Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 6 июня 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 7 июня 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - крестьянского хозяйства Адоньева Ивана Николаевича (ИНН 2601000591, ОГРН 102200507962) - Адоньева И.Н. (глава хозяйства) и Щиброва М.В. (доверенность от 25.03.2013), от заинтересованного лица - администрации Александровского муниципального района Ставропольского края (ИНН 2601008625, ОГРН 1042601045233) - Мещерякова С.В. (доверенность от 19.06.2012), в отсутствие заинтересованных лиц: Калиновского станичного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (ИНН 2601005712, ОГРН 1022600509271), общества с ограниченной ответственностью "Войтика" (ИНН 2601009700, ОГРН 1112649000100) и третьего лица - отдела имущественных и земельных отношений администрации Александровского муниципального района Ставропольского края, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу крестьянского хозяйства Адоньева Ивана Николаевича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.01.2013 (судья Орловский Э.И.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 (судьи Сулейманов З.М., Казакова Г.В., Луговая Ю.Б.) по делу N А63-15599/2012, установил следующее.
Глава крестьянского хозяйства Адоньев И.Н. (далее - глава хозяйства) обратился в арбитражный суд к администрации Александровского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация), Калиновскому станичному казачьему обществу Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (далее - казачье общество), ООО "Войтика" (далее - общество) со следующими требованиями:
- - признать незаконным решение администрации, выраженное в объявлении в газете "Александровская жизнь" от 03.04.2010 о предоставлении на праве аренды казачьему обществу земельных участков с кадастровыми номерами 26:18:070719:3 (площадью 565 194 кв. м) и 26:18:070719:4 (площадью 541 246 кв. м);
- - признать недействительными договор аренды от 23.08.2011 N 58 и договор субаренды от 31.12.2011, заключенные по результатам такого решения;
- - применить последствия недействительности договоров путем возврата земельных участков администрации;
- - признать незаконным выраженный в письме от 09.07.2012 исх. N 01-1865 отказ администрации в предоставлении заявителю в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 26:18:070719:3 и 26:18:070719:4;
- - обязать администрацию принять решение о предоставлении участков в аренду главе хозяйства и направить проекты договоров аренды.
Требования мотивированы следующим. Из отказа администрации в предоставлении участков с кадастровыми номерами 26:18:070719:3 и 26:18:070719:4 в аренду (письмо от 09.07.2012) главе хозяйства стало известно о предоставлении (в 2010 году) испрашиваемых участков казачьему обществу. Действия (решения) администрации по предоставлению земель сельскохозяйственного назначения в аренду казачьему обществу и отказу главе хозяйства не соответствуют статье 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статье 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения), статье 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о фермерском хозяйстве) и нарушают права заявителя. Поэтому договор аренды от 23.08.2011 N 58 и договор субаренды от 31.12.2011, заключенные во исполнение решения администрации, выраженного в объявлении в газете "Александровская жизнь" от 03.04.2010 (о предоставлении участков казачьему обществу), недействительны (ничтожны) на основании 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс). В порядке применения последствий недействительности ничтожных сделок (статья 167 Гражданского кодекса) спорные участки должны быть возвращены администрации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен отдел имущественных и земельных отношений администрации Александровского муниципального района Ставропольского края (далее - отдел имущественных и земельных отношений администрации).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 09.01.2013, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013, в удовлетворении требований отказано.
Судебные инстанции установили, что 26.03.2010 казачье общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 26:18:070719:4 и 26:18:070719:3. В газете "Александровская жизнь" 03.04.2010 опубликовано информационное сообщение о предоставлении участков в аренду. На основании постановления администрации от 31.05.2010 N 264 администрацией и казачьим обществом заключен договор от 23.08.2010 N 58 аренды земельных участков для использования в целях сельскохозяйственного производства. В дальнейшем с согласия администрации казачье общество передало арендованные земельные участки в субаренду обществу (договор субаренды от 31.12.2011). На заявление главы хозяйства от 20.06.2012 о предоставлении участков с кадастровыми номерами 26:18:070719:3 и 26:18:070719:4 в аренду администрация ответила отказом (письмо от 09.07.2012), что послужило основанием для обращения в суд. При разрешении спора суды исходили из того, что установленный статьей 12 Закона о фермерском хозяйстве особый порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам не означает наличие исключительного права указанных субъектов на получение сельскохозяйственных земель. В отношении казачьих обществ Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения (пункт 5 статьи 10) предусмотрена безусловная возможность применения порядка, установленного статьей 34 Земельного кодекса (без проведения торгов). Поэтому доводы заявителя о несоблюдении администрацией процедуры предоставления участков из земель сельскохозяйственного назначения судебные инстанции отклонили. В период предоставления спорных участков (публикации информационного сообщения) заявлений от иных (кроме казачьего общества) претендентов (в том числе главы хозяйства) не поступало. В отсутствие иных заинтересованных лиц администрация правомерно предоставила земельные участки казачьему обществу, которое является одним из специальных субъектов, предоставление которым земельных участков для сельскохозяйственного производства осуществляется без проведения торгов. Суды также указали, что при наличии заключенного договора аренды оспаривание решения о предоставлении участка является ненадлежащим способом защиты. Кроме того, главой хозяйства не обоснован факт нарушения его прав в сфере предпринимательской деятельности, учитывая, что заявление о предоставлении спорных земельных участков подано главой хозяйства в администрацию через два года после предоставления этих участков казачьему обществу. Со ссылкой на часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований (л. д. 102, 141).
