Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 03.09.2013 ПО ДЕЛУ N А66-11546/2012

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 сентября 2013 г. по делу N А66-11546/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Грачевой И.Л., Захаровой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 07.12.2012 (судья Балакина Ю.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2013 (судьи Тарасова О.А., Докшина А.Ю., Ралько О.Б.) по делу N А66-11546/2012,

установил:

общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие "Диапазон", место нахождения: 170000, Тверская обл., Калининский р-н, г. Тверь, Студенческий пер., д. 40, ОГРН 1026900516940 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 33, ОГРН 1026900561071 (далее - Министерство), о предоставлении в собственность Обществу земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200056:39, расположенного по адресу: г. Тверь, Промышленный проезд, и об обязании Министерства в месячный срок со дня вступлении в силу решения суда направить Обществу проект договора купли-продажи данного земельного участка с предложением его заключить.
Решением суда первой инстанции от 07.12.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.04.2013, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство, полагая, что решение и постановление вынесены с нарушением норм процессуального и материального права, выводы судов не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения. Считая их законными и обоснованными.
Общество и Министерство, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником объектов недвижимого имущества: цеха общей площадью 1172,3 кв. м и склада общей площадью 1756,6 кв. м, расположенных по адресу: г. Тверь, Промышленный проезд (свидетельства о государственной регистрации права от 30.11.1999 серии СМ-01 N 9911353, N 9911354).
Указанные объекты недвижимости находятся на являющемся государственной собственностью земельном участке, общей площадью 11 979,5 кв. м, с кадастровым номером 69:40:0200056:39, по адресу: г. Тверь, Промышленный проезд (далее - Земельный участок).
Согласно договору аренды от 10.12.1999, земельный участок передан в аренду Обществу.
Общество обратилось к Министерству с заявкой от 08.08.2011 N 37 о выкупе земельного участка, с приложением необходимых документов.
Министерство направило заявителю письмо от 31.05.2012 N 6974-09, в котором предложило Обществу представить дополнительные документы, обосновывающие соответствие площадь испрашиваемого земельного участка, необходимого для использования объектов недвижимости, утвержденным нормам отвода земель для конкретных видов деятельности, правилам землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Общество направило Министерству письмо от 25.06.2012 N 5-10, в котором обосновало размер испрашиваемого земельного участка.
Министерство письмом от 29.08.2012 N 12892-09 отказало Обществу в предоставлении в собственность земельного участка, указав, что заявителем не представлены документы, обосновывающие его размер.
Общество полагая, что отказ Министерства в предоставлении земельного участка в собственность нарушает его законные права и интересы обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Удовлетворяя требования заявителя, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что имеются основания для признания незаконным оспариваемого решения Министерства, предусмотренные статьями 198 и 201 АПК РФ. Суды признали отказ Министерства незаконным и обязали его принять решение о предоставлении в собственность Обществу испрашиваемого земельного участка, подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Исследовав материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 5 той же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в этой статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ).
Согласно материалам дела к заявлению о приватизации испрашиваемого земельного участка Общество приложило все необходимые документы, предусмотренные Перечнем, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 31.10.2007 N 370.
Испрашиваемый земельный участок ранее был предоставлен Обществу в аренду для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости.
Министерство, отказывая в выкупе испрашиваемого земельного участка, не указало конкретные причины, по которым считает чрезмерной площадь спорного земельного участка, не обосновало иную площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащих Обществу объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о незаконности отказа в приватизации испрашиваемого Обществом земельного участка.
Установив, что Министерство нарушило предусмотренный статьей 36 ЗК РФ порядок рассмотрения заявления Общества о выкупе земельного участка, а также права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суды обоснованно обязали Министерство принять решение о предоставлении в собственность Обществу испрашиваемого земельного участка, подготовить и направить в адрес Общества проект соответствующего договора купли-продажи.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Согласно части 4 статьи 283 АПК РФ исполнение судебного акта приостанавливается на срок до принятия арбитражным судом кассационной инстанции постановления по результатам рассмотрения кассационной жалобы, если судом не установлен иной срок приостановления.
В связи с окончанием производства в суде кассационной инстанции приостановление исполнения решения от 07.12.2012 и постановления от 23.04.2013, принятое определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.07.2013, подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 07.12.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2013 по делу N А66-11546/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения Арбитражного суда Тверской области от 07.12.2012 и постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2013 по делу N А66-11546/2012 отменить.

Председательствующий
А.В.КАДУЛИН

Судьи
И.Л.ГРАЧЕВА
М.В.ЗАХАРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)