Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьева М.В.,
судей Сулименко О.А., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Близнюк А.А.,
при участии:
от ИП главы крестьянского (фермерского) хозяйства Куткова Николая Ивановича: Добротина Н.В., паспорт, по доверенности от 05.03.2013 г.
от Администрации муниципального образования Усть-Лабинский район: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
от Управления по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
от ООО ''Васюринский мясоперерабатывающий комбинат": представитель не явился, извещен надлежащим образом.
от ОАО "Агрообъединение "Кубань": представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Агрообъединение "Кубань"; Управления по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 17.05.2013 по делу N А32-39640/2012, принятое судьей Нигоевым Р.А.,
по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Куткова Николая Ивановича
к Администрации муниципального образования Усть-Лабинский район, Управлению по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район
при участии третьих лиц: общество с ограниченной ответственностью ''Васюринский мясоперерабатывающий комбинат"; открытое акционерное общество "Агрообъединение "Кубань"
о признании недействительным отказ, выраженный в письме от 24.09.2012 г. N 3218 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:35:0501000:688
установил:
Индивидуальный предприниматель Глава КФХ Кутков Николай Иванович, Динской район, ст. Васюринская (далее - крестьянское хозяйство) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации МО Усть-Лабинский район Краснодарского края, г. Усть-Лабинск (далее - Администрация), к Управлению по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации МО Усть-Лабинский район, г. Усть-Лабинск (далее - Управление) с требованиями:
- - признать недействительным отказ Управления по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район, выраженный в письме от 24.09.2012 г. N 3218 о предоставлении земельного участка в аренду ИП Глава КФХ Куткову Н.И. как противоречащий положениям ст. 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
- - обязать администрацию муниципального образования Усть-Лабинский район в срок 14 дней с даты вступления в законную силу настоящего решения суда принять решение о предоставлении главе КФХ Куткову Н.И. на правах аренды земельного участка с кадастровым номером 23:35:0501000:688 площадью 479092 кв. м, расположенного по адресу Краснодарский край Усть-Лабинский район Усть-Лабинское с/п;
- - обязать администрацию муниципального образования Усть-Лабинский район в срок 21 день с даты вступления в законную силу настоящего решения суда направить главе КФХ Куткову Н.И. проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:35:0501000:688 площадью 479092 кв. м, расположенного по адресу Краснодарский край Усть-Лабинский район Усть-Лабинское с/п.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.05.2013 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что глава хозяйства имел право на получение в аренду земельного участка в порядке, установленном статьей 12 Закона о крестьянском хозяйстве. Поэтому отказ органа местного самоуправления со ссылкой на необходимость выставления испрашиваемого участка на торги незаконен.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Агрообъединение "Кубань", Управление по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район обратились в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение.
Апелляционная общества "Агрообъединение "Кубань" мотивирована тем, что поскольку заявление Куткова Н.И. о предоставлении земельного участка в аренду было подано не в порядке, установленном ст. 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", и имелось еще одно заявление о предоставлении земельного участка, предоставление данного земельного участка в аренду должно осуществляться в общем порядке, в соответствии с требованиями ст. 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", т.е. исключительно с торгов. Кроме того, ст. 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" определен специальный субъект, обладающий правом на предоставление ему земельных участков без проведения торгов. Кутков Н.И. таким субъектом не является поскольку он является индивидуальным предпринимателем Главой КФХ с 01.12.2004 г. Следовательно Глава КФХ Кутков Н.И. не имеет права на предоставление ему рассматриваемого земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Апелляционная жалоба Управления по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район мотивирована тем, что на момент обращения о предоставлении земельного участка для сельскохозяйственного производства, КФХ Куткова Н.И. не являлось специальным субъектом отвечающим требованиям ФЗ N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", следовательно оснований для предоставления именно ему обозначенного земельного участка без торгов нет. Кроме того, заявление, поступившее от главы КФХ Куткова Н.И. в администрацию Мо Усть-Лабинский район на предоставление в аренду спорного земельного участка, подано с нарушением порядка, предусмотренного ст. 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а именно заявление подано без документов предусмотренных данной нормой закона, а это значит, что его нужно рассматривать в общем порядке, т.е. только через процедуру торгов.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ИП главы крестьянского (фермерского) хозяйства Куткова Н.И. не согласился с доводами апелляционных жалоб по основаниям изложенным в отзыве.
