Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 августа 2013 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тиминской О.А., судей Заикиной Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батуровой И.В., в отсутствие надлежащим образом извещенных представителей общества с ограниченной ответственностью "ЭЛЕФАНТик" (Смоленская область, г. Дорогобуш, ОГРН 1076726001802, ИНН 6704009868), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1046758340507, ИНН 6730055050), Федерального бюджетного учреждения "Кадастровой палате" по Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1026701442283, ИНН 6729016458), Администрации Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1026701458145, ИНН 6730013853), рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.06.2013 по делу N А62-1546/2013,
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ЭЛЕФАНТик" (далее - ООО "ЭЛЕФАНТик", общество) обратилось в Арбитражный суд к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (далее - управление); Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Смоленской области (далее - учреждение) со следующими исковыми требованиями: определить кадастровую стоимость земельного участка площадью 100 000 кв. м, с кадастровым номером: 67:06:0630101:173, расположенного по адресу: Смоленская обл., Дорогобужский район, д. Слойково в размере его рыночной стоимости соответствующей 105 000 рублей; обязать учреждение внести в сведения государственного кадастра объектов недвижимости изменения в отношении земельного участка площадью 100 000 кв. м, с кадастровым номером: 67:06:0630101:173, расположенного по адресу: Смоленская обл., Дорогобужский район, д. Слойково, указав кадастровую стоимость в размере рыночной, а именно 105 000 руб.; признать кадастровую стоимость земельного участка категории земель земли населенных пунктов, с разрешенным использованием под жилищное строительство площадью 100 000 кв. м, с кадастровым номером: 67:06:0630101:173, расположенного по адресу: Смоленская обл., Дорогобужский район, д. Слойково по состоянию на 1 января 2009 года, равной его рыночной стоимости в размере 105 000 рублей; взыскать с учреждения и управления в пользу общества с ограниченной ответственностью "Элефантик" 35 600 руб. - возмещение судебных расходов по оплате проведенной оценки и экспертизы.
Решением суда от 26.06.2013 заявленные требования частично удовлетворены. Кадастровая стоимость земельного участка площадью 100 000 кв. м, с кадастровым номером: 67:06:0630101:173, расположенного по адресу: Смоленская обл., Дорогобужский район, д. Слойково определена в размере его рыночной стоимости соответствующей 105 000 рублей. На Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" возложена обязанность внести в сведения государственного кадастра объектов недвижимости изменения в отношении земельного участка площадью 100 000 кв. м, с кадастровым номером: 67:06:0630101:173, расположенного по адресу: Смоленская обл., Дорогобужский район, д. Слойково, указав кадастровую стоимость в размере рыночной, а именно 105 000 руб. С Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии пол Смоленской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Элефантик" взыскано 35 600 руб. - возмещение судебных расходов по оплате проведенной оценки и экспертизы, 12 000 руб. - возмещение расходов по уплате госпошлины. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом в части удовлетворения заявленных требований, управление подало апелляционную жалобу.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, не заявили возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом установлено, что в 2007-2008 годах проведена актуализация государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области в рамках реализации мероприятий долгосрочной областной целевой программы "Создание системы кадастра недвижимости на территории Смоленской области" на 2007-2011 годы, утвержденной законом Смоленской области от 04.09.2007 N 89-з "О долгосрочной областной целевой программе "Создание системы кадастра недвижимости на территории Смоленской области на 2007-2011 годы".
С целью реализации указанной программы между департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области (заказчик) и ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" (исполнитель) заключен государственный контракт от 29.06.2007 N 05-КОН на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Смоленской области.
Постановлением Администрации Смоленской области от 21.10.2008 N 584 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области. Это постановление было опубликовано для всеобщего сведения в официальных изданиях "Смоленская газета", "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области" в 2008 году (вступило в силу с 01.01.2009).
Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 100 000 кв. м, с кадастровым номером: 67:06:0630101:173, расположенный по адресу: Смоленская обл., Дорогобужский район, д. Слойково. Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 08.04.2009, кадастровая стоимость земельного участка площадью 100 000 кв. м, с кадастровым номером 67:06:0630101:173 составляет 1 215 498 000 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость данного земельного участка должна быть о определена в размере его рыночной стоимости соответствующей 105 000 рублей, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости") кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В настоящее время п. 3 ст. 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Заявленные обществом требования, по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу государственного учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельных участков, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ назначается экспертиза.
Статьей 17.1 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
В статье 24.19 Закона N 135-ФЗ закреплено право физических и юридических лиц в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности оспорить результаты определения кадастровой стоимости в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии с представленным обществом отчетом об оценке от 16.05.2013 N 078/Н-13 по оценке рыночной стоимости земельного участка, рыночная стоимость земельного участка площадью 100 000 кв. м, с кадастровым номером: 67:06:0630101:173, расположенного по адресу: Смоленская обл., Дорогобужский район, д. Слойково, составляет 105 000 рублей. На указанный отчет представлено экспертное заключение Саморегулируемой организации некоммерческое партнерство "Межрегиональный союз оценщиков", согласно которому оценка выполнена в соответствии с требованиями Закона N 135-ФЗ и Федеральных стандартов оценки.
При этом учреждение данный отчет не оспорило, не представило доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, не просило суд назначить экспертизу. Доказательств того, что на дату установления кадастровой стоимости земельного участка - 09.07.2012 рыночная стоимость земельного участка являлась иной, чем отражено в представленном суду отчете, сторонами не представлено.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании указанного заключения эксперта.
В силу Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей до 21.10.2010), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Редакция вышеназванного пункта, действующая с 21.10.2010, звучит следующим образом: "При определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки".
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Кроме того, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права, а также руководствуясь правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении N 913/11, согласно которой установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, суд удовлетворил требования истца.
По смыслу постановления N 913/11 права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости рыночной стоимости, подлежат защите путем изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
В обоснование своей позиции управление ссылается на то, что оно является ненадлежащими ответчиком.
Суд первой инстанции правомерно отклонил данный довод в силу следующего.
Согласно Приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", Приказу Управления Росреестра по Смоленской области от 01.07.2010 N 114 "Об утверждении сроков передачи полномочий органа кадастрового учета отделам Управления", Приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 31.05.2011 N П/200 "Об утверждении уставов федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата", лицом, обладающим полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, является Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Смоленской области.
На основании приказов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 01.09.2011 N П/331, от 25.10.2011 N 128, приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 N 473 ФБУ "Кадастровая палата" по Москве переименовано в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"; ФБУ "Кадастровая палата" по Смоленской области реорганизована в форме присоединения к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") и в настоящее время является филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Смоленской области.
Приказом Росреестра от 26.12.2011 N П/531 федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с 01.03.2012 наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.
Довод апелляционной жалобы о необоснованном отнесении на управление судебных расходов по делу несостоятелен.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Судом установлено, что общество понесло и надлежащим образом подтвердило расходы в связи с рассмотрением настоящего дела в арбитражном суде, а именно - 35 600 руб. по оплате отчета о рыночной стоимости участка и экспертизы отчета и 12 000 руб. - расходы по оплате госпошлины.
Вынося мотивированное решение о размере сумм, взыскиваемых в возмещение соответствующих расходов, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более если другая сторона не представляет доказательств чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик размер обоснованных, по его мнению, расходов общества на оплату услуг представителя не указало, не представил суду доказательств чрезмерности понесенных расходов с учетом сложившейся в регионе стоимости оплаты услуг представителей.
Поскольку данных, позволяющих апелляционной инстанции прийти к выводу о завышении судебных расходов, не имеется, истец представил доказательства разумности понесенных им расходов, то основания для уменьшения суммы расходов, установленной судом первой инстанции, отсутствуют.
