Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.01.2013 ПО ДЕЛУ N А33-11892/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 января 2013 г. по делу N А33-11892/2012


Резолютивная часть постановления объявлена "17" января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" января 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Морозовой Н.А.,
судей: Дунаевой Л.А., Севастьяновой Е.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Мегапласт"): Толстихиной Ю.М., представителя по доверенности от 23.07.2012; Глухих К.В., представителя по доверенности от 23.07.2012
от ответчика (Администрации Емельяновского района): Константинова П.С., представителя по доверенности от 17.01.2013; Булавской Т.А., представителя по доверенности от 07.11.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Емельяновского района (ИНН 2411003682, ОГРН 1022400665297)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "01" ноября 2012 года по делу N А33-11892/2012, принятое судьей Лесковым Р.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Мегапласт" (ИНН 2411020310, ОГРН 1102411000120) (далее - ООО "Мегапласт", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявление к Администрации Емельяновского района (ИНН 2411003682, ОГРН 1022400665297) (далее также - Администрация) с требованиями:
- - о признании незаконным бездействия Администрации Емельяновского района, выразившегося в непринятии решения о предоставлении ООО "Мегапласт" в аренду сроком на 4 (четыре) года земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, квартал Торговый, участок N 7, с кадастровым номером 24:11:0290109:336, площадью 9999,00 кв. м, предназначенного для строительства торгового комплекса;
- - об обязании предоставить ООО "Мегапласт" в аренду сроком на 4 (четыре) года земельный участок, расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, квартал Торговый, участок N 7, с кадастровым номером 24:11:0290109:336, площадью 9999,00 кв. м, предназначенный для строительства торгового комплекса;
- - об обязании заключить договор аренды земельного участка сроком на 4 (четыре) года, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, квартал Торговый, участок N 7, с кадастровым номером 24:11:0290109:336, площадью 9999,00 кв. м, предназначенного для строительства торгового комплекса.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 01 ноября 2012 года заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Администрации Емельяновского района, выразившееся в непринятии решения о предоставлении ООО "Мегапласт" в аренду сроком на 4 (четыре) года земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, квартал Торговый, участок N 7, с кадастровым номером 24:11:0290109:336, площадью 9999,00 кв. м, предназначенного для строительства торгового комплекса, как противоречащее положениям Конституции Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации. Администрация Емельяновского района обязана принять ненормативный акт о предоставлении ООО "Мегапласт" в аренду сроком на 4 года земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, квартал Торговый, участок N 7, с кадастровым номером 24:11:0290109:336, площадью 9999,00 кв. м, предназначенного для строительства торгового комплекса, направить копию данного акта в адрес ООО "Мегапласт"; подготовить и направить в адрес ООО "Мегапласт" подписанный со стороны администрации проект договора аренды вышеуказанного земельного участка в трех экземплярах.
Не согласившись с указанным решением, Администрация Емельяновского района обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, уточненной апелляционной жалобой в которых просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация Емельяновского района указывает следующее:
- - процедура выбора земельного участка для предоставления ООО "Мегапласт" была осуществлена с нарушением положений Земельного кодекса Российской Федерации, на что было указано, в том числе, прокуратурой Емельяновского района Красноярского края;
- - постановлением Администрации Емельяновского района от 17.09.2012 N 2637 постановление от 02.09.2011 N 2408 "О предварительном согласовании места размещения земельного участка ООО "Мегапласт" для строительства комплекса офисных и складских помещений в п. Солонцы", отменено.
ООО "Мегапласт" в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Указывает, что Администрация в нарушение требований действующего законодательства ответ на заявление о предоставлении испрашиваемого земельного участка не давала. Факт бездействия Администрацией не оспаривается.
Считает, что вся последовательность процедур предоставления земельного участка соблюдена в полном объеме и соответствует нормам статей 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, по мнению общества, ссылка Администрации на постановление от 17.09.2012 N 2637, которым отменено постановление от 02.09.2011 N 2408, не обоснована, поскольку на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка (21.06.2012), а также на дату, когда орган местного самоуправления должен был принять решение о предоставлении земельного участка в аренду (часть 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации), постановление от 02.09.2011 N 2408, которым согласовано место размещения земельного участка ООО "Мегапласт", действовало.
Представители Администрации изложили доводы апелляционной жалобы. Просят отменить решение суда первой инстанции от 01 ноября 2012 года, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявили ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств - протеста прокурора Емельяновского района от 29.08.2012 N 359ж-2012; копии постановления администрации Емельяновского района от 17.09.2012 N 2637.