Другие лица участвующие в деле представителей в судебное заседание не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела 18.08.2012 г. в газете "Сельская Новь" N 90 опубликовано сообщение о наличии на территории муниципального образования Усть-Лабинский район свободных земельных участков, в том числе участка площадью 47,9092 га, расположенного в Усть-Лабинском районе Усть-Лабинском городском округе участок 812 с кадастровым номером 23:35:0501000:688, предназначенный для сельскохозяйственного производства.
Земельный участок с кадастровым номером 23:35:0501000:688 согласно кадастровому паспорту от 26.02.2013 г. поставлен на кадастровый учет 23.08.2009 г.
Как следует из письма Управления от 28.07.2009 г. в Управление поступило 3 заявления о предоставлении указанного земельного участка в аренду для сельскохозяйственного производства. Среди заявителей оказались Индивидуальный предприниматель Глава КФХ Кутков Н.И. (от 13.09.2012 г.), ООО "Васюринский МПК" (от 24.08.2012 г.) и ОАО "Агрообъединение "Кубань" (от 24.08.2012 г.)
Управление в своем письме от 24.09.2012 N 3218 отказало Крестьянскому хозяйству в предоставлении земельного участка со ссылкой на наличие еще двух претендентов на данный земельный участок. Управлением указано на то, что должны быть проведены торги по продаже права аренды земельного участка.
Не согласившись с отказом, Глава КФХ Кутков Н.И. обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проанализировав отсутствие законодательного регулирования ситуации, когда на один и тот же земельный участок претендуют одновременно специальный субъект, отвечающий требованиям Федерального закона N 74-ФЗ "О крестьянском) фермерском хозяйстве", и обычный субъект предпринимательской деятельности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в аренду.
Указанный вывод сделан судом на основании системного толкования положений Федерального закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Суд пришел к выводу о том, что нормы статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в данном случае подлежат применению (толкованию) с учетом положений статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно правилам статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда предусмотренные пунктами 1, 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона) (пункт 1).
При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости (пункт 2).
Статьей 10 Федерального закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" регламентирован порядок предоставления земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в публичной собственности. В качестве основного способа предоставления земельных участков указаны торги.
При этом, в силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с ЗК РФ, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Согласно статье 12 Федерального закона N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления граждан или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Суд пришел к выводу, что нормы Федерального закона N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", предусматривающие порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения крестьянским хозяйствам, являются специальными по отношению к общим положениям Земельного кодекса Российской Федерации и к Федеральному закону N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", которые, в связи с этим, не подлежат применению к отношениям, сложившимся между администрацией и крестьянским хозяйством. Если на право аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения одновременно претендуют специальный субъект, отвечающий требованиям Федерального закона N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и обычный субъект предпринимательской деятельности, то право аренды необходимо передать специальному субъекту без торгов, так как законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что смысл статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ направлен на то, чтобы создать особые льготные условия для особого субъекта права - крестьянских хозяйств, представляющих собой объединения граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. По существу воля законодателя направлена на защиту данной социальной группы населения, осуществляющей предпринимательскую деятельность в области производства сельскохозяйственной продукции, доход от которой является основным источником существования соответствующих граждан.
Из материалов дела следует, что общества, подавшие вторую и третью заявку, не относятся к крестьянским (фермерским) хозяйствам.
При таких обстоятельствах глава хозяйства имел право на получение в аренду земельного участка в порядке, установленном статьей 12 Закона о крестьянском хозяйстве. Поэтому отказ органа местного самоуправления со ссылкой на необходимость выставления испрашиваемого участка на торги суд признает незаконным. Оспариваемое решение уполномоченных органов местного самоуправления повлекло нарушение прав и интересов главы хозяйства, лишенного возможности приобрести земельный участок в аренду с использованием процедуры, установленной специальным законом.
