Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
В суде первой инстанции дело слушала судья О.Б. Дорожкина
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Г.Н. Кочуковой,
членов коллегии судей Л.В. Кузьминовой, Е.А. Бузыновской,
с участием секретаря Т.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Ж. к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне, о возложении обязанности направить представление о выдаче удостоверения, и апелляционную жалобу Ж. на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 10 мая 2012 года.
Заслушав доклад судьи Бузыновской Е.А., пояснения истца Ж. и его представителя адвоката Б., действующего на основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ, пояснения представителя ответчика Министерства социальной защиты населения Хабаровского края Т.Л., действующего на основании доверенности, судебная коллегия
установила:
Ж. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании его лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне, и возложении на ответчика обязанности направить в МЧС России представление о выдаче ему соответствующего удостоверения. В обоснование своих требований сослался на то, что он родился ДД.ММ.ГГГГ в. В период с ДД.ММ.ГГГГ он находился в зоне повышенной радиации, которая явилась следствием проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. В соответствии со ст. 2 Закона Республики Казахстан от 18.12.1992 года N 1787-ХII "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" он был признан гражданином, пострадавшим вследствие ядерных испытаний, и ему было выдано соответствующее удостоверение. Указанным Законом Республики Казахстан такой категории граждан предоставляются льготы. Право на получение этих льгот сохраняется и за гражданами, выехавшими из районов городов, подвергшихся радиационному воздействию, на другое место жительства, в том числе на проживающие за пределами территории Республики Казахстан в соответствии с межгосударственными соглашениями. Он выехал из Казахстана и проживает на территории Российской Федерации. С заявлением о выдаче (замене) удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне он ДД.ММ.ГГГГ обратился в Министерство социальной защиты населения Хабаровского края. Но в удовлетворении его заявления было отказано по ем основаниям, что село Саранчево Шемонаихинского района Восточно-Казахстанской области не входит в Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний, утвержденных распоряжением Правительства РФ N 356-р от 15.03.1995 года. Полагает такой отказ незаконным, противоречащих нормам международного права и договора, заключенного между Российской Федерацией и Республикой Казахстан.
В ходе рассмотрения дела истец Ж. поддержал исковые требования. Дополнительно пояснил, что в настоящее время он является инвалидом второй группы по общему заболеванию, инвалидность определена бессрочно. Но доказательства, подтверждающие, что имеющиеся у него заболевания явились следствием или возникли из-за получения им повышенной дозой радиации, у него отсутствуют.
Ответчик Министерство социальной защиты населения Хабаровского края исковые требования не признал. В возражениях указал, что в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" для предоставление мер социальной поддержки необходимо наличие одновременно двух условий: проживание в период с 1949 года по 1963 год в населенных пунктах, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; получение гражданином дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Ж. проживал в с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть он родился через 9 лет после проведенного ядерного испытания 29.08.1949 года. Населенный пункт, в котором проживал истец, не включен в Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 г. N 356-р. Согласно справке ФМБЦ им А.И. Бурназяна ФМБА России, начиная с 1955 года, в ходе последующих ядерных испытаний на полигоне, включая "аварийный" наземный взрыв 07.08.1962 года, а также некоторые выбросы в атмосферу подземных ядерных испытаний, суммарная эффективная доза облучения, полученная гражданами, составила менее 5 сЗв. То есть доза облучения, которая могла быть получена гражданами, проживавшими на территориях, прилегающих к Семипалатинскому полигону, ниже установленного предела дозы облучения. При таких обстоятельствах не имеется оснований считать Ж. лицом, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв. Считает, что предоставлять в Российской Федерации меры социальной поддержки гражданам на основании справок, выданных иным государством, не имеется оснований, если это прямо не предусмотрено Федеральным законом или международным договором. Республика Казахстан, являясь суверенным государством, вправе закреплять законодательно любые нормы, и предоставлять своим гражданам любые льготы. На территории Российской Федерации справки, выданные исследовательским институтом Республики Казахстан в соответствии с Законами Республики Казахстан, о возможном получении Ж. дозы облучения, нельзя принимать за достоверные доказательства, так как они не содержат указаний на основание их выдачи, также в них отсутствуют ссылки на архивные данные Минобороны СССР, на утвержденные методики расчетов и т.п.. Поскольку между Российской Федерацией и Республикой Казахстан отсутствует международный договор о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, то нет оснований для применения при рассмотрении данного дела норм права Республики Казахстан, а надлежит руководствоваться законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 10.05.2012 года Ж. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Ж. просит решение суда отменить. Считает, что суд дал неверную оценку представленным им документам. На территории Республики Казахстан он признан лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Поэтому читает, что на территории Российской Федерации не должны ущемляться его права, установленные в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В суде апелляционной инстанции Ж. и его представитель адвокат Барашкова Л.М., действующий на основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ, поддержали доводы апелляционной жалобы. Просили решение суда отменить и принять новое, которым требования истца удовлетворить.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика пояснения представителя ответчика Министерства социальной защиты населения Хабаровского края Т.Л., действующий на основании доверенности, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы. Просила решение суда оставить без изменений.
