Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 31.10.2013 N Ф09-10883/13 ПО ДЕЛУ N А76-2069/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2013 г. N Ф09-10883/13

Дело N А76-2069/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Беляевой Н.Г., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Челябинска (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.04.2013 по делу N А76-2069/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель администрации - Филатова Е.Ю. (доверенность от 12.03.2012 N 05-227).

Общество с ограниченной ответственностью "Маркетинг Холл" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к администрации о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка, выраженного в письме от 21.11.2012 N 024-5/2523, обязании включить испрашиваемый земельный участок в схему размещения нестационарных торговых объектов, обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, обязании в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принять решение о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Солнечная, д. 6В, в аренду, обязании в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду заключить договор аренды земельного участка (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, Главное управление архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска, Управление по торговле и услугам администрации города Челябинска.
Решением суда от 16.04.2013 (судья Бастен Д.А.) заявленные требования удовлетворены. Отказ администрации в предоставлении обществу в аренду земельного участка для размещения временного нестационарного объекта - автомобильной стоянки по адресу: г. Челябинск, ул. Солнечная, д. 6В, изложенный в письме от 21.11.2012 N 024-5/2523, признан недействительным. На администрацию возложена обязанность в пятидневный срок со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу принять положительное решение о размещении (установке) обществом названного временного нестационарного объекта согласно схеме, представленной обществом с заявлением от 08.11.2012.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 (судьи Суспицина Л.А., Богдановская Г.Н., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель жалобы указывает, что оспариваемое письмо не является отказом администрации в предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка, в нем лишь разъяснен действующий порядок предоставления земельных участков для размещения временных нестационарных объектов. Администрация полагает, что автостоянка является торговым объектом и ее размещение должно осуществляться на основании Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов. Администрация также считает необоснованной ссылку судов на п. 6 Порядка оформления документов для предоставления земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска, утвержденному решением Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10, поскольку общество просило предоставить земельный участок именно для размещения автостоянки, а не парковки. По мнению заявителя жалобы, суды фактически вторглись в сферу административных полномочий органа местного самоуправления, императивно определив конкретный способ разрешения заявления общества и обязав администрацию принять положительное решение о предоставлении земельного участка именно обществу. Кроме того, судами не принято во внимание, что испрашиваемый земельный участок входит в состав земельного участка с кадастровым номером 74:36:0711002:53, принадлежащего на праве общей долевой собственности Шмелеву Александру Артемьевичу, Шмелевой Анне Александровне, Шмелевой Дарье Александровне.

