Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 07.11.2013 ПО ДЕЛУ N А41-2670/11

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2013 г. по делу N А41-2670/11


Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Стрельникова А.И.
судей Зверевой Е.А., Петровой В.В.
при участии в заседании:
- от истца - Жургунов Р.И., доверенность б/номера от 21.10.2013 года;
- от ответчика - Кривенда Е.В., доверенность N 14474/2013 от 05.09.2013 года;
- от третьих лиц - 1. Комитет лесного хозяйства по Московской области и гор. Москве - Макарова Л.Г., доверенность N 30-202/дов от 17.10.2013 года; 2. Управление Росреестра по гор. Москве - Полежаева О.И., доверенность N 378-Д от 20.12.2012 года; от других лиц - никто не явился, извещены,
рассмотрев 30 октября 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу
Муниципального учреждения физической культуры и спорта "Городская спортивно-оздоровительная база "Лесная"
на решение от 19 марта 2013 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Васильевой Е.В.,
на постановление от 02 июля 2013 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Виткаловой Е.Н., Бархатовым В.Ю., Шевченко Е.Е.,
по заявлению МУ ФКиС "ГСОБ "Лесная" (ОГРН 1045009357271)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
об оспаривании отказа в государственной регистрации,
третьи лица: ТУ Росимущества в Московской области, Комитет лесного хозяйства по Московской области и городу Москве, Администрация городского округа Троицк в г. Москве, Управление Росреестра по Московской области,

установил:

Муниципальное учреждение физической культуры и спорта "Городская спортивно-оздоровительная база "Лесная" обратилось с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Управление Росреестра по Московской области) в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 50:54:010101:10, площадью 19000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Троицк, микрорайон "В", в районе ГСК-8, а также об обязании Управления Росреестра по Московской области осуществить государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования МУ ФКиС ГСОБ "Лесная" на земельный участок с кадастровым номером 50:54:010101:10, площадью 19.000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Троицк, микрорайон "В", в районе ГСК-8. В качестве третьих лиц по делу были привлечены Администрация городского округа Троицк в г. Москве, Управление Росреестра по г. Москве, ТУ Росимущества в г. Москве, Правительство г. Москвы, Комитет лесного хозяйства Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.10.2011 в удовлетворении заявленных МУ ФКиС ГСОБ "Лесная" требований было отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2011 решение Арбитражного суда Московской области от 07.10.2011 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Московского округа от 05.04.2012 года вышеназванные решение и постановление были отменены, а дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Московской области от 19 марта 2013 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 02 июля 2013 года, в удовлетворении заявленного иска вновь было отказано.
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, МУ ФКиС ГСОБ "Лесная" обратилось с кассационной жалобой, в которой указывают на нарушение судом норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просили обжалуемые решение и постановление отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, Комитета лесного хозяйства по Московской области и городу Москве и Управления Росреестра по Московской области в заседании суда против доводов кассационной жалобы возражали.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Постановлением Администрации г. Троицка Московской области от 23.07.2010 N 838 заявителю в постоянное (бессрочное) пользование был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 50:54:010101:10, площадью 19000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Троицк, микрорайон "В", в районе ГСК-8, для рекреационных целей. 23.07.2010 указанный земельный участок был передан заявителю по акту приема-передачи земельного участка. 04.10.2010 заявитель обратился в Управление Росреестра по Московской области с заявлениями о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок с кадастровым номером 50:54:010101:10, площадью 19000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Троицк, микрорайон "В", в районе ГСК-8.
Уведомлением от 11.10.2010 учреждению было сообщено о приостановлении государственной регистрации на один месяц в связи с тем, что МУ ФКиС ГСОБ "Лесная" не представлены документы, подтверждающие наличие у него оснований для проведения государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок. Сообщением от 11.11.2010 N 54/010/2010-73 учреждению было отказано в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 50:54:010101:10, площадью 19.000 кв. м по тем основаниям, что указанный земельный участок относится к землям лесного фонда, в связи с чем у Администрации г. Троицка Московской области отсутствовали полномочия по распоряжению данным земельным участком. Документы, подтверждающие включение указанного земельного участка в границы населенного пункта - городской округ Троицк Московской области, заявителем не представлены.
Полагая, что полученный отказ в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок является необоснованным, то заявитель обратился в суд с заявлением, в котором было отказано, что подтверждается решением и постановлением по делу.
Так, в порядке ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"). Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. При этом право на недвижимое имущество возникает и существует на основании правоустанавливающих документов, имеющихся у участников гражданско-правовых отношений и свидетельствующих о возникновении, переходе, ограничении, прекращении у них прав на имущество.
В силу п. 3 ст. 9 Закона о государственной регистрации о регистрации, к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных п. 1 данной статьи, и органов по государственной регистрации, относится, в том числе, проверка действительности поданных заявителем документов и наличие соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также, проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
Как установлено судом, отказывая в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 50:54:010101:10, площадью 19.000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Троицк, микрорайон "В", в районе ГСК-8, регистрирующий орган указал, что в качестве документа, подтверждающего право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 50:54:010101:10, площадью 19.000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Троицк, микрорайон "В", в районе ГСК-8, заявителем представлено постановление Администрации г. Троицка Московской области от 23.07.2010 N 838, в котором уполномоченным лицом по распоряжению земельным участком выступает Администрация г. Троицка Московской области. Вместе с тем, из представленных документов следует, что указанный земельный участок, является участком лесного фонда. Документы, подтверждающие включение указанного земельного участка в границы населенного пункта - городской округ города Троицк, а также документы, подтверждающие полномочия Администрации по распоряжению указанным земельным участком лесного фонда, на государственную регистрацию не были представлены.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона о государственной регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона о государственной регистрации, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным Федеральным законом. При этом государственная регистрация возникшего до введения в действие данного Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие данного Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества (п. 2 ст. 6 Закона о государственной регистрации).
Принимая обжалуемые акты, судом было установлено, что при проведении правовой экспертизы, предусмотренной п. 1 ст. 13 Закона о государственной регистрации, регистрирующим органом был направлен запрос в ФГУ "Мособллес" N 54/010/2010-73 от 04.10.2010, в ответ на который в Управление поступили следующие документы: письмо от 12.10.2010 N 486 (т. 1 л.д. 46), из которого следует, что спорный земельный участок входит в состав земель лесного фонда выдел 20, квартал 24 Малинского участкового лесничества, Подольского лесничества, что подтверждают Лесоустроительные материалы 1999 - 2000 г.г. (таксационное описание, планшет), кроме того, решения о переводе вышеуказанного земельного участка из земель лесного фонда в земли населенных пунктов Правительством Российской Федерации не принималось; выписка из материалов лесоустройства Подольского лесничества Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, подтверждающая расположение земельного участка с кадастровым N 50:54:010101:10, площадью 19.000 кв. м в Московской области, Наро-Фоминском районе, Подольском лесничестве Малинском участковом лесничестве, квартале 24, выдел 20 и нахождения данного участка в защитных лесах категории - леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (лесопарковые зоны); выкопировка с планшета N 7, описывающая схему расположения и границы лесного участка.
Из информации о лесном участке (т. 1 л.д. 90) следует, что земельный участок с номером государственного учета в лесном реестре 897-2010-12, расположен по адресу: Московская область, Наро-Фоминский муниципальный район, Подольское лесничество, Малинское участковое лесничество, квартал 24, выдел 20, имеет площадь 1,9 га, назначение - заготовка древесины, осуществление рекреационной деятельности, строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, категория земель - земли лесного фонда, категория защитности - зеленые зоны, лесопарки (функциональные зоны не выделены), что свидетельствует о нахождении спорного указанного земельного участка в составе земель лесного фонда.
Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, следовательно, спорный земельный участок находится в собственности Российской Федерации.
В материалы дела был представлен Проект организации и ведения лесного хозяйства, в котором указано, что на землях лесного фонда по адресу: Московская область, Наро-Фоминский муниципальный район, Подольское лесничество, Малинское участковое лесничество, квартал 24 располагаются лесные культуры возраста от 45 до 100 лет.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Федеральным законом порядке обязательному согласованию. В соответствии с положениями ст. 3 ЛК РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения. Для имущественных отношений в силу требований ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 3 ЛК РФ сохраняется приоритет: за специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов. Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда. При этом отношения по предоставлению или передаче иным образом лесных участков, как ограниченных в обороте объектов, производится только на основании ЛК РФ. Согласно ч. 3 ст. 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра. Причем сведения о лесных участках, внесенные в государственный лесной реестр, основаны на материалах лесоустройства.
