Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Битнер Н.Н.
город Калуга
Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Власова Е.В.,
судей Сычева Ю.В. и Кропоткина В.И.,
при секретаре И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сычева Ю.В. дело по апелляционной жалобе представителя Г., М.С., М.О. С. на решение Боровского районного суда Калужской области от 21 января 2013 года по заявлению Г., М.С., М.О. об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,
10 января 2013 года Г., М.С., М.О. обратились в суд с заявлением, в котором просили признать незаконным бездействие администрации муниципального района "Боровский район" Калужской области, выразившееся в отказе направить ходатайство в Министерство экономического развития Калужской области о переводе принадлежащих им на праве собственности земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, расположенных в районе деревень <...>, с соответствующим кадастровыми номерами, для изменения вида их разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на виды "для индивидуального жилищного строительства" и "для ведения садоводства", обязав администрацию в течение 10 дней направить в этих целях указанное ходатайство в названное Министерство.
В обоснование заявления Г., М.С. и М.О. указали, что они обращались в названную администрацию по вопросу изменения вида разрешенного использования принадлежащих им на праве собственности земельных участков с вида "для сельскохозяйственного производства" на виды "для индивидуального жилищного строительства" и "для ведения садоводства". Однако, администрация, для целей изменения вида разрешенного использования земельных участков, в нарушение действующего законодательства, не направила ходатайства об их переводе в земли населенных пунктов в Министерство экономического развития Калужской области, чем нарушила права заявителей.
Заявители, а также представитель администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район" Калужской области, извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Решением Боровского районного суда Калужской области от 21 января 2013 года в удовлетворении указанного заявления было отказано.
В апелляционной жалобе представителя Г., М.С., М.О. С. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и принятии нового решения об удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Г., М.С. М.О. по доверенностям С., поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Как установлено судом, М.С. является собственником земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства площадью <...> кв. м с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>. М.О. является собственником земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства площадью <...> кв. м с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>. Г. является собственником земельного участка площадью <...> кв. м с кадастровым номером <...>, и земельного участка площадью <...> кв. м с кадастровым номером <...>, категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", расположенных по адресу: <...>.
<...> ноября 2011 года М.С., М.О. и Г. обратились с заявлением в администрацию муниципального района "Боровский район" о согласовании представленных ими документов по вопросу изменения вида разрешенного использования вышеуказанных земельных участков, с вида "для сельскохозяйственного производства" на виды "для индивидуального жилищного строительства" и "для ведения садоводства", и направлении в этих целях соответствующего ходатайства в Министерство экономического развития Калужской области (л.д. 35, 36).
Как видно из дела, какого-либо письменного ответа, содержащего мотивированное решение по существу поставленных в названном обращении вопросов, направлено заявителям не было.
<...> октября 2012 года М.С., М.О. и Г. повторно обратились с аналогичным заявлением в администрацию муниципального района "Боровский район" (л.д. 37, 38).
На это обращение, 19 октября 2012 года администрацией муниципального район "Боровский район" был дан заявителям письменный ответ (л.д. 39, 40).
Разрешая дело, суд первой инстанции расценил этот письменный ответ администрации как принятое решение об отказе в изменении вида разрешенного использования земельных участков, сделав вывод о его законности.
Однако с такими выводами суда согласиться нельзя.
Так, не учтено, что заявители в своих письменных обращениях в администрацию муниципального района "Боровский район" Калужской области ставили вопросы о согласовании представленных ими документов и направлении в целях изменения вида разрешенного использования принадлежащих им земельных участков соответствующего ходатайства в Министерство экономического развития Калужской области.
Как видно из письменного ответа администрации муниципального района "Боровский район", в нем, по сути содержатся разъяснения законодательства, связанные с вопросами изменения вида разрешенного использования земельных участков, и указывается на необходимость использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земли и разрешенным использованием (л.д. 39, 40).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Действующим законодательством допускается возможность включения земель сельскохозяйственного назначения в границы земель населенных пунктов с изменением вида их разрешенного использования.
