Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 08.11.2013 ПО ДЕЛУ N А10-5279/2012

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2013 г. N А10-5279/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 8 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Пущиной Л.Ю.,
судей: Чупрова А.И., Шелеминой М.М.,
при участии в судебном заседании гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Шайдурова Евгения Михайловича (паспорт) представителя гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Шайдурова Евгения Михайловича Дармаева Льва Леонидовича (доверенность от 05.02.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Шайдурова Евгения Михайловича на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 апреля 2013 года по делу N А10-5279/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции - Пунцукова А.Т., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Рыблов Д.Н., Сидоренко В.А.),

установил:

гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, Шайдуров Евгений Михайлович (далее - ИП Шайдуров Е.М., предприниматель, ОГРНИП 305031416000015, с. Подлопатки, Республика Бурятия), обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании недействительным предписания Федерального государственного бюджетного учреждения "Байкальский государственный природный биосферный заповедник" (далее - ФГБУ "Байкальский государственный заповедник", Учреждение, ОГРН 1020300666891, г. Улан-Удэ) от 3 декабря 2012 года N 1.
Определением суда от 20 декабря 2012 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Республиканское агентство лесного хозяйства (далее - Агентство).
Решением суда первой инстанции от 24 апреля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2013 года решение суда от 24 апреля 2013 года оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, предприниматель обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с нарушением судами норм материального права, несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель предпринимателя подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в судебном заседании, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, земельный участок, площадью 199977 га, категория земель: земли лесного фонда, находящийся по адресу: Республика Бурятия, Мухоршибирский район, Мухоршибирское лесничество, на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации является собственностью Российской Федерации, о чем в материалах дела имеется свидетельство о государственной регистрации права от 14.04.2008 серии 03-АА N 388980.
26 июня 2012 года между Республиканским агентством лесного хозяйства (продавец) и ИП Шайдуровым Е.М. (покупатель) заключен договор купли-продажи лесных насаждений N 27/352-12, согласно пункту 1 которого в соответствии со статьями 75 - 77 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола о результатах аукциона от 13.06.2012 N 6 продавец продает, а покупатель покупает лесные насаждения на территории Республики Бурятия, Муниципальное образование "Мухоршибирский" район, Мухоршибирское лесничество, Гашейское участковое лесничество, квартал N 248, выдел N 21, 22, 25, 26, на общей площади 8,7 га/эксплуатационной площади 8,7 га и осуществляет заготовку древесины в объеме 631 м.
Схема расположения лесных насаждений приведена в Приложении N 1 к настоящему договору.
25 июня 2012 года стороны подписали акт передачи лесных насаждений, являющийся обязательным приложением к Договору купли-продажи лесных насаждений.
В ходе проведения мероприятий по охране территории государственного природного заказника федерального значения "Алтачейский" 3 декабря 2012 года ИП Шайдурову Е.М. выдано предписание N 1.
Указанным предписанием предпринимателю предложено до начала производства рубок на территории государственного природного заказника федерального значения "Алтачейский" произвести согласование мест и условий рубок с Министерством природных ресурсов России. В предписании указано, что проведение согласования предусмотрено пунктом 2.2 Положения о государственном природном заказнике федерального значения "Алтачейский". В случае проведения рубок без согласования будет оформлен протокол о нарушении установленного режима особо охраняемых природных территорий, наложено административное взыскание, предъявлен иск за нанесенный ущерб в результате проведения незаконных рубок.
Полагая, что указанным предписанием нарушаются его права и законные интересы индивидуальный предприниматель Шайдуров Е.М. обратился в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным должностным лицом, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы ИП Шайдурова Е.М. в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона N 33-ФЗ государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
В силу пункта 1 статьи 24 Закона N 33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
В соответствии с пунктом 1.7 Положения о заказнике "Алтачейский", утвержденного приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 25 января 1993 года N 14, заказник находится в ведении Департамента по охране и развитию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и входит в состав Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Бурятия (далее - Охотуправление), которое осуществляет государственный контроль и руководство деятельностью заказника.
Из пункта 1.3 названного Положения заказник "Алтачейский" имеет биологический профиль. В силу подпункта "б" пункта 4 статьи 22 Закона N 33-ФЗ указанный заказник предназначен для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях.
Пунктом 2.2 Положения о государственном природном заказнике "Алтачейский" предусмотрено, что на территории заказника запрещается любая деятельность, если она противоречит целям создания заказника или причиняет вред природным комплексам и их компонентам, в том числе: рубка леса без согласования с Охотуправлением.
В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий (часть 3 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации).
Частью 6 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из материалов дела, по договору купли-продажи лесных насаждений N 27/352-12 от 26.06.2012, заключенному между Республиканским агентством лесного хозяйства (продавец) и индивидуальным предпринимателем Шайдуровым Е.М. (покупатель), предпринимателем приобретены лесные насаждения в объеме 631 куб. м на территории Мухоршибирского лесничества, Гашейского участкового лесничества, в квартале 248.
Данный квартал является частью территории Государственного природного заказника федерального значения "Алтачейский".
Согласно акту передачи лесных насаждений от 25.06.2012 N 27/35212 Шайдуров Е.М. был ознакомлен с Лесохозяйственным регламентом Мухоршибирского лесничества, в котором расположены покупаемые лесные насаждения, с Правилами заготовки древесины, Правилами ухода за лесами, Правилами заготовки недревесных лесных ресурсов, Правилами пожарной и санитарной безопасности в лесах, что подтверждается подписью предпринимателя и печатью.
Следовательно, индивидуальный предприниматель несет ответственность за действия, производимые на территории земельного участка, приобретенного по договору купли-продажи от 26.06.2012.
Таким образом, суды двух инстанций пришли к правильному выводу о том, что предприниматель обязан был получить согласование мест рубок и условий рубок в Министерстве природных ресурсов Российской Федерации.
С учетом изложенного, выводы судов о соответствии оспариваемого предписания, вынесенного уполномоченным должностным лицом, требованиям действующего законодательства, являются правильными.
Иные доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств, не влияют на правильность принятых судебных актов по существу, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции.
Нарушения либо неправильного применения по данному делу норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, который в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 апреля 2013 года по делу N А10-5279/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.Ю.ПУЩИНА

Судьи
А.И.ЧУПРОВ
М.М.ШЕЛЕМИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)