Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Дибирасулаев А.Ж.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Зайнудиновой Ш.М.,
судей Ибрагимова С.Р. и Мустафаевой З.К.,
при секретаре А.Э.
рассмотрела 30 ноября 2012 года в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе главы администрации МО "сельсовет Покровский" Х. на решение Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от 10 октября 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Хасавюртовского района удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования МО "Сельсовет Покровский" <адрес> в срок до 01.10.2013 года произвести паспортизацию автомобильных дорог внутри населенного пункта <адрес> РД в соответствии с требованиями Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования".
Заслушав доклад судьи Зайнудиновой Ш.М., мнение прокурора Молчанова П., полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия Верховного суда РД,
установила:
Прокурор Хасавюртовского района РД обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц несовершеннолетнего возраста к администрации МО "Сельсовет Покровский" <адрес> об обязании произвести паспортизацию автомобильных дорог сельского поселения, мотивируя свои требования тем, что на территории поселения МО "Сельсовет Покровский" <адрес> не соблюдаются требования по надлежащему обеспечению безопасности дорожного движения, и на основании представленной местной администрацией информации выявлено, что паспортизация указанной автомобильной дороги не произведена. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года N 131-ФЗ, к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. А в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования (Части 1 и 2 ст. 5 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 года N 257-ФЗ). Согласно ч. 8 ст. 6 указанного Федерального закона к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В силу ч. 9 ст. 5 названного Закона, автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. Согласно ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Технический паспорт автомобильных дорог, расположенных внутри <адрес> отсутствует. Пунктом 1.1. Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" установлено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1-83). Указанная инструкция возлагала проведение паспортизации на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. Однако после возникновения института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. В связи с чем, паспортизацию дорог, находящихся в собственности органов местного самоуправления должны проводить органы местного самоуправления. Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27.08.2009 года N 150, определено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Учитывая, что спорная дорога расположена в границе населенного пункта, является собственностью администрации МО "Сельсовет Покровский" <адрес>, считает, что ее паспортизацию должен осуществлять ответчик.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе главы администрации МО "сельсовет Покровский" Х. ставится вопрос об отмене состоявшегося решения, как незаконного и необоснованного. Данные доводы автор жалобы обосновал тем, что судом не было учтено, что паспортизация автомобильных дорого внутри населенного пункта <адрес> не была проведена по причине отсутствия достаточных финансовых средств и что ее проведение законом возложено на дорожное управление, и в этом нет вины администрации села.
В возражениях на апелляционную жалобу ст. помощник прокурора Хасавюртовского района Республики Дагестан А.А. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, приводя доводы, аналогичные исковым требованиям.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, на территории поселения МО "Сельсовет Покровский" <адрес> не соблюдаются требования по надлежащему обеспечению безопасности дорожного движения, и на основании представленной местной администрацией информации выявлено, что паспортизация указанной автомобильной дороги не произведена.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года N 131-ФЗ, к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" установлено, что паспортизация автомобильных производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1-83).
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27.08.2009 года N 150, определено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Учитывая, что спорная дорога расположена в границе сельского поселения, является собственностью МО "Сельсовет Покровский" <адрес>, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ее паспортизацию должен осуществлять ответчик.
Суд установив, что выявленные проверкой нарушения создают реальную опасность причинения вреда жизни и здоровью населения, обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования.
Довод жалобы о том, что в бюджете местной администрации не имеется достаточных денежных средств для выполнения вышеуказанных работ, необходимости произвести перераспределение денежных средств для выполнения решения суда, не освобождает собственника от принятия необходимых мер для осуществления паспортизации дорог и не может быть положен в основу отказа в удовлетворении законного и обоснованного иска прокурора.
Судом при вынесении решения соблюдены все требования материального и процессуального законодательства, а указанные доводы ответчика несостоятельны и не могут являться основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от 10 октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу главы администрации МО сельсовет "Покровский" Х. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 30.11.2012 N 33-3552-12Г.