Представители общества возражают против заявленного ходатайства.
В соответствии с требованиями частей 2 и 3 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
Суд, в соответствии со статьями 159, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вынес протокольное определение об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства, поскольку Администрация не обосновала невозможность представления доказательств в суд первой инстанции. Представленные документы возвращены представителям Администрации.
Представители общества изложили доводы отзыва на апелляционную жалобу. Просят суд оставить решение суда первой инстанции от 01 ноября 2012 года без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
29 ноября 2004 года на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок площадью 303 002 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, пр. Котельникова, 9А. Земельному участку присвоен кадастровый номер 24:11:0290109:18, разрешенное использование земельного участка: для строительства под расширение торгового комплекса.
На основании постановления Администрации Емельяновского района от 19.03.2009 N 359 земельный участок площадью 303 002 кв. м, с кадастровым номером 24:11:0290109:18, передан в аренду ОАО "АЛПИ" по договору аренды от 17.04.2009 N 323.
Постановлением от 15.07.2010 N 2271 (л.д. 107), в редакции постановления от 20.07.2010 N 2295 Администрация Емельяновского района прекратило право аренды ОАО "АЛПИ" в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:18.
02 марта 2011 года ООО "Мегапласт" обратилось к Главе администрации Емельяновского района с заявлением от 28.02.2011 (исх. N 04/2011) (л.д. 26) о предоставлении в аренду земельного участка площадью примерно 1 га, для строительства и эксплуатации производственных зданий и складских помещений в п. Солонцы в районе пр. Котельникова.
По результатам обращения общества составлен акт выбора и обследования земельного участка под строительство от 18.05.2011 (л.д. 27), согласно которому земельный участок, находящийся по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцевский сельсовет, п. Солонцы, площадью 1 га пригоден для строительства комплекса офисных и складских помещений в п. Солонцы.
В газете "Емельяновские веси" от 01.06.2011 N 22 опубликовано информационное сообщение о выделении земельного участка площадью в 1 га в аренду по адресу: Емельяновский район, п. Солонцы.
Постановлением Администрации Емельяновского района 02.09.2011 N 2408 (л.д. 37) ООО "Мегапласт" предварительно согласовано место размещения земельного участка для строительства площадью 9999,0 кв. м, в т.ч. 9999,0 земли населенных пунктов. Этим же постановлением утвержден акт выбора и обследования земельного участка под строительство от 18.05.2011.
Постановлением Администрации Солонцовского сельсовета от 17.10.2011 N 609 "О присвоении адреса земельному участку на территории Солонцовского сельсовета" (л.д. 38-40) - в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:18, расположенным по адресу: Емельяновский район, п. Солонцы, пр. Котельникова, 9А, земельному участку площадью 9999 кв. м присвоен адрес: Емельяновский район, п. Солонцы, квартал Торговый, участок N 7.
Из кадастровой выписки о земельном участке от 09.06.2012 N 24/12-168062 (л.д. 41-42) следует, что на кадастровый учет 14.11.2011 был поставлен земельный участок с номером 24:11:0290109:336, общей площадью 9999 кв. м, местонахождение: Емельяновский район, п. Солонцы, квартал Торговый, участок N 7 (предыдущий кадастровый номер земельного участка 24:11:0290109:18).
ООО "Мегапласт" 20.12.2011 обратилось к Главе администрации Емельяновского района с заявлением (л.д. 43) о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Емельяновский район, п. Солонцы, квартал Торговый, участок N 7, с кадастровым номером 24:11:029109:336, площадью 9999 кв. м для строительства под расширение торгового комплекса в аренду на 4 года.
25 апреля 2012 года ООО "Мегапласт" обратилось к главе администрации Емельяновского района с заявлением о проведении публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка "для строительства торгового комплекса".
Письмом от 03.05.2012 (л.д. 76) Администрация Емельяновского района обратилась к администрации Солонцевского сельсовета о рассмотрении возможности изменения вида разрешенного использования для земельного участка с кадастровым номером 24:11:02901009:336 с "для строительства под расширение торгового комплекса" на "для строительства торгового комплекса".
Постановлением Солоцовского сельсовета Емельяновского района от 15.05.2012 N 267 (л.д. 30) изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 24:11:02901009:336 на "для строительства торгового комплекса".
21 июня 2012 года ООО "Мегапласт" обратилось к администрации Емельяновского района с заявлением (л.д. 48) о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 24:11:02901009:336 площадью 9999 кв. м для строительства под расширение торгового комплекса сроком на 4 года.