Судом апелляционной инстанции также отклоняются доводы апелляционных жалоб о том, что, поскольку Главой КФХ Кутков Н.И. заявление о предоставлении земельного участка подано не в порядке реализации статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а после публикации в газете "Сельская новь" информации о наличии свободного земельного участка, и имелось два претендента на земельный участок, то земельный участок может быть предоставлен исключительно на торгах.
Не является препятствием для применения специального порядка предоставления участка сельскохозяйственного назначения публикация о наличии свободных земель, осуществленная во исполнение правил статьи 10 Закона N 101-ФЗ и статьи 34 Земельного кодекса. Цель такого информирования заключается в выявлении потенциальных претендентов, что не исключает возможность последующего предоставления земли по правилам Закона о крестьянском хозяйстве (при наличии к тому установленных данным Законом оснований).
Таким образом, подача заявления о предоставлении земельного участка для расширения крестьянского хозяйства после публикации информации о наличии на территории муниципального образования свободных земель сельскохозяйственного назначения не свидетельствует о нарушении Главой КФХ Кутков Н.И. процедуры предоставления земельного участка, предусмотренного статьей 12 Федерального закона N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Публикация о наличии свободных земель, осуществленная во исполнение правил статьи 10 Закона N 101-ФЗ и статьи 34 Земельного кодекса не является препятствием для применения специального порядка предоставления участка сельскохозяйственного назначения. Цель такого информирования заключается в выявлении потенциальных претендентов, что не исключает возможность последующего предоставления земли по правилам Закона о крестьянском хозяйстве (при наличии к тому установленных данным Законом оснований).
Кроме того, из материалов дела следует, что глава хозяйства обратился к должностному лицу органа местного самоуправления не с заявлением об участии в торгах (что исключало бы возможность применения специальных правил в силу содержания волеизъявления заявителя), а просил предоставить спорный участок на основании положений статьи 12 Закона о крестьянском хозяйстве.
Обращение главы крестьянского хозяйства с заявлением о предоставлении земельного участка в силу Федерального закона N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", предусматривающего специальный порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения крестьянским хозяйствам, препятствовало администрации выставлению права аренды земельного участка с кадастровым номером 23:35:0501000:688 на торги, а наличие второго заявления о предоставлении земельного участка для расширения крестьянского хозяйства являлось препятствием для проведения торгов.
При отказе в предоставлении земельного участка Главе КФХ Куткову Н.И., выраженного в письме от 24.09.2012 N 3218 Управление по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район единственным основанием указано наличие двух претендентов на получение земельного участка в аренду. Иные обстоятельства, которые не были указаны в оспариваемых отказах в предоставлении земельного участка, не могут учитываться при оценке законности отказов.
Изложенные выше выводы подтверждаются судебной практикой, а именно Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.12.2012 по делу N ВАС-17192/12, в котором ВАС РФ указал, что статья 12 Закона о крестьянском хозяйстве устанавливает особый порядок предоставления участка сельскохозяйственного назначения для таких субъектов как крестьянские (фермерские) хозяйства. По смыслу указанной нормы и пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду на торгах производится, если на участок претендуют несколько (два и более) специальных субъектов (крестьянских (фермерских) хозяйств). В настоящем деле лишь один из претендентов является крестьянским (фермерским) хозяйством, а следовательно имеет право на получение спорного земельного участка в особом порядке и проведение торгов не требуется.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда первой инстанции.
Нормы материального права применены судом правильно, нарушения норм процессуального права, влекущие безусловную отмену принятого судебного акта, судом при рассмотрении дела не допущены.
Государственная пошлина в размере 200 рублей по заявлению правомерно взыскана судом с Управления по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район и с Администрации муниципального образования Усть-Лабинский район в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как со стороны, не в пользу которой принят судебный акт.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.05.2013 по делу N А32-39640/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА
Судьи
О.А.СУЛИМЕНКО
Г.А.СУРМАЛЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.09.2013 N 15АП-11048/2013 ПО ДЕЛУ N А32-39640/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2013 г. N 15АП-11048/2013
Дело N А32-39640/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьева М.В.,
судей Сулименко О.А., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Близнюк А.А.,
при участии:
от ИП главы крестьянского (фермерского) хозяйства Куткова Николая Ивановича: Добротина Н.В., паспорт, по доверенности от 05.03.2013 г.