Изучив имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения сторон, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом первой инстанции решения по доводам апелляционной жалобы.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что населенный пункт, в котором в период с ДД.ММ.ГГГГ истец проживал в населенном пункте, который не включен в Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации, и не имеется достоверных доказательств, подтверждающих получения им суммарной (накопительной) дозы облучения более 5 сЗв в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Поэтому Ж. не может быть признан лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, так как он основан на нормах материального права и на представленных сторонами доказательствах.
Как следует из материалами дела, Ж. родился ДД.ММ.ГГГГ в и проживал в этом населенном пункте до ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время он проживает на территории Российской Федерации и является ее гражданином.
Федеральным законом от 10.01.2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (статья 1) гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки. Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
Таким образом, законодателем определены следующие обязательные условия предоставления гражданам мер социальной поддержки: проживание в 1949 - 1963 годах в определенных населенных пунктах и получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр).
Статьей 5 указанного Федерального закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в редакции Федеральных законов от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ).
В силу пункта 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2004 года N 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в Перечень, утверждаемые в установленном порядке. Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке. Подтверждением отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются удостоверения единого образца, выдаваемые Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункты 3 и 5 Правил).
Исходя из целей Федерального закона от 10.01.2002 года N 2-ФЗ, правом на государственные меры социальной поддержки, предусмотренные данным Законом, имеют лица, пострадавшие при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. При этом проживание лица в 1949 - 1963 годах в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию и включенному в Перечень, является формальным подтверждением наличия такого вреда.
Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержден распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 года N 356-р и уточнен распоряжением Правительства РФ от 08.02.2002 года N 156-р. Из указанного Перечня следует, что населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 2908.1949 года и 07.08.1962 года.
Населенный пункт - село Саранчево Рулихинского сельсовета Шемонаихинского района Восточно-Казахстанской области не включен в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 года N 356-р (в редакции распоряжения Правительства РФ от 08.02.2002 года N 156-р).
Следовательно, вопрос о возможности признания Ж. лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, может быть разрешен положительно при наличии доказательств, достоверно подтверждающих, что истец, проживая в период с ДД.ММ.ГГГГ в, получил за счет внешнего и внутреннего облучения суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).
В представленном истцом медицинском заключении от ДД.ММ.ГГГГ, выданного эндокринологом ООО "Клиника современных технологий" указано, что у Ж. имеются: Сведений о том, что эти заболевания находятся в причинно-следственной связи с радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в заключении не имеется.
Доводы истца о том, что он на территории Республики Казахстан признан лицом, пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, и, следовательно, должен быть признан таковым и на территории Российской Федерации на основании документов, выданных ему Республикой Казахстан: удостоверении пострадавшего и справки НИИ радиационной медицины и экологии Министерства здравоохранения Республики Казахстан, судебная коллегия не принимает во внимание, так как они являются несостоятельными.
Согласно пункту 1 статьи 1 Конвенции "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" государств - членов Содружества Независимых Государств (к которой присоединились Россия и Казахстан), граждане каждой из договаривающихся сторон, а также лица, проживающие на ее территории, пользуются на территории всех других Договаривающихся сторон в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане данной Договаривающейся стороны. Предоставление правовой защиты гражданам и лицам, проживающим в государствах - участниках конвенции, на территории других государств не подразумевает наделение их всеми правами, которыми обладают местные граждане и жители. На территории Российской Федерации в соответствии со статьей 1 Конвенции правовая защита может требоваться только в объеме, предоставляемом Российской Федерацией своим гражданам. Действие вышеуказанной Конвенции распространяется только на транснациональные отношения, возникающие на территории одного государства и затрагивающие права граждан и жителей других государств.