04 сентября 2012 года в Администрацию поступил протест Прокуратуры Емельяновского района от 29.08.2012 N 359 ж-2012 на постановление от 02.09.2011 N 2408 о предварительном согласовании места размещения земельного участка ООО "Мегапласт", как противоречащее, по мнению прокуратуры, статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В период рассмотрения данного дела в арбитражном суде первой инстанции Администрацией Емельяновского района вынесено постановление 17.09.2012 N 2637 (л.д. 203), в соответствии с которым, отменено постановление от 02.09.2011 N 2408 о предварительном согласовании места размещения земельного участка ООО "Мегапласт".
В связи с непринятием Администрацией Емельяновского района каких-либо действий по рассмотрению заявления ООО "Мегапласт" о предоставлении в аренду земельного участка, общество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанными требованиями.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает, что ООО "Мегапласт" не подтвердило факт нарушения его прав и законных интересов исходя из следующих оснований
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- 3) утратил силу.
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5).
Из положений пунктов 6, 7, 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Как следует из материалов дела, Администрация Емельяновского района провела обследование испрашиваемого земельного участка по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцевский сельсовет, п. Солонцы и согласовала ООО "Мегапласт" место размещения земельного участка для строительства комплекса офисных и складских помещений (акт выбора и обследования земельного участка под строительство от 18.05.2011, постановление Администрация Емельяновского района от 02.09.2011 N 2408).
Ссылаясь на указанные обстоятельства ООО "Мегапласт" обращалось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду указанного земельного участка, однако до настоящего времени решения о предоставлении земельного участка не принято.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что все стадии для принятия решения о предоставлении земельного участка под строительство, определенные Земельным кодексом Российской Федерации, обществом пройдены и выполнены.
Суд апелляционной инстанции полагает указанный вывод суда первой инстанции основанным на неправильном применении норм материального права.
Из положений статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что при обращении лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка, орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования территории.
Из представленных в материалы дела кадастровых паспортов земельного участка (выписок из государственного кадастра недвижимости) следует, что земельный участок с кадастровым номером 24:11:02901009:336 на государственный кадастровый учет поставлен 14.11.2011, образован из земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:18.
На момент составления акта выбора от 18.05.2011 и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Администрацией не учтено, что земельный участок кадастровый номер 24:11:0290109:18, в состав которого входил испрашиваемый ООО "Мегапласт" земельный участок, не расформирован. Непринятие мер к получению исчерпывающей информации о территории, в пределах которой располагается испрашиваемый земельный участок, привело к нарушению порядка предоставления новых земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Кроме того, из положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что процедура выбора земельного участка включает в себя действия органа местного самоуправления городских или сельских поселений об информировании населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Действия органа местного самоуправления городских или сельских поселений по информированию населения является его обязанностью именно на этапе выбора земельного участка, поскольку в силу правила пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор и в случае наличия нескольких заявлений право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Данная правовая позиции сформулирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2010 года N 4224/10.
Кроме того, на этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования населения о предоставлении данного земельного участка.
Доказательств информирования населения о намерении выделить ООО "Мегапласт" земельный участок, расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, площадью 1 га, предназначенный для строительства комплекса офисных и складских помещений до принятия акта выбора земельного участка от 18.05.2011, в материалы дела не представлено. Информационное сообщение о выделении земельного участка по адресу: Емельяновский район, п. Солонцы площадью в 1 га для строительства комплекса офисных и складских помещений размещено только 01.06.2011.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу, что Администрацией Емельяновского района порядок предоставления земельных участков для строительства объектов недвижимости с предварительным согласованием места размещения объекта (статьи 30 - 31 Земельного кодекса Российской Федерации) не соблюден должным образом.
Следовательно, у администрации отсутствовала обязанность по предоставлению земельного участка, и бездействие администрации Емельяновского района, выразившееся в непринятии решения о предоставлении обществу в аренду сроком на 4 года земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, квартал Торговый, участок N 7, с кадастровым номером 24:11:0290109:336, площадью 9999,00 кв. м, предназначенного для строительства торгового комплекса, не могло привести к нарушению прав общества.
Таким образом, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене, в удовлетворении требований заявителя следует отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от "01" ноября 2012 года по делу N А33-11892/2012 отменить. Принять новый судебный акт. В удовлетворении заявленных требований отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА

Судьи
Л.А.ДУНАЕВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)