от Администрации муниципального образования Усть-Лабинский район: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
от Управления по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
от ООО ''Васюринский мясоперерабатывающий комбинат": представитель не явился, извещен надлежащим образом.
от ОАО "Агрообъединение "Кубань": представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Агрообъединение "Кубань"; Управления по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 17.05.2013 по делу N А32-39640/2012, принятое судьей Нигоевым Р.А.,
по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Куткова Николая Ивановича
к Администрации муниципального образования Усть-Лабинский район, Управлению по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район
при участии третьих лиц: общество с ограниченной ответственностью ''Васюринский мясоперерабатывающий комбинат"; открытое акционерное общество "Агрообъединение "Кубань"
о признании недействительным отказ, выраженный в письме от 24.09.2012 г. N 3218 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:35:0501000:688
установил:
Индивидуальный предприниматель Глава КФХ Кутков Николай Иванович, Динской район, ст. Васюринская (далее - крестьянское хозяйство) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации МО Усть-Лабинский район Краснодарского края, г. Усть-Лабинск (далее - Администрация), к Управлению по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации МО Усть-Лабинский район, г. Усть-Лабинск (далее - Управление) с требованиями:
- - признать недействительным отказ Управления по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район, выраженный в письме от 24.09.2012 г. N 3218 о предоставлении земельного участка в аренду ИП Глава КФХ Куткову Н.И. как противоречащий положениям ст. 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
- - обязать администрацию муниципального образования Усть-Лабинский район в срок 14 дней с даты вступления в законную силу настоящего решения суда принять решение о предоставлении главе КФХ Куткову Н.И. на правах аренды земельного участка с кадастровым номером 23:35:0501000:688 площадью 479092 кв. м, расположенного по адресу Краснодарский край Усть-Лабинский район Усть-Лабинское с/п;
- - обязать администрацию муниципального образования Усть-Лабинский район в срок 21 день с даты вступления в законную силу настоящего решения суда направить главе КФХ Куткову Н.И. проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:35:0501000:688 площадью 479092 кв. м, расположенного по адресу Краснодарский край Усть-Лабинский район Усть-Лабинское с/п.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.05.2013 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что глава хозяйства имел право на получение в аренду земельного участка в порядке, установленном статьей 12 Закона о крестьянском хозяйстве. Поэтому отказ органа местного самоуправления со ссылкой на необходимость выставления испрашиваемого участка на торги незаконен.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Агрообъединение "Кубань", Управление по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район обратились в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение.
Апелляционная общества "Агрообъединение "Кубань" мотивирована тем, что поскольку заявление Куткова Н.И. о предоставлении земельного участка в аренду было подано не в порядке, установленном ст. 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", и имелось еще одно заявление о предоставлении земельного участка, предоставление данного земельного участка в аренду должно осуществляться в общем порядке, в соответствии с требованиями ст. 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", т.е. исключительно с торгов. Кроме того, ст. 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" определен специальный субъект, обладающий правом на предоставление ему земельных участков без проведения торгов. Кутков Н.И. таким субъектом не является поскольку он является индивидуальным предпринимателем Главой КФХ с 01.12.2004 г. Следовательно Глава КФХ Кутков Н.И. не имеет права на предоставление ему рассматриваемого земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Апелляционная жалоба Управления по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район мотивирована тем, что на момент обращения о предоставлении земельного участка для сельскохозяйственного производства, КФХ Куткова Н.И. не являлось специальным субъектом отвечающим требованиям ФЗ N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", следовательно оснований для предоставления именно ему обозначенного земельного участка без торгов нет. Кроме того, заявление, поступившее от главы КФХ Куткова Н.И. в администрацию Мо Усть-Лабинский район на предоставление в аренду спорного земельного участка, подано с нарушением порядка, предусмотренного ст. 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а именно заявление подано без документов предусмотренных данной нормой закона, а это значит, что его нужно рассматривать в общем порядке, т.е. только через процедуру торгов.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ИП главы крестьянского (фермерского) хозяйства Куткова Н.И. не согласился с доводами апелляционных жалоб по основаниям изложенным в отзыве.
