Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Авдеев А.П.
Апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Солоповой И.В.,
судей - Черткова С.Н., Шинжиной С.А.,
при секретаре - К.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе В. и ее представителя Д. ФИО12 на решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 26 декабря 2012 года, которым
отказано в удовлетворении исковых требований В. о признании незаконным и отмене постановления администрации МО "Турочакский район" N от ДД.ММ.ГГГГ года "Об отмене постановления администрации МО "Турочакский район" от ДД.ММ.ГГГГ года N "О предварительном согласовании места для рекреационной деятельности и проведении кадастровых работ в отношении земельного участка В.", признании незаконным и отмене постановления администрации МО "Турочакский район" N от ДД.ММ.ГГГГ года "О предварительном согласовании места для размещения объекта общего пользования Администрации МО "Турочакский район" и проведении кадастровых работ в отношении земельного участка", об обязании администрации МО "Турочакский район" выдать схему расположения земельного участка, площадью <данные изъяты> кв. метров, из земель населенного пункта, с местоположением: Республика Алтай, Турочакский район, урочище "У пруда", взыскании судебных издержек, составляющих затраты на оплату услуг представителя.
Заслушав доклад судьи Шинжиной С.А., апелляционная коллегия
установила:
В. в лице представителя Д.М.Ф. обратилась в Турочакский районный суд с иском к администрации МО "Турочакский район" о признании незаконным и отмене постановлений N от N года "Об отмене постановления администрации МО "Турочакский район" от ДД.ММ.ГГГГ года N "О предварительном согласовании места для рекреационной деятельности и проведении кадастровых работ в отношении земельного участка В.", N от ДД.ММ.ГГГГ года "О предварительном согласовании места для размещения объекта общего пользования Администрации МО "Турочакский район" и проведении кадастровых работ в отношении земельного участка", об обязании ответчика выдать схему расположения земельного участка, площадью <данные изъяты> кв. метров, из земель населенного пункта, с местоположением: <адрес> Требования мотивировала тем, что на основании ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ года и акта выбора земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года постановлением администрации МО "Турочакский район" от ДД.ММ.ГГГГ года N предварительно согласовано место размещения объекта для рекреационной деятельности - земельный участок, площадью <данные изъяты> кв. м, из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес> Однако на протяжении длительного времени администрация Турочакского сельского поселения препятствует ей в проведении межевых работ, а администрация района бездействует в разрешении вопроса о формировании земельного участка. На неоднократные обращения в администрацию МО "Турочакский район" ею был получен письменный ответ с приложением постановления администрации МО "Турочакский район" от ДД.ММ.ГГГГ года N "Об отмене постановления N от ДД.ММ.ГГГГ года "О предварительном согласовании места для рекреационной деятельности и проведения кадастровых работ в отношении земельного участка В.". Согласно постановления администрации МО "Турочакский район" N от ДД.ММ.ГГГГ года, участок из земель сельскохозяйственного назначения, примерной площадью <данные изъяты> кв. метра, расположенный по адресу: <адрес> ранее согласованный истице, согласован для размещения места общего пользования. Считает, что решение о предварительном согласовании является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка и действует в течение трех лет, что исключает в течение названного срока право согласовывать указанный земельный участок иным лицам или отменять принятое решение без наличия на то правовых оснований.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласились В. и ее представитель Д.М.Ф., в апелляционной жалобе просят отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении исковых требований, указывая, что суд неправильно определил юридически значимые обстоятельства, неправильно определил объект спорного правоотношения, что привело к неправильному разрешению спора. Суд неправильно применил положения Федерального закона "О переводе земель из одной категории в другую", которые начинают работать только после осуществления кадастрового учета земельного участка. Суд установив, что объектом спора являются правоотношения по предоставлению земельного участка, сделал неправильные выводы о необходимости разрешения вопроса о переводе земельного участка, без которого невозможно разрешить вопрос о предоставлении земельного участка. В то время как вопрос о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию решается Правительством РА только после постановки земельного участка на кадастровый учет. В соответствии с требованиями п. 7 ст. 31 ЗК РФ администрация района обязана была при решении вопроса о предварительном согласовании места размещения объекта выдать схему размещения. Однако, получив постановление о предварительном согласовании места размещения объекта, В. не может получить схему расположения земельного участка. Рассматривая спор по существу, суд не оценил постановление администрации МО "Турочакский район" от ДД.ММ.ГГГГ года N "О предварительном согласовании места для размещения объекта общего пользования Администрации МО "Турочакский район" и проведении кадастровых работ в отношении земельного участка", чем нарушил ст. 195 ГПК РФ. При этом не дал оценки доводам, что земельный участок, ранее согласованный истице В., включен в состав земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный в урочище "У пруда", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Кроме того, суд, рассматривая дело по существу, не применил положения ч. 7, ч. 8 ст. 31 ЗК РФ, согласно которым, решение о предварительном согласовании является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка и действует в течение трех лет.