Глава хозяйства обжаловал решение от 09.01.2013 и апелляционное постановление от 01.04.2013 в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального и процессуального права. Жалоба мотивирована следующим. Пунктом 5 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения предусмотрена безусловная возможность применения порядка, установленного статьей 34 Земельного кодекса, предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения казачьим обществам. По смыслу статьи 34 Земельного кодекса, пунктов 2 и 5 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения принятию решения о предоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения казачьему обществу должны предшествовать подготовка информации о земельных участках, условиях их предоставления и ее заблаговременная публикация. Опубликованное администрацией в газете "Александровская жизнь" сообщение (о предоставлении участков казачьему обществу) заблаговременной публикацией об имеющихся земельных участках не является. Несоблюдение администрацией требования об информировании неопределенного круга лиц об имеющихся земельных участках и условиях их предоставления повлекло нарушение прав таких лиц (в том числе заявителя), лишив их возможности участвовать в процедуре предоставления участков в арендное пользование. Доводы главы хозяйства о нарушении администрацией норм закона при принятии решения о предоставлении участков казачьему обществу суды не оценили, соответствующие выводы в судебных актах отсутствуют. Между тем, нарушение специального порядка предоставления земельных участков влечет незаконность постановления от 31.05.2010 N 264, недействительность самой публикации (объявление в газете по существу является односторонней сделкой), договора аренды от 23.08.2011 N 58 и договора субаренды от 31.12.2011, а также возможность применения реституции в виде возврата спорных земельных участков администрации (статьи 167, 168 Гражданского кодекса). На основании статьи 12 Гражданского кодекса и статьи 13 Кодекса арбитражный суд вправе не применять объявление в газете от 03.04.2010 (решение администрации о предоставлении участков) при рассмотрении спора. Неправомерны и ссылки судов на постановление администрации от 31.05.2010 N 264. Указанный муниципальный правовой акт не был официально опубликован в районной газете и не подлежал применению (часть 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 46 Устава Александровского муниципального района). Ссылки судебных инстанций на отсутствие в материалах дела обращения главы хозяйства за предоставлением участков в 2010 году необоснованны. О наличии свободных земель заявитель (как и иные жители района) не информировался. Неправомерен также и вывод судов о том, что при наличии заключенного договора аренды оспаривание решения о предоставлении участка является ненадлежащим способом защиты. Такое требование, заявленное главой хозяйства совместно с иными требованиями (о недействительности договоров от 23.08.2011 N 58 и от 31.12.2011, применении последствий их недействительности и обязании предоставить участок заявителю), влечет восстановление его нарушенных прав. В силу специальных норм Закона о фермерском хозяйстве крестьянское хозяйство наделено абсолютным преимущественным правом на получение земельных участков, предназначенных для осуществления сельскохозяйственной деятельности. В нарушение статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве по заявлению главы хозяйства администрация в установленный срок не приняла решение о предоставлении заявителю участков на праве аренды (отказ, выраженный в письме от 09.07.2012, дан с нарушением установленного срока) и не заключила с ним договор аренды. Отказ администрации нарушает право заявителя на получение дохода от использования земельных участков в сельскохозяйственном производстве и создает угрозу нарушения права, лишая заявителя возможности осуществить выкуп участков по льготной цене (пункт 4 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения). Указанные доводы приводились в судах первой и апелляционной инстанций, поэтому необоснованна ссылка апелляционного суда на недоказанность факта нарушения оспариваемыми действиями прав заявителя.