Таким образом, признание гражданина лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерного испытания и предоставления ему льгот на территории Российской Федерации возможно только по тем правилам и в том объеме, которые установлены для граждан Российской Федерации федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ж. является гражданином Российской Федерации, и пользуется всеми правами и несет обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Удостоверение, подтверждающее, что Ж. является лицом, пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, выдано ДД.ММ.ГГГГ отделом занятости и социальных программ Шемонаихинского района Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан. Форма и порядок выдачи удостоверения (как указано в документе) утверждена постановлением Кабинета министров Республики Казахстан от 26.05.1983 года N 431. Этот документ предоставляет лицу, на имя которого оно выдано, право на получение льгот на территории Республики Казахстан в соответствии с Законом республики Казахстан от 18.12.1992 года "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Предоставление в Российской Федерации льгот на основании указанного удостоверения возможно только в соответствии с международными договорами. Международные договоры о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, между Российской Федерацией и Республикой Казахстан не заключены. Поэтому удостоверение, выданное Ж. Республикой Казахстан не распространяет свое действие и не имеет юридической силы на территории иного суверенного государства - Российской Федерации.
Также не может быть принята в качестве достоверного и допустимого доказательства справка N, выданная ДД.ММ.ГГГГ НИИ радиационной медицины и экологии Министерства здравоохранения Республики Казахстан. В справке указано, что учитывая радиологический маршрут проживания в зоне повышенного радиационного риска, суммарная эффективная эквивалентная доза Ж. составляет При этом в справке отсутствует указание на то, на основании чего установлено получение Ж. такой дозы облучения (проводись ли замеры на местности, когда, каким образом и кем; проводилось ли исследование самого гражданина, когда и кем), в результате чего такая доза обсечения им получена. Также в справке отсутствуют сведения о том, обладает ли учреждение, выдавшее справку, правом определять дозу облучения, полученную гражданином, и выдавать об этом соответствующий документ.
Данная справка не отвечает требованиям законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы признания граждан лицами, пострадавшими вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и поэтому не имеет юридической силы на территории Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для признания за Ж. права на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 10.01.2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" на территории Российской Федерации.
Судом первой инстанции правильно установлены и исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Решение суда является законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом судебной проверки и в решении суда им дана надлежащая правовая оценка, с которой следует согласиться; указанные доводы не опровергают выводы суда и не содержат ни материально-правовых, ни процессуальных оснований к отмене постановленного по делу решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 10 мая 2012 года по гражданскому делу по иску Ж. к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне, возложении обязанности направить представление о выдаче удостоверения - оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Ж. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Н.КОЧУКОВА
Члены коллегии
Г.Н.КУЗЬМИНОВА
Е.А.БУЗЫНОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 25.07.2012 ПО ДЕЛУ N 33-4812/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июля 2012 г. по делу N 33-4812/2012
В суде первой инстанции дело слушала судья О.Б. Дорожкина
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Г.Н. Кочуковой,
членов коллегии судей Л.В. Кузьминовой, Е.А. Бузыновской,
с участием секретаря Т.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Ж. к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне, о возложении обязанности направить представление о выдаче удостоверения, и апелляционную жалобу Ж. на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 10 мая 2012 года.
Заслушав доклад судьи Бузыновской Е.А., пояснения истца Ж. и его представителя адвоката Б., действующего на основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ, пояснения представителя ответчика Министерства социальной защиты населения Хабаровского края Т.Л., действующего на основании доверенности, судебная коллегия
установила:
Ж. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании его лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне, и возложении на ответчика обязанности направить в МЧС России представление о выдаче ему соответствующего удостоверения. В обоснование своих требований сослался на то, что он родился ДД.ММ.ГГГГ в. В период с ДД.ММ.ГГГГ он находился в зоне повышенной радиации, которая явилась следствием проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. В соответствии со ст. 2 Закона Республики Казахстан от 18.12.1992 года N 1787-ХII "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" он был признан гражданином, пострадавшим вследствие ядерных испытаний, и ему было выдано соответствующее удостоверение. Указанным Законом Республики Казахстан такой категории граждан предоставляются льготы. Право на получение этих льгот сохраняется и за гражданами, выехавшими из районов городов, подвергшихся радиационному воздействию, на другое место жительства, в том числе на проживающие за пределами территории Республики Казахстан в соответствии с межгосударственными соглашениями. Он выехал из Казахстана и проживает на территории Российской Федерации. С заявлением о выдаче (замене) удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне он ДД.ММ.ГГГГ обратился в Министерство социальной защиты населения Хабаровского края. Но в удовлетворении его заявления было отказано по ем основаниям, что село Саранчево Шемонаихинского района Восточно-Казахстанской области не входит в Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний, утвержденных распоряжением Правительства РФ N 356-р от 15.03.1995 года. Полагает такой отказ незаконным, противоречащих нормам международного права и договора, заключенного между Российской Федерацией и Республикой Казахстан.