Выслушав В. и ее представителя Д.М.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, апелляционная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части в связи со следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 названной статьи порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 названного Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Помимо того, после определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Кодекса обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
В соответствии с п. 5 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ года В. обратилась в администрацию МО "Турочакский район" с заявлением о предоставлении ей на праве аренды земельного участка в <адрес>, на срок 5 лет для рекреационных целей.
Актом комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ г. произведен выбор земельного участка, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный в Турочакском районе, в ур. "У пруда", из земель сельскохозяйственного назначения, В. для рекреационной деятельности. К акту выбора земельного участка приложен план /чертеж/ земельного участка для рекреационной деятельности.
Пунктом 1 постановления администрации МО "Турочакский район" от ДД.ММ.ГГГГ года N "О предварительном согласовании места для рекреационной деятельности и проведении кадастровых работ в отношении земельного участка В." утвержден акт выбора от ДД.ММ.ГГГГ года земельного участка из земель населенных пунктов, примерной общей площадью <данные изъяты> кв. м, с местоположением: <адрес> пунктом 2 Постановления согласовано место для рекреационной деятельности на земельном участке, указанном в п. 1.
Из материалов дела следует, что 3 апреля 2012 г. В. на имя главы администрации района подано заявление об отказе в предоставлении земельного участка, в урочище "У пруда", площадью <данные изъяты> кв. м, предназначенного для рекреационной деятельности, в связи с тем, что планирует там вести личное подсобное хозяйство.
В тот же день В. в администрацию района подано заявление о предоставлении ей земельного участка в урочище "У пруда", площадью <данные изъяты> кв. м (в месте ранее согласованном под рекреацию), для ведения личного подсобного хозяйства на праве аренды сроком на 1 год.
Письмом главы Турочакского сельского поселения от <данные изъяты> г. N на запрос Главы МО "Турочакский район" Б. сообщено, что утверждение схемы земельных участков "У пруда" площадью <данные изъяты> кв. м и площадью <данные изъяты> кв. м считает нецелесообразным в связи с тем, что в дальнейшем на данных земельных участках собственниками может быть сведен сосновый лес, который украшает въезд в село и будет нарушать исторический образ Турочака. Первоначальный вариант "У пруда" по площади земельного участка составлял <данные изъяты> кв. м и не выходил к дороге трассы Горно-Алтайск-Турочак", а ООО "Алтай-Мастер" уже входит смежным земельным участком.
11 мая 2012 г. В. обратилась к главе администрации района с заявлением о выделении - согласовании земельного участка для рекреационной деятельности, так как при межевании земельного участка с местоположением урочище "У пруда" было отказано при согласовании для ЛПХ.
Распоряжением сельской администрации Турчакского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ года N утверждена схема расположения земельного участка из земель государственной собственности, категория: земли сельскохозяйственного назначения, на кадастровом плане территории (КПТ 4 лист 36) в кадастровом квартале N, расположенных по адресу: <адрес> примерной общей площадью <данные изъяты> кв. м, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства. К распоряжению приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Решением отдела кадастрового учета и подготовки сведений филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РА от ДД.ММ.ГГГГ г. приостановлено осуществление кадастрового учета объекта недвижимости, расположенного: <адрес> N, на основании п. 2 ч. 2 ст. 26 ФЗ от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сроком на 3 месяца в связи с выявлением следующих недостатков: 1) граница образуемого земельного участка, о кадастром учете которого представлено заявление, пересекает границу земельного участка с кадастровым номером N, сведения о котором, содержатся в государственном кадастре недвижимости; 2) размер образуемого земельного участка не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным размерам земельного участка; 3) не обеспечен доступ к образуемому земельному участку.
ДД.ММ.ГГГГ г. В. обращается к главе администрации МО "Турочакский район" с заявлением о предоставлении земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, площадью <данные изъяты> кв. м, в урочище "У пруда" в аренду сроком на 20 лет. В заявлении просит силами муниципального образования сформировать земельный участок, поставить на кадастровый учет, в связи с тем, что самостоятельно осуществить кадастровый учет невозможно, так как требуется перевод земель из одной категории в другую.