Администрация в отзыве указала на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. При разрешении спора судебные инстанции установили, что земельные участки с кадастровыми номерами 26:18:070719:4 и 26:18:070719:3 предоставлены казачьему обществу на основании постановления от 31.05.2010 N 264 с соблюдением процедуры, предусмотренной законом (статья 34 Земельного кодекса, статья 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения). Глава хозяйства обратился в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении указанных земельных участков только 20.06.2012. При таких обстоятельствах вывод судов о недоказанности главой хозяйства нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми решениями (сделками) является правильным.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании глава хозяйства и его представитель поддержали доводы жалобы, просили судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Представитель администрации возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие выводов судебных инстанций нормам действующего законодательства и представленным доказательствам.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания по правилам статей 121 и 123 Кодекса в суд кассационной инстанции представителей не направили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, в заявлении от 26.03.2010 казачье общество просило администрацию предоставить в долгосрочную аренду земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 26:18:070719:4 (площадью 541 246 кв. м) и 26:18:070719:3 (площадью 565 194 кв. м) для использования в целях сельскохозяйственного производства (л. д. 60).
3 апреля 2010 года в газете "Александровская жизнь" опубликовано информационное сообщение о предоставлении из земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения Александровского района в аренду казачьему обществу земельных участков с кадастровыми номерами 26:18:070719:4 (площадью 541 246 кв. м) и 26:18:070719:3 (площадью 565 194 кв. м) для использования в целях сельскохозяйственного производства (л. д. 61).
Постановлением администрации от 31.05.2010 N 264 земельные участки с кадастровыми номерами 26:18:070719:4 и 26:18:070719:3 предоставлены казачьему обществу в аренду сроком на 20 лет для сельскохозяйственного производства (л. д. 62).
Во исполнение постановления от 31.05.2010 N 264 администрация (арендодатель) и казачье общество (арендатор) заключили договор от 23.08.2010 N 58 аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения Александровского района. По условиям договора арендатору для использования в целях сельскохозяйственного производства на срок по 22.08.2030 переданы земельные участки с кадастровыми номерами 26:18:070719:4 и 26:18:070719:3 (л. д. 64-67). Договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.07.2011. Участки переданы арендатору по акту от 23.08.2010 (л. д. 69).
С согласия арендодателя (письмо администрации от 29.12.2011; л.д. 70) казачье общество передало арендованные земельные участки в субаренду обществу, заключив с последним договор субаренды от 31.12.2011 на срок по 22.08.2030 (л. д. 81-84). Договор прошел процедуру государственной регистрации. Земельные участки с кадастровыми номерами 26:18:070719:4 и 26:18:070719:3 переданы субарендатору по акту от 31.12.2011 (л. д. 86).
20 июня 2012 года глава хозяйства обратился в администрацию с заявлением о предоставлении ему земельных участков с кадастровыми номерами 26:18:070719:3 и 26:18:070719:4 в аренду сроком на 49 лет для расширения фермерского хозяйства. Заявление обосновано ссылками на статью 81 Земельного кодекса и Закон о фермерском хозяйстве (л. д. 21).
Письмом от 09.07.2012 N 01-1865 администрация сообщила заявителю о невозможности предоставления испрашиваемых земельных участков, поскольку они в 2010 году переданы в аренду казачьему обществу (л. д. 19).
Глава хозяйства обратился в арбитражный суд с требованиями о признании незаконными действий (решений) администрации о предоставлении спорных земельных участков казачьему обществу и отказе заявителю в предоставлении их в аренду, обязании принять решение о предоставлении участков в аренду главе хозяйства и направить проекты договоров аренды. Глава хозяйства также оспорил заключенный с казачьим обществом договор аренды и договор субаренды (с обществом), в порядке применения последствий недействительности сделок просил возвратить участки администрации.
Таким образом, главой хозяйства одновременно заявлены требования в порядке главы 24 Кодекса, а также исковые требования. Требования мотивированы тем, что предоставление земельных участков казачьему обществу произведено без учета норм действующего законодательства и нарушает права и законные интересы главы хозяйства в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что спор возник в связи с предоставлением в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения специальным субъектам - крестьянскому хозяйству и казачьему обществу.
Согласно части 1 статьи 198 Кодекса граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения таких требований необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие таких актов, действий (бездействия), решений закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
С заключением договора аренды от 23.08.2010 N 58 публично-правовые отношения по предоставлению земли прекратились, поэтому оценка ненормативному правовому акту органа местного самоуправления о предоставлении спорных участков казачьему обществу (постановление от 31.05.2010 N 264) может быть дана только в совокупности с оценкой заключенной на его основе гражданско-правовой сделки.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом (абзац 2 пункта 2 статьи 166 Гражданского кодекса).
В пункте 32 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом. Учитывая, что Гражданский кодекс не исключает возможности предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.