Статьей 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" предусматривается, что включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов может осуществляться исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном данной статьей.
Упомянутый порядок, установленный статьей 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что заинтересованное лицо во включении земельного участка в границы населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления поселения, на территории которого находится населенный пункт, мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта и об изменении вида разрешенного использования земельного участка, приложив к нему правоустанавливающие и кадастровые документы (часть 4); орган местного самоуправления подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, а также о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка, если это указано в данном заявлении; проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта и об изменении вида разрешенного использования земельного участка (часть 5); орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний (часть 13); исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта и об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения (часть 18).
Однако, в материалах дела, с учетом вышеназванных нормативных положений, не содержится письменного мотивированного решения администрации муниципального района "Боровский район" по существу поставленных заявителями в своих обращениях вопросам о согласовании представленных ими документов и направлении в целях изменения вида разрешенного использования земельных участков, соответствующего ходатайства в Министерство экономического развития Калужской области.
Письменный ответ администрации муниципального района "Боровский район" носит разъяснительный характер, и его содержание не свидетельствует о рассмотрении по существу с учетом доводов заявителей поставленного ими в обращениях вопроса о согласовании документов и направлении ходатайства в Министерство экономического развития Калужской области, в целях изменения вида разрешенного использования принадлежащих им земельных участков.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований заявителей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
решение Боровского районного суда Калужской области от 21 января 2013 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований Г., М.С., М.О.
Обязать администрацию муниципального района "Боровский район" рассмотреть по существу с учетом доводов, изложенных в заявлениях Г., М.С., М.О. в администрацию муниципального района "Боровский район" от <...> ноября 2011 года и <...> октября 2012 года, вопрос о согласовании документов и направлении ходатайства в Министерство экономического развития Калужской области в целях изменения вида разрешенного использования принадлежащих заявителям земельных участков в Боровском районе Калужской области.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЛУЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.03.2013 ПО ДЕЛУ N 33-761/13
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КАЛУЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 марта 2013 г. по делу N 33-761/13
Судья Битнер Н.Н.
город Калуга
Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Власова Е.В.,
судей Сычева Ю.В. и Кропоткина В.И.,
при секретаре И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сычева Ю.В. дело по апелляционной жалобе представителя Г., М.С., М.О. С. на решение Боровского районного суда Калужской области от 21 января 2013 года по заявлению Г., М.С., М.О. об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,
установила:
10 января 2013 года Г., М.С., М.О. обратились в суд с заявлением, в котором просили признать незаконным бездействие администрации муниципального района "Боровский район" Калужской области, выразившееся в отказе направить ходатайство в Министерство экономического развития Калужской области о переводе принадлежащих им на праве собственности земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, расположенных в районе деревень <...>, с соответствующим кадастровыми номерами, для изменения вида их разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на виды "для индивидуального жилищного строительства" и "для ведения садоводства", обязав администрацию в течение 10 дней направить в этих целях указанное ходатайство в названное Министерство.
В обоснование заявления Г., М.С. и М.О. указали, что они обращались в названную администрацию по вопросу изменения вида разрешенного использования принадлежащих им на праве собственности земельных участков с вида "для сельскохозяйственного производства" на виды "для индивидуального жилищного строительства" и "для ведения садоводства". Однако, администрация, для целей изменения вида разрешенного использования земельных участков, в нарушение действующего законодательства, не направила ходатайства об их переводе в земли населенных пунктов в Министерство экономического развития Калужской области, чем нарушила права заявителей.
Заявители, а также представитель администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район" Калужской области, извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Решением Боровского районного суда Калужской области от 21 января 2013 года в удовлетворении указанного заявления было отказано.
В апелляционной жалобе представителя Г., М.С., М.О. С. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и принятии нового решения об удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Г., М.С. М.О. по доверенностям С., поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Как установлено судом, М.С. является собственником земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства площадью <...> кв. м с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>. М.О. является собственником земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства площадью <...> кв. м с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>. Г. является собственником земельного участка площадью <...> кв. м с кадастровым номером <...>, и земельного участка площадью <...> кв. м с кадастровым номером <...>, категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", расположенных по адресу: <...>.
