Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.04.2009 N 05АП-557/2009 ПО ДЕЛУ N А51-10816/08-47-19

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2009 г. N 05АП-557/2009

Дело N А51-10816/08-47-19

Резолютивная часть постановления оглашена 21.04.2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 27.04.2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: О.Ю. Еремеевой,
судей: Н.В. Алферовой, Т.А. Солохиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Я.А. Ворожбит
при участии:
от ЗАО "Приморсктурист" Молчанов Л.В. по доверенности от 03.02.2009 сроком действия 1 год
от Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края главный консультант Ким С.В. по доверенности N 29/10-20-8920 от 22.12.2008 сроком действия до 31.12.2008, удостоверение N 3997 сроком действия до 31.12.2010
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края
на решение от 29.12.2008 г.
судьи О.В. Васенко
по делу N А51-10816/2008 47-19 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ЗАО "Приморсктурист"
к Департаменту земельных ресурсов и землеустройства Приморского края
о признании незаконным бездействия

установил:

Закрытое акционерное общество "Приморсктурист" (далее по тексту - "заявитель" и "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту земельных ресурсов и землеустройства Приморского края (далее - "департамент") о признании незаконным бездействия Департамента, выразившегося в непринятии в установленный законом срок распоряжения о представлении в собственность общества земельного участка площадью 32.572 кв. м, который находится примерно в 1.000 м по направлению на юго-запад от ориентира - мыс Зеленый, расположенного за пределами участка; адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, побережье Уссурийского залива; кадастровый номер земельного участка 25:28:05 00 89:0019. Кроме того, заявитель просил обязать департамент принять в пятнадцатидневный срок распоряжение о предоставлении данного земельного участка в собственность общества, а также обязать департамент в тот же срок подготовить и направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи названного земельного участка.
Решением суда от 29.12.2008 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, как незаконное и необоснованное.
Заявитель полагает, что в рассматриваемом случае бездействие Департамента не имело места. 02.09.2008 ЗАО "Приморсктурист" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка. К указанному заявлению был приложен кадастровый паспорт от 25.04.2008 N 28-2/08-1444. Между тем, Департаментом были направлены письма в адрес заявителя о необходимости дополнительной информации. Полагает, что суд неправильно применил ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан в Российской Федерации". Суд первой инстанции, обязав Департамент принять решение о предоставлении земельного участка, в нарушение ст. 71 АПК РФ не дал правовой оценки доводам ответчика. Со ссылкой на ст. 14 Федерального закона РФ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", указал, что сведения содержащие в кадастровом паспорте должны позволить идентифицировать земельный участок, однако в представленном Обществом кадастром паспорте такая идентификация невозможна, поскольку согласно листу 2 кадастрового паспорт границы испрашиваемого земельного участка, точки границы земельного участка также требуют уточнения. Для принятия решения о предоставлении земельного участка необходима информация о наличии либо отсутствии ограничений прав на земельный участок. Без такой информации предоставление земельного участка будет нарушать земельное законодательство. Кроме того, суд, обязывая Департамент направить в 15-дневный срок проект договора купли-продажи, напрямую нарушает порядок, предусмотренный п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ. Полагает, что требования по обязанию Департамента направить проект договора купли-продажи земельного участка, является требованием о понуждении к заключению такого договора.
В отзыве на апелляционную жалобу ЗАО "Приморсктурист" решение считает законным и обоснованным, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Общество в качестве юридического лица зарегистрировано Администрацией города Владивостока Приморского края 20.01.1999, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, серии 25 N 01077207.
Заявитель является собственником следующих объектов недвижимости, входящих в единый комплекс канализационных сооружений, расположенных по адресу: Приморский край, г. Владивосток, бухта Лазурная, 27-б: - здание - производственный корпус общей площадью 503,30 кв. м (лит.В); инвентарный номер 05:401:002:000224830:0003; этажность: 1; - сооружение - биохимический отстойник объемом 4338 куб. м (лит.Е); инвентарный номер 05:401:002:000224830:0005; - здание - котельная общей площадью 104,90 кв. м (лит. Б); инвентарный номер 05:401:002:000224830:0002; этажность: 1; - здание решеток общей площадью 68,60 кв. м (лит. Д); инвентарный номер 05:401:002:000224830:0004; этажность: 1.
Вышеуказанные объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 32.572 кв. м, который находится примерно в 1.000 м по направлению на юго-запад от ориентира - мыс Зеленый, расположенного за пределами участка; адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, побережье Уссурийского залива (кадастровый номер земельного участка 25:28:05 00 89:0019), принадлежащем заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования (свидетельство о государственной регистрации права серии 25-АА N 995454). Кадастровый паспорт от 25.04.2008 N 28-2/08-1444 данного земельного участка не содержит каких-либо запретов и ограничений по его использованию.
02.09.2008 общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, и приложил необходимые документы.
Поскольку ответчик не рассмотрел указанное заявление, ЗАО "Приморсктурист" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, ссылаясь в обоснование права на выкуп земельного участка на статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" внесены изменения согласно которым, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края.