Согласно статье 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Под заинтересованным лицом следует понимать лицо, имеющее юридически значимый интерес в данном деле. Такая юридическая заинтересованность может признаваться за участниками сделки либо за лицами, чьи права и законные интересы прямо нарушены оспариваемой сделкой (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.08.2005 N 3668/05). Глава хозяйства не является стороной договоров от 23.08.2010 N 58 (аренды) и от 31.12.2011 (субаренды), поэтому должен доказать нарушение оспариваемыми сделками своих прав и законных интересов (часть 1 статьи 65 Кодекса).
Статья 81 Земельного кодекса определяет, что гражданам, изъявившим вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства, осуществления его деятельности и расширения урегулирован в статье 12 Закона о фермерском хозяйстве.
В силу названной нормы граждане, которые заинтересованы в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления на основании поданного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, после чего обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого участка. Решение о предоставлении земельного участка в аренду заявителю принимается уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка. Копия такого решения (с приложением кадастрового паспорта участка) направляется заявителю. Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении участка в аренду.
При разрешении спора судебные инстанции установили, что с заявлением о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 26:18:070719:3 и 26:18:070719:4 в аренду глава хозяйства обратился в администрацию 20.06.2012, то есть значительно позже заключения договора аренды от 23.08.2010 N 58. Доказательств обращения в спорный период (2010 год) с заявкой о предоставлении участков в порядке, предусмотренном статьей 12 Закона о фермерском хозяйстве, заявитель не представил. Следовательно, глава хозяйства не может быть признан заинтересованным лицом как в смысле статьи 166 Гражданского кодекса, так и по правилам главы 24 Кодекса.
Недоказанность нарушения прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (отсутствие его материально-правовой заинтересованности в оспаривании договоров) является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В кассационной жалобе заявитель приводит доводы о несоблюдении администрацией процедуры предоставления в аренду казачьему обществу спорных земельных участков, что повлекло нарушение прав заявителя, лишенного возможности участвовать в процедуре предоставления этих участков в арендное пользование.
В соответствии со статьей 82 Земельного кодекса условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения казачьим обществам для осуществления сельскохозяйственного производства устанавливаются федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться казачьим обществам для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни в аренду в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса (пункт 5 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
В статье 34 Земельного кодекса закреплены принципы эффективности, справедливости, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. В указанных целях на уполномоченные органы возложена обязанность принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
При разрешении спора судебные инстанции установили, что казачье общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении спорных земельных участков 26.03.2010 (л. д. 60). Информационное сообщение о предстоящем предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 26:18:070719:3 и 26:18:070719:4 в аренду обществу опубликовано в газете "Александровская жизнь" 03.04.2010 (л. д. 61). Поскольку в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления, администрацией 31.05.2010 издано постановление о предоставлении земельных участков казачьему войску (л. д. 62). Земельные участки переданы органом местного самоуправления арендатору 23.08.2010 (л. д. 64-69). Глава хозяйства обратился (впервые) в администрацию с заявлением о предоставлении тех же земельных участков 20.06.2012 (л. д. 20, 21). В письме от 09.07.2012 администрация сообщила заявителю о невозможности предоставления участков заявителю в связи с тем, что они ранее (в 2010 году) были переданы казачьему обществу. С учетом изложенных обстоятельств, судебные инстанции признали необоснованными доводы главы хозяйства о несоблюдении органом местного самоуправления процедуры предоставления спорных участков в аренду казачьему обществу и нарушении прав заявителя, лишенного возможности участвовать в процедуре предоставления участков в арендное пользование. Указанные выводы судов соответствуют представленным в дело доказательствам. Положениями главы 35 Кодекса кассационной инстанции не предоставлены полномочия по установлению иных фактических обстоятельств и иной оценке доказательств. Процессуальный закон относит это к компетенции судов первой и апелляционной инстанций. С учетом закрепленных в Кодексе полномочий, у Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа не имеется оснований для иных выводов по делу.
Довод кассационной жалобы заявителя о необходимости официального опубликования постановления администрации от 31.05.2010 N 264 несостоятелен.
Частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации установлено правило, согласно которому нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Постановление администрации от 31.05.2010 N 264 (о предоставлении участков казачьему обществу) нормативным правовым актом не является, поскольку не соответствует критериям (признакам), характеризующим нормативный правовой акт (пункты 9, 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
С учетом обоснованного вывода судов о недоказанности главой хозяйства нарушения его прав (законных интересов) в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (отсутствии заинтересованности в оспаривании сделок), иные доводы жалобы не принимаются, как не влияющие на существо рассматриваемого спора.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина уплачена заявителем при подаче кассационной жалобы (платежное поручение от 12.04.2013 N 8).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.01.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 по делу N А63-15599/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 07.06.2013 ПО ДЕЛУ N А63-15599/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2013 г. по делу N А63-15599/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 6 июня 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 7 июня 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - крестьянского хозяйства Адоньева Ивана Николаевича (ИНН 2601000591, ОГРН 102200507962) - Адоньева И.Н. (глава хозяйства) и Щиброва М.В. (доверенность от 25.03.2013), от заинтересованного лица - администрации Александровского муниципального района Ставропольского края (ИНН 2601008625, ОГРН 1042601045233) - Мещерякова С.В. (доверенность от 19.06.2012), в отсутствие заинтересованных лиц: Калиновского станичного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (ИНН 2601005712, ОГРН 1022600509271), общества с ограниченной ответственностью "Войтика" (ИНН 2601009700, ОГРН 1112649000100) и третьего лица - отдела имущественных и земельных отношений администрации Александровского муниципального района Ставропольского края, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу крестьянского хозяйства Адоньева Ивана Николаевича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.01.2013 (судья Орловский Э.И.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 (судьи Сулейманов З.М., Казакова Г.В., Луговая Ю.Б.) по делу N А63-15599/2012, установил следующее.
Глава крестьянского хозяйства Адоньев И.Н. (далее - глава хозяйства) обратился в арбитражный суд к администрации Александровского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация), Калиновскому станичному казачьему обществу Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (далее - казачье общество), ООО "Войтика" (далее - общество) со следующими требованиями:
- - признать незаконным решение администрации, выраженное в объявлении в газете "Александровская жизнь" от 03.04.2010 о предоставлении на праве аренды казачьему обществу земельных участков с кадастровыми номерами 26:18:070719:3 (площадью 565 194 кв. м) и 26:18:070719:4 (площадью 541 246 кв. м);
- - признать недействительными договор аренды от 23.08.2011 N 58 и договор субаренды от 31.12.2011, заключенные по результатам такого решения;
- - применить последствия недействительности договоров путем возврата земельных участков администрации;
- - признать незаконным выраженный в письме от 09.07.2012 исх. N 01-1865 отказ администрации в предоставлении заявителю в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 26:18:070719:3 и 26:18:070719:4;
- - обязать администрацию принять решение о предоставлении участков в аренду главе хозяйства и направить проекты договоров аренды.
Требования мотивированы следующим. Из отказа администрации в предоставлении участков с кадастровыми номерами 26:18:070719:3 и 26:18:070719:4 в аренду (письмо от 09.07.2012) главе хозяйства стало известно о предоставлении (в 2010 году) испрашиваемых участков казачьему обществу. Действия (решения) администрации по предоставлению земель сельскохозяйственного назначения в аренду казачьему обществу и отказу главе хозяйства не соответствуют статье 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статье 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения), статье 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о фермерском хозяйстве) и нарушают права заявителя. Поэтому договор аренды от 23.08.2011 N 58 и договор субаренды от 31.12.2011, заключенные во исполнение решения администрации, выраженного в объявлении в газете "Александровская жизнь" от 03.04.2010 (о предоставлении участков казачьему обществу), недействительны (ничтожны) на основании 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс). В порядке применения последствий недействительности ничтожных сделок (статья 167 Гражданского кодекса) спорные участки должны быть возвращены администрации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен отдел имущественных и земельных отношений администрации Александровского муниципального района Ставропольского края (далее - отдел имущественных и земельных отношений администрации).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 09.01.2013, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013, в удовлетворении требований отказано.
Судебные инстанции установили, что 26.03.2010 казачье общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 26:18:070719:4 и 26:18:070719:3. В газете "Александровская жизнь" 03.04.2010 опубликовано информационное сообщение о предоставлении участков в аренду. На основании постановления администрации от 31.05.2010 N 264 администрацией и казачьим обществом заключен договор от 23.08.2010 N 58 аренды земельных участков для использования в целях сельскохозяйственного производства. В дальнейшем с согласия администрации казачье общество передало арендованные земельные участки в субаренду обществу (договор субаренды от 31.12.2011). На заявление главы хозяйства от 20.06.2012 о предоставлении участков с кадастровыми номерами 26:18:070719:3 и 26:18:070719:4 в аренду администрация ответила отказом (письмо от 09.07.2012), что послужило основанием для обращения в суд. При разрешении спора суды исходили из того, что установленный статьей 12 Закона о фермерском хозяйстве особый порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам не означает наличие исключительного права указанных субъектов на получение сельскохозяйственных земель. В отношении казачьих обществ Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения (пункт 5 статьи 10) предусмотрена безусловная возможность применения порядка, установленного статьей 34 Земельного кодекса (без проведения торгов). Поэтому доводы заявителя о несоблюдении администрацией процедуры предоставления участков из земель сельскохозяйственного назначения судебные инстанции отклонили. В период предоставления спорных участков (публикации информационного сообщения) заявлений от иных (кроме казачьего общества) претендентов (в том числе главы хозяйства) не поступало. В отсутствие иных заинтересованных лиц администрация правомерно предоставила земельные участки казачьему обществу, которое является одним из специальных субъектов, предоставление которым земельных участков для сельскохозяйственного производства осуществляется без проведения торгов. Суды также указали, что при наличии заключенного договора аренды оспаривание решения о предоставлении участка является ненадлежащим способом защиты. Кроме того, главой хозяйства не обоснован факт нарушения его прав в сфере предпринимательской деятельности, учитывая, что заявление о предоставлении спорных земельных участков подано главой хозяйства в администрацию через два года после предоставления этих участков казачьему обществу. Со ссылкой на часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований (л. д. 102, 141).
