Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Муравьева С.Ю., Вильданова Р.А.,
при участии представителей:
истца - Сафроновой И.В., доверенность от 12.10.2012 (б/н),
ответчика - Найдовского П.Е., доверенность от 28.12.2012 N 12-9366,
в отсутствие третьих лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2012 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Николаева С.Ю., Романенко С.Ш.)
по делу N А55-21398/2011
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Союз-ЛАДА", г. Тольятти (ОГРН 1026303947955) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара (ОГРН 1046300581590) о признании в качестве кадастровой стоимости земельного участка показателей его рыночной стоимости, с участием третьих лиц: Правительство Самарской области, г. Самара, Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Самара, Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Союз-Лада" (далее - ООО "Союз-Лада", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области, ответчик) об определении размера кадастровой стоимости земельного участка площадью 4 978 кв. м с кадастровым номером: 63:09:0102158:71, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводской район, ул. Борковская, д. 8, исходя из показателей его рыночной стоимости и о понуждении ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве размера кадастровой стоимости данного земельного участка показатели его рыночной стоимости.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.02.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2012 решение Арбитражного суда Самарской области от 27.02.2012 отменено, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2012, Управление Росреестра по Самарской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Самарской области от 27.02.2012.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов, сделанных судом фактическим обстоятельствам дела.
Представитель Управления Росреестра по Самарской области в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ООО "Союз-Лада", явившийся в судебное заседание, возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает решение Арбитражного суда Самарской области от 27.02.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2012 подлежащими отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Союз-Лада" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 4 978 кв. м с кадастровым номером 63:09:0102158:71 с назначением для дальнейшей эксплуатации здания и стоянки автомобилей, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводской район, ул. Борковского, д. 8 на основании постановления первого заместителя мэра г. Тольятти от 03.04.2000 N 871-2/04-00, постановления первого заместителя мэра г. Тольятти от 15.05.2000 N 1256-2/05-00, о чем 16.05.2000 сделана запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области, которые вводятся в действие с 21.12.2008.
На основе результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473, определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102158:71 площадью 4 978 кв. м в сумме 24 976 418,08 руб., удельный показатель кадастровой стоимости данного земельного участка был определен в размере 5 017,36 руб. за 1 кв. м.
Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости с 21.12.2008.
Общество, полагая, что кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, которая по мнению ООО "Эра" составляет ориентировочно 5 475 800 руб., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости равного 1 100 руб. за 1 кв. м, обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в результате кадастровой оценки земель нормативно определен и не является произвольным, и из норм действующего законодательства не следует, что деятельность по государственной кадастровой оценке земель может проводиться органами кадастрового учета на основании отчетов оценщиков о рыночной оценке конкретного земельного участка, а у органа исполнительной власти отсутствуют полномочия по утверждению таких отчетов.
Кроме того, суд первой инстанции при принятии судебного акта исходил из того, что Управление Росреестра по Самарской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, так как вопросы определения размера кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости, не входят в его компетенцию.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, пришел к правильному выводу, что права общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, а также внесены изменения в статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако на спорные правоотношения эти нормы не распространяются в силу части 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, так как государственный контракт на проведение государственной кадастровой оценки заключен 26.06.2007 и результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области утверждены постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473, следовательно, общество не может воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ.
Тем не менее, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Данные выводы суда апелляционной инстанции согласуются с правовой позицией, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Суд апелляционной инстанции, установив, что рыночная стоимость спорного земельного участка в соответствии с заключением комиссии экспертов N 2478 по состоянию на 10.12.2008 составляет 2 703 054 руб., пришел к обоснованному выводу, что требования общества об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102158:71 равной его рыночной стоимости подлежат удовлетворению.
Однако суд апелляционной инстанции отклонил доводы ответчика о том, что Управление Росреестра по Самарской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу и обязал Управление Росреестра по Самарской области внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102158:71, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводской район, ул. Борковская, д. 8.
Между тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 12.12.1997 N 2-ФКЗ "О правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
Пунктом 5.1.3 положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, в числе прочего возложена функция по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
На основании части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" на территории Самарской области полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, а также по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, переданы Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Самарской области с 15.09.2010.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 утвержден порядок ведения государственного кадастра недвижимости, в соответствии с которым решение о выполнении кадастровых процедур (в том числе, внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости) осуществляется на основании решения, принимаемого уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета.
Таким образом, органом кадастрового учета в настоящее время является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, а, следовательно, суд апелляционной инстанции удовлетворил исковые требования общества, предъявленные к ненадлежащему ответчику.
При этом ни судом первой, ни судом апелляционной инстанций не был рассмотрен вопрос о замене ненадлежащего ответчика надлежащим в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, либо привлечение данного лица в порядке части 6 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве соответчика.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 27.02.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2012 отменить.
Принимая во внимание, что для принятия законного и обоснованного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных действий процессуального характера, в том числе рассмотрения вопроса о замене ненадлежащего ответчика на надлежащего либо привлечение другого лица в качестве соответчика, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, судебная коллегия считает необходимым направить дело N А55-21398/2011 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27.02.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2012 по делу N А55-21398/2011 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Р.В.АНАНЬЕВ
Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Р.А.ВИЛЬДАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 24.01.2013 ПО ДЕЛУ N А55-21398/2011
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 января 2013 г. по делу N А55-21398/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Муравьева С.Ю., Вильданова Р.А.,
при участии представителей:
истца - Сафроновой И.В., доверенность от 12.10.2012 (б/н),
ответчика - Найдовского П.Е., доверенность от 28.12.2012 N 12-9366,
в отсутствие третьих лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2012 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Николаева С.Ю., Романенко С.Ш.)