Из ответа первого заместителя главы администрации МО "Турочакский район" С. от ДД.ММ.ГГГГ года N, направленного В. по результатам рассмотрения ее заявлений от ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года о предоставлении земельного участка в <адрес> следует, что испрашиваемый земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, предоставление указанного земельного участка для рекреационных целей не представляется возможным. На основании ходатайства Совета депутатов МО "Турочакский район" постановлением N от ДД.ММ.ГГГГ года земельный участок согласован для размещения места общего пользования, в настоящее время проводится работа по размещению его границ и кадастровому учету в соответствии с законодательством. Постановление от ДД.ММ.ГГГГ года N "О предварительном согласовании места для рекреационной деятельности и проведении кадастровых работ в отношении земельного участка В." отменено на основании Постановления от ДД.ММ.ГГГГ г. N.
Пунктом 1 постановления администрации МО "Турочакский район" N от ДД.ММ.ГГГГ г. утвержден акт выбора N от ДД.ММ.ГГГГ г. земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, примерной общей площадью <данные изъяты> кв. м, с местоположением: <адрес>; п. 2 Постановления согласовано место для размещения места общего пользования на земельном участке, указанном в п. 1.
Постановлением администрации МО "Турочакский район" от ДД.ММ.ГГГГ г. N в связи с возникшей необходимостью отнесения земельного участка в ур. "У пруда" к местам общего пользования постановление от ДД.ММ.ГГГГ г. N отменено.
ДД.ММ.ГГГГ г. В. обратилась в суд с иском о признании вышеуказанных Постановлений администрации района незаконными, обязать администрацию района выдать схему расположения земельного участка, площадью <данные изъяты> кв. м, из земель населенного пункта, с местоположением: <адрес>, указывая на то, что ранее постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ года земельный участок был согласован ей, в связи с чем администрация района в течение 3 лет не могла согласовывать указанный земельный участок иным лицам и отменять принятое им решение без наличия на то правовых оснований.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований В. в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что администрация МО "Турочакский район" правомерно отменила постановление о предварительном согласовании В. места размещения объекта для рекреационных целей на землях сельскохозяйственного назначения, поскольку действующим земельным законодательством не предусматривается возможность начала процедуры предоставления земельного участка для рекреационной деятельности из земель сельскохозяйственного назначения, без их перевода в иную категорию. Учитывая, что указанное постановление администрации признано не противоречащим действующему законодательству, основания для удовлетворения требований В. об обязании администрации МО "Турочакский район" выдать схему расположения земельного участка, суд первой инстанции, соответственно не усмотрел.
Апелляционная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований В. о признании постановления администрации МО "Турочакский район" от ДД.ММ.ГГГГ г. N "Об отмене постановления администрации МО "Турочакский район" от ДД.ММ.ГГГГ г. N "О предварительном согласовании места для рекреационной деятельности и проведении кадастровых работ в отношении земельного участка В.", незаконным, обязать выдать схему расположения испрашиваемого земельного участка, поскольку согласно заявления В. от ДД.ММ.ГГГГ года, она отказалась от испрашиваемого земельного участка.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия считает, что оспариваемым постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ г. N права В. нарушаться не могут.
Кроме того, из материалов дела следует, что после отказа от испрашиваемого земельного участка В. стал испрашиваться земельный участок, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, для ведения личного подсобного хозяйства, то есть для целей не связанных со строительством.
Порядок предоставления земельного участка для целей не связанных со строительством урегулирован ст. 34 ЗК РФ, которая предусматривает подачу заинтересованным лицом в предоставлении земельного участка для таких целей заявления. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
При проведении процедуры предоставления земельного участка орган местного самоуправления обязан обеспечить подготовку информацию о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно) и заблаговременную публикацию такой информации.
Орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен иной порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством.
В связи с изложенным, доводы представителя Д.М.Ф. о том, что В. не отказывалась от испрашиваемого земельного участка, а заявлением от ДД.ММ.ГГГГ г. лишь изменила его целевое использование, апелляционная коллегия находит несостоятельными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции при разрешении спора неправильно применил положения ФЗ "О переводе земель из одной категории в другую", в связи с этим пришел к неправильному выводу о том, что администрация района своим постановлением от ДД.ММ.ГГГГ г. N правомерно отменила ранее вынесенное постановление от ДД.ММ.ГГГГ г. N "О предварительном согласовании места для рекреационной деятельности и проведении кадастровых работ в отношении земельного участка В.", отказала в выдаче схемы размещения земельного участка, апелляционной коллегией не оцениваются, поскольку оспариваемое постановление администрации района от ДД.ММ.ГГГГ г. N по вышеприведенному мнению апелляционной коллегии, прав В. не затрагивает.
