Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.07.2013 ПО ДЕЛУ N А41-56166/12

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2013 г. по делу N А41-56166/12


Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Масаевым З.Х.,
при участии в заседании:
- от заявителя: Попова В.П. по доверенности от 12.12.2012 N 131;
- от заинтересованных лиц:
администрации Волоколамского муниципального района Московской области - представитель не явился, извещен,
КУИ администрации Волоколамского муниципального района Московской области - извещен, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Красногорский завод им. С.А. Зверева" (ОГРН 1025002863247; ИНН 5024022965) на решение Арбитражного суда Московской области от 15.03.2013 по делу N А41-56166/12, принятое судьей Богатиной Ю.Г. по заявлению открытого акционерного общества "Красногорский завод им. С.А.Зверева" (ОГРН 1025002863247; ИНН 5024022965) к администрации Волоколамского муниципального района Московской области (ОГРН 1025000845814; ИНН 5004003890); Комитет по управлению имуществом администрации Волоколамского муниципального района Московской области (ОГРН 1025000842734, ИНН 5004002400) о признании незаконными действий (бездействия),

установил:

открытое акционерное общество "Красногорский завод им. С.А. Зверева" (далее - заявитель, общество, ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Волоколамского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация), Комитету по управлению имуществом администрации Волоколамского муниципального района Московской области (далее - Комитет) с требованием о признании незаконным бездействия администрации Волоколамского муниципального района Московской области в связи с непредоставлением в собственность ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" земельного участка с кадастровым номером 50:07:0000000:48, общей площадью 47800000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район, территории совхоза "Болычево", об обязании принять решение о предоставлении в собственность открытого акционерного общества "Красногорский завод им. С.А. Зверева" земельного участка с кадастровым номером 50:07:0000000:48, общей площадью 47800000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район, территории совхоза "Болычево", обязании в месячный срок направить открытому акционерному обществу "Красногорский завод им. С.А. Зверева" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:07:0000000:48, расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район, территории совхоза "Болычево", общей площадью 47800000 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 25.02.2009, по цене 2,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
В судебное заседание не явились представители заинтересованных лиц, в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного заседания. Информация о времени и месте судебного заседания имеется на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителя лица, участвующего в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева".
Как следует из материалов дела и установлено судом, спорный земельный участок с кадастровым номером 50:07:0000000:48, общей площадью 47800000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Волоколамский район был предоставлен на праве бессрочного (постоянного пользования) совхозу "Болычево" 13.04.1993, что подтверждается Свидетельством МО-7 N 5407 от 13.04.1993 (т. 1 л.д. 13).
Решением Волоколамского городского суда от 29.01.2008 по делу N 2-9/08 установлено, что исполком Волоколамского городского Совета народных депутатов 04.07.1989 принял решение N 331/8 просить исполком Мособлсовета включить совхоз "Болычево" структурной единицей в ПО "Красногорский завод им. С.А. Зверева"
По распоряжению Председателя Совета Министров РСФСР N 358-р от 02.04.1990 совхоз "Болычево" Московской области из ведения Госагропрома Нечерноземной зоны РСФСР передан в ведение Миноборонпрома СССР для организации подсобного сельского хозяйства.
В соответствии с приказом N 154 от 13.04.1990 по Агропромышленному комитету РСФСР совхоз "Болычево" передан в ведение Миноборонпрома СССР для организации подсобного сельского хозяйства с исключением совхоза "Болычево из списка действующих предприятий и из состава агропромышленного комбината "Волоколамский".
Во исполнение распоряжения Председателя Совета Министров РСФСР от 02.04.1990 N 358-р, приказа Госагропрома РСФСР от 12.06.1990 N 62, приказа Министра оборонной промышленности СССР от 28.05.1990 N 453, приказа Госагропрома Нечерноземной зоны РСФСР от 13.04.1990 N 154, совхоз "Болычево" Волоколамского района передан из ведения Госагропрома РСФСР в ведение Министерства оборонной промышленности.
Согласно решению конференции трудового коллектива Красногорского ордена Ленина и ордена Трудового Красного знамени механического завода совхоз "Болычево" преобразован в агроцех КМЗ путем акционирования в составе КМЗ, с ликвидацией юридического лица совхоза и открытием субсчета КМЗ, что подтверждается выпиской из протокола N 3 от 25.09.1992.
В настоящее время агроцех "Болычево" является структурным подразделением ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева".
Заявитель на основании Плана приватизации ГП ПО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" утвержденного 23.12.1993 решением N 806 Комитета по управлению имуществом Московской области приобрел в собственность объекты недвижимого имущества на спорном земельном участке с кадастровым номером 50:07:0000000:48, общей площадью 47800000 кв. м.