Судом первой инстанции полно установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, как того требует статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены верно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта в любом случае, не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.06.2013 по делу N А62-1546/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.А.ТИМИНСКАЯ
Судьи
Н.В.ЗАИКИНА
Е.В.МОРДАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.08.2013 ПО ДЕЛУ N А62-1546/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 августа 2013 г. по делу N А62-1546/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 августа 2013 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тиминской О.А., судей Заикиной Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батуровой И.В., в отсутствие надлежащим образом извещенных представителей общества с ограниченной ответственностью "ЭЛЕФАНТик" (Смоленская область, г. Дорогобуш, ОГРН 1076726001802, ИНН 6704009868), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1046758340507, ИНН 6730055050), Федерального бюджетного учреждения "Кадастровой палате" по Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1026701442283, ИНН 6729016458), Администрации Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1026701458145, ИНН 6730013853), рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.06.2013 по делу N А62-1546/2013,
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ЭЛЕФАНТик" (далее - ООО "ЭЛЕФАНТик", общество) обратилось в Арбитражный суд к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (далее - управление); Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Смоленской области (далее - учреждение) со следующими исковыми требованиями: определить кадастровую стоимость земельного участка площадью 100 000 кв. м, с кадастровым номером: 67:06:0630101:173, расположенного по адресу: Смоленская обл., Дорогобужский район, д. Слойково в размере его рыночной стоимости соответствующей 105 000 рублей; обязать учреждение внести в сведения государственного кадастра объектов недвижимости изменения в отношении земельного участка площадью 100 000 кв. м, с кадастровым номером: 67:06:0630101:173, расположенного по адресу: Смоленская обл., Дорогобужский район, д. Слойково, указав кадастровую стоимость в размере рыночной, а именно 105 000 руб.; признать кадастровую стоимость земельного участка категории земель земли населенных пунктов, с разрешенным использованием под жилищное строительство площадью 100 000 кв. м, с кадастровым номером: 67:06:0630101:173, расположенного по адресу: Смоленская обл., Дорогобужский район, д. Слойково по состоянию на 1 января 2009 года, равной его рыночной стоимости в размере 105 000 рублей; взыскать с учреждения и управления в пользу общества с ограниченной ответственностью "Элефантик" 35 600 руб. - возмещение судебных расходов по оплате проведенной оценки и экспертизы.
Решением суда от 26.06.2013 заявленные требования частично удовлетворены. Кадастровая стоимость земельного участка площадью 100 000 кв. м, с кадастровым номером: 67:06:0630101:173, расположенного по адресу: Смоленская обл., Дорогобужский район, д. Слойково определена в размере его рыночной стоимости соответствующей 105 000 рублей. На Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" возложена обязанность внести в сведения государственного кадастра объектов недвижимости изменения в отношении земельного участка площадью 100 000 кв. м, с кадастровым номером: 67:06:0630101:173, расположенного по адресу: Смоленская обл., Дорогобужский район, д. Слойково, указав кадастровую стоимость в размере рыночной, а именно 105 000 руб. С Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии пол Смоленской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Элефантик" взыскано 35 600 руб. - возмещение судебных расходов по оплате проведенной оценки и экспертизы, 12 000 руб. - возмещение расходов по уплате госпошлины. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом в части удовлетворения заявленных требований, управление подало апелляционную жалобу.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, не заявили возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом установлено, что в 2007-2008 годах проведена актуализация государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области в рамках реализации мероприятий долгосрочной областной целевой программы "Создание системы кадастра недвижимости на территории Смоленской области" на 2007-2011 годы, утвержденной законом Смоленской области от 04.09.2007 N 89-з "О долгосрочной областной целевой программе "Создание системы кадастра недвижимости на территории Смоленской области на 2007-2011 годы".
С целью реализации указанной программы между департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области (заказчик) и ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" (исполнитель) заключен государственный контракт от 29.06.2007 N 05-КОН на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Смоленской области.
Постановлением Администрации Смоленской области от 21.10.2008 N 584 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области. Это постановление было опубликовано для всеобщего сведения в официальных изданиях "Смоленская газета", "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области" в 2008 году (вступило в силу с 01.01.2009).
Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 100 000 кв. м, с кадастровым номером: 67:06:0630101:173, расположенный по адресу: Смоленская обл., Дорогобужский район, д. Слойково. Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 08.04.2009, кадастровая стоимость земельного участка площадью 100 000 кв. м, с кадастровым номером 67:06:0630101:173 составляет 1 215 498 000 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость данного земельного участка должна быть о определена в размере его рыночной стоимости соответствующей 105 000 рублей, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости") кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В настоящее время п. 3 ст. 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Заявленные обществом требования, по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу государственного учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельных участков, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ назначается экспертиза.
Статьей 17.1 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
В статье 24.19 Закона N 135-ФЗ закреплено право физических и юридических лиц в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности оспорить результаты определения кадастровой стоимости в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии с представленным обществом отчетом об оценке от 16.05.2013 N 078/Н-13 по оценке рыночной стоимости земельного участка, рыночная стоимость земельного участка площадью 100 000 кв. м, с кадастровым номером: 67:06:0630101:173, расположенного по адресу: Смоленская обл., Дорогобужский район, д. Слойково, составляет 105 000 рублей. На указанный отчет представлено экспертное заключение Саморегулируемой организации некоммерческое партнерство "Межрегиональный союз оценщиков", согласно которому оценка выполнена в соответствии с требованиями Закона N 135-ФЗ и Федеральных стандартов оценки.
При этом учреждение данный отчет не оспорило, не представило доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, не просило суд назначить экспертизу. Доказательств того, что на дату установления кадастровой стоимости земельного участка - 09.07.2012 рыночная стоимость земельного участка являлась иной, чем отражено в представленном суду отчете, сторонами не представлено.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании указанного заключения эксперта.
В силу Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей до 21.10.2010), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Редакция вышеназванного пункта, действующая с 21.10.2010, звучит следующим образом: "При определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки".
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Кроме того, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права, а также руководствуясь правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении N 913/11, согласно которой установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, суд удовлетворил требования истца.
По смыслу постановления N 913/11 права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости рыночной стоимости, подлежат защите путем изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
В обоснование своей позиции управление ссылается на то, что оно является ненадлежащими ответчиком.
Суд первой инстанции правомерно отклонил данный довод в силу следующего.
Согласно Приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", Приказу Управления Росреестра по Смоленской области от 01.07.2010 N 114 "Об утверждении сроков передачи полномочий органа кадастрового учета отделам Управления", Приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 31.05.2011 N П/200 "Об утверждении уставов федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата", лицом, обладающим полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, является Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Смоленской области.
На основании приказов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 01.09.2011 N П/331, от 25.10.2011 N 128, приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 N 473 ФБУ "Кадастровая палата" по Москве переименовано в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"; ФБУ "Кадастровая палата" по Смоленской области реорганизована в форме присоединения к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") и в настоящее время является филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Смоленской области.
Приказом Росреестра от 26.12.2011 N П/531 федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с 01.03.2012 наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.
Довод апелляционной жалобы о необоснованном отнесении на управление судебных расходов по делу несостоятелен.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Судом установлено, что общество понесло и надлежащим образом подтвердило расходы в связи с рассмотрением настоящего дела в арбитражном суде, а именно - 35 600 руб. по оплате отчета о рыночной стоимости участка и экспертизы отчета и 12 000 руб. - расходы по оплате госпошлины.
Вынося мотивированное решение о размере сумм, взыскиваемых в возмещение соответствующих расходов, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более если другая сторона не представляет доказательств чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик размер обоснованных, по его мнению, расходов общества на оплату услуг представителя не указало, не представил суду доказательств чрезмерности понесенных расходов с учетом сложившейся в регионе стоимости оплаты услуг представителей.
Поскольку данных, позволяющих апелляционной инстанции прийти к выводу о завышении судебных расходов, не имеется, истец представил доказательства разумности понесенных им расходов, то основания для уменьшения суммы расходов, установленной судом первой инстанции, отсутствуют.
Судом первой инстанции полно установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, как того требует статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены верно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта в любом случае, не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.06.2013 по делу N А62-1546/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.А.ТИМИНСКАЯ
Судьи
Н.В.ЗАИКИНА
Е.В.МОРДАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)