Из резолютивной части решения следует, что суд первой инстанции также отказал в удовлетворении требований В. о признании незаконным постановления администрации МО "Турочакский район" N от ДД.ММ.ГГГГ г. "О предварительном согласовании места для размещения объекта общего пользования Администрации МО "Турочакский район", однако в мотивировочной части решения свои выводы не обосновал.
Апелляционная коллегия, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к выводу об отмене решения суда в данной части в связи с неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права.
Пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию. При этом заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. Право на заключение договора аренды земельного участка в такой ситуации подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 ст. 30 ЗК РФ
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Решением Совета депутатов Турочакского района от ДД.ММ.ГГГГ г. N утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования "Турочакский район", а также использования отдельных категорий земель, находящихся в собственности муниципального образования "Турочакский район".
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2.5 Раздела 2 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования "Турочакский район", а также использования отдельных категорий земель, находящихся в собственности муниципального образования "Турочакский район" администрация Турочакского района обеспечивает публикацию в еженедельном информационно-аналитическом издании Турочакского района "Истоки" информацию о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, их должностных лиц, муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Однако представитель администрации МО "Турочакский район" в обоснование законности изданного постановления доказательства, подтверждающие опубликование информации о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка, суду ни первой, ни апелляционной инстанции не представил.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия приходит к выводу, что при предварительном согласовании земельного участка администрации района была нарушена установленная ст. 31 ЗК РФ процедура, что привело к нарушению интереса потенциального претендента на земельный участок - истца на получение земельного участка, так как в соответствии с п. 8 ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства. В связи с чем, оспариваемое постановление N от ДД.ММ.ГГГГ г. не может быть признано законным, соответствующим нормам действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Согласно ч. 3 ст. 98 ГПК РФ в случае, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела относятся расходы на оплату услуг представителя, другие признанные судом необходимые расходы (ст. 94 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя.
Согласно квитанции от ДД.ММ.ГГГГ г., В. при подаче иска в суд оплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб.
За оформление нотариальной доверенности с В. взыскано по тарифу <данные изъяты> руб., что подтверждается представленной доверенностью.
В соответствии с договором представительства в суде от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между ИП Д.М.Ф. и В., предметом договора выступает представительство в Турочакском районном суде по спору о признании недействительным постановления администрации Турочакского района от ДД.ММ.ГГГГ г. N обязании восстановить нарушенное право, написание и подача иска в суд, формирование пакета документов. Оплата по договору составляет <данные изъяты> руб.
Согласно квитанциям от ДД.ММ.ГГГГ г. и ДД.ММ.ГГГГ г., выданной ИП Д.М.Ф., В. по договору поручительства от ДД.ММ.ГГГГ г. оплачено <данные изъяты> руб.
Оценив представленные истцом доказательства в подтверждение понесенных им судебных расходов, частичное удовлетворение иска, апелляционная коллегия полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб., расходы по оформлению доверенности в размере <данные изъяты> руб.
Учитывая объем работы, выполненной представителем, категорию данного дела, количество судебных заседаний, на которых принял участие представитель, частичное удовлетворение заявленных требований, апелляционная коллегия находит разумным и справедливым взыскание расходов на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия
определила:
Решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 26 декабря 2012 года в части отказа в удовлетворении исковых требований В. о признании незаконным и отмене постановления администрации МО "Турочакский район" N от ДД.ММ.ГГГГ года "О предварительном согласовании места для размещения объекта общего пользования Администрации МО "Турочакский район" и проведении кадастровых работ в отношении земельного участка", взыскании судебных издержек, составляющих затраты на оплату услуг представителя, отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать незаконным постановление администрации МО "Турочакский район" N от ДД.ММ.ГГГГ года "О предварительном согласовании места для размещения объекта общего пользования Администрации МО "Турочакский район" и проведении кадастровых работ в отношении земельного участка".
Взыскать с администрации МО "Турочакский район" в пользу В. судебные расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> руб., оформлении доверенности в размере <данные изъяты> руб., расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> руб.
В удовлетворении требований В. о взыскании с администрации МО "Турочакский район" расходов по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> руб., по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> руб. отказать.
В остальной части решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 26 декабря 2012 года оставить без изменения.
Председательствующий
И.В.СОЛОПОВА
Судьи
С.Н.ЧЕРТКОВ
С.А.ШИНЖИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ОТ 03.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-168
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 апреля 2013 г. по делу N 33-168
Председательствующий: Авдеев А.П.
Апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Солоповой И.В.,
судей - Черткова С.Н., Шинжиной С.А.,
при секретаре - К.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе В. и ее представителя Д. ФИО12 на решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 26 декабря 2012 года, которым
отказано в удовлетворении исковых требований В. о признании незаконным и отмене постановления администрации МО "Турочакский район" N от ДД.ММ.ГГГГ года "Об отмене постановления администрации МО "Турочакский район" от ДД.ММ.ГГГГ года N "О предварительном согласовании места для рекреационной деятельности и проведении кадастровых работ в отношении земельного участка В.", признании незаконным и отмене постановления администрации МО "Турочакский район" N от ДД.ММ.ГГГГ года "О предварительном согласовании места для размещения объекта общего пользования Администрации МО "Турочакский район" и проведении кадастровых работ в отношении земельного участка", об обязании администрации МО "Турочакский район" выдать схему расположения земельного участка, площадью <данные изъяты> кв. метров, из земель населенного пункта, с местоположением: Республика Алтай, Турочакский район, урочище "У пруда", взыскании судебных издержек, составляющих затраты на оплату услуг представителя.
Заслушав доклад судьи Шинжиной С.А., апелляционная коллегия
установила:
В. в лице представителя Д.М.Ф. обратилась в Турочакский районный суд с иском к администрации МО "Турочакский район" о признании незаконным и отмене постановлений N от N года "Об отмене постановления администрации МО "Турочакский район" от ДД.ММ.ГГГГ года N "О предварительном согласовании места для рекреационной деятельности и проведении кадастровых работ в отношении земельного участка В.", N от ДД.ММ.ГГГГ года "О предварительном согласовании места для размещения объекта общего пользования Администрации МО "Турочакский район" и проведении кадастровых работ в отношении земельного участка", об обязании ответчика выдать схему расположения земельного участка, площадью <данные изъяты> кв. метров, из земель населенного пункта, с местоположением: <адрес> Требования мотивировала тем, что на основании ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ года и акта выбора земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года постановлением администрации МО "Турочакский район" от ДД.ММ.ГГГГ года N предварительно согласовано место размещения объекта для рекреационной деятельности - земельный участок, площадью <данные изъяты> кв. м, из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес> Однако на протяжении длительного времени администрация Турочакского сельского поселения препятствует ей в проведении межевых работ, а администрация района бездействует в разрешении вопроса о формировании земельного участка. На неоднократные обращения в администрацию МО "Турочакский район" ею был получен письменный ответ с приложением постановления администрации МО "Турочакский район" от ДД.ММ.ГГГГ года N "Об отмене постановления N от ДД.ММ.ГГГГ года "О предварительном согласовании места для рекреационной деятельности и проведения кадастровых работ в отношении земельного участка В.". Согласно постановления администрации МО "Турочакский район" N от ДД.ММ.ГГГГ года, участок из земель сельскохозяйственного назначения, примерной площадью <данные изъяты> кв. метра, расположенный по адресу: <адрес> ранее согласованный истице, согласован для размещения места общего пользования. Считает, что решение о предварительном согласовании является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка и действует в течение трех лет, что исключает в течение названного срока право согласовывать указанный земельный участок иным лицам или отменять принятое решение без наличия на то правовых оснований.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласились В. и ее представитель Д.М.Ф., в апелляционной жалобе просят отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении исковых требований, указывая, что суд неправильно определил юридически значимые обстоятельства, неправильно определил объект спорного правоотношения, что привело к неправильному разрешению спора. Суд неправильно применил положения Федерального закона "О переводе земель из одной категории в другую", которые начинают работать только после осуществления кадастрового учета земельного участка. Суд установив, что объектом спора являются правоотношения по предоставлению земельного участка, сделал неправильные выводы о необходимости разрешения вопроса о переводе земельного участка, без которого невозможно разрешить вопрос о предоставлении земельного участка. В то время как вопрос о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию решается Правительством РА только после постановки земельного участка на кадастровый учет. В соответствии с требованиями п. 7 ст. 31 ЗК РФ администрация района обязана была при решении вопроса о предварительном согласовании места размещения объекта выдать схему размещения. Однако, получив постановление о предварительном согласовании места размещения объекта, В. не может получить схему расположения земельного участка. Рассматривая спор по существу, суд не оценил постановление администрации МО "Турочакский район" от ДД.ММ.ГГГГ года N "О предварительном согласовании места для размещения объекта общего пользования Администрации МО "Турочакский район" и проведении кадастровых работ в отношении земельного участка", чем нарушил ст. 195 ГПК РФ. При этом не дал оценки доводам, что земельный участок, ранее согласованный истице В., включен в состав земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный в урочище "У пруда", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Кроме того, суд, рассматривая дело по существу, не применил положения ч. 7, ч. 8 ст. 31 ЗК РФ, согласно которым, решение о предварительном согласовании является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка и действует в течение трех лет.