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 ноября 2012 г. N 33-3552-12г.
Судья Дибирасулаев А.Ж.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Зайнудиновой Ш.М.,
судей Ибрагимова С.Р. и Мустафаевой З.К.,
при секретаре А.Э.
рассмотрела 30 ноября 2012 года в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе главы администрации МО "сельсовет Покровский" Х. на решение Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от 10 октября 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Хасавюртовского района удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования МО "Сельсовет Покровский" <адрес> в срок до 01.10.2013 года произвести паспортизацию автомобильных дорог внутри населенного пункта <адрес> РД в соответствии с требованиями Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования".
Заслушав доклад судьи Зайнудиновой Ш.М., мнение прокурора Молчанова П., полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия Верховного суда РД,
установила:
Прокурор Хасавюртовского района РД обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц несовершеннолетнего возраста к администрации МО "Сельсовет Покровский" <адрес> об обязании произвести паспортизацию автомобильных дорог сельского поселения, мотивируя свои требования тем, что на территории поселения МО "Сельсовет Покровский" <адрес> не соблюдаются требования по надлежащему обеспечению безопасности дорожного движения, и на основании представленной местной администрацией информации выявлено, что паспортизация указанной автомобильной дороги не произведена. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года N 131-ФЗ, к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. А в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования (Части 1 и 2 ст. 5 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 года N 257-ФЗ). Согласно ч. 8 ст. 6 указанного Федерального закона к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В силу ч. 9 ст. 5 названного Закона, автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. Согласно ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Технический паспорт автомобильных дорог, расположенных внутри <адрес> отсутствует. Пунктом 1.1. Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" установлено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1-83). Указанная инструкция возлагала проведение паспортизации на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. Однако после возникновения института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. В связи с чем, паспортизацию дорог, находящихся в собственности органов местного самоуправления должны проводить органы местного самоуправления. Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27.08.2009 года N 150, определено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Учитывая, что спорная дорога расположена в границе населенного пункта, является собственностью администрации МО "Сельсовет Покровский" <адрес>, считает, что ее паспортизацию должен осуществлять ответчик.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе главы администрации МО "сельсовет Покровский" Х. ставится вопрос об отмене состоявшегося решения, как незаконного и необоснованного. Данные доводы автор жалобы обосновал тем, что судом не было учтено, что паспортизация автомобильных дорого внутри населенного пункта <адрес> не была проведена по причине отсутствия достаточных финансовых средств и что ее проведение законом возложено на дорожное управление, и в этом нет вины администрации села.
В возражениях на апелляционную жалобу ст. помощник прокурора Хасавюртовского района Республики Дагестан А.А. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, приводя доводы, аналогичные исковым требованиям.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, на территории поселения МО "Сельсовет Покровский" <адрес> не соблюдаются требования по надлежащему обеспечению безопасности дорожного движения, и на основании представленной местной администрацией информации выявлено, что паспортизация указанной автомобильной дороги не произведена.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года N 131-ФЗ, к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" установлено, что паспортизация автомобильных производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1-83).
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27.08.2009 года N 150, определено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Учитывая, что спорная дорога расположена в границе сельского поселения, является собственностью МО "Сельсовет Покровский" <адрес>, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ее паспортизацию должен осуществлять ответчик.
Суд установив, что выявленные проверкой нарушения создают реальную опасность причинения вреда жизни и здоровью населения, обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования.
Довод жалобы о том, что в бюджете местной администрации не имеется достаточных денежных средств для выполнения вышеуказанных работ, необходимости произвести перераспределение денежных средств для выполнения решения суда, не освобождает собственника от принятия необходимых мер для осуществления паспортизации дорог и не может быть положен в основу отказа в удовлетворении законного и обоснованного иска прокурора.
Судом при вынесении решения соблюдены все требования материального и процессуального законодательства, а указанные доводы ответчика несостоятельны и не могут являться основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от 10 октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу главы администрации МО сельсовет "Покровский" Х. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)