Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.02.2008 ПО ДЕЛУ N А35-1565/07-С26

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2008 г. по делу N А35-1565/07-С26


Резолютивная часть постановления объявлена 5 февраля 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 февраля 2008 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Сергуткиной В.А.
Шеина А.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кондратьевой Н.С.
при участии:
от ЗАО "Рыбхоз "Прогресс": не явились, извещены.
От Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курской области: не явились, извещены.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Рыбхоз "Прогресс" на решение Арбитражного суда Курской области от 12.02.07 г. по делу N А35-1565/07-С26, принятое судьей Лымарь Д.В., по заявлению ЗАО "Рыбхоз "Прогресс" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курской области об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

установил:

ЗАО "Рыбхоз "Прогресс" обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Росприроднадзора Курской области N 17 от 16.03.07 г. о привлечении к административной ответственности по ст. 8.15 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 10000 руб.
Решением Арбитражного суда Курской области от 12.12.07 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ЗАО "Рыбхоз "Прогресс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. При этом, заявитель жалобы указывает на то, что административная ответственность по ст. 8.15 КоАП РФ наступает за нарушение требований ст. 9 ФЗ РФ "О безопасности гидротехнических сооружений". Данный Закон введен в действие в 1997 году, т.е. после сдачи в эксплуатацию прудов. Сфера действия Закона распространяется на гидротехнические сооружения, повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Пруды Общества построены искусственным способом, являются неглубокими, поэтому в случае прорыва плотины чрезвычайной ситуации не возникает, так как не будет ударной силы.
В настоящее судебное заседание представители ЗАО "Рыбхоз "Прогресс", Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курской области не явились. В материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о месте и времени судебного заседания.
В связи с чем, дело рассматривается в их отсутствие в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
ЗАО "Рыбхоз Прогресс" согласно государственному акту на право пользования землей A-I N 087696 от 27 июля 1987 г. и свидетельству N 0000024 от 30.07.1992 г. в постоянное бессрочное пользование отведен земельный участок площадью 410 га для ведения товарного рыбоводства, на котором для ведения хозяйственной деятельности были построены здания, хозяйственные постройки, в том числе и гидротехнические сооружения, образующие пруды. Согласно информации Межрайонного территориального отдела N 10 Управления "Роснедвижимости" указанная площадь размещена в границах 4 муниципальных образований "Яндовищенский сельсовет" - 113 га. (112,68 га), "Машкинский сельсовет" 48 га (48,34 га), "Ваблинский сельсовет" - 100 га (109,91 га), "Глазовский сельсовет" - 139 га (138,90 га). Постановлением главы администрации Конышевского района от 15.06.1993 г. N 181 ЗАО "Рыбхоз "Прогресс" в бессрочное пользование дополнительно выделен земельный участок площадью 1 га из земель специального земельного фонда под строительство пруда для выращивания рыбопосадочного материала. Земли ЗАО "Рыбхоз "Прогресс" относятся к категории земель, земли сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с уставом ЗАО "Рыбхоз Прогресс" основными видами деятельности общества являются выращивание рыбопосадочного материала и прудовой товарной рыбы и ее реализация; воспроизводство ценных видов рыб в естественных водоемах и прудах; рыбоводно-мелиоративные работы на рыбохозяйственных водоемах; транспортные перевозки и оказание платных услуг; осуществление коммерческо-посреднической деятельности; производство и реализация товаров народного потребления.
В процессе осуществления хозяйственной деятельности ЗАО "Рыбхоз Прогресс" эксплуатирует гидротехнические сооружения в виде плотин, паводковых водосбросов и донных водоспусков у населенных пунктов Нижняя и Верхняя Вабля, а также Булгаковка Конышевского района Курской области. Указанные гидротехнические сооружения являются плотинами и предназначены для накопления воды и использования водных ресурсов с целью выращивания рыбы.