Выслушав В. и ее представителя Д.М.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, апелляционная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части в связи со следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 названной статьи порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 названного Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Помимо того, после определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Кодекса обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
В соответствии с п. 5 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ года В. обратилась в администрацию МО "Турочакский район" с заявлением о предоставлении ей на праве аренды земельного участка в <адрес>, на срок 5 лет для рекреационных целей.
Актом комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ г. произведен выбор земельного участка, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный в Турочакском районе, в ур. "У пруда", из земель сельскохозяйственного назначения, В. для рекреационной деятельности. К акту выбора земельного участка приложен план /чертеж/ земельного участка для рекреационной деятельности.
Пунктом 1 постановления администрации МО "Турочакский район" от ДД.ММ.ГГГГ года N "О предварительном согласовании места для рекреационной деятельности и проведении кадастровых работ в отношении земельного участка В." утвержден акт выбора от ДД.ММ.ГГГГ года земельного участка из земель населенных пунктов, примерной общей площадью <данные изъяты> кв. м, с местоположением: <адрес> пунктом 2 Постановления согласовано место для рекреационной деятельности на земельном участке, указанном в п. 1.
Из материалов дела следует, что 3 апреля 2012 г. В. на имя главы администрации района подано заявление об отказе в предоставлении земельного участка, в урочище "У пруда", площадью <данные изъяты> кв. м, предназначенного для рекреационной деятельности, в связи с тем, что планирует там вести личное подсобное хозяйство.
В тот же день В. в администрацию района подано заявление о предоставлении ей земельного участка в урочище "У пруда", площадью <данные изъяты> кв. м (в месте ранее согласованном под рекреацию), для ведения личного подсобного хозяйства на праве аренды сроком на 1 год.
Письмом главы Турочакского сельского поселения от <данные изъяты> г. N на запрос Главы МО "Турочакский район" Б. сообщено, что утверждение схемы земельных участков "У пруда" площадью <данные изъяты> кв. м и площадью <данные изъяты> кв. м считает нецелесообразным в связи с тем, что в дальнейшем на данных земельных участках собственниками может быть сведен сосновый лес, который украшает въезд в село и будет нарушать исторический образ Турочака. Первоначальный вариант "У пруда" по площади земельного участка составлял <данные изъяты> кв. м и не выходил к дороге трассы Горно-Алтайск-Турочак", а ООО "Алтай-Мастер" уже входит смежным земельным участком.
11 мая 2012 г. В. обратилась к главе администрации района с заявлением о выделении - согласовании земельного участка для рекреационной деятельности, так как при межевании земельного участка с местоположением урочище "У пруда" было отказано при согласовании для ЛПХ.
Распоряжением сельской администрации Турчакского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ года N утверждена схема расположения земельного участка из земель государственной собственности, категория: земли сельскохозяйственного назначения, на кадастровом плане территории (КПТ 4 лист 36) в кадастровом квартале N, расположенных по адресу: <адрес> примерной общей площадью <данные изъяты> кв. м, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства. К распоряжению приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Решением отдела кадастрового учета и подготовки сведений филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РА от ДД.ММ.ГГГГ г. приостановлено осуществление кадастрового учета объекта недвижимости, расположенного: <адрес> N, на основании п. 2 ч. 2 ст. 26 ФЗ от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сроком на 3 месяца в связи с выявлением следующих недостатков: 1) граница образуемого земельного участка, о кадастром учете которого представлено заявление, пересекает границу земельного участка с кадастровым номером N, сведения о котором, содержатся в государственном кадастре недвижимости; 2) размер образуемого земельного участка не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным размерам земельного участка; 3) не обеспечен доступ к образуемому земельному участку.
ДД.ММ.ГГГГ г. В. обращается к главе администрации МО "Турочакский район" с заявлением о предоставлении земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, площадью <данные изъяты> кв. м, в урочище "У пруда" в аренду сроком на 20 лет. В заявлении просит силами муниципального образования сформировать земельный участок, поставить на кадастровый учет, в связи с тем, что самостоятельно осуществить кадастровый учет невозможно, так как требуется перевод земель из одной категории в другую.
