Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 02.07.2013 ПО ДЕЛУ N А01-1721/2012

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2013 г. по делу N А01-1721/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мещерина А.И., судей Епифанова В.Е. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от истца Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям (ИНН 0105010768, ОГРН 1020100711102) Ожева Р.А. (доверенность от 09.01.2013), в отсутствие ответчиков: Федерального агентства лесного хозяйства (ИНН 7705598840, ОГРН 1047796366298), Федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" (ИНН 7705028865, ОГРН 1037739350835), третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея, Управления лесами Республики Адыгея, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, администрации муниципального образования "Майкопский район", администрации муниципального образования "Краснооктябрьское сельское поселение", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.02.2013 (судья Мусифулина Н.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2013 (судьи Глазунова И.Н., Ильина М.В., Тимченко О.Х.) по делу N А01-1721/2012, установил следующее.
Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям (далее - комитет) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к ФГУП "Рослесинфорг" (далее - предприятие), Федеральному агентству лесного хозяйства (далее - агентство) о признании границ земельного участка площадью 498 тыс. кв. м (кадастровый номер 01:04:0000000:283), расположенного по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, юго-западнее пос. Краснооктябрьский, в соответствии с межевым планом от 31.05.2012. Истец также просил возложить на ответчиков обязанность внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о границах земельных участков с кадастровыми номерами 01:00:0000000:30 и 01:04:0000000:286 (требования уточнены; т. 2, л.д. 101).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея (далее - территориальное управление), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея (далее - кадастровая палата), Управление лесами Республики Адыгея, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, администрация муниципального образования "Майкопский район", администрация муниципального образования "Краснооктябрьское сельское поселение".
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.02.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2013, иск удовлетворен частично. Суд установил границы земельного участка площадью 498 тыс. кв. м (кадастровый номер 01:04:0000000:283), расположенного по адресу: Майкопский район, юго-западнее пос. Краснооктябрьский, Майкопского района, под автомобильной дорогой "Майкоп-Туапсе", в соответствии с межевым планом от 31.05.2012. На агентство возложена обязанность внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о границах земельных участков с кадастровыми номерами 01:00:0000000:30 и 01:04:0000000:286. В удовлетворении требований к предприятию отказано. Суд первой инстанции указал, что предприятие при выполнении работ по государственному контракту не приняло во внимание факт нахождения автомобильной дороги на территории лесных участков, что повлекло необоснованное включение земельного участка, расположенного под автомобильной дорогой "Майкоп-Туапсе", в состав лесных земель. Земельный участок площадью 498 тыс. кв. м (кадастровый номером 01:04:0000000:283; разрешенное использование - под автомобильной дорогой "Майкоп-Туапсе") учтен декларативно в 1992 году. Ответчики не представили доказательств определения местоположения границ земельных участков лесного фонда с учетом границ земельного участка, занятого автомобильной дорогой общего пользования, собственником которой является субъект Российской Федерации - Республика Адыгея. В соответствии с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2009 N Д23-2824 согласование местоположения границы между двумя земельными участками (соответствующей части границы), на одном из которых располагается автомобильная дорога (и при этом местоположение указанной границы определено с учетом норм отвода земель для автомобильных дорог), проводится независимо от требований заинтересованного лица без установления соответствующей части границы на местности. Невозможность внесения надлежащих сведений о границах спорного земельного участка в связи с неверными сведениями о границах участков лесного фонда препятствует оборотоспособности объекта гражданских прав - автомобильной дороги. Доводы агентства об отсутствии полномочий на совершение соответствующих действий по внесению изменений в сведения о земельном участке суды отклонили. Агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг в области лесных отношений, наделенным полномочиями по образованию земельных (лесных) участков из земель, находящихся в государственной собственности. В удовлетворении иска к предприятию отказано, поскольку комитет не является стороной государственного контракта от 06.06.2011 N Р-2К-11/1.
В кассационной жалобе агентство просит отменить решение и апелляционное постановление, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам. По мнению заявителя, суды не учли, что агентство не обладает правомочиями вносить изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о границах лесных участков. Согласно положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом. В силу норм действующего законодательства полномочия собственника земель лесного фонда осуществляет территориальное управление. Существующий спор о праве не может быть разрешен путем установления границ земельного участка и внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости. Сведения о границах спорного земельного участка в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Существующий спор о праве не может быть разрешен посредством установления границ земельного участка и внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости. Доказательства, подтверждающие соблюдение установленного порядка перевода спорного земельного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, в деле отсутствуют.