Как установлено судами и следует из материалов дела, общество 08.11.2012 обратилось к главе администрации с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для размещения временного нестационарного объекта - автомобильной стоянки по адресу: г. Челябинск, ул. Солнечная, д. 6В, согласно прилагаемой схеме. К данному заявлению обществом приложены характеристика объекта, схема участка, анкета застройщика.
Администрация в письме от 21.11.2012 N 024-5/2523 сообщила заявителю о том, что постановлением от 13.01.2012 N 2-п утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Челябинска. Включение места размещения объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов осуществляется по результатам рассмотрения заявления уполномоченной комиссией при администрации, для чего обществу необходимо в установленном порядке подать заявление по этому вопросу на имя главы администрации. Вопрос о предоставлении испрашиваемого земельного участка может быть рассмотрен при вынесении комиссией положительного решения о включении его в утвержденную схему.
Полагая, что данное решение нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующего.
Для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалованными актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
В соответствии с п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Согласно п. 2 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 данного Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 данной статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 названного Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
На основании п. 5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 этого Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п. 4 данной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
В силу п. 6 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в п. 5 настоящей статьи решения.
Судами установлено, что общество в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, обратилось к главе администрации с заявлением от 08.11.2012 о предоставлении в аренду для размещения временного нестационарного объекта - автомобильной стоянки по адресу: г. Челябинск, ул. Солнечная, д. 6В, согласно прилагаемой схеме.
Порядок оформления документов для предоставления земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска утвержден решением Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10 (далее - Порядок).
Указанный Порядок регулирует предоставление земельных участков для размещения и эксплуатации, в том числе автомобильных стоянок.
В соответствии с п. 16 Порядка автомобильная стоянка (автостоянка) - это нестационарный объект в виде специально оборудованного плоскостного сооружения, ограниченного для общего пользования, предназначенного для стоянки и организованного хранения транспортных средств.
С учетом изложенного суды обоснованно отклонили довод администрации о том, что автостоянка является торговым объектом и ее размещение должно осуществляться на основании Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, как основанный на неправильном толковании норм права.
Согласно п. 6 Порядка размещение и эксплуатация платных парковок, предоставление земельных участков гражданам для целей, не связанных со строительством и предпринимательской деятельностью, осуществляются в соответствии с отдельными правовыми актами Челябинской городской Думы.
Предоставление земельного участка в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта осуществляется на основании правового акта администрации или должностного лица администрации, принятого в пределах его компетенции, установленной муниципальным правовым актом администрации. Заявление о предоставлении земельного участка в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта либо о продлении договора аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта подается на имя главы администрации и регистрируется в установленном порядке (п. 19, 21 Порядка).
Пунктом 25 Порядка предусмотрено, что в течение 5 дней после подачи заявки комиссия при администрации рассматривает документы, предоставленные заявителем на предмет соответствия документам, указанным в п. 23 настоящего Порядка.
По результатам рассмотрения заявки комиссия выносит рекомендации о размещении (установке) временного объекта либо об отказе в его размещении (установке), которые направляются в администрацию или должностному лицу администрации, действующему в пределах его компетенции, установленной муниципальным правовым актом администрации города для принятия решения (п. 27 Порядка).
Согласно п. 28 Порядка в случае принятия администрацией или должностным лицом администрации, действующим в пределах его компетенции, установленной муниципальным правовым актом администрации, положительного решения о размещении (установке) временного объекта Управление по торговле и услугам администрации передает документы, предусмотренные п. 23 настоящего Порядка, в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям, который в течение 5 дней после принятия соответствующего положительного решения публикует информацию о земельном участке, на котором планируется размещение временного нестационарного объекта.
На следующий день после принятия положительного решения о размещении (установке) временного нестационарного объекта администрация направляет копию заявления и второй комплект приложенных к нему документов в Главное управление архитектуры и градостроительства администрации, которое в течение 20 дней с учетом зонирования территорий подготавливает и направляет для утверждения в администрацию или должностному лицу администрации, действующему в пределах его компетенции, установленной муниципальным правовым актом администрации, схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (п. 29 Порядка).
По истечении двадцати дней с момента опубликования информации о земельном участке, на котором планируется размещение временного объекта, Управление по торговле и услугам администрации письменно уведомляет администрацию или должностное лицо администрации, действующее в пределах его компетенции, установленной муниципальным правовым актом администрации, утверждающих схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, о наличии или отсутствии иных заявок на размещение временного объекта на данном земельном участке (п. 30 Порядка).
В случае, если в течение двадцати дней после опубликования сообщения о планируемом предоставлении земельного участка для размещения временного нестационарного объекта, поступят заявки иных лиц на данный земельный участок, предоставление земельного участка для размещения на нем временного нестационарного объекта осуществляется по результатам торгов на приобретение права аренды данного земельного участка. В случае, если после соответствующей публикации в средствах массовой информации о планируемом предоставлении земельного участка для размещения на нем временного нестационарного объекта в течение двадцати дней новые заявки на данный участок от иных лиц не поступят, администрация или должностное лицо администрации, действующее в пределах его компетенции, установленной муниципальным правовым актом администрации, утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, направляет ее в течение пяти дней в Главное управление архитектуры и градостроительства администрации (п. 31 Порядка).
Заявитель после получения утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 32 Порядка).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что изложенная в оспариваемом письме ссылка администрации на необходимость включения земельного участка, необходимого для размещения автомобильной стоянки, в схему размещения нестационарных торговых объектов противоречит нормам Земельного кодекса Российской Федерации и положениям указанного Порядка.
При этом суды верно указали, что невключение объекта в схему расположения нестационарных торговых объектов само по себе, при отсутствии иных, установленных нормативными правовыми актами оснований, не является достаточным для целей принятия органом местного самоуправления решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду в порядке, предусмотренном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Единственным основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте (п. 8 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772). Между тем доказательств наличия такого основания для отказа материалы дела не содержат.
Довод администрации о том, что оспариваемое письмо от 21.11.2012 N 024-5/2523 носит информационный, разъяснительный характер и не является решением администрации, судом апелляционной инстанции рассмотрен и правомерно отклонен.
Проанализировав содержание названного письма, суд установил, что оно составлено по результатам рассмотрения заявления общества о предоставлении земельного участка в аренду, подписано руководителем Управления по торговле и услугам администрации и затрагивает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку в данном письме обосновывается отказ обществу в предоставлении испрашиваемого им земельного участка в аренду.
Таким образом, письмо от 21.11.2012 N 024-5/2523 содержит признаки ненормативного правового акта, который может быть обжалован в арбитражный суд в порядке гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылка администрации на то, что спорный участок входит в состав земельного участка с кадастровым номером 74:36:0711002:53, принадлежащего на праве общей долевой собственности Шмелеву Александру Артемьевичу, Шмелевой Анне Александровне, Шмелевой Дарье Александровне, также был предметом рассмотрения апелляционного суда и правомерно отклонен, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что испрашиваемый обществом земельный участок сформирован и в установленном законом порядке поставлен на государственный кадастровый учет.
Установив, что администрация необоснованно отказала заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка для размещения автостоянки со ссылкой на необходимость включения данного земельного участка в схему размещения нестационарных торговых объектов, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Способ восстановления нарушенных прав заявителя судом первой инстанции определен самостоятельно, суд правомерно обязал администрацию в пятидневный срок со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу принять положительное решение о размещении (установке) обществом временного нестационарного объекта - автомобильной стоянки по адресу: г. Челябинск, ул. Солнечная, д. 6В, согласно схеме, представленной обществом с заявлением от 08.11.2012. При этом суд первой инстанции указал, что последующие действия администрации должны быть напрямую связаны с результатами публикации информации о земельном участке, на котором планируется размещение временного нестационарного объекта, а именно наличием, либо отсутствием заявок иных лиц на данный земельный участок.
Таким образом, ссылка администрации на то, что суд первой инстанции обязал администрацию принять решение о предоставлении земельного участка именно обществу в отсутствие публикации в средствах массовой информации о возможном предоставлении испрашиваемого земельного участка, не соответствует действительности.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке доказательств и сделанных на их основании выводов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Челябинской области и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.04.2013 по делу N А76-2069/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Челябинска - без удовлетворения.

Председательствующий
А.А.СТОЛЯРОВ

Судьи
Н.Г.БЕЛЯЕВА
В.А.КУПРЕЕНКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)