Из ответа первого заместителя главы администрации МО "Турочакский район" С. от ДД.ММ.ГГГГ года N, направленного В. по результатам рассмотрения ее заявлений от ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года о предоставлении земельного участка в <адрес> следует, что испрашиваемый земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, предоставление указанного земельного участка для рекреационных целей не представляется возможным. На основании ходатайства Совета депутатов МО "Турочакский район" постановлением N от ДД.ММ.ГГГГ года земельный участок согласован для размещения места общего пользования, в настоящее время проводится работа по размещению его границ и кадастровому учету в соответствии с законодательством. Постановление от ДД.ММ.ГГГГ года N "О предварительном согласовании места для рекреационной деятельности и проведении кадастровых работ в отношении земельного участка В." отменено на основании Постановления от ДД.ММ.ГГГГ г. N.
Пунктом 1 постановления администрации МО "Турочакский район" N от ДД.ММ.ГГГГ г. утвержден акт выбора N от ДД.ММ.ГГГГ г. земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, примерной общей площадью <данные изъяты> кв. м, с местоположением: <адрес>; п. 2 Постановления согласовано место для размещения места общего пользования на земельном участке, указанном в п. 1.
Постановлением администрации МО "Турочакский район" от ДД.ММ.ГГГГ г. N в связи с возникшей необходимостью отнесения земельного участка в ур. "У пруда" к местам общего пользования постановление от ДД.ММ.ГГГГ г. N отменено.
ДД.ММ.ГГГГ г. В. обратилась в суд с иском о признании вышеуказанных Постановлений администрации района незаконными, обязать администрацию района выдать схему расположения земельного участка, площадью <данные изъяты> кв. м, из земель населенного пункта, с местоположением: <адрес>, указывая на то, что ранее постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ года земельный участок был согласован ей, в связи с чем администрация района в течение 3 лет не могла согласовывать указанный земельный участок иным лицам и отменять принятое им решение без наличия на то правовых оснований.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований В. в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что администрация МО "Турочакский район" правомерно отменила постановление о предварительном согласовании В. места размещения объекта для рекреационных целей на землях сельскохозяйственного назначения, поскольку действующим земельным законодательством не предусматривается возможность начала процедуры предоставления земельного участка для рекреационной деятельности из земель сельскохозяйственного назначения, без их перевода в иную категорию. Учитывая, что указанное постановление администрации признано не противоречащим действующему законодательству, основания для удовлетворения требований В. об обязании администрации МО "Турочакский район" выдать схему расположения земельного участка, суд первой инстанции, соответственно не усмотрел.
Апелляционная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований В. о признании постановления администрации МО "Турочакский район" от ДД.ММ.ГГГГ г. N "Об отмене постановления администрации МО "Турочакский район" от ДД.ММ.ГГГГ г. N "О предварительном согласовании места для рекреационной деятельности и проведении кадастровых работ в отношении земельного участка В.", незаконным, обязать выдать схему расположения испрашиваемого земельного участка, поскольку согласно заявления В. от ДД.ММ.ГГГГ года, она отказалась от испрашиваемого земельного участка.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия считает, что оспариваемым постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ г. N права В. нарушаться не могут.
Кроме того, из материалов дела следует, что после отказа от испрашиваемого земельного участка В. стал испрашиваться земельный участок, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, для ведения личного подсобного хозяйства, то есть для целей не связанных со строительством.
Порядок предоставления земельного участка для целей не связанных со строительством урегулирован ст. 34 ЗК РФ, которая предусматривает подачу заинтересованным лицом в предоставлении земельного участка для таких целей заявления. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
При проведении процедуры предоставления земельного участка орган местного самоуправления обязан обеспечить подготовку информацию о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно) и заблаговременную публикацию такой информации.
Орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен иной порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством.
В связи с изложенным, доводы представителя Д.М.Ф. о том, что В. не отказывалась от испрашиваемого земельного участка, а заявлением от ДД.ММ.ГГГГ г. лишь изменила его целевое использование, апелляционная коллегия находит несостоятельными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции при разрешении спора неправильно применил положения ФЗ "О переводе земель из одной категории в другую", в связи с этим пришел к неправильному выводу о том, что администрация района своим постановлением от ДД.ММ.ГГГГ г. N правомерно отменила ранее вынесенное постановление от ДД.ММ.ГГГГ г. N "О предварительном согласовании места для рекреационной деятельности и проведении кадастровых работ в отношении земельного участка В.", отказала в выдаче схемы размещения земельного участка, апелляционной коллегией не оцениваются, поскольку оспариваемое постановление администрации района от ДД.ММ.ГГГГ г. N по вышеприведенному мнению апелляционной коллегии, прав В. не затрагивает.