Другие лица участвующие в деле представителей в судебное заседание не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела 18.08.2012 г. в газете "Сельская Новь" N 90 опубликовано сообщение о наличии на территории муниципального образования Усть-Лабинский район свободных земельных участков, в том числе участка площадью 47,9092 га, расположенного в Усть-Лабинском районе Усть-Лабинском городском округе участок 812 с кадастровым номером 23:35:0501000:688, предназначенный для сельскохозяйственного производства.
Земельный участок с кадастровым номером 23:35:0501000:688 согласно кадастровому паспорту от 26.02.2013 г. поставлен на кадастровый учет 23.08.2009 г.
Как следует из письма Управления от 28.07.2009 г. в Управление поступило 3 заявления о предоставлении указанного земельного участка в аренду для сельскохозяйственного производства. Среди заявителей оказались Индивидуальный предприниматель Глава КФХ Кутков Н.И. (от 13.09.2012 г.), ООО "Васюринский МПК" (от 24.08.2012 г.) и ОАО "Агрообъединение "Кубань" (от 24.08.2012 г.)
Управление в своем письме от 24.09.2012 N 3218 отказало Крестьянскому хозяйству в предоставлении земельного участка со ссылкой на наличие еще двух претендентов на данный земельный участок. Управлением указано на то, что должны быть проведены торги по продаже права аренды земельного участка.
Не согласившись с отказом, Глава КФХ Кутков Н.И. обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проанализировав отсутствие законодательного регулирования ситуации, когда на один и тот же земельный участок претендуют одновременно специальный субъект, отвечающий требованиям Федерального закона N 74-ФЗ "О крестьянском) фермерском хозяйстве", и обычный субъект предпринимательской деятельности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в аренду.
Указанный вывод сделан судом на основании системного толкования положений Федерального закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Суд пришел к выводу о том, что нормы статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в данном случае подлежат применению (толкованию) с учетом положений статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно правилам статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда предусмотренные пунктами 1, 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона) (пункт 1).
При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости (пункт 2).
Статьей 10 Федерального закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" регламентирован порядок предоставления земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в публичной собственности. В качестве основного способа предоставления земельных участков указаны торги.
При этом, в силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с ЗК РФ, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Согласно статье 12 Федерального закона N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления граждан или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Суд пришел к выводу, что нормы Федерального закона N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", предусматривающие порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения крестьянским хозяйствам, являются специальными по отношению к общим положениям Земельного кодекса Российской Федерации и к Федеральному закону N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", которые, в связи с этим, не подлежат применению к отношениям, сложившимся между администрацией и крестьянским хозяйством. Если на право аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения одновременно претендуют специальный субъект, отвечающий требованиям Федерального закона N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и обычный субъект предпринимательской деятельности, то право аренды необходимо передать специальному субъекту без торгов, так как законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что смысл статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ направлен на то, чтобы создать особые льготные условия для особого субъекта права - крестьянских хозяйств, представляющих собой объединения граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. По существу воля законодателя направлена на защиту данной социальной группы населения, осуществляющей предпринимательскую деятельность в области производства сельскохозяйственной продукции, доход от которой является основным источником существования соответствующих граждан.
Из материалов дела следует, что общества, подавшие вторую и третью заявку, не относятся к крестьянским (фермерским) хозяйствам.
При таких обстоятельствах глава хозяйства имел право на получение в аренду земельного участка в порядке, установленном статьей 12 Закона о крестьянском хозяйстве. Поэтому отказ органа местного самоуправления со ссылкой на необходимость выставления испрашиваемого участка на торги суд признает незаконным. Оспариваемое решение уполномоченных органов местного самоуправления повлекло нарушение прав и интересов главы хозяйства, лишенного возможности приобрести земельный участок в аренду с использованием процедуры, установленной специальным законом.
