обязательных для заявителя указаний, не возлагает на него каких-либо обязанностей и не препятствует осуществлению заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе по эксплуатации принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости.
Изучив материалы дела, выслушав представителей общества и заинтересованного лица, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда, поскольку выводы суда первой инстанции основаны на исследовании представленных документов в совокупности с другими доказательствами, имеющими значение для дела.
В соответствии с п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими органами и организациями (п. 2 ст. 31 ЗК РФ).
Органы местного самоуправления информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, а граждане, общественные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства (п. 3 ст. 31 ЗК РФ).
Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства (п. 4 ст. 31 ЗК РФ).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства (п. 5 ст. 31 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка (п. 6 ст. 31 ЗК РФ), которое является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (п. 8 ст. 31 ЗК РФ).
Права собственника земельного участка установлены в ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 41 Кодекса лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные ст. 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подп. 2 п. 2 указанной статьи.
В соответствии с п. 1 ст. 23 настоящего Кодекса права лиц, использующих земельный участок на основании частного сервитута, определяются договором, права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются законом или иным нормативным правовым актом, которыми установлен публичный сервитут.
Земельный участок по адресу: город Москва, Осенний бульвар, владение 18 предоставлен ООО "Монолит" распоряжением префекта от 09.01.2002 N 8. На основании указанного распоряжения заключен договор аренды земельного участка от 12.07.2002 N М-07-021341 с указанным обществом. Право заявителя на спорный земельный участок возникло на основании дополнительного соглашения к названному договору. В связи с этим оспариваемое распоряжение не может нарушать прав заявителя на земельный участок, поскольку не прекращает договорные отношения между заявителем и арендодателем.
Оспариваемое распоряжение не отменяет распоряжение о предоставлении земельного участка и не признает его недействительным, а признает утратившим силу, то есть правовые последствия, которые повлекло распоряжения от 09.01.2002 N 8 РП - заключение договора аренды земельного участка не пересматриваются и не признаются недействительными.
Возникшие на основании спорного распоряжения договорные отношения могут быть изменены или прекращены в порядке, установленном главы 29 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По существу доводы апелляционной жалобы касаются установленных обстоятельств дела, сводятся к несогласию с выводами суда, не опровергая их законность, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм права, в связи с чем, не принимаются в качестве оснований для отмены судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.10.2012 по делу N А40-87703/12-149-799 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
Т.Т.МАРКОВА

Судьи
П.В.РУМЯНЦЕВ
Н.Н.КОЛЬЦОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)