Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 03.10.2013 ПО ДЕЛУ N А32-23169/2012

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2013 г. по делу N А32-23169/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 2 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 3 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Волкова Я.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Элеватормельмаш" - Никитиной Т.Ю. (доверенность от 01.08.2013), в отсутствие заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2013 (судья Нигоев Р.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2013 (судьи Глазунова И.Н., Ильина М.В., Тимченко О.Х.) по делу N А32-23169/2012, установил следующее.
ОАО "Элеватормельмаш" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края со следующими требованиями:
- - признать незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) в предоставлении в собственность общества земельного участка площадью 44 688 кв. м с кадастровым номером 23:44:0304041:6, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Кропоткин, ул. Пушкина, 79 (далее - земельный участок);
- - обязать территориальное управление принять решение о предоставлении в собственность обществу земельного участка по цене 819 119 рублей 86 копеек, что составляет 2,5% от его кадастровой стоимости;
- - обязать территориальное управление направить в адрес общества договор купли-продажи земельного участка по цене 819 119 рублей 86 копеек, что составляет 2,5% от его кадастровой стоимости.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2013, с учетом дополнительного решения от 06.03.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2013, требования общества удовлетворены частично. Суд признал незаконным отказ территориального управления в предоставлении в собственность общества земельного участка. Дополнительным решением от 06.03.2013 суд обязал территориальное управление принять решение о предоставлении в собственность обществу земельного участка, и в месячный срок с момента принятия решения направить в адрес общества проект договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении.
Судебные акты мотивированы тем, что ранее возникшее право общества на объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке, подтверждено планом приватизации и представленными техническим паспортами на объекты. Отсутствие свидетельств о государственной регистрации прав в отношении зданий и сооружений не может являться основанием для отказа в выкупе земельного участка, так как данные объекты недвижимости указаны в зарегистрированном плане приватизации общества, который содержит все условия договора купли-продажи, предусмотренные пунктом 2 статьи 27 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации". План приватизации является достаточным документом, удостоверяющим (устанавливающим) права общества на объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке. Регистрирующий орган осуществляет регистрацию прав собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в плане приватизации, исключительно на основании плана приватизации.
Территориальное управление обжаловало судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просит суд кассационной инстанции принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
Доводы кассационной жалобы сводятся к недоказанности заявителем возникновения права собственности на объекты недвижимости и факта нахождения указанных объектов на испрашиваемом земельном участке. По мнению территориального управления, план приватизации не является документом удостоверяющим (устанавливающим) вещные права на объекты недвижимости. В представленном в материалы дела плане приватизации отсутствует описание приватизируемых объектов и указание на акт оценки стоимости зданий и сооружений; сам по себе план приватизации (в отсутствии информации об адресах объектов) не подтверждает нахождение объектов недвижимости на испрашиваемом земельном участке. Указание в резолютивной части судебного акта на обязанность территориального управления включить в проект договора условие о размере выкупной стоимости противоречит положениям пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела видно и судами установлено, что общество является правопреемником государственного предприятия Кропоткинский опытный завод "Элеватормельмаш" (далее - завод) и учреждено в порядке приватизации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества", что подтверждено планом приватизации завода, зарегистрированного в Департаменте по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края 01.10.1993.
Постановлением главы администрации города Кропоткина от 24.06.1992 N 379 обществу были предоставлены на праве пользования два земельных участка площадью 7,87 га и 5,62 га, что подтверждается свидетельствами о праве пользования землей от 30.06.1992 N 22 и 20.
Постановлением главы администрации города Кропоткина от 04.08.1999 N 1095/1 обществу в аренду сроком на 49 лет предоставлен, в том числе, земельный участок общей площадью 5,1110 га (из них 4,4688 га - для производственных нужд и 0,6422 га - для эксплуатации гаража), расположенный по адресу: г. Кропоткин, ул. Пушкина, 79.
11 августа 1999 года администрация города Кропоткин заключила с обществом договор аренды указанного земельного участка под номером 1314.
Дополнительным соглашением от 07.03.2003 нумерация договора изменена на номер 4400000477.