Глава хозяйства обжаловал решение от 09.01.2013 и апелляционное постановление от 01.04.2013 в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального и процессуального права. Жалоба мотивирована следующим. Пунктом 5 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения предусмотрена безусловная возможность применения порядка, установленного статьей 34 Земельного кодекса, предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения казачьим обществам. По смыслу статьи 34 Земельного кодекса, пунктов 2 и 5 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения принятию решения о предоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения казачьему обществу должны предшествовать подготовка информации о земельных участках, условиях их предоставления и ее заблаговременная публикация. Опубликованное администрацией в газете "Александровская жизнь" сообщение (о предоставлении участков казачьему обществу) заблаговременной публикацией об имеющихся земельных участках не является. Несоблюдение администрацией требования об информировании неопределенного круга лиц об имеющихся земельных участках и условиях их предоставления повлекло нарушение прав таких лиц (в том числе заявителя), лишив их возможности участвовать в процедуре предоставления участков в арендное пользование. Доводы главы хозяйства о нарушении администрацией норм закона при принятии решения о предоставлении участков казачьему обществу суды не оценили, соответствующие выводы в судебных актах отсутствуют. Между тем, нарушение специального порядка предоставления земельных участков влечет незаконность постановления от 31.05.2010 N 264, недействительность самой публикации (объявление в газете по существу является односторонней сделкой), договора аренды от 23.08.2011 N 58 и договора субаренды от 31.12.2011, а также возможность применения реституции в виде возврата спорных земельных участков администрации (статьи 167, 168 Гражданского кодекса). На основании статьи 12 Гражданского кодекса и статьи 13 Кодекса арбитражный суд вправе не применять объявление в газете от 03.04.2010 (решение администрации о предоставлении участков) при рассмотрении спора. Неправомерны и ссылки судов на постановление администрации от 31.05.2010 N 264. Указанный муниципальный правовой акт не был официально опубликован в районной газете и не подлежал применению (часть 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 46 Устава Александровского муниципального района). Ссылки судебных инстанций на отсутствие в материалах дела обращения главы хозяйства за предоставлением участков в 2010 году необоснованны. О наличии свободных земель заявитель (как и иные жители района) не информировался. Неправомерен также и вывод судов о том, что при наличии заключенного договора аренды оспаривание решения о предоставлении участка является ненадлежащим способом защиты. Такое требование, заявленное главой хозяйства совместно с иными требованиями (о недействительности договоров от 23.08.2011 N 58 и от 31.12.2011, применении последствий их недействительности и обязании предоставить участок заявителю), влечет восстановление его нарушенных прав. В силу специальных норм Закона о фермерском хозяйстве крестьянское хозяйство наделено абсолютным преимущественным правом на получение земельных участков, предназначенных для осуществления сельскохозяйственной деятельности. В нарушение статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве по заявлению главы хозяйства администрация в установленный срок не приняла решение о предоставлении заявителю участков на праве аренды (отказ, выраженный в письме от 09.07.2012, дан с нарушением установленного срока) и не заключила с ним договор аренды. Отказ администрации нарушает право заявителя на получение дохода от использования земельных участков в сельскохозяйственном производстве и создает угрозу нарушения права, лишая заявителя возможности осуществить выкуп участков по льготной цене (пункт 4 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения). Указанные доводы приводились в судах первой и апелляционной инстанций, поэтому необоснованна ссылка апелляционного суда на недоказанность факта нарушения оспариваемыми действиями прав заявителя.
