Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Засыпкиной Т.С., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гараниной М.В.,
с участием:
от индивидуального предпринимателя Ходарченко Валентины Васильевны - Ходарченко Е.В., по доверенности от 09.10.2012 года,
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 февраля 2013 года, в зале N 7, апелляционную жалобу Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 ноября 2012 года по делу N А55-23829/2012, судья Черномырдина Е.В.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Ходарченко Валентины Васильевны, г. Самара,
к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным заключения от 30.12.2011 г. N СП-6/5532-0-1,
установил:
Индивидуальный предприниматель Ходарченко Валентина Васильевна обратилась в Арбитражный суд Самарской области к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара с заявлением о признании недействительным заключения N СП-6/5532-0-1 от 30.12.2011 г. о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.
Решением суда первой инстанции от 22 ноября 2012 года заявление удовлетворено.
Арбитражный суд признал недействительным заключение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара N СП-6/5532-0-1 от 30.12.2011 г. о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории и обязал Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
При этом суд восстановил индивидуальному предпринимателю Ходарченко В.В. процессуальный срок на подачу в арбитражный суд рассматриваемого заявления.
В апелляционной жалобе Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований ИП Ходарченко В.В. отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции необоснованно и не соответствует требованиям действующего законодательства.
Отмечает, что механизм предоставления земельных участков на территории городского округа Самара четко регламентирован действующим законодательством.
Указывает, что согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение определяется как нестационарный торговый объект.
Для упорядочения размещения нестационарных торговых объектов на государственных и муниципальных землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Федеральный закон вводит особые правила. Нестационарные торговые объекты размещают в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (пункт 1 статьи 10 Федерального закона).
Отмечает, что заявленный вид использования предполагает размещение на испрашиваемом земельном участке нестационарного торгового объекта.
Вместе с тем целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земель для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов.
Считает, что вывод Арбитражного суда Самарской области о том, что перечень оснований для отказа в утверждении Схемы четко определен статьей 4 Закона Самарской области от 04.03.2011 г. N 16-ГД "О Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" не соответствует действительности.
Отмечает, что статьей 4 Закона N 16-ГД установлено, что основаниями для отказа в утверждении Схемы являются невозможность образования испрашиваемого земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (п. 6 ст. 4 данного Закона) и предусмотрены иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации (п. 7 ст. 4 Закона N 16-ГД).
Считает, что оспариваемое заключение Департамента принято в соответствии с действующим законодательством.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в письменных пояснениях на апелляционную жалобу от 20.02.2013 г. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило.
Ответчик и третье лицо в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 13 февраля 2013 года до 16 час. 15 мин. 20 февраля 2013 года.
Информация об объявлении перерыва размещена на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда согласно Информационному письму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.09.2006 года N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". После перерыва судебное заседание было продолжено 20 февраля 2013 года в 16 час. 15 мин.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
28 ноября 2011 года индивидуальный предприниматель Ходарченко Валентина Васильевна обратилась в Министерство имущественных отношений г. Самары с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Боярова, станция метро "Юнгородок", участок б/н, площадью 18,00 кв. м, под установку временного торгового павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией (л.д. 7).
Письмом от 28 февраля 2012 года N 12-2/0906/11а Министерство отказало предпринимателю в предоставлении испрашиваемого земельного участка под временный мини-магазин, ссылаясь на пункт 2.6 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 г., по причине невозможности размещения временного торгового павильона без определения утвержденной в установленном порядке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара.
Заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка было представлено Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара за N СП-6/5532-0-1 в ответ на обращение Министерства, со ссылкой на статью 10 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской федерации" (л.д. 8 - 11).
Индивидуальный предприниматель Ходарченко Валентина Васильевна, не согласившись с указанным заключением, посчитав, что нарушаются ее права и законные интересы, обратилась в Арбитражный суд Самарской области с требованием о признании недействительным заключения N СП-6/5532-0-1 от 30.12.2011 г. о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.
22 ноября 2012 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд правомерно руководствовался и обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В их обязанность входит: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74.
Согласно пунктам 2.1., 2.2, 2.3 и 2.4 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.
Пунктом 2.5 Порядка установлено, что в месячный срок с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
Согласно пункта 2.6. Порядка, в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
Постановлением Главы городского округа Самара от 19.09.2006 г. N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" определены уполномоченные органы по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий.
На основании указанного постановления на Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара возложены полномочия по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, в том числе предоставляемым под размещение временных объектов.
Таким образом, в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктами 2.5, 2.6 Порядка департамент был обязан в месячный срок рассмотреть по существу обращение министерства и либо утвердить схему расположения земельного участка на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, либо представить мотивированное заключение о невозможности его утверждения.
Необоснован довод подателя жалобы относительно невозможности утверждения схемы расположения земельного участка со ссылкой на части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с указанной нормой размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу части 6 статьи 10 названного Закона утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
При этом частью 4 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
Целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земель для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов.
Перечень мест, отображенных на схеме размещения нестационарных торговых объектов, не является исчерпывающим, и размещение до сорока процентов нестационарных торговых объектов возможно и вне мест, определенных вышеназванной схемой.
Основания для отказа в утверждении схемы расположения определены в статье 4 Закона Самарской области N 16-ГД "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории".
Таким образом, основания, по которым было отказано в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка, изложенные в заключении Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара N СП-6/5532-0-1 от 30.12.2011 г., противоречат статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 4 Закона Самарской области N 16-ГД.
