Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 28.02.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1614

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 февраля 2013 г. по делу N 33-1614

(извлечение)


Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ч.А.В. о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края об отказе в предоставлении земельного участка в собственность и возложении обязанности по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края на решение Советского районного суда г. Владивостока Приморского края от 29 ноября 2012 года, которым заявленные требования удовлетворены, решение, выраженное в письме от 9 августа 2012 года N 29/06/02-06/16641, признано незаконным, на Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края возложена обязанность в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять иное решение о предоставлении Ч.А.В. земельного участка площадью 1500 кв. м, расположенного примерно в 232 метрах от ориентира, адрес ориентира: <...>, в собственность.
Заслушав доклад судьи, выслушав объяснения представителя Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края К.Е.И., представителя заявителя М.А.В., представителя администрации г. Владивостока и Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока Ч.Е.С., судебная коллегия
установила:

Ч.А.В. обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что 31 июля 2012 года он обратился в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент) с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1500 кв. м, расположенного в 232 метрах на восток от ориентира по адресу: <...>, принадлежащего ему на праве аренды, на котором расположено принадлежащее ему на праве собственности жилое строение. Письмом от 9 августа 2012 года N 29/06/02-06/16641 Департамент отказал ему в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность связи с его нахождением в границах 2-ой зоны округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока. С данным решением он не согласен, считает его необоснованным, нарушающим его права и законные интересы, а также несоответствующим нормам действующего законодательства, поскольку в соответствии со статьей 36 ЗК РФ он имеет исключительное право на приватизацию земельного участка, необходимого для обслуживания принадлежащего ему жилого строения. Испрашиваемый земельный участок относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием для садоводства. В кадастровом паспорте земельного участка отсутствуют сведения о его отнесении к землям особо охраняемых территорий и объектов. При предоставлении земельного участка в аренду для садоводства никаких ограничений по его использованию также не имелось. Доказательства отнесения испрашиваемого земельного участка к землям курортов отсутствуют, сведений в государственном кадастре о наличии округа санитарной охраны курорта не имеется. Заявитель просил признать решение Департамента об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, выраженное в письме от 9 августа 2012 года N 29/06/02-06/16641, незаконным, и обязать Департамент принять иное решение о предоставлении земельного участка в собственность.
В судебном заседании представитель заявителя М.А.В. настаивала на заявленных требованиях по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель Департамента К.Е.И. с заявленными требованиями не согласилась, считает оспариваемое решение законным и обоснованным, поскольку испрашиваемый земельный участок входит в границы 2-й и 3-й зоны округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Амурского залива г. Владивостока, поэтому относится к землям особо охраняемых природных территорий, которые ограничиваются в обороте.
Представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока Ч.Е.С. поддержала позицию представителя Департамента.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований просит в апелляционной жалобе представитель Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из материалов дела, заявитель Ч.А.В. является собственником жилого строения, расположенного на садовом земельном участке площадью 1500 кв. м, находящемся примерно в 232 метрах на восток от ориентира, адрес ориентира: <...>.
Указанный земельный участок находится в пользовании заявителя Ч.А.В. на основании договора аренды от 17 июля 2006 года и соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 28 мая 2012 года.
31 июля 2012 года Ч.А.В. обратился в Департамент с заявлением о предоставлении находящегося в его пользовании земельного участка в собственность за плату.
Письмом Департамента от 9 августа 2012 года N 29/06/02-06/16641 в предоставлении земельного участка в собственность Ч.А.В. отказано в связи с нахождением земельного участка в границах 2-й зоны округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Департаментом не было представлено доказательств нахождения земельного участка, в отношении которого Ч.А.В. было подано заявление, во второй зоне округа санитарной охраны курортной зоны, а в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границах округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Амурского залива г. Владивостока.
Данный вывод суда нельзя признать правильным, поскольку он не соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам.
Согласно пункту 2.4.2 договора аренды от 17 июля 2006 года в отношении спорного земельного участка установлены ограничения прав арендатора в связи с нахождением участка во второй зоне округа санитарной охраны курортной зоны. Наличие данного обременения зафиксировано в соглашении о передаче Ч.А.В. прав и обязанностей по договору аренды земельного участка.
Нахождение спорного земельного участка во второй зоне округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока также подтверждено выпиской из государственного земельного кадастра от 6 июля 2006 года N 1/06-865.
Из ответа Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока следует, что спорный земельный участок согласно карте зон с особыми условиями использования территории Владивостокского городского округа в составе Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, расположен во второй и третьей зонах округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока на побережье Амурского залива.
Исходя из статьи 96 ЗК РФ, земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Курортная зона г. Владивостока на побережье Амурского залива утверждена постановлением Совета Министров РСФСР от 6 января 1971 года N 11 "Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение". Эта зона является курортом федерального значения и расположена в границах территориальной зоны курортного лечения и отдыха.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 октября 1983 года N 458 установлены границы округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока на побережье Амурского залива в составе трех зон.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" курорт является одной из категорий особо охраняемых природных территорий. Согласно пункту 3 статьи 32 этого Закона и статье 1 Федерального закона от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей курорта. То есть округа санитарной или горно-санитарной охраны в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, входят в состав территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
При таких обстоятельствах спорный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения, которые в соответствии с частью 5 статьи 27 ЗК РФ ограничены в обороте и в силу части 2 статьи 27 ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В отношении спорного земельного участка федеральными законами исключений не установлено.
Таким образом, с учетом положений Земельного кодекса РФ, Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения", Решения Думы г. *** от 7 апреля 2010 года N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" нахождение спорного земельного участка в составе земель особо охраняемых природных территорий исключает его предоставление в частную собственность.
Факт отнесения одного и того же участка к землям особо охраняемых территорий и землям населенных пунктов не противоречит закону, поскольку в соответствии со статьей 85 ЗК РФ и статьей 35 Градостроительного кодекса РФ в пределах черты поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное или иное особо ценное значение.
Следовательно, у Департамента не имелось законных оснований для предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка в собственность, поэтому оспариваемое решение Департамента, изложенное в письме от 9 августа 2012 года N 29/06/02-06/16641, является законным и обоснованным.
Согласно части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, и права либо свободы заявителя не были нарушены.
С учетом установленных обстоятельств решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления Ч.А.В.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Советского районного суда г. Владивостока Приморского края от 29 ноября 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Ч.А.В. о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, выраженного в письме от 9 августа 2012 года N 29/06/02-06/16641, и возложении обязанности отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)