В заседании представитель комитета указал на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя истца, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, сведения о земельном участке площадью 498 тыс. кв. м (кадастровый номер 01:04:0000000:283, разрешенное использование: "под автомобильной дорогой "Майкоп-Туапсе"), расположенном по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, юго-западнее пос. Краснооктябрьский, внесены в государственный кадастр недвижимости 10.12.1992. Раздел 16 кадастрового паспорта от 10.06.2011 содержит указание о том, что граница участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (т. 1, л.д. 122).
Автомобильная дорога "Майкоп-Туапсе" протяженностью 22 933 м (сооружение 3) зарегистрирована на праве собственности за субъектом Российской Федерации - Республикой Адыгея (т. 1, л.д. 123).
По заказу комитета кадастровый инженер (Кодинцева О.А.) 31.05.2012 изготовил межевой план в целях уточнения местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 01:04:0000000:283 (т. 1, л.д. 136-244).
В целях уточнения сведений о координатах границ данного участка комитет обратился в кадастровую палату с заявлением о внесении изменений в сведения государственного кадастра объектов недвижимости.
Решением кадастровой палаты от 27.06.2012 N 0100/12-13410 отказано в государственном кадастровом учете объекта недвижимости, поскольку по представленным координатам межевого плана от 31.05.2012 граница земельного участка с кадастровым номером 01:04:0000000:283 пересекает границы обособленных ранее учтенных земельных участков из состава земель лесного фонда, входящих в состав единого землепользования с кадастровыми номерами 01:00:0000000:30 и 01:04:0000000:286 (т. 2, л.д. 80).
Земельные участки из состава земель лесного фонда (кадастровые номера 01:04:0000000:286, 01:04:0000000:30) принадлежат на праве собственности Российской Федерации (т. 2, л.д. 10-13).
Полагая, что при осуществлении кадастрового учета данных земельных участков не учтено нахождение на их территории автомобильной дороги общего пользования, комитет обратился с иском в арбитражный суд.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер и дата внесения такового в кадастр, описание местоположения границ и площадь.
В силу части 3 статьи 38 Закона N 221-ФЗ, если в соответствии со статьей 39 названного Закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Из представленного в материалы дела межевого плана от 31.05.2012 следует, что границы земельного участка с кадастровым номером 01:04:0000000:283 согласованы с представителем собственника смежных земельных участков в установленном порядке (т. 1, л.д. 213, 215, 217, 219, 221, 223, 225, 227, 229, 231, 233, 235, 237-244).
При этом суды правомерно учитывали нахождение на территории спорного земельного участка автомобильной дороги (пункт 3 части 6 статьи 39 Закона N 221-ФЗ).
Исследовав представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций, пришли к выводу о том, что внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о спорном земельном участка не приведет к изменению уникальных характеристик иных земельных участков. Изложенное, в частности, подтверждается заключением кадастрового инженера (т. 1, л.д. 132). Представленный в материалы дела межевой план участка содержит информацию о координатах характерных точек его границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ).
Спор о праве на смежные земельные участки отсутствует, разногласия сторон возникли относительно необходимости изменения категории земель (т. 2, л.д. 29-32).
Соответствующие доводы ответчика (об обходе процедуры перевода земель лесного фонда в земли иных категорий) рассматривались апелляционным судом и получили верную правовую оценку с учетом представленных в дело доказательств (т. 1, л.д. 122).
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования комитета к агентству.
Ссылка ответчика на отсутствие полномочий, необходимых для подготовки информации подлежащей внесению в государственный кадастр недвижимости не принимается, как противоречащая положениям пунктов 5.4.12 и 5.4.19 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736) и содержанию представленных в дело доказательств (т. 1, л.д. 246-262).
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку представленных в дело доказательств, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, где им дана надлежащая оценка.
Нормы материального права применены судами правильно.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренные частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения и апелляционного постановления по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.02.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2013 по делу N А01-1721/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.МЕЩЕРИН
Судьи
В.Е.ЕПИФАНОВ
Н.С.МАЗУРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)