Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Торопицына Л.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Няшина В.А., Судей Овчинниковой Н.А., Выдриной Ю.Г., При секретаре Б.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 14 ноября 2012 г. дело по апелляционному представлению прокурора Ильинского района Пермского края на решение Ильинского районного суда Пермского края от 24.08.2012 года, которым постановлено - Отказать прокурору Ильинского района в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Исследовав материалы дела, заслушав доклад судьи Выдриной Ю.Г., объяснения прокурора Пермской краевой прокуратуры Сысоевой С.М., прокурора Ильинского района Пермского края Полевщикова А.В., судебная коллегия,
установила:
Прокурор Ильинского района обратился в суд с иском к администрации Ильинского муниципального района в защиту интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности разработать и реализовать проект приведения в соответствие с требованиями законодательства, предъявляемыми для полигонов твердых бытовых отходов (далее ТБО) - свалки, расположенной с правой стороны от автодороги п. Ильинский - с. Слудка, на расстоянии 0,6 км от границы населенного пункта (п. Ильинский).
Предъявленные требования мотивировал тем, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления установлено, что на территории Ильинского сельского поселения имеется место складирования твердых бытовых отходов (свалка). По информации Ильинского отдела Управления Росреестра по Пермскому краю свалка образована в 1958 году на основании Решения Пермского областного исполнительного комитета N 215 от 25.04.1958 года, в настоящее время земельный участок, на котором находится свалка, относится к категории земель населенных пунктов, его границы не установлены, участок расположен в кадастровом квартале <...>. Решением Ильинского районного суда Пермского края от 13.03.2012 года установлено, что свалка не является несанкционированной. Между тем, при осмотре места расположения свалки установлены нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при обращении с ТБО, а также при содержании и эксплуатации указанной свалки, а именно: СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", СП 2.1.7.1038-01 "Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила", СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционном представлении прокурор, ссылаясь на то, что решение суда является необоснованным, поскольку обстоятельствам данного дела судом дана неправильная оценка.
Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам данного дела и неправильным применением норм материального права (п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что спорный объект является санкционированной свалкой твердых коммунальных отходов (далее по тексту ТБО), которая расположена на специально выделенной территории. Спорный объект не относится к полигонам ТБО, следовательно, положения СП 2.1.7.1038-01 на него не распространяются. В связи с тем, что администрация Ильинского муниципального района не намерена сохранять и эксплуатировать свалку, а намерена утилизировать ее, что подтверждается Долгосрочной целевой программой "Обращение с отходами потребления на территории Ильинского муниципального района на 2010-2014 годы", то отсутствуют основания для приведения ее в соответствие с санитарными требованиями.
Указанный вывод суда не основан на совокупности собранных по делу доказательств и нормах действующего законодательства.
Из материалов дела судом установлено, что на территории Ильинского сельского поселения имеется санкционированная свалка, расположенная на землях населенных пунктов, у дороги Ильинский - Н.Каменка, образованная в 1958 году на основании Решения Пермского областного исполнительного комитета N 215 от 25.04.1958 года. Согласно справке Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 13.06.2012 г. содержание вышеуказанного объекта не соответствует требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", СП 2.1.7.1038-01 "Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила", СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Частью 1 ст. 13 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В силу п. 14 ч. 1 ст. 12 Устава муниципального образования "Ильинский муниципальный район" к вопросам местного значения Ильинского муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Следовательно, Администрация Ильинского муниципального района на своей территории отвечает за организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
При этом в ходе судебного разбирательства истцом были представлены доказательства, свидетельствующие о том, что содержание вышеуказанного объекта не соответствует санитарным требованиям, что объективно подтверждается справкой Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 13.06.2012 г., фототаблицами. Доказательства иного в материалах дела отсутствуют, ответчиком не представлены.