Полномочия по распоряжению земельными участками перешли к Департаменту имущественных отношений Приморского края (ранее - Комитет по управлению государственным имуществом Приморского края) согласно постановлениям Администрации Приморского края от 08.02.2007 N 23-па, от 12.02.2007 N 28-па, а затем к Департаменту земельных ресурсов и землеустройства на основании постановления Администрации Приморского края от 06.06.2007 N 134-па.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, пунктом 4 статьи 200, пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при одновременном его несоответствии закону и нарушением его изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 36 данного Кодекса исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники расположенных на этих участках зданий, строений, сооружений.
Кроме того, согласно разъяснениям, данным в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", исключительное право на приватизацию земельных участков, согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, а также федеральными законами. Данное право является исключительным, то есть никто кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Данная позиция подтверждена определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 187-О.
В силу п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Перечень документов, прилагаемых к заявке на приобретение в собственность земельного участка, утвержден приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (ч. 6 ст. 36 ЗК РФ).
В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В силу пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для органов местного самоуправления является обязательным.
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления(статья 33 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 32 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Статья 2 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" устанавливает, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (статья 9 этого же Закона).
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (статьи 10, 12 названного Закона).
Из материалов дела усматривается, что заявитель представил полный пакет документов, необходимых для оформления права собственности на земельный участок в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370.
Как установлено судом, в нарушение приведенных норм права в предусмотренный законом срок заявление общества о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка Департаментом не рассмотрено.
По правилам статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия) а также обстоятельств, послуживших основанием для их совершения, возлагается на орган, который совершил действия (бездействие).
По данному делу общество должно доказать, что департамент бездействовал, и факт его бездействия нарушает его права и законные интересы или создает препятствия в предпринимательской и иной экономической деятельности. Департамент в свою очередь должен опровергнуть доводы заявителя и доказать законность своего поведения.
В качестве обоснования нерассмотрения заявления о предоставлении обществу земельного участка Департаментом указано на необходимость дополнительной информации о наличии или отсутствии ограничении прав на земельный участок. В связи с чем ответчиком сделан запрос в Территориальный отдел N 11, о чем сообщено заявителю письмом от 08.10.2008.
Из материалов дела следует, что Общество подало в Департамент заявление о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 32572 кв. м, так как участок именно такой площади был ему первоначально предоставлен постоянное (бессрочное) пользование на основании государственного акта серия ПК-28 N 00607 от 18.12.1995.
В силу статьи 56 Земельного кодекса права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. Ограничения подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Под ограничением (обременением) следует понимать наличие установленных законом или уполномоченным органом условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности.
В свидетельстве о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования, выданном ЗАО "Приморсктурист" Управлением Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю 18.06.2008, на земельный участок с кадастровым номером 25:28:05 00 89:0019 не содержится сведений о регистрации ограничений (обременений) права в соответствии с п. 6 ст. 56 ЗК РФ.
В установленный законом срок (1 месяц) наличие (отсутствие) ограничений Департаментом установлено не было. Письмо от 08.10.2008 N 29/8-20-6873 о необходимости дополнительной информации было направлено Департаментов в адрес Общества за пределами месячного срока.
В соответствии с п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Также апелляционным судом установлено, что спорный земельный участок не входит в исчерпывающий перечень земельных участков, не подлежащих приватизации в соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ.
В связи с изложенным, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии каких-либо препятствий для выкупа указанного земельного участка.
При этом, Департамент не лишен возможности учесть ограничения (обременения) права в использовании земельного участка в порядке ст. 56 ЗК РФ при составлении проекта договора купли-продажи земельного участка.
В связи с этим суд правомерно оценил допущенное Департаментом бездействие в виде невыполнения законно установленных обязанностей, как противоречащее нормам Конституции Российской Федерации, а также статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации и повлекшее нарушение прав Общества, как собственника объектов недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, законно и обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования, признав незаконным бездействие ответчика выразившееся в непринятии решения о предоставлении в собственность ЗАО "Приморсктурист" испрашиваемого земельного участка площадью 32572 кв. м.
Принимая во внимание вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно в соответствии с требованиями статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества обязал Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края принять решение о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, и направить в адрес Общества проект договора купли-продажи земельного участка.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение от 29.12.2008 по делу N А51-10816/2008 47-19 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА

Судьи
Н.В.АЛФЕРОВА
Т.А.СОЛОХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)