26.03.2012 общество в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обратилось к главе администрации Волоколамского муниципального района Московской области с заявлением о приобретении в собственность названного земельного участка (т. 1 л.д. 10).
29.11.2012 в адрес заявителя поступило сообщение, исх. N 4143 от 20.11.2012 Комитета по управлению имуществом администрации Волоколамского муниципального района Московской области, согласно которому предоставление земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, осуществляется с приложением документов, предусмотренных приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475.
Считая бездействие администрации района, выразившееся в непринятии решения о предоставлении земельного участка в собственность под объектами недвижимости, принадлежащим заявителю, ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Московской области сделал вывод о том, что обществом пропущен срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для подачи заявления о признании незаконным бездействия администрации Волоколамского муниципального района Московской области.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Если иное не установлено федеральным законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретения права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий строений сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Из материалов дела следует, что ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:07:0000000:48, общей площадью 47800000 кв. м.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в статье 36 ЗК РФ, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Следовательно, для правильного разрешения настоящего спора и установления органа, полномочного принимать решение о предоставлении спорного земельного участка собственнику объектов недвижимости, на нем расположенного, необходимо установить к какому уровню собственности относится испрашиваемый земельный участок (федеральной собственности, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) либо находится в неразграниченной государственной собственности.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 названного Закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если этим или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что спорный земельный участок не относится к муниципальной собственности, а также не является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, здания и сооружения на спорном земельном участке ранее находились в собственности Российской Федерации, что подтверждается планом приватизации ГП ПО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" утвержденного 23.12.1993 решением N 806 Комитета по управлению имуществом Московской области.
Указанное обстоятельство также не оспаривается участвующими в деле лицами.
Статьями 17, 19 ЗК РФ (в редакциях, действовавших до 01.07.2006) предусматривалось, что в собственности Российской Федерации и муниципальных образований могут находиться земельные участки, основания отнесения которых к соответствующему уровню собственности предусмотрены Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
Согласно положениям ранее действовавшего указанного Закона основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю (часть 2 статьи 2 Федерального закона).
В пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакциях, действовавших до 01.07.2006) предусматривалось, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требовалась, и распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществлялась органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не было предусмотрено иное.
В статьях 3, 4 и 5 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ были указаны основания внесения земельных участков в соответствующие перечни, утверждаемые актами Правительства Российской Федерации. Подготовка и согласование указанных перечней земельных участков производилась в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140.
В рассматриваемом случае спорный земельный участок в перечень земель, передаваемых в федеральную, муниципальную или собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с ранее действовавшим Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ включен не был.
Вместе с тем с 01.07.2006 разграничение государственной собственности на землю осуществляется не путем включения земельных участков в соответствующие перечни, а в соответствии с установленными критериями, по которым земли относятся к тому или иному уровню собственности в силу прямого указания закона. А органам местного самоуправления, предоставлено право распоряжения лишь теми земельными участками, которые не отвечают ни одним из критериев, позволяющих отнести такие земельные участки к соответствующему уровню собственности.
Так Федеральным законом от 17.04.2006 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", вступившим в силу с 01.07.2006, признан утратившим силу Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю", а Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню собственности.
Согласно пункту 2 статьи 16 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 17.04.2006) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Кодексом и федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- - земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- - земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
- - земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
- - иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Подобные критерии разграничения для отнесения земельных участков к собственности субъекта Российской Федерации либо муниципального образования указаны в пунктах 2 и 3 статьи 3.1 названного Федерального закона.
Таким образом, с момента вступления в силу изменений Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которыми данный Федеральный закон был дополнен статьей 3.1, а именно с 01 июля 2006 года, земельные участки, отвечающие критериям, указанным в названной статье, считаются отнесенными к тому или ином уровню собственности в силу прямого указания закона.
Апелляционный суд считает, что при установлении факта разграничения и отнесения земельных участков к соответствующему уровню собственности необходимо руководствоваться изначальным назначением земельного участка, принадлежности объекта недвижимого имущества на нем расположенного, то есть к федеральной собственности относится земельный участок, если на нем расположено здание, ранее относившееся к федеральному уровню собственности, или земельный участок первоначально предоставлен предприятиям и организациям, созданным федеральными органами государственной власти. В силу ныне действующих положений закона такой земельный участок относится к федеральной собственности и в том случае если здание или предприятие были приватизированы. Аналогичным образом государственная собственность на землю разграничена на собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
Указанный подход к разграничению государственной собственности на землю соответствует принципам разграничения, изначально заложенным в Федеральном законе от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (статьи 3, 4, 5), Федеральном законе от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (статья 28 в редакции, действовавшей до 01.07.2006). Так согласно пункту 3 указанной статьи решение о продаже земельных участков принималось органом, принявшим решение о приватизации соответствующих объектов недвижимости.
Из плана приватизации ГП ПО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" следует, что организационно-правовая форма завода - государственное предприятие, собственность - федеральная.
Таким образом, при рассмотрении вопроса относительно отнесения спорного земельного участка к соответствующему уровню собственности апелляционным судом при исследовании доказательств по делу установлено, что по своим критериям земельный участок, на котором расположены здания, ранее находившееся в собственности Российской Федерации (поскольку его правообладателем являлось государственное предприятие федерального уровня собственности - ГП ПО "Красногорский завод им. С.А. Зверева"), в силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" относится к федеральной собственности.
Отсутствие в ЕГРП записи о праве собственности на спорный земельный участок, находящейся под объектами недвижимого имущества, принадлежащего заявителю, не свидетельствует о том, что правообладателем таких земель (земельных участков после их формирования) Российская Федерация не является в силу закона по изложенным выше основаниям, а лишь обусловлено тем, что право Российской Федерации на земельный участок не зарегистрировано.
Поскольку испрашиваемый ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" земельный участок с кадастровым номером 50:07:0000000:48, общей площадью 47800000 кв. м относится к федеральной собственности, лицом, уполномоченным на распоряжение данным земельным участком, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице его территориальных органов.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Федеральное агентство по управлению государственным имуществом распоряжается земельными участками, отвечающими критериям, перечисленным в статье 3.1 названного Федерального закона после государственной регистрации права собственности за Российской Федерацией.
Согласно статье 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти либо действующего по его поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации на земельный участок.
Таким основанием, как изложено выше, в рассматриваемом случае является прямое указание закона (статья 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации") с подтверждением критерия, отнесения земельного участка к собственности Российской Федерации, указанного в пункте 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, для оформления прав на спорный земельный участок ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" необходимо обратиться в территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным, при этом собственник спорного земельного участка обязан принять меры, направленные на предоставление данного земельного участка заявителю, как собственнику объекта недвижимого имущества, расположенного на земельном участке. К таким мера относится, в том числе регистрация в установленном порядке права собственности на спорный земельный участок за Российской Федерацией.
Доводы, приведенные ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
В силу части 5 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, распределяются по правилам, установленным статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 15.03.2013 по делу N А41-56166/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.А.МИЩЕНКО

Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Е.Е.ШЕВЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)