Администрация в отзыве указала на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. При разрешении спора судебные инстанции установили, что земельные участки с кадастровыми номерами 26:18:070719:4 и 26:18:070719:3 предоставлены казачьему обществу на основании постановления от 31.05.2010 N 264 с соблюдением процедуры, предусмотренной законом (статья 34 Земельного кодекса, статья 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения). Глава хозяйства обратился в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении указанных земельных участков только 20.06.2012. При таких обстоятельствах вывод судов о недоказанности главой хозяйства нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми решениями (сделками) является правильным.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании глава хозяйства и его представитель поддержали доводы жалобы, просили судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Представитель администрации возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие выводов судебных инстанций нормам действующего законодательства и представленным доказательствам.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания по правилам статей 121 и 123 Кодекса в суд кассационной инстанции представителей не направили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, в заявлении от 26.03.2010 казачье общество просило администрацию предоставить в долгосрочную аренду земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 26:18:070719:4 (площадью 541 246 кв. м) и 26:18:070719:3 (площадью 565 194 кв. м) для использования в целях сельскохозяйственного производства (л. д. 60).
3 апреля 2010 года в газете "Александровская жизнь" опубликовано информационное сообщение о предоставлении из земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения Александровского района в аренду казачьему обществу земельных участков с кадастровыми номерами 26:18:070719:4 (площадью 541 246 кв. м) и 26:18:070719:3 (площадью 565 194 кв. м) для использования в целях сельскохозяйственного производства (л. д. 61).
Постановлением администрации от 31.05.2010 N 264 земельные участки с кадастровыми номерами 26:18:070719:4 и 26:18:070719:3 предоставлены казачьему обществу в аренду сроком на 20 лет для сельскохозяйственного производства (л. д. 62).
Во исполнение постановления от 31.05.2010 N 264 администрация (арендодатель) и казачье общество (арендатор) заключили договор от 23.08.2010 N 58 аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения Александровского района. По условиям договора арендатору для использования в целях сельскохозяйственного производства на срок по 22.08.2030 переданы земельные участки с кадастровыми номерами 26:18:070719:4 и 26:18:070719:3 (л. д. 64-67). Договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.07.2011. Участки переданы арендатору по акту от 23.08.2010 (л. д. 69).
С согласия арендодателя (письмо администрации от 29.12.2011; л.д. 70) казачье общество передало арендованные земельные участки в субаренду обществу, заключив с последним договор субаренды от 31.12.2011 на срок по 22.08.2030 (л. д. 81-84). Договор прошел процедуру государственной регистрации. Земельные участки с кадастровыми номерами 26:18:070719:4 и 26:18:070719:3 переданы субарендатору по акту от 31.12.2011 (л. д. 86).
20 июня 2012 года глава хозяйства обратился в администрацию с заявлением о предоставлении ему земельных участков с кадастровыми номерами 26:18:070719:3 и 26:18:070719:4 в аренду сроком на 49 лет для расширения фермерского хозяйства. Заявление обосновано ссылками на статью 81 Земельного кодекса и Закон о фермерском хозяйстве (л. д. 21).
Письмом от 09.07.2012 N 01-1865 администрация сообщила заявителю о невозможности предоставления испрашиваемых земельных участков, поскольку они в 2010 году переданы в аренду казачьему обществу (л. д. 19).
Глава хозяйства обратился в арбитражный суд с требованиями о признании незаконными действий (решений) администрации о предоставлении спорных земельных участков казачьему обществу и отказе заявителю в предоставлении их в аренду, обязании принять решение о предоставлении участков в аренду главе хозяйства и направить проекты договоров аренды. Глава хозяйства также оспорил заключенный с казачьим обществом договор аренды и договор субаренды (с обществом), в порядке применения последствий недействительности сделок просил возвратить участки администрации.
Таким образом, главой хозяйства одновременно заявлены требования в порядке главы 24 Кодекса, а также исковые требования. Требования мотивированы тем, что предоставление земельных участков казачьему обществу произведено без учета норм действующего законодательства и нарушает права и законные интересы главы хозяйства в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что спор возник в связи с предоставлением в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения специальным субъектам - крестьянскому хозяйству и казачьему обществу.
Согласно части 1 статьи 198 Кодекса граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения таких требований необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие таких актов, действий (бездействия), решений закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
С заключением договора аренды от 23.08.2010 N 58 публично-правовые отношения по предоставлению земли прекратились, поэтому оценка ненормативному правовому акту органа местного самоуправления о предоставлении спорных участков казачьему обществу (постановление от 31.05.2010 N 264) может быть дана только в совокупности с оценкой заключенной на его основе гражданско-правовой сделки.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом (абзац 2 пункта 2 статьи 166 Гражданского кодекса).
В пункте 32 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом. Учитывая, что Гражданский кодекс не исключает возможности предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.
Согласно статье 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Под заинтересованным лицом следует понимать лицо, имеющее юридически значимый интерес в данном деле. Такая юридическая заинтересованность может признаваться за участниками сделки либо за лицами, чьи права и законные интересы прямо нарушены оспариваемой сделкой (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.08.2005 N 3668/05). Глава хозяйства не является стороной договоров от 23.08.2010 N 58 (аренды) и от 31.12.2011 (субаренды), поэтому должен доказать нарушение оспариваемыми сделками своих прав и законных интересов (часть 1 статьи 65 Кодекса).