ЗАО "Рыбхоз Прогресс" имеет лицензию на водопользование, выданную Главным Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Курской области 20 ноября 2003 года сроком на 5 лет серии КРС N 00193 с целевым назначением водопользования - на нужды рыбного хозяйства с применением водорегулирующих сооружений.
Согласно указанной лицензии ЗАО "Рыбхоз Прогресс" имеет два пруда на реке Вабля у сел Нижняя и Верхняя Вабля, с объемом соответственно 1,09 млн. куб. метров и 1,02 млн. куб. метров и один пруд у деревни Булгаковка, объемом 1,35 млн. куб. метров.
В соответствии с распоряжением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области от 09.03.2007 г. N 17 в период с 12.03.2007 г. по 16.03.2007 г. государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Курской области ведущим специалистом-экспертом Новожиловой Л.И. проведена внеплановая, целевая проверка соблюдения требований законодательства в сфере надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, образующих пруды: 1. на ручье б/н (приток р. Беличка) у с. Булгаковка; 2. у с. Машкино; 3. на р. Вабля у с. Глазово; 4. на р. Вабля у с. Вабля; на р. Вабля у с. Вожово.
По результатам государственного надзора за безопасностью гидротехнических водохранилищных и защитных сооружений или накопительных стоков составлен акт от 16.03.2007 г. N 17, и протокол об административном правонарушении от 16.03.2007 г. N 17, в котором отражены имевшие место, по мнению административного органа, нарушения действующего законодательства.
В результате проверки комиссией установлено, что исследуемые пруды наполнены, плотина у с. Булгаковка и у с. Машкино находятся в предаварийном состоянии, требуется ремонт плотин с водорегулирующим сооружением у с. Глазово, с. Вабля и у с. Важово. Из-за неудовлетворительного состояния гребня и откосов плотин возникает угроза их разрушения. Факты, установленные в ходе проверки также подтверждаются фототаблицами.
Рассмотрев материалы проверки о нарушении, в том числе акт проверки N 17 от 16.03.2007 г., протокол об административном правонарушении N 17 от 16.03.2007 г., государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Курской области ведущим специалистом-экспертом Новожиловой Л.И. вынесено постановление о назначении административного наказания N 17 от 16.03.2007 г., согласно которому, ЗАО "Рыбхоз Прогресс" Конышевского района признано виновным в нарушениях, предусмотренных ст. 8.15 КоАП РФ в связи с чем на него наложен административный штраф в размере 10000 руб.
Не согласившись с указанными постановлением административного органа, ЗАО "Рыбхоз Прогресс" обратилось за судебной защитой.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд апелляционной инстанции указал на соблюдение административным органом требований действующего законодательства при привлечении Общества к административной ответственности, на наличие достаточных доказательств, свидетельствующих о виновности Общества в совершенном правонарушении.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого акта ввиду следующего.
Согласно ст. 8.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективная сторона комментируемого правонарушения может быть выражена как в форме действия, так и бездействия.
- Согласно ст. 9 ФЗ РФ "О безопасности гидротехнических сооружений" N 117-ФЗ от 21.07.97 г. собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности и размещения объектов в русле реки и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
- обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;
- развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
- систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
- обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;
- создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;
- организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;
- осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления;
- содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;
- совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений.
В соответствии с п. п. 2, 4 ч. 2 ст. 39 Водного Кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.

