Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Круковская А.В.
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Сусловой Н.А,
судей Жуковской С.В. и Нагорновой О.Н.,
при секретаре Г.,
с участием прокурора Чершкуте Я.В.,
рассмотрев в судебном заседании 25 июля 2013 года дело по апелляционной жалобе АМОГО "Воркута" на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 16 мая 2013 года, по которому
- признано незаконным бездействие АМОГО "Воркута" по не принятию мер по подаче в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта: здания трансформаторной подстанции - 17, расположенной по адресу: <Адрес обезличен>;
- на АМОГО "Воркута" возложена обязанность в срок не позднее 1 месяца со дня вынесения судебного решения подать в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявление о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости - здания трансформаторной подстанции - 17, расположенной по адресу: <Адрес обезличен>;
- Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н., объяснение прокурора, судебная коллегия
установила:
Прокурор города Воркуты, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к АМО ГО "Воркута" о признании незаконным бездействия по непринятию мер по подаче в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта - здания трансформаторной подстанции - 17, расположенной по адресу: <Адрес обезличен>, указав, что в нарушение положений ст. ст. 210, 225 ГК РФ ответчик не принимает самостоятельно мер по признанию указанного объекта бесхозяйным, не контролирует вопросы эксплуатации ТП, что сказывается на решении органами местного самоуправления вопросов местного значения и создает потенциальную угрозу неопределенному кругу лиц, в наибольшей степени - несовершеннолетним.
Суд постановил приведенное решение, об отмене которого просит АМО ГО "Воркута", указывая, что суд при рассмотрении дела неправомерно не принял во внимание решение о закреплении земельного участка под ТП-17 за ВЭС АЭК "Комиэнерго", реорганизованного впоследствии путем присоединения к ОАО "МРСК Северо-Запада", которое, в свою очередь, эксплуатирует ТП-17, установив в ней свое оборудование. Кроме того, по мнению апеллянта, суд необоснованно не учел, что до вынесения решения по делу АМО ГО "Воркута" направило запрос в адрес ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по РК, что влечет необоснованность вывода в решении об отсутствии со стороны ответчика доказательств, свидетельствующий о принятии требуемых прокурором мер.
В суд апелляционной инстанции АМО ГО "Воркута" своего представителя на направила, извещена о времени и месте рассмотрения жалобы.
Прокурор просил оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Препятствий для рассмотрения дела не установлено.
Проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Удовлетворяя заявленные прокурором города Воркуты требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта нарушения АМО ГО "Воркута" требований закона, устанавливающих обязанность ответчика по принятию мер, направленных на подачу заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет здания трансформаторной подстанции - 17, находящегося на территории городского округа.
Данный вывод суда соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, и сделан при правильном применением норм материального права.
Так, в соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1); бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся; по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь; бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (п. 3).
Согласно п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года N 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
К вопросам местного значения городского округа в силу ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относятся, в числе прочих, такие как: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; организация благоустройства территории городского округа; утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство.
По смыслу указанных выше правовых норм орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан обратиться с таким заявлением в силу возложенных на него законом полномочий.
Судом установлено, что здание трансформаторной подстанции - 17 расположено в границах МО ГО "Воркута"; право собственности в установленном законом порядке на спорное имущество ни за кем не зарегистрировано.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие собственника здания трансформаторной подстанции влечет обязанность органа местного самоуправления по постановке данного сооружения на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с целью предотвращения угрозы причинения вреда правам и законным интересам населения, в связи с чем правомерно возложил на АМО ГО "Воркута" обязанность обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган по постановке указанного объекта недвижимости на учет.
Учитывая, что Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года N 580, не определен срок обращения с заявлением о принятии на учет объекта недвижимого имущества, суд в целях обеспечения интересов граждан правомерно установил конкретный срок исполнения - не позднее 1 месяца со дня вынесения судебного решения.
Разумность срока ответчиком не оспаривается, доказательств невозможности подготовки необходимых для подачи заявления документов в указанный срок судебной коллегии не представлено.
Доводы жалобы о том, что здание ТП-17 не является бесхозяйным, так как его фактически использует ОАО "МРСК Северо-Запада", какими-либо доказательствами не подтверждены.
Из имеющихся в материалах дела писем ОАО "МРСК Северо-Запада" в адрес прокурора города Воркуты и АМО ГО "Воркута" усматривается, что ОАО "МРСК Северо-Запада" неоднократно указывало на наличие на территории МО ГО "Воркута" бесхозяйных объектов электроэнергетики, в том числе и здания ТП-17, и просило принять меры, однако со стороны ответчика никаких действий предпринято не было.
Установив, что спорный объект не был передан в установленном порядке ОАО "МРСК Северо-Запада", обязанности по его обслуживанию и обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния, своевременному проведению ремонтных работ на кого-либо не возложены, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что объект электроэнергетики - строительная часть здания трансформаторной подстанции - 17, является бесхозяйным недвижимым объектом и с учетом требований ст. 225 ГК РФ, ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" возложил на АМО ГО "Воркута" обязанность обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.
Доводы апелляционной жалобы о том, что АМО ГО "Воркута" принимались меры по постановке спорного имущества на учет в качестве бесхозяйного, для чего был направлен запрос в ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Коми, несостоятельны, так как это не свидетельствует о надлежащем исполнении ответчиком требований прокурора. Кроме того, каких-либо доказательств в подтверждение данного довода ответчиком ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 16 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования городского округа "Воркута" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 25.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3925/2013
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июля 2013 г. по делу N 33-3925/2013
Судья: Круковская А.В.