Статья 81 Земельного кодекса определяет, что гражданам, изъявившим вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства, осуществления его деятельности и расширения урегулирован в статье 12 Закона о фермерском хозяйстве.
В силу названной нормы граждане, которые заинтересованы в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления на основании поданного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, после чего обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого участка. Решение о предоставлении земельного участка в аренду заявителю принимается уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка. Копия такого решения (с приложением кадастрового паспорта участка) направляется заявителю. Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении участка в аренду.
При разрешении спора судебные инстанции установили, что с заявлением о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 26:18:070719:3 и 26:18:070719:4 в аренду глава хозяйства обратился в администрацию 20.06.2012, то есть значительно позже заключения договора аренды от 23.08.2010 N 58. Доказательств обращения в спорный период (2010 год) с заявкой о предоставлении участков в порядке, предусмотренном статьей 12 Закона о фермерском хозяйстве, заявитель не представил. Следовательно, глава хозяйства не может быть признан заинтересованным лицом как в смысле статьи 166 Гражданского кодекса, так и по правилам главы 24 Кодекса.
Недоказанность нарушения прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (отсутствие его материально-правовой заинтересованности в оспаривании договоров) является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В кассационной жалобе заявитель приводит доводы о несоблюдении администрацией процедуры предоставления в аренду казачьему обществу спорных земельных участков, что повлекло нарушение прав заявителя, лишенного возможности участвовать в процедуре предоставления этих участков в арендное пользование.
В соответствии со статьей 82 Земельного кодекса условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения казачьим обществам для осуществления сельскохозяйственного производства устанавливаются федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться казачьим обществам для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни в аренду в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса (пункт 5 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
В статье 34 Земельного кодекса закреплены принципы эффективности, справедливости, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. В указанных целях на уполномоченные органы возложена обязанность принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
При разрешении спора судебные инстанции установили, что казачье общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении спорных земельных участков 26.03.2010 (л. д. 60). Информационное сообщение о предстоящем предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 26:18:070719:3 и 26:18:070719:4 в аренду обществу опубликовано в газете "Александровская жизнь" 03.04.2010 (л. д. 61). Поскольку в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления, администрацией 31.05.2010 издано постановление о предоставлении земельных участков казачьему войску (л. д. 62). Земельные участки переданы органом местного самоуправления арендатору 23.08.2010 (л. д. 64-69). Глава хозяйства обратился (впервые) в администрацию с заявлением о предоставлении тех же земельных участков 20.06.2012 (л. д. 20, 21). В письме от 09.07.2012 администрация сообщила заявителю о невозможности предоставления участков заявителю в связи с тем, что они ранее (в 2010 году) были переданы казачьему обществу. С учетом изложенных обстоятельств, судебные инстанции признали необоснованными доводы главы хозяйства о несоблюдении органом местного самоуправления процедуры предоставления спорных участков в аренду казачьему обществу и нарушении прав заявителя, лишенного возможности участвовать в процедуре предоставления участков в арендное пользование. Указанные выводы судов соответствуют представленным в дело доказательствам. Положениями главы 35 Кодекса кассационной инстанции не предоставлены полномочия по установлению иных фактических обстоятельств и иной оценке доказательств. Процессуальный закон относит это к компетенции судов первой и апелляционной инстанций. С учетом закрепленных в Кодексе полномочий, у Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа не имеется оснований для иных выводов по делу.
Довод кассационной жалобы заявителя о необходимости официального опубликования постановления администрации от 31.05.2010 N 264 несостоятелен.
Частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации установлено правило, согласно которому нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Постановление администрации от 31.05.2010 N 264 (о предоставлении участков казачьему обществу) нормативным правовым актом не является, поскольку не соответствует критериям (признакам), характеризующим нормативный правовой акт (пункты 9, 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
С учетом обоснованного вывода судов о недоказанности главой хозяйства нарушения его прав (законных интересов) в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (отсутствии заинтересованности в оспаривании сделок), иные доводы жалобы не принимаются, как не влияющие на существо рассматриваемого спора.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина уплачена заявителем при подаче кассационной жалобы (платежное поручение от 12.04.2013 N 8).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.01.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 по делу N А63-15599/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.Е.ЕПИФАНОВ
В.Е.ЕПИФАНОВ
Судьи
Н.С.МАЗУРОВА
А.И.МЕЩЕРИН
Н.С.МАЗУРОВА
А.И.МЕЩЕРИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)