Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.05.2013 ПО ДЕЛУ N А46-27730/2012

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 2013 г. по делу N А46-27730/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Черемновой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1715/2013) Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Арбитражного суда Омской области от 15.01.2013 по делу N А46-27730/2012 (судья Чернышев В.И.)
по заявлению гаражного кооператива "Восток-82" (ИНН 5506023756, ОГРН 1025501260950)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области
о признании недействительным решения от 05.06.2012 N 55/12-29802 и обязании провести государственный кадастровый учет
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: председателя кооператива Сивер С.М.; Москаленко Е.А. по доверенности от 05.05.2013;
- от заинтересованного лица: представитель не явился;
-
установил:

Гаражный кооператив "Восток-82" (далее по тексту - заявитель, ГК "Восток-82", Кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", заинтересованное лицо, орган кадастрового учета) о признании незаконным решения от 05.06.2012 N 55/12-29802 об отказе в кадастровом учете изменений, обязании провести государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:767, расположенного по адресу: Омская область, г. Омск, ул. 4-я Транспортная, согласно заявлению N 55/101/12-8029 от 11.05.2012.
Решением Арбитражного суда Омской области от 15.01.2013 по делу N А46-27730/2012 заявленные требования были удовлетворены в полном объеме. Кроме того, с ФГБУ "ФКП Росреестра" в пользу ГК "Восток-82" было взыскано 2000 рублей государственной пошлины.
В обоснование решения суд указал на то, что оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета не имелось, поскольку отказ в учете изменений объекта недвижимости осуществлен на основании нормы права, которая предусматривает порядок отказа при образовании объекта недвижимости; земельный участок уже был образован и заявление было подано в связи с изменением его уникальных характеристик; в письме Минэкономразвития указано на невозможность принятия решения об отказе либо приостановлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка при наличии пересечения границ участка и границ территориальной зоны.
ФГБУ "ФКП Росреестра" в апелляционной жалобе просит решение суда 1 инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ГК "Восток-82" поскольку ранее учтенный земельный участок считается сформированным (образованным) с момента внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, т.е. уточнение границ земельного участка является заключительным этапом образования данного земельного участка; выявление пересечения границы земельного участка и территориальной зоны является основанием для вынесения решения об отказе в осуществлении кадастрового учета; местоположения границ земельного участка и его площадь определяется с учетом фактического землепользования, из схемы земельного участка видно, что гаражи располагаются не на всем земельном участке, а лишь на его части, которая не имеет пересечения с границами территориальных зон.
В представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу и изложенных в судебном заседании доводах представители ГК "Восток-82" просили решение суда 1 инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указав на то, что на момент обращения с заявлением о кадастровом учете земельный участок уже был образован; законом о кадастре не предусмотрено принятие решения об отказе либо приостановлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка при наличии пересечения его границ с границами территориальных зон.
Надлежащим образом уведомленное заинтересованное лицо явку своего представителя в процесс не обеспечило, в связи с чем, дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся в деле доказательствам.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства. В соответствии с постановлением первого заместителя Главы Администрации города Омска от 07.07.1995 N 772-п, кооперативу автолюбителей "Восток-82" предоставлен в бессрочное пользование земельный участок площадью 0,714 га под строительство индивидуальных гаражей для военнослужащих учебного центра ВДВ, ветеранов вооруженных сил, воинов интернационалистов на землях городской застройки по ул. 4-я Транспортная в Октябрьском район, за счет сноса ветхого склада (т. 1 л.д. 92-93).
20.02.2007 сведения о земельном участке с кадастровым номером 55:36:090205:767 внесены в государственный кадастр недвижимости с разрешенным использованием: под строительство капитальных гаражей (т. 1 л.д. 81).
17.01.2012 кадастровым инженером Кариноускине О.С. был подготовлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:767, место положения установлено: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. 4-я Транспортная (т. 1 л.д. 68-80).