Эксплуатация гидротехнического сооружения осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации этого сооружения, утверждаемыми по согласованию с органом государственного надзора.
Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:
- а) организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;
- б) содержать в исправном состоянии гидротехническое сооружение, своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению его безопасности;
- в) обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнического сооружения;
- г) финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;
- д) осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
- е) обеспечивать режим наполнения и сработки водохранилищ, соблюдая приоритет питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения, а также потребности рыбного хозяйства на участках рек и водохранилищ, имеющих важное значение для сохранения и воспроизводства рыбных ресурсов;
- ж) обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения и содействовать органу государственного надзора в реализации его функций;
- з) осуществлять гидротехнические, производственно - технологические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных и других природных объектов;
- и) соблюдать установленный режим водоохранных зон;
- к) незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения региональные органы государственного надзора, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления;
- л) выполнять другие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности (или обязанностей эксплуатирующей организации) к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
- Согласно ст. 19 ФЗ РФ "О безопасности гидротехнических сооружений" нарушениями законодательства о безопасности гидротехнического сооружения являются: строительство и эксплуатация гидротехнического сооружения, хозяйственное или иное использование русел рек и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины без соответствующего разрешения;
- невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения или проведения государственной экспертизы проектной документации гидротехнических сооружений или государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений;
- невыполнение предписаний органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений;
- нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их проектировании, строительстве, приемке и вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации и выводе из эксплуатации;
- непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью;
- отказ от передачи органам надзора за безопасностью гидротехнических сооружений информации об угрозе аварий гидротехнических сооружений или сокрытие такой информации от данных органов, искажение такой информации, а в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - от органов государственной власти, органов местного самоуправления и от работников находящихся в аварийном состоянии гидротехнических сооружений, населения и организаций в зоне возможного затопления.
Материалами дела подтверждается факт эксплуатации Обществом гидротехнических сооружений в виде плотин, паводковых водосбросов и донных водоспусков у сел Нижняя и Верхняя Вабля и д. Булгаковка Конышевского района Курской области с объемом водохранилищ 1,09 млн. м. куб., 1,02 млн. м. куб, и 1,35 млн. м. куб. Однако, Заявителем не производился ремонт гидроузла; не разработаны правила эксплуатации ГТС; не разработан план ликвидации аварии на гидроузле; не выполнялся ремонт ГТС; не разработан график декларирования ГТС; не разработана декларация безопасности ГТС; в связи с неудовлетворительным состоянием гребня и откосов плотин возникает угроза их разрушения.
В ходе судебного разбирательства административным органом представлены ответы на запрос: письма ЗАО "Проектный институт "Курскводстрой", которым выявлено, что в случаях аварии на эксплуатируемых сооружениях произойдет затопление жилых домов, разрушение автодороги.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт совершения Обществом административного правонарушения по ст. 8.15 КоАП РФ.
В силу п. 5 ст. 7 Федерального закона N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) в случае получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.11.06 г. N 640 водные объекты, на которых эксплуатируются гидротехнические сооружения, относятся к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.
В силу п. 3 ст. 9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" в случае выявления в результате мероприятий по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля составляется протокол, что и было сделано по результатам проведенного мероприятия по контролю и выявленного административного правонарушения.
Пунктом 5.1.8 Положения о Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утв. Постановлением Правительства N 400 от 30.07.04 г. с последующими изменениями и дополнениями, п. 4.1.5 Типовых положений о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по федеральному округу установлено, что указанная Федеральная служба осуществляет контроль и надзор за безопасностью гидротехнических сооружений (соблюдением норм и правил безопасности), кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений.
Статья 23.29 КоАП РФ и п. 6.4 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области, утв. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 03.09.04 г. N 11 устанавливают полномочия должностного лица административного органа на принятие оспариваемого постановления.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 60 от 15.03.05 г. утвержден Перечень должностных лиц, осуществляющих государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений, согласно которому государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений и гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики) осуществляют должностные лица центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и ее территориальных органов, которые одновременно по должности являются соответствующими государственными инспекторами, в том числе:
главные, ведущие специалисты и специалисты 1 категории отделов, ведающих вопросами государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, территориальных органов Росприроднадзора одновременно по должности являются государственными территориальными инспекторами по надзору за безопасностью гидротехнических сооружений.
Должностным лицам Росприроднадзора, являющимся государственными инспекторами по надзору за безопасностью гидротехнических сооружений, выдаются служебные удостоверения установленного образца.
Для осуществления своей деятельности государственные инспектора по надзору за безопасностью гидротехнических сооружений используют бланки документов (предписания, разрешения) и штампы установленного образца.
Таким образом, Управление Росприроднадзора по Курской области наделено полномочиями на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ, как орган, осуществляющий государственный контроль и уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Арбитражным судом апелляционной инстанции признаются обоснованными выводы суда первой инстанции о нарушении ст. 9 ФЗ РФ "О безопасности гидротехнических сооружений" при эксплуатации Обществом ГТС.
Суд первой инстанции правильно принял во внимание расчеты, осуществленные именно в ходе настоящей проверки, и учел, что при паспортизации принимались во внимание отметки нормального подпорного уровня (уровня воды) без учета форсированного уровня (максимально возможного уровня воды).
Таким образом, на данное гидротехническое сооружение распространяется требование ФЗ РФ "О безопасности гидротехнических сооружений" N 117-ФЗ от 21.07.97 г., в связи с чем собственником данного сооружения должна составляться декларация безопасности сооружения.
При изложенных обстоятельствах, Арбитражный суд Курской области правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, правильно установил фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку и обосновал свои выводы нормами законодательства.
Обстоятельств, исключающих ответственность Общества не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом норм права.
С учетом указанных обстоятельств, обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не решается, поскольку по смыслу статьи 208 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционных жалоб на решения суда об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственная пошлина уплате не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266 - 268, п. 1 ст. 269, ст. ст. 270, 271 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Курской области от 12.12.07 г. по делу N А35-1565/07-С26 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу ЗАО "Рыбхоз "Прогресс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА

Судьи
А.Е.ШЕИН
В.А.СЕРГУТКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)