по делу N А55-21398/2011
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Союз-ЛАДА", г. Тольятти (ОГРН 1026303947955) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара (ОГРН 1046300581590) о признании в качестве кадастровой стоимости земельного участка показателей его рыночной стоимости, с участием третьих лиц: Правительство Самарской области, г. Самара, Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Самара, Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Союз-Лада" (далее - ООО "Союз-Лада", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области, ответчик) об определении размера кадастровой стоимости земельного участка площадью 4 978 кв. м с кадастровым номером: 63:09:0102158:71, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводской район, ул. Борковская, д. 8, исходя из показателей его рыночной стоимости и о понуждении ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве размера кадастровой стоимости данного земельного участка показатели его рыночной стоимости.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.02.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2012 решение Арбитражного суда Самарской области от 27.02.2012 отменено, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2012, Управление Росреестра по Самарской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Самарской области от 27.02.2012.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов, сделанных судом фактическим обстоятельствам дела.
Представитель Управления Росреестра по Самарской области в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ООО "Союз-Лада", явившийся в судебное заседание, возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает решение Арбитражного суда Самарской области от 27.02.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2012 подлежащими отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Союз-Лада" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 4 978 кв. м с кадастровым номером 63:09:0102158:71 с назначением для дальнейшей эксплуатации здания и стоянки автомобилей, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводской район, ул. Борковского, д. 8 на основании постановления первого заместителя мэра г. Тольятти от 03.04.2000 N 871-2/04-00, постановления первого заместителя мэра г. Тольятти от 15.05.2000 N 1256-2/05-00, о чем 16.05.2000 сделана запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области, которые вводятся в действие с 21.12.2008.
На основе результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473, определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102158:71 площадью 4 978 кв. м в сумме 24 976 418,08 руб., удельный показатель кадастровой стоимости данного земельного участка был определен в размере 5 017,36 руб. за 1 кв. м.
Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости с 21.12.2008.
Общество, полагая, что кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, которая по мнению ООО "Эра" составляет ориентировочно 5 475 800 руб., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости равного 1 100 руб. за 1 кв. м, обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в результате кадастровой оценки земель нормативно определен и не является произвольным, и из норм действующего законодательства не следует, что деятельность по государственной кадастровой оценке земель может проводиться органами кадастрового учета на основании отчетов оценщиков о рыночной оценке конкретного земельного участка, а у органа исполнительной власти отсутствуют полномочия по утверждению таких отчетов.
Кроме того, суд первой инстанции при принятии судебного акта исходил из того, что Управление Росреестра по Самарской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, так как вопросы определения размера кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости, не входят в его компетенцию.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, пришел к правильному выводу, что права общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, а также внесены изменения в статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако на спорные правоотношения эти нормы не распространяются в силу части 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, так как государственный контракт на проведение государственной кадастровой оценки заключен 26.06.2007 и результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области утверждены постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473, следовательно, общество не может воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ.
Тем не менее, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Данные выводы суда апелляционной инстанции согласуются с правовой позицией, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Суд апелляционной инстанции, установив, что рыночная стоимость спорного земельного участка в соответствии с заключением комиссии экспертов N 2478 по состоянию на 10.12.2008 составляет 2 703 054 руб., пришел к обоснованному выводу, что требования общества об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102158:71 равной его рыночной стоимости подлежат удовлетворению.
Однако суд апелляционной инстанции отклонил доводы ответчика о том, что Управление Росреестра по Самарской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу и обязал Управление Росреестра по Самарской области внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102158:71, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводской район, ул. Борковская, д. 8.
Между тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 12.12.1997 N 2-ФКЗ "О правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
Пунктом 5.1.3 положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, в числе прочего возложена функция по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
На основании части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" на территории Самарской области полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, а также по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, переданы Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Самарской области с 15.09.2010.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 утвержден порядок ведения государственного кадастра недвижимости, в соответствии с которым решение о выполнении кадастровых процедур (в том числе, внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости) осуществляется на основании решения, принимаемого уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета.
Таким образом, органом кадастрового учета в настоящее время является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, а, следовательно, суд апелляционной инстанции удовлетворил исковые требования общества, предъявленные к ненадлежащему ответчику.
При этом ни судом первой, ни судом апелляционной инстанций не был рассмотрен вопрос о замене ненадлежащего ответчика надлежащим в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, либо привлечение данного лица в порядке части 6 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве соответчика.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 27.02.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2012 отменить.
Принимая во внимание, что для принятия законного и обоснованного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных действий процессуального характера, в том числе рассмотрения вопроса о замене ненадлежащего ответчика на надлежащего либо привлечение другого лица в качестве соответчика, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, судебная коллегия считает необходимым направить дело N А55-21398/2011 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27.02.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2012 по делу N А55-21398/2011 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Р.В.АНАНЬЕВ
Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Р.А.ВИЛЬДАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)