По результатам межевания в ФКБУ "ФКП Росреестр" было подано заявление от 11.05.2012 (регистрационный N 55/101/12-8029) об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в соответствии с прилагаемыми документами в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:767; изменением иных сведений об объекте недвижимости с кадастровым номером 55:36:090205:767, с приложением межевого плана от 17.01.2012 (т. 1 л.д. 67).
В соответствии с решением от 05.06.2012 N 55/12-29802 ФГБУ "ФКП Росреестра" в осуществлении кадастрового учета изменений отказано на основании пункта 3 части 2 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ, статьи 85 Земельного кодекса РФ, части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, поскольку не допускается формирование земельного участка в границах нескольких территориальных зон. Уточняемый земельный участок выходит за границу зоны ПЗ (зона производственно-коммунальных объектов IV-V классов опасности (1152)) (т. 1 л.д. 87).
Полагая, что данный отказ нарушает его права и законные интересы, ГК "Восток-82" обратился в Арбитражный суд Тюменской области с требованиями о признании его незаконными.
Решением от 15.01.2013 Арбитражный суд Омской области заявленные требования удовлетворил. Указанное решение суда обжаловано заинтересованным лицом в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит решение законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению исходя из следующего.
В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
На основании части 2 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или иных указанных в законе сведений, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Таким образом, Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" различает такие действия как постановка на учет объекта, снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или иных сведений.
В силу статья 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к таким уникальным характеристикам объекта недвижимости, которые включаются в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, относятся, в том числе, и описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
При этом, в силу статьи 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, осуществленный до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Как следует из кадастровой выписки о земельном участке 55:36:090205:767 (т. 1 л.д. 81), данный земельный участок был поставлен на учет 20.02.2007, т.е. до принятия Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", и его границы на местности не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Следовательно, кадастровый учет таких уникальных характеристик как описание местоположения границ объекта недвижимости, ранее учтенных в кадастре, является действиями по кадастровому учету изменений уникальных характеристик и сведений.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
Состав необходимых для кадастрового учета изменением уникальных характеристик земельного участка документов установлен статьей 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", среди которых указан и межевой план (пункт 2 части 1 статьи 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
В силу части 1 статьи 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что межевой план от 17.01.2012 был подготовлен в связи с уточнением местоположения границ спорного земельного участка.
Основания для отказа в осуществлении кадастрового учета предусмотрены статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Как указывалось выше, из оспариваемого решения следует, что отказ в осуществлении государственного кадастрового учета осуществлен в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и мотивирован тем, что формирование земельного участка в границах нескольких территориальных зон не допустимо, в то время как уточняемый земельный участок выходит за границу зоны ПЗ (зона производственно-коммунальных объектов IV-V классов опасности (1152).
При этом спора у лиц, участвующих в деле, по факту пересечения границами спорного земельного участка границ зоны ПЗ (зона производственно-коммунальных объектов IV-V классов опасности (1152) не имеется. Данное обстоятельство приводится заинтересованным лицом в тексте отказа с обоснованием схемами территориальных зон, на которые имеется ссылка в дополнительных возражениях на заявление (т. 1 л.д. 128-135) и не отрицается по существу заявителем.
В силу пункта 3 части 2 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями.
Таким образом, названное в статье 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" основание для отказа связано с наличием иной нормы права, запрещающей осуществление подобных действий, и возможно только при образовании земельных участков (новое образование, раздел, выдел или иное действие по преобразованию объекта недвижимости).
В качестве нарушенных норм права заинтересованное лицо называет статью 85 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Однако, по мнению суда апелляционной инстанции, отсутствовали действия по кадастровому учету образования земельных участков.
В силу статья 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации прямо установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки.
Как следует из материалов дела, никаких действий по разделу, объединению, перераспределению земельных участков или выделу из земельных участков осуществлено не было, в равно степени, как и не было прекращено прав на ранее существовавший земельный участок.