Оспариваемое заключение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара N СП-6/5532-0-1 от 30.12.2011 г. нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку препятствует осуществлению им хозяйственной деятельности на испрашиваемом земельном участке.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований Ходарченко Валентины Васильевны.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 ноября 2012 года по делу N А55-23829/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.02.2013 ПО ДЕЛУ N А55-23829/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2013 г. по делу N А55-23829/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Засыпкиной Т.С., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гараниной М.В.,
с участием:
от индивидуального предпринимателя Ходарченко Валентины Васильевны - Ходарченко Е.В., по доверенности от 09.10.2012 года,
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 февраля 2013 года, в зале N 7, апелляционную жалобу Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 ноября 2012 года по делу N А55-23829/2012, судья Черномырдина Е.В.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Ходарченко Валентины Васильевны, г. Самара,
к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным заключения от 30.12.2011 г. N СП-6/5532-0-1,
установил:
Индивидуальный предприниматель Ходарченко Валентина Васильевна обратилась в Арбитражный суд Самарской области к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара с заявлением о признании недействительным заключения N СП-6/5532-0-1 от 30.12.2011 г. о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.
Решением суда первой инстанции от 22 ноября 2012 года заявление удовлетворено.
Арбитражный суд признал недействительным заключение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара N СП-6/5532-0-1 от 30.12.2011 г. о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории и обязал Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
При этом суд восстановил индивидуальному предпринимателю Ходарченко В.В. процессуальный срок на подачу в арбитражный суд рассматриваемого заявления.
В апелляционной жалобе Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований ИП Ходарченко В.В. отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции необоснованно и не соответствует требованиям действующего законодательства.
Отмечает, что механизм предоставления земельных участков на территории городского округа Самара четко регламентирован действующим законодательством.
Указывает, что согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение определяется как нестационарный торговый объект.
Для упорядочения размещения нестационарных торговых объектов на государственных и муниципальных землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Федеральный закон вводит особые правила. Нестационарные торговые объекты размещают в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (пункт 1 статьи 10 Федерального закона).
Отмечает, что заявленный вид использования предполагает размещение на испрашиваемом земельном участке нестационарного торгового объекта.
Вместе с тем целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земель для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов.
Считает, что вывод Арбитражного суда Самарской области о том, что перечень оснований для отказа в утверждении Схемы четко определен статьей 4 Закона Самарской области от 04.03.2011 г. N 16-ГД "О Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" не соответствует действительности.
Отмечает, что статьей 4 Закона N 16-ГД установлено, что основаниями для отказа в утверждении Схемы являются невозможность образования испрашиваемого земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (п. 6 ст. 4 данного Закона) и предусмотрены иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации (п. 7 ст. 4 Закона N 16-ГД).
Считает, что оспариваемое заключение Департамента принято в соответствии с действующим законодательством.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в письменных пояснениях на апелляционную жалобу от 20.02.2013 г. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило.
Ответчик и третье лицо в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 13 февраля 2013 года до 16 час. 15 мин. 20 февраля 2013 года.
Информация об объявлении перерыва размещена на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда согласно Информационному письму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.09.2006 года N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". После перерыва судебное заседание было продолжено 20 февраля 2013 года в 16 час. 15 мин.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
28 ноября 2011 года индивидуальный предприниматель Ходарченко Валентина Васильевна обратилась в Министерство имущественных отношений г. Самары с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Боярова, станция метро "Юнгородок", участок б/н, площадью 18,00 кв. м, под установку временного торгового павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией (л.д. 7).
Письмом от 28 февраля 2012 года N 12-2/0906/11а Министерство отказало предпринимателю в предоставлении испрашиваемого земельного участка под временный мини-магазин, ссылаясь на пункт 2.6 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 г., по причине невозможности размещения временного торгового павильона без определения утвержденной в установленном порядке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара.
Заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка было представлено Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара за N СП-6/5532-0-1 в ответ на обращение Министерства, со ссылкой на статью 10 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской федерации" (л.д. 8 - 11).
Индивидуальный предприниматель Ходарченко Валентина Васильевна, не согласившись с указанным заключением, посчитав, что нарушаются ее права и законные интересы, обратилась в Арбитражный суд Самарской области с требованием о признании недействительным заключения N СП-6/5532-0-1 от 30.12.2011 г. о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.
22 ноября 2012 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд правомерно руководствовался и обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В их обязанность входит: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74.
Согласно пунктам 2.1., 2.2, 2.3 и 2.4 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.
Пунктом 2.5 Порядка установлено, что в месячный срок с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
Согласно пункта 2.6. Порядка, в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
Постановлением Главы городского округа Самара от 19.09.2006 г. N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" определены уполномоченные органы по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий.
На основании указанного постановления на Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара возложены полномочия по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, в том числе предоставляемым под размещение временных объектов.
Таким образом, в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктами 2.5, 2.6 Порядка департамент был обязан в месячный срок рассмотреть по существу обращение министерства и либо утвердить схему расположения земельного участка на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, либо представить мотивированное заключение о невозможности его утверждения.
Необоснован довод подателя жалобы относительно невозможности утверждения схемы расположения земельного участка со ссылкой на части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с указанной нормой размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу части 6 статьи 10 названного Закона утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
При этом частью 4 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
Целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земель для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов.
Перечень мест, отображенных на схеме размещения нестационарных торговых объектов, не является исчерпывающим, и размещение до сорока процентов нестационарных торговых объектов возможно и вне мест, определенных вышеназванной схемой.
Основания для отказа в утверждении схемы расположения определены в статье 4 Закона Самарской области N 16-ГД "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории".
Таким образом, основания, по которым было отказано в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка, изложенные в заключении Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара N СП-6/5532-0-1 от 30.12.2011 г., противоречат статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 4 Закона Самарской области N 16-ГД.
Оспариваемое заключение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара N СП-6/5532-0-1 от 30.12.2011 г. нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку препятствует осуществлению им хозяйственной деятельности на испрашиваемом земельном участке.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований Ходарченко Валентины Васильевны.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 ноября 2012 года по делу N А55-23829/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)