Доводы представителя ответчика о том, что администрация Ильинского муниципального района в настоящее время намерена утилизировать свалку, что подтверждается Долгосрочной целевой программой "Обращение с отходами потребления на территории Ильинского муниципального района на 2010-2014 годы", утвержденной решением Земского Собрания Ильинского муниципального района от 23.06.2010 г. за N 187, не могут являться основанием для отказа в иске, поскольку организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов является полномочием и обязанностью ответчика, намерение муниципального органа в будущем ликвидировать свалку не имеет правового значения для рассмотрения спора, поскольку юридически значимым обстоятельством является наличие нарушений санитарных норм при содержании свалки в настоящее время, в связи с чем, обязанность по приведению свалки в соответствие требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" и СанПиН 42-128-4 690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" должна быть возложена на орган местного самоуправления.
Вместе с тем, у судебной коллегии отсутствуют основания для возложения на администрацию Ильинского муниципального района обязанности по приведению спорного объекта в соответствие с требованиями СП 2.1.7.1038-01 "Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила", поскольку в деле отсутствуют объективные доказательства того, что свалка имеет статус полигона для ТБО, следовательно, положения СП 2.1.7.1038-01 на нее не распространяются.
Принимая во внимание, что иск прокурора фактически направлен на установление того, что спорный объект не соответствует установленным санитарным нормам, в связи с чем, его следует привести в соответствие с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и СанПиН 42-128-4690-88 силами компетентного органа, судебная коллегия считает, что необходимость возлагать на администрацию Ильинского муниципального района обязанность разработать соответствующий проект не имеется, учитывая, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией муниципального органа (ст. 10, 12 Конституции РФ, п.п. 1, 2 ст. 7 Федерального закона от 09.10.2003 г. за 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
При таких обстоятельствах решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене. Заявленные требования следует удовлетворить, поскольку они основаны на законе.
Руководствуясь ст. 199, 328 ГПК РФ ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Ильинского районного суда Пермского края от 24.08.2012 года отменить. Заявленные требования удовлетворить. Возложить на администрацию Ильинского муниципального района Пермского края обязанность привести в соответствие с требованиями законодательства свалку, расположенную с правой стороны от автодороги п. Ильинский - с. Слудка, на расстоянии 0,6 км от границы населенного пункта (п. Ильинский).
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 14.11.2012 ПО ДЕЛУ N 33-10156
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 ноября 2012 г. по делу N 33-10156
Судья Торопицына Л.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Няшина В.А., Судей Овчинниковой Н.А., Выдриной Ю.Г., При секретаре Б.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 14 ноября 2012 г. дело по апелляционному представлению прокурора Ильинского района Пермского края на решение Ильинского районного суда Пермского края от 24.08.2012 года, которым постановлено - Отказать прокурору Ильинского района в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Исследовав материалы дела, заслушав доклад судьи Выдриной Ю.Г., объяснения прокурора Пермской краевой прокуратуры Сысоевой С.М., прокурора Ильинского района Пермского края Полевщикова А.В., судебная коллегия,
установила:
Прокурор Ильинского района обратился в суд с иском к администрации Ильинского муниципального района в защиту интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности разработать и реализовать проект приведения в соответствие с требованиями законодательства, предъявляемыми для полигонов твердых бытовых отходов (далее ТБО) - свалки, расположенной с правой стороны от автодороги п. Ильинский - с. Слудка, на расстоянии 0,6 км от границы населенного пункта (п. Ильинский).
Предъявленные требования мотивировал тем, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления установлено, что на территории Ильинского сельского поселения имеется место складирования твердых бытовых отходов (свалка). По информации Ильинского отдела Управления Росреестра по Пермскому краю свалка образована в 1958 году на основании Решения Пермского областного исполнительного комитета N 215 от 25.04.1958 года, в настоящее время земельный участок, на котором находится свалка, относится к категории земель населенных пунктов, его границы не установлены, участок расположен в кадастровом квартале <...>. Решением Ильинского районного суда Пермского края от 13.03.2012 года установлено, что свалка не является несанкционированной. Между тем, при осмотре места расположения свалки установлены нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при обращении с ТБО, а также при содержании и эксплуатации указанной свалки, а именно: СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", СП 2.1.7.1038-01 "Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила", СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционном представлении прокурор, ссылаясь на то, что решение суда является необоснованным, поскольку обстоятельствам данного дела судом дана неправильная оценка.
Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам данного дела и неправильным применением норм материального права (п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что спорный объект является санкционированной свалкой твердых коммунальных отходов (далее по тексту ТБО), которая расположена на специально выделенной территории. Спорный объект не относится к полигонам ТБО, следовательно, положения СП 2.1.7.1038-01 на него не распространяются. В связи с тем, что администрация Ильинского муниципального района не намерена сохранять и эксплуатировать свалку, а намерена утилизировать ее, что подтверждается Долгосрочной целевой программой "Обращение с отходами потребления на территории Ильинского муниципального района на 2010-2014 годы", то отсутствуют основания для приведения ее в соответствие с санитарными требованиями.
Указанный вывод суда не основан на совокупности собранных по делу доказательств и нормах действующего законодательства.
Из материалов дела судом установлено, что на территории Ильинского сельского поселения имеется санкционированная свалка, расположенная на землях населенных пунктов, у дороги Ильинский - Н.Каменка, образованная в 1958 году на основании Решения Пермского областного исполнительного комитета N 215 от 25.04.1958 года. Согласно справке Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 13.06.2012 г. содержание вышеуказанного объекта не соответствует требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", СП 2.1.7.1038-01 "Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила", СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Частью 1 ст. 13 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В силу п. 14 ч. 1 ст. 12 Устава муниципального образования "Ильинский муниципальный район" к вопросам местного значения Ильинского муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Следовательно, Администрация Ильинского муниципального района на своей территории отвечает за организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
При этом в ходе судебного разбирательства истцом были представлены доказательства, свидетельствующие о том, что содержание вышеуказанного объекта не соответствует санитарным требованиям, что объективно подтверждается справкой Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 13.06.2012 г., фототаблицами. Доказательства иного в материалах дела отсутствуют, ответчиком не представлены.
Доводы представителя ответчика о том, что администрация Ильинского муниципального района в настоящее время намерена утилизировать свалку, что подтверждается Долгосрочной целевой программой "Обращение с отходами потребления на территории Ильинского муниципального района на 2010-2014 годы", утвержденной решением Земского Собрания Ильинского муниципального района от 23.06.2010 г. за N 187, не могут являться основанием для отказа в иске, поскольку организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов является полномочием и обязанностью ответчика, намерение муниципального органа в будущем ликвидировать свалку не имеет правового значения для рассмотрения спора, поскольку юридически значимым обстоятельством является наличие нарушений санитарных норм при содержании свалки в настоящее время, в связи с чем, обязанность по приведению свалки в соответствие требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" и СанПиН 42-128-4 690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" должна быть возложена на орган местного самоуправления.
Вместе с тем, у судебной коллегии отсутствуют основания для возложения на администрацию Ильинского муниципального района обязанности по приведению спорного объекта в соответствие с требованиями СП 2.1.7.1038-01 "Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила", поскольку в деле отсутствуют объективные доказательства того, что свалка имеет статус полигона для ТБО, следовательно, положения СП 2.1.7.1038-01 на нее не распространяются.
Принимая во внимание, что иск прокурора фактически направлен на установление того, что спорный объект не соответствует установленным санитарным нормам, в связи с чем, его следует привести в соответствие с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и СанПиН 42-128-4690-88 силами компетентного органа, судебная коллегия считает, что необходимость возлагать на администрацию Ильинского муниципального района обязанность разработать соответствующий проект не имеется, учитывая, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией муниципального органа (ст. 10, 12 Конституции РФ, п.п. 1, 2 ст. 7 Федерального закона от 09.10.2003 г. за 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
При таких обстоятельствах решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене. Заявленные требования следует удовлетворить, поскольку они основаны на законе.
Руководствуясь ст. 199, 328 ГПК РФ ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Ильинского районного суда Пермского края от 24.08.2012 года отменить. Заявленные требования удовлетворить. Возложить на администрацию Ильинского муниципального района Пермского края обязанность привести в соответствие с требованиями законодательства свалку, расположенную с правой стороны от автодороги п. Ильинский - с. Слудка, на расстоянии 0,6 км от границы населенного пункта (п. Ильинский).
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)