В соответствии со ст. ст. 67 - 68 ЛК РФ, п. п. 2 - 3 Постановления Правительства РФ от 18.06.2007 N 377 "О правилах проведения лесоустройства" лесоустройство проводится на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса; землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, и включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков: проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов): проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ "О геодезии и картографии". В случаях закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
Согласно статье 69 Лесного кодекса, при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Одновременно статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01 января 2015 года, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При этом, в соответствии с требованиями статьи 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, то для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Кроме того, согласно п. 1 ч. 6 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Таким образом, на основании положений ст. ст. 3, 67 - 69 Лесного кодекса, ст. ст. 4.1 - 4.2, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", п. 1 ч. 6 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", границы земель лесного фонда в рассматриваемом случае определены. Вместе с тем, в соответствии со ст. 8 ФЗ от 4.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", леса первой группы и категории защитности лесов первой группы признаются защитными лесами и категориями защитных лесов, предусмотренными статьей 102 Лесного кодекса Российской Федерации, а в соответствии с ч. 1, п. "в" ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса РФ, к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 данного Кодекса. Причем с учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются категории указанных лесов, такие как - зеленые зоны, лесопарки.
В соответствии со ст. 8.1 ФЗ от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесопарковые части и лесохозяйственные части зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, подлежат преобразованию соответственно в лесопарковые зоны и зеленые зоны, предусмотренные статьей 102 Лесного кодекса Российской Федерации. В соответствии с ч. 6 ст. 105 Лесного кодекса РФ, изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается. В соответствии с п. 23 Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 N 1007, изменение площади и границ функциональных зон в лесопарковой зоне, лесопарковой зоны и зеленой зоны производится решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Положением. Причем изменение границ лесопарковых зон и зеленых зон, которое может привести к уменьшению площади этих зон, также не допускается.
Как установлено судом и усматривается из документов, поступивших в Росреестр от ФГУ "Мособллес", что спорный земельный с кадастровым номером 50:54:010101:10, площадью 19.000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Троицк, микрорайон "В", в районе ГСК-8 входит в состав земель лесного фонда.
С учетом вышеизложенных обстоятельств право Российской Федерации на земельный участок возникло в силу закона ранее, то есть до формирования границ спорного земельного участка и постановки его на кадастровый учет.
Кроме того, в соответствии со ст. 83 Земельного кодекса РФ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. При этом государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ (далее - Закон). Таким образом, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета.
В статье 22 Закона предусмотрено, что при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка в орган кадастрового учета должен быть представлен межевой план. В соответствии с п. 1 ст. 38 Закона, под межевым планом понимается документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Вместе с тем в материалы дела представлен межевой план от 14.04.2010 (т. 1 л.д. 102) земельного участка с кадастровым N 50:54:010101:10, площадью 19.000 кв. м.
Статьей 39 Закона о государственном кадастре недвижимости предусмотрено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. В соответствии со статьей 40 Закона о государственном кадастре недвижимости, согласование местоположения границ земельных участков оформляется соответствующим актом, который является частью межевого плана. Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 в составе межевого плана утверждена также форма акта согласования местоположения границ земельного участка, предусматривающая возможность внесения сведений о несогласии с местоположением границ, указания конкретных разногласий при согласовании.
Вместе с тем, доказательства обращения за согласованием местоположения границ образуемого земельного участка в установленном законодательством порядке, оформления результатов согласования или несогласования границ соответствующим актом, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, в составе межевого плана содержится пояснительная записка кадастрового инженера, из которой следует, что образуемый земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов, по функциональному зонированию - к землям застройки.
В соответствии с п. 12 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п. 6 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации, включение земельных участков в черту поселений не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Как правомерно отмечено судом, в данном случае право Российской Федерации, возникшее, как было указано выше, в силу закона, не может быть прекращено по такому основанию как последующее включение земельного участка в границы населенного пункта.
Кроме того, силу пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации, установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
В связи с чем, суд кассационной инстанции соглашается с выводом суда о том, что включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а установление городской черты не может влиять на имущественные отношения сторон, является правильным.
Кроме того, обязательность процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной им в Постановлении от 09.01.1998 N-П по делу о проверке конституционности положений Лесного кодекса РФ, а также позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Отклоняя довод о том, что спорный участок относится к категории городских лесов (поселений), суд обоснованно указал следующее.
Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. К защитным лесам относятся городские леса (часть 1 статьи 6, пп. "г" п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 19 части 1 статьи 14, пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения и городского округа относятся: организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использование, охране, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения и городского округа. В соответствии с п. п. 1, 4, 5 ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся в том числе, владение, пользование и распоряжение такими участками, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов, осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков. В соответствии со статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации, лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Причем порядок проведения лесоустройства определяется Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции", согласно пункту 5 которой проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации и статьей 10 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Кроме того, в соответствии с указанной Лесоустроительной инструкцией, а также ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации, лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. Вместе с тем, доказательств того, что в отношении спорного земельного участка органом местного самоуправления проводились мероприятия, связанные с лесоустройством, в материалы дела не представлено.
Указание в кадастровом паспорте земельного участка на принадлежность лесного участка к категории земли населенных пунктов либо к иной категории не может влиять на статус данного участка именно как лесного участка.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, то суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом вышеизложенного суд правомерно пришел к выводу об отказе в заявленных требованиях.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 19 марта 2013 года и постановление от 02 июля 2013 года Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-2670/11 оставить без изменения, а кассационную жалобу Муниципального учреждения физической культуры и спорта "Городская спортивно-оздоровительная база "Лесная" - без удовлетворения.

Председательствующий судья
А.И.СТРЕЛЬНИКОВ

Судьи
Е.А.ЗВЕРЕВА
В.В.ПЕТРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)