Из резолютивной части решения следует, что суд первой инстанции также отказал в удовлетворении требований В. о признании незаконным постановления администрации МО "Турочакский район" N от ДД.ММ.ГГГГ г. "О предварительном согласовании места для размещения объекта общего пользования Администрации МО "Турочакский район", однако в мотивировочной части решения свои выводы не обосновал.
Апелляционная коллегия, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к выводу об отмене решения суда в данной части в связи с неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права.
Пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию. При этом заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. Право на заключение договора аренды земельного участка в такой ситуации подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 ст. 30 ЗК РФ
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Решением Совета депутатов Турочакского района от ДД.ММ.ГГГГ г. N утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования "Турочакский район", а также использования отдельных категорий земель, находящихся в собственности муниципального образования "Турочакский район".
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2.5 Раздела 2 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования "Турочакский район", а также использования отдельных категорий земель, находящихся в собственности муниципального образования "Турочакский район" администрация Турочакского района обеспечивает публикацию в еженедельном информационно-аналитическом издании Турочакского района "Истоки" информацию о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, их должностных лиц, муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Однако представитель администрации МО "Турочакский район" в обоснование законности изданного постановления доказательства, подтверждающие опубликование информации о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка, суду ни первой, ни апелляционной инстанции не представил.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия приходит к выводу, что при предварительном согласовании земельного участка администрации района была нарушена установленная ст. 31 ЗК РФ процедура, что привело к нарушению интереса потенциального претендента на земельный участок - истца на получение земельного участка, так как в соответствии с п. 8 ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства. В связи с чем, оспариваемое постановление N от ДД.ММ.ГГГГ г. не может быть признано законным, соответствующим нормам действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Согласно ч. 3 ст. 98 ГПК РФ в случае, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела относятся расходы на оплату услуг представителя, другие признанные судом необходимые расходы (ст. 94 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя.
Согласно квитанции от ДД.ММ.ГГГГ г., В. при подаче иска в суд оплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб.
За оформление нотариальной доверенности с В. взыскано по тарифу <данные изъяты> руб., что подтверждается представленной доверенностью.
В соответствии с договором представительства в суде от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между ИП Д.М.Ф. и В., предметом договора выступает представительство в Турочакском районном суде по спору о признании недействительным постановления администрации Турочакского района от ДД.ММ.ГГГГ г. N обязании восстановить нарушенное право, написание и подача иска в суд, формирование пакета документов. Оплата по договору составляет <данные изъяты> руб.
Согласно квитанциям от ДД.ММ.ГГГГ г. и ДД.ММ.ГГГГ г., выданной ИП Д.М.Ф., В. по договору поручительства от ДД.ММ.ГГГГ г. оплачено <данные изъяты> руб.
Оценив представленные истцом доказательства в подтверждение понесенных им судебных расходов, частичное удовлетворение иска, апелляционная коллегия полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб., расходы по оформлению доверенности в размере <данные изъяты> руб.
Учитывая объем работы, выполненной представителем, категорию данного дела, количество судебных заседаний, на которых принял участие представитель, частичное удовлетворение заявленных требований, апелляционная коллегия находит разумным и справедливым взыскание расходов на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия
определила:
Решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 26 декабря 2012 года в части отказа в удовлетворении исковых требований В. о признании незаконным и отмене постановления администрации МО "Турочакский район" N от ДД.ММ.ГГГГ года "О предварительном согласовании места для размещения объекта общего пользования Администрации МО "Турочакский район" и проведении кадастровых работ в отношении земельного участка", взыскании судебных издержек, составляющих затраты на оплату услуг представителя, отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать незаконным постановление администрации МО "Турочакский район" N от ДД.ММ.ГГГГ года "О предварительном согласовании места для размещения объекта общего пользования Администрации МО "Турочакский район" и проведении кадастровых работ в отношении земельного участка".
Взыскать с администрации МО "Турочакский район" в пользу В. судебные расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> руб., оформлении доверенности в размере <данные изъяты> руб., расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> руб.
В удовлетворении требований В. о взыскании с администрации МО "Турочакский район" расходов по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> руб., по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> руб. отказать.
В остальной части решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 26 декабря 2012 года оставить без изменения.
Председательствующий
И.В.СОЛОПОВА
Судьи
С.Н.ЧЕРТКОВ
С.А.ШИНЖИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)