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:090205:768 был внесен в государственный кадастр в 2007 году на основании постановления от 07.07.1995 о предоставлении земельного участка площадью 0,714 га на праве бессрочного пользования ГК "Восток-82". До настоящего времени земельный участок существует с тем же номером, той же площадью и принадлежит тому же лицу на том же праве.
Следовательно, отсутствуют основания утверждать, что поданное заявление было связано с кадастровым учетом образования земельного участка.
По мнению заинтересованного лица, поскольку земельный участок являлся ранее учтенным участком, границы которого, как одна из уникальных характеристик объекта, не были внесены в сведения государственного кадастра недвижимости, следовательно определение данных границ является завершающим этапом образования земельного участка, что позволяет осуществить в такой ситуации отказ в регистрационных действиях по пункту 3 части 2 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Суд апелляционной инстанции считает указанный довод необоснованным. Действительно в силу статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Однако, само по себе отсутствие данных уникальных характеристик в государственном кадастре не может означать, что земельный участок как объект гражданских прав еще не образован.
Это противоречит и приведенной выше статье 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", согласно которой учет объектов, осуществленный до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости.
Не могут являться, по мнению суда апелляционной инстанции, основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета изменений уникальных характеристик объекта недвижимости и ссылки на статью 85 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, содержащиеся в решении об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Так, частью 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Следовательно, именно формирование границ территориальных зон должно было учитывать границы фактически существующих земельных участков. Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Омской области были утверждены Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201.
Спорный же земельный участок был образован Постановлением Первого заместителя Главы администрации города Омска 07.07.1995 году и находился в государственном кадастре недвижимости с 20.02.2007.
Аналогичное требование содержится и в части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании которой на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Таким образом, и градостроительное законодательство предусматривает правила градостроительного зонирования с учетом принадлежности существующих земельных участков к одной зоне.
Следовательно, данные нормы обязывают государственные органы, осуществляющие территориальное и градостроительное зонирование учитывать фактически существующие на момент зонирования земельные участки.
Землепользователи, в свою очередь, после утверждения государственными органами территориального и градостроительного зонирование должны учитывать, что образовать новый земельный участок возможно лишь в пределах границ данных зон.
Применительно к земельному участку, образованному в 1995 году из смысла законодательства не следует требование об обязательном его изменении с учетом измененного впоследствии территориального зонирования.
Аналогичная позиция была изложена в письмах Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.08.2012 N ОГ-Д23-3497, от 11.09.2012 N ОГ-Д23-4299, согласно которым законом о кадастре не предусмотрено принятие решения об отказе либо приостановлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка при наличии пересечения границ земельного участка и границ территориальной зоны".
Заинтересованное лицо в тексте апелляционной жалобы указывает на то, что капитальные гаражи находятся на схеме земельного участка в верхней части территориальной зоны П3.1152 и не пересекают установленную территориальную зону, сам же земельный участок существенно больше. При этом в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод. Названная норма земельного законодательства регламентирует правила приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения. Заявитель же обратился с заявлением не о выкупе земельного участка, тем более в порядке процедуры статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а с заявлением об уточнении уникальных характеристик земельного участка, в связи с чем, данная норма к указанным отношениям не применима.
При таких обстоятельствах, учитывая, что оспариваемое решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости вынесено на основании пункта 3 части 2 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", то есть нормы, регламентирующей порядок отказа при образовании объекта недвижимости, в то время как уточнение местоположения границ земельного участка не является действием по образованию или преобразованию земельного участка, суд 1 инстанции пришел к правильному выводу о незаконности вынесенного ненормативного правового акта.
Каких-либо иных оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета соответствующего земельного участка ни в оспариваемом решении, ни в ходе судебного разбирательства заинтересованным лицом указано не было.
Расходы по уплате государственной пошлины распределению в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса не подлежат, поскольку податель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 15.01.2013 по делу N А46-27730/2012 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР

Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)