Судом апелляционной инстанции также отклоняются доводы апелляционных жалоб о том, что, поскольку Главой КФХ Кутков Н.И. заявление о предоставлении земельного участка подано не в порядке реализации статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а после публикации в газете "Сельская новь" информации о наличии свободного земельного участка, и имелось два претендента на земельный участок, то земельный участок может быть предоставлен исключительно на торгах.
Не является препятствием для применения специального порядка предоставления участка сельскохозяйственного назначения публикация о наличии свободных земель, осуществленная во исполнение правил статьи 10 Закона N 101-ФЗ и статьи 34 Земельного кодекса. Цель такого информирования заключается в выявлении потенциальных претендентов, что не исключает возможность последующего предоставления земли по правилам Закона о крестьянском хозяйстве (при наличии к тому установленных данным Законом оснований).
Таким образом, подача заявления о предоставлении земельного участка для расширения крестьянского хозяйства после публикации информации о наличии на территории муниципального образования свободных земель сельскохозяйственного назначения не свидетельствует о нарушении Главой КФХ Кутков Н.И. процедуры предоставления земельного участка, предусмотренного статьей 12 Федерального закона N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Публикация о наличии свободных земель, осуществленная во исполнение правил статьи 10 Закона N 101-ФЗ и статьи 34 Земельного кодекса не является препятствием для применения специального порядка предоставления участка сельскохозяйственного назначения. Цель такого информирования заключается в выявлении потенциальных претендентов, что не исключает возможность последующего предоставления земли по правилам Закона о крестьянском хозяйстве (при наличии к тому установленных данным Законом оснований).
Кроме того, из материалов дела следует, что глава хозяйства обратился к должностному лицу органа местного самоуправления не с заявлением об участии в торгах (что исключало бы возможность применения специальных правил в силу содержания волеизъявления заявителя), а просил предоставить спорный участок на основании положений статьи 12 Закона о крестьянском хозяйстве.
Обращение главы крестьянского хозяйства с заявлением о предоставлении земельного участка в силу Федерального закона N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", предусматривающего специальный порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения крестьянским хозяйствам, препятствовало администрации выставлению права аренды земельного участка с кадастровым номером 23:35:0501000:688 на торги, а наличие второго заявления о предоставлении земельного участка для расширения крестьянского хозяйства являлось препятствием для проведения торгов.
При отказе в предоставлении земельного участка Главе КФХ Куткову Н.И., выраженного в письме от 24.09.2012 N 3218 Управление по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район единственным основанием указано наличие двух претендентов на получение земельного участка в аренду. Иные обстоятельства, которые не были указаны в оспариваемых отказах в предоставлении земельного участка, не могут учитываться при оценке законности отказов.
Изложенные выше выводы подтверждаются судебной практикой, а именно Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.12.2012 по делу N ВАС-17192/12, в котором ВАС РФ указал, что статья 12 Закона о крестьянском хозяйстве устанавливает особый порядок предоставления участка сельскохозяйственного назначения для таких субъектов как крестьянские (фермерские) хозяйства. По смыслу указанной нормы и пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду на торгах производится, если на участок претендуют несколько (два и более) специальных субъектов (крестьянских (фермерских) хозяйств). В настоящем деле лишь один из претендентов является крестьянским (фермерским) хозяйством, а следовательно имеет право на получение спорного земельного участка в особом порядке и проведение торгов не требуется.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда первой инстанции.
Нормы материального права применены судом правильно, нарушения норм процессуального права, влекущие безусловную отмену принятого судебного акта, судом при рассмотрении дела не допущены.
Государственная пошлина в размере 200 рублей по заявлению правомерно взыскана судом с Управления по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район и с Администрации муниципального образования Усть-Лабинский район в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как со стороны, не в пользу которой принят судебный акт.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.05.2013 по делу N А32-39640/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА
Судьи
О.А.СУЛИМЕНКО
Г.А.СУРМАЛЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)