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Сусловой Н.А,
судей Жуковской С.В. и Нагорновой О.Н.,
при секретаре Г.,
с участием прокурора Чершкуте Я.В.,
рассмотрев в судебном заседании 25 июля 2013 года дело по апелляционной жалобе АМОГО "Воркута" на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 16 мая 2013 года, по которому
- признано незаконным бездействие АМОГО "Воркута" по не принятию мер по подаче в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта: здания трансформаторной подстанции - 17, расположенной по адресу: <Адрес обезличен>;
- на АМОГО "Воркута" возложена обязанность в срок не позднее 1 месяца со дня вынесения судебного решения подать в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявление о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости - здания трансформаторной подстанции - 17, расположенной по адресу: <Адрес обезличен>;
- Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н., объяснение прокурора, судебная коллегия
установила:
Прокурор города Воркуты, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к АМО ГО "Воркута" о признании незаконным бездействия по непринятию мер по подаче в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта - здания трансформаторной подстанции - 17, расположенной по адресу: <Адрес обезличен>, указав, что в нарушение положений ст. ст. 210, 225 ГК РФ ответчик не принимает самостоятельно мер по признанию указанного объекта бесхозяйным, не контролирует вопросы эксплуатации ТП, что сказывается на решении органами местного самоуправления вопросов местного значения и создает потенциальную угрозу неопределенному кругу лиц, в наибольшей степени - несовершеннолетним.
Суд постановил приведенное решение, об отмене которого просит АМО ГО "Воркута", указывая, что суд при рассмотрении дела неправомерно не принял во внимание решение о закреплении земельного участка под ТП-17 за ВЭС АЭК "Комиэнерго", реорганизованного впоследствии путем присоединения к ОАО "МРСК Северо-Запада", которое, в свою очередь, эксплуатирует ТП-17, установив в ней свое оборудование. Кроме того, по мнению апеллянта, суд необоснованно не учел, что до вынесения решения по делу АМО ГО "Воркута" направило запрос в адрес ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по РК, что влечет необоснованность вывода в решении об отсутствии со стороны ответчика доказательств, свидетельствующий о принятии требуемых прокурором мер.
В суд апелляционной инстанции АМО ГО "Воркута" своего представителя на направила, извещена о времени и месте рассмотрения жалобы.
Прокурор просил оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Препятствий для рассмотрения дела не установлено.
Проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Удовлетворяя заявленные прокурором города Воркуты требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта нарушения АМО ГО "Воркута" требований закона, устанавливающих обязанность ответчика по принятию мер, направленных на подачу заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет здания трансформаторной подстанции - 17, находящегося на территории городского округа.
Данный вывод суда соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, и сделан при правильном применением норм материального права.
Так, в соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1); бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся; по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь; бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (п. 3).
Согласно п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года N 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
К вопросам местного значения городского округа в силу ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относятся, в числе прочих, такие как: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; организация благоустройства территории городского округа; утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство.
По смыслу указанных выше правовых норм орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан обратиться с таким заявлением в силу возложенных на него законом полномочий.
Судом установлено, что здание трансформаторной подстанции - 17 расположено в границах МО ГО "Воркута"; право собственности в установленном законом порядке на спорное имущество ни за кем не зарегистрировано.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие собственника здания трансформаторной подстанции влечет обязанность органа местного самоуправления по постановке данного сооружения на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с целью предотвращения угрозы причинения вреда правам и законным интересам населения, в связи с чем правомерно возложил на АМО ГО "Воркута" обязанность обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган по постановке указанного объекта недвижимости на учет.
Учитывая, что Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года N 580, не определен срок обращения с заявлением о принятии на учет объекта недвижимого имущества, суд в целях обеспечения интересов граждан правомерно установил конкретный срок исполнения - не позднее 1 месяца со дня вынесения судебного решения.
Разумность срока ответчиком не оспаривается, доказательств невозможности подготовки необходимых для подачи заявления документов в указанный срок судебной коллегии не представлено.
Доводы жалобы о том, что здание ТП-17 не является бесхозяйным, так как его фактически использует ОАО "МРСК Северо-Запада", какими-либо доказательствами не подтверждены.
Из имеющихся в материалах дела писем ОАО "МРСК Северо-Запада" в адрес прокурора города Воркуты и АМО ГО "Воркута" усматривается, что ОАО "МРСК Северо-Запада" неоднократно указывало на наличие на территории МО ГО "Воркута" бесхозяйных объектов электроэнергетики, в том числе и здания ТП-17, и просило принять меры, однако со стороны ответчика никаких действий предпринято не было.
Установив, что спорный объект не был передан в установленном порядке ОАО "МРСК Северо-Запада", обязанности по его обслуживанию и обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния, своевременному проведению ремонтных работ на кого-либо не возложены, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что объект электроэнергетики - строительная часть здания трансформаторной подстанции - 17, является бесхозяйным недвижимым объектом и с учетом требований ст. 225 ГК РФ, ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" возложил на АМО ГО "Воркута" обязанность обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.
Доводы апелляционной жалобы о том, что АМО ГО "Воркута" принимались меры по постановке спорного имущества на учет в качестве бесхозяйного, для чего был направлен запрос в ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Коми, несостоятельны, так как это не свидетельствует о надлежащем исполнении ответчиком требований прокурора. Кроме того, каких-либо доказательств в подтверждение данного довода ответчиком ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 16 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования городского округа "Воркута" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)