В ходе рассмотрения дела истец Ж. поддержал исковые требования. Дополнительно пояснил, что в настоящее время он является инвалидом второй группы по общему заболеванию, инвалидность определена бессрочно. Но доказательства, подтверждающие, что имеющиеся у него заболевания явились следствием или возникли из-за получения им повышенной дозой радиации, у него отсутствуют.
Ответчик Министерство социальной защиты населения Хабаровского края исковые требования не признал. В возражениях указал, что в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" для предоставление мер социальной поддержки необходимо наличие одновременно двух условий: проживание в период с 1949 года по 1963 год в населенных пунктах, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; получение гражданином дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Ж. проживал в с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть он родился через 9 лет после проведенного ядерного испытания 29.08.1949 года. Населенный пункт, в котором проживал истец, не включен в Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 г. N 356-р. Согласно справке ФМБЦ им А.И. Бурназяна ФМБА России, начиная с 1955 года, в ходе последующих ядерных испытаний на полигоне, включая "аварийный" наземный взрыв 07.08.1962 года, а также некоторые выбросы в атмосферу подземных ядерных испытаний, суммарная эффективная доза облучения, полученная гражданами, составила менее 5 сЗв. То есть доза облучения, которая могла быть получена гражданами, проживавшими на территориях, прилегающих к Семипалатинскому полигону, ниже установленного предела дозы облучения. При таких обстоятельствах не имеется оснований считать Ж. лицом, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв. Считает, что предоставлять в Российской Федерации меры социальной поддержки гражданам на основании справок, выданных иным государством, не имеется оснований, если это прямо не предусмотрено Федеральным законом или международным договором. Республика Казахстан, являясь суверенным государством, вправе закреплять законодательно любые нормы, и предоставлять своим гражданам любые льготы. На территории Российской Федерации справки, выданные исследовательским институтом Республики Казахстан в соответствии с Законами Республики Казахстан, о возможном получении Ж. дозы облучения, нельзя принимать за достоверные доказательства, так как они не содержат указаний на основание их выдачи, также в них отсутствуют ссылки на архивные данные Минобороны СССР, на утвержденные методики расчетов и т.п.. Поскольку между Российской Федерацией и Республикой Казахстан отсутствует международный договор о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, то нет оснований для применения при рассмотрении данного дела норм права Республики Казахстан, а надлежит руководствоваться законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 10.05.2012 года Ж. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Ж. просит решение суда отменить. Считает, что суд дал неверную оценку представленным им документам. На территории Республики Казахстан он признан лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Поэтому читает, что на территории Российской Федерации не должны ущемляться его права, установленные в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В суде апелляционной инстанции Ж. и его представитель адвокат Барашкова Л.М., действующий на основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ, поддержали доводы апелляционной жалобы. Просили решение суда отменить и принять новое, которым требования истца удовлетворить.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика пояснения представителя ответчика Министерства социальной защиты населения Хабаровского края Т.Л., действующий на основании доверенности, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы. Просила решение суда оставить без изменений.
Изучив имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения сторон, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом первой инстанции решения по доводам апелляционной жалобы.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что населенный пункт, в котором в период с ДД.ММ.ГГГГ истец проживал в населенном пункте, который не включен в Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации, и не имеется достоверных доказательств, подтверждающих получения им суммарной (накопительной) дозы облучения более 5 сЗв в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Поэтому Ж. не может быть признан лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, так как он основан на нормах материального права и на представленных сторонами доказательствах.
Как следует из материалами дела, Ж. родился ДД.ММ.ГГГГ в и проживал в этом населенном пункте до ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время он проживает на территории Российской Федерации и является ее гражданином.
Федеральным законом от 10.01.2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (статья 1) гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки. Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
Таким образом, законодателем определены следующие обязательные условия предоставления гражданам мер социальной поддержки: проживание в 1949 - 1963 годах в определенных населенных пунктах и получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр).
Статьей 5 указанного Федерального закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в редакции Федеральных законов от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ).
В силу пункта 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2004 года N 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в Перечень, утверждаемые в установленном порядке. Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке. Подтверждением отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются удостоверения единого образца, выдаваемые Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункты 3 и 5 Правил).
Исходя из целей Федерального закона от 10.01.2002 года N 2-ФЗ, правом на государственные меры социальной поддержки, предусмотренные данным Законом, имеют лица, пострадавшие при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. При этом проживание лица в 1949 - 1963 годах в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию и включенному в Перечень, является формальным подтверждением наличия такого вреда.
Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержден распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 года N 356-р и уточнен распоряжением Правительства РФ от 08.02.2002 года N 156-р. Из указанного Перечня следует, что населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 2908.1949 года и 07.08.1962 года.