При проведении кадастровых работ земельный участок площадью 5,1110 га разделен на два земельных участка. Испрашиваемый участок площадью 44 688 кв. м поставлен на кадастровый учет 17.04.2002 под кадастровым номером 23:44:0304041:6 и ему присвоен адрес: г. Кропоткин, ул. Пушкина, 79 (кадастровый паспорт земельного участка от 23.01.2012 N 2343/12/12-14668; т. 1, л.д. 42-43).
В заявлении общество указало, что на земельном участке с кадастровым номером 23:44:0304041:6 расположены принадлежащие ему объекты недвижимости (склады, подсобные строения, гараж, административно-бытовое здание с пристройкой, веранда и подвал, здание главного корпуса с цехом, механический цех с пристройками, проходная, цеха и основные пристройки, котельная с пристройкой, проходные, трансформаторная подстанция; всего двадцать объектов).
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:44:0304041:6 зарегистрировано за Российской Федерацией, что подтверждается кадастровым паспортом от 23.01.2012 N 2343/12/12-14668.
Письмом от 04.07.2012 N 09-10/8631 территориальное управление в ответ на обращение общества отказало последнему в выкупе земельного участка площадью 44 688 кв. м с кадастровым номером 23:44:0304041:6. В обоснование своей позиции территориальное управление указало на отсутствие в составе представленных материалов документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на здание, строение, сооружение, находящееся на приобретаемом земельном участке. В представленном кадастровом паспорте земельного участка не имеется сведений о расположенных на нем зданиях, строениях, сооружениях.
Считая указанное решение территориального управления незаконным и нарушающим его права, общество обратилось в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение ими гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до 1 июля 2012 года осуществляется продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных, участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают прав на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Минэкономразвития и торговли России от 13.09.2011 N 475 (далее - Приказ).
Пунктом 4 Приказа предусмотрено, что к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения прилагается выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В пункте 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" закреплено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу названного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Как правильно указали суды, в данном случае, документом, подтверждающим право собственности на объекты недвижимости, является план приватизации завода, утвержденный решением Комитета по управлению государственным имуществом Краснодарского края от 09.09.1993 N 122, актом оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.04.1993, который является неотъемлемой частью плана приватизации (приложение N 1) и утвержден рабочей комиссией по приватизации (т. 1, л.д. 37).
Факт нахождения указанных объектов недвижимости на испрашиваемом земельном участке подтвержден кадастровым паспортом от 23.01.2012 N 2343/12/12-14668, схемой расположения земельного участка, постановлениями главы администрации города Кропоткина от 24.06.1992 N 379 и от 04.08.1999 N 1095/1, свидетельством о праве пользования землей от 30.06.1992 N 22, договором аренды указанного земельного участка от 11.08.1999 N 1314. Органы местного самоуправления неоднократно подтверждали, в том числе при постановке земельного участка на кадастровый учет, необходимость обществу испрашиваемой площади земли для эксплуатации существующих производственных объектов.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано следующее. В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае реорганизации юридического лица. Так, если реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость. Акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Таким образом, суды правомерно исходили из незаконности бездействия территориального управления, выразившегося в уклонении в принятии решения по заявлению о предоставлении в собственность общества земельного участка с кадастровым номером 23:44:0304041:6. При этом суды правильно указали, что план приватизации является правоустанавливающим документом, и признается допустимым и достаточным для установления индивидуально определенных признаков объектов недвижимости, которые были приобретены в процессе приватизации имущества.
В связи с изложенным, довод территориального управления о недоказанности заявителем приобретения права собственности ввиду непредставления документов, позволяющих идентифицировать принадлежащие заявителю объекты недвижимости на испрашиваемом земельном участке, несостоятелен.
В резолютивной части решения суда от 13.02.2013 отсутствует указание на обязанность территориального управления включить в проект договора условие о размере выкупной стоимости земельного участка.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287 и 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2013 по делу N А32-23169/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Я.Е.ВОЛКОВ

Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
А.И.МЕЩЕРИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)