<...> ноября 2011 года М.С., М.О. и Г. обратились с заявлением в администрацию муниципального района "Боровский район" о согласовании представленных ими документов по вопросу изменения вида разрешенного использования вышеуказанных земельных участков, с вида "для сельскохозяйственного производства" на виды "для индивидуального жилищного строительства" и "для ведения садоводства", и направлении в этих целях соответствующего ходатайства в Министерство экономического развития Калужской области (л.д. 35, 36).
Как видно из дела, какого-либо письменного ответа, содержащего мотивированное решение по существу поставленных в названном обращении вопросов, направлено заявителям не было.
<...> октября 2012 года М.С., М.О. и Г. повторно обратились с аналогичным заявлением в администрацию муниципального района "Боровский район" (л.д. 37, 38).
На это обращение, 19 октября 2012 года администрацией муниципального район "Боровский район" был дан заявителям письменный ответ (л.д. 39, 40).
Разрешая дело, суд первой инстанции расценил этот письменный ответ администрации как принятое решение об отказе в изменении вида разрешенного использования земельных участков, сделав вывод о его законности.
Однако с такими выводами суда согласиться нельзя.
Так, не учтено, что заявители в своих письменных обращениях в администрацию муниципального района "Боровский район" Калужской области ставили вопросы о согласовании представленных ими документов и направлении в целях изменения вида разрешенного использования принадлежащих им земельных участков соответствующего ходатайства в Министерство экономического развития Калужской области.
Как видно из письменного ответа администрации муниципального района "Боровский район", в нем, по сути содержатся разъяснения законодательства, связанные с вопросами изменения вида разрешенного использования земельных участков, и указывается на необходимость использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земли и разрешенным использованием (л.д. 39, 40).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Действующим законодательством допускается возможность включения земель сельскохозяйственного назначения в границы земель населенных пунктов с изменением вида их разрешенного использования.
Статьей 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" предусматривается, что включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов может осуществляться исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном данной статьей.
Упомянутый порядок, установленный статьей 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что заинтересованное лицо во включении земельного участка в границы населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления поселения, на территории которого находится населенный пункт, мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта и об изменении вида разрешенного использования земельного участка, приложив к нему правоустанавливающие и кадастровые документы (часть 4); орган местного самоуправления подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, а также о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка, если это указано в данном заявлении; проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта и об изменении вида разрешенного использования земельного участка (часть 5); орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний (часть 13); исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта и об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения (часть 18).
Однако, в материалах дела, с учетом вышеназванных нормативных положений, не содержится письменного мотивированного решения администрации муниципального района "Боровский район" по существу поставленных заявителями в своих обращениях вопросам о согласовании представленных ими документов и направлении в целях изменения вида разрешенного использования земельных участков, соответствующего ходатайства в Министерство экономического развития Калужской области.
Письменный ответ администрации муниципального района "Боровский район" носит разъяснительный характер, и его содержание не свидетельствует о рассмотрении по существу с учетом доводов заявителей поставленного ими в обращениях вопроса о согласовании документов и направлении ходатайства в Министерство экономического развития Калужской области, в целях изменения вида разрешенного использования принадлежащих им земельных участков.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований заявителей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Боровского районного суда Калужской области от 21 января 2013 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований Г., М.С., М.О.
Обязать администрацию муниципального района "Боровский район" рассмотреть по существу с учетом доводов, изложенных в заявлениях Г., М.С., М.О. в администрацию муниципального района "Боровский район" от <...> ноября 2011 года и <...> октября 2012 года, вопрос о согласовании документов и направлении ходатайства в Министерство экономического развития Калужской области в целях изменения вида разрешенного использования принадлежащих заявителям земельных участков в Боровском районе Калужской области.
Председательствующий:
Судьи:
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)