Населенный пункт - село Саранчево Рулихинского сельсовета Шемонаихинского района Восточно-Казахстанской области не включен в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 года N 356-р (в редакции распоряжения Правительства РФ от 08.02.2002 года N 156-р).
Следовательно, вопрос о возможности признания Ж. лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, может быть разрешен положительно при наличии доказательств, достоверно подтверждающих, что истец, проживая в период с ДД.ММ.ГГГГ в, получил за счет внешнего и внутреннего облучения суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).
В представленном истцом медицинском заключении от ДД.ММ.ГГГГ, выданного эндокринологом ООО "Клиника современных технологий" указано, что у Ж. имеются: Сведений о том, что эти заболевания находятся в причинно-следственной связи с радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в заключении не имеется.
Доводы истца о том, что он на территории Республики Казахстан признан лицом, пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, и, следовательно, должен быть признан таковым и на территории Российской Федерации на основании документов, выданных ему Республикой Казахстан: удостоверении пострадавшего и справки НИИ радиационной медицины и экологии Министерства здравоохранения Республики Казахстан, судебная коллегия не принимает во внимание, так как они являются несостоятельными.
Согласно пункту 1 статьи 1 Конвенции "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" государств - членов Содружества Независимых Государств (к которой присоединились Россия и Казахстан), граждане каждой из договаривающихся сторон, а также лица, проживающие на ее территории, пользуются на территории всех других Договаривающихся сторон в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане данной Договаривающейся стороны. Предоставление правовой защиты гражданам и лицам, проживающим в государствах - участниках конвенции, на территории других государств не подразумевает наделение их всеми правами, которыми обладают местные граждане и жители. На территории Российской Федерации в соответствии со статьей 1 Конвенции правовая защита может требоваться только в объеме, предоставляемом Российской Федерацией своим гражданам. Действие вышеуказанной Конвенции распространяется только на транснациональные отношения, возникающие на территории одного государства и затрагивающие права граждан и жителей других государств.
Таким образом, признание гражданина лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерного испытания и предоставления ему льгот на территории Российской Федерации возможно только по тем правилам и в том объеме, которые установлены для граждан Российской Федерации федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ж. является гражданином Российской Федерации, и пользуется всеми правами и несет обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Удостоверение, подтверждающее, что Ж. является лицом, пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, выдано ДД.ММ.ГГГГ отделом занятости и социальных программ Шемонаихинского района Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан. Форма и порядок выдачи удостоверения (как указано в документе) утверждена постановлением Кабинета министров Республики Казахстан от 26.05.1983 года N 431. Этот документ предоставляет лицу, на имя которого оно выдано, право на получение льгот на территории Республики Казахстан в соответствии с Законом республики Казахстан от 18.12.1992 года "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Предоставление в Российской Федерации льгот на основании указанного удостоверения возможно только в соответствии с международными договорами. Международные договоры о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, между Российской Федерацией и Республикой Казахстан не заключены. Поэтому удостоверение, выданное Ж. Республикой Казахстан не распространяет свое действие и не имеет юридической силы на территории иного суверенного государства - Российской Федерации.
Также не может быть принята в качестве достоверного и допустимого доказательства справка N, выданная ДД.ММ.ГГГГ НИИ радиационной медицины и экологии Министерства здравоохранения Республики Казахстан. В справке указано, что учитывая радиологический маршрут проживания в зоне повышенного радиационного риска, суммарная эффективная эквивалентная доза Ж. составляет При этом в справке отсутствует указание на то, на основании чего установлено получение Ж. такой дозы облучения (проводись ли замеры на местности, когда, каким образом и кем; проводилось ли исследование самого гражданина, когда и кем), в результате чего такая доза обсечения им получена. Также в справке отсутствуют сведения о том, обладает ли учреждение, выдавшее справку, правом определять дозу облучения, полученную гражданином, и выдавать об этом соответствующий документ.
Данная справка не отвечает требованиям законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы признания граждан лицами, пострадавшими вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и поэтому не имеет юридической силы на территории Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для признания за Ж. права на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 10.01.2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" на территории Российской Федерации.
Судом первой инстанции правильно установлены и исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Решение суда является законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом судебной проверки и в решении суда им дана надлежащая правовая оценка, с которой следует согласиться; указанные доводы не опровергают выводы суда и не содержат ни материально-правовых, ни процессуальных оснований к отмене постановленного по делу решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 10 мая 2012 года по гражданскому делу по иску Ж. к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне, возложении обязанности направить представление о выдаче удостоверения - оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Ж. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Н.КОЧУКОВА
Члены коллегии
Г.Н.КУЗЬМИНОВА
Е.А.БУЗЫНОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)