Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2008 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тимченко О.Х.
судей Галова В.В., Захаровой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ткаченко Ю.А
при участии:
от прокурора Республики Адыгея: не явился
от ответчика: Администрации муниципального образования "Тахтамукайский район": не явился
от ответчика: ООО "Адамант-2" не явился
от третьего лица: Администрации муниципального образования "Старобжегокайское сельское поселение": не явился
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Прокурора Республики Адыгея
на решение Арбитражного судаРеспублики Адыгея
от 09.11.2007 г. по делу N А01-631/2007-10
принятое в составе судьи Шебзухова З.М.
по иску Прокурора Республики Адыгея
к ответчикам Администрации муниципального образования "Тахтамукайский район", Обществу с ограниченной ответственностью "Адамант-2"
при участии третьих лиц Администрации муниципального образования "Старобжегокайское сельское поселение", УФРС по Республике Адыгея
о признании ненормативных актов, сделки недействительными, применении последствий недействительности сделки
установил:
Прокурор Республики Адыгея обратился Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к Администрации муниципального образования "Тахтамукайский район", Обществу с ограниченной ответственностью "Адамант-2" (далее общество), в котором просил:
- -признать недействительным постановление Главы администрации МО "Тахтамукайский район", N 127 от 21.04.2006 г. "Об утверждении акта предварительного выбора земельного участка для строительства комплекса дорожного сервиса Старобжегокайское сельское поселение автодорога "Южный объезд к автомагистрали "ДОН", км 2+500 (слева) ООО "Адамант-2";
- -признать недействительным постановление Главы администрации МО "Тахтамукайский район", N 461 от 09.10.2006 г.;
- -признать действительным постановление Главы МО "Тахтамукайский район", N 79 от 26.01.2007 года о предоставлении земельного участка площадью 17000 кв. м. ООО "Адамант-2" в аренду для проектирования дорожного комплекса;
- -признать недействительным договор аренды земельного участка N 16 от 29.01.2007 г., заключенный Администрацией МО "Тахтамукайский район" и ООО "Адамант-2", применить последствия недействительности ничтожной сделки.
Исковые требования мотивированы тем, что при предоставлении земельного участка ООО "Адамант-2" для строительства дорожного комплекса Администрацией МО "Тахтамукайский район" были допущены грубые нарушение норм действующего законодательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация муниципального образования "Старобжегойское сельское поселение".
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 09.11.2007 года в иске прокурору отказано со ссылкой на отсутствие нарушений земельного законодательства при предоставлении земельного участка в аренду ООО "Адамант-2".
Не согласившись с принятым судебным актом, прокурор Республики Адыгея обратился с апелляционной жалобой, мотивируя тем, что при предоставлении земельного участка в аренду право распоряжения земельным участком принадлежит администрации МО "Старобжегокайское сельское поселение", участок предоставлении из земель сельскохозяйственного назначения, тем самым нарушен ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", договор аренды должен быть заключен на торгах(конкурсе, аукционе), не выдержан срок для подачи заявок лиц, претендующих на земельный участок. Прокурор считает, что в результате нарушения норм земельного законодательства нарушены права и законные интересы граждан в сфере предпринимательской и экономической деятельности, имеющих право получить земельный участок в аренду для осуществления сельскохозяйственного производства.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении определения суда N 67275, N 67276, N 67277, N 67278, а также отчетом о доставке определения суда факсимильной связью.
Жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы администрации МО Тахтамукайский район" N 127 от 21.04.2006 г. утвержден акт предварительного выбора земельного участка для строительства комплекса дорожного сервиса Старожегокайское сельское поселение автодорога "Южный подъезд к автомагистрали "ДОН", км 2+500 (слева). Постановлением администрации N 461 от 09.10.2006 г. в указанное постановление внесены изменения и утвержден акт определения стоимости потерь сельскохозяйственного производства на общую сумму 140140 руб.
Постановлением администрации N 79 от 26.01.2007 г. земельный участок площадью 17000 кв. м предоставлен ООО "Адамант-2" в аренду для проектирования комплекса дорожного сервиса. 29.01.2007 г. между администрации МО "Тахтамукайский район" и ООО "Адамант-2" заключен договор аренды указанного земельного участка N 16, сроком до 29.01.2010 г.
Прокурор, полагая, что указанные ненормативные акты не соответствуют закону и нарушают публичные интересы обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением о признании недействительными указанных выше постановлений, договора аренды, просил суд применить последствия недействительности ничтожной сделки.
Согласно статье 13 ГК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным, если он противоречит требованиям закона и иных правовых актов и нарушает права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц.
В силу части 2 статьи 198 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если они полагают, что оспариваемые ненормативные правовые акты не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
Изучив материалы дела, суд считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Из постановления N 127 от 21.04.2006 г. следует, что выбор земельного участка для строительства дорожного сервиса осуществлен из земель сельскохозяйственного назначения.
Из статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что критерием подразделения земель на категории является их целевое назначение. Земли определенной категории, в том числе и сельскохозяйственного назначения, должны использовать в соответствии с установленными для них целевым назначением.
Выбор земельного участка под строительство и согласование места размещения объекта является одной из стадий предоставления земельного участка для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 32 Земельного кодекса РФ. Заканчивается данный процесс принятием компетентным органом решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Между тем, отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения регулируются ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 101-ФЗ от 24.07.2002 г. "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в аренду могут быть переданы земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности прошедшие кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. При этом статья 10 названного Закона предусматривает предварительное и заблаговременное опубликование сообщений о предлагаемых для такой передачи земельных участках. Решение принимается о передаче участков в аренду при условии, если в течение месяца с момента опубликования не поступили иные заявления. При подаче двух и более заявлений в передаче земельного участка в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Как установлено, публикация сведений о предоставлении земельного участка в аренду осуществлена 12 апреля 2006 года в газете "Согласие", администрация информировала, что участок сельскохозяйственного назначения предоставляется для строительства дорожного комплекса. Указанное сообщение о предоставлении участка в аренду не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 11.11.2002 г. N 808, которое предусматривает организацию и проведение торгов на право заключения договоров аренды.
В нарушение статьи 10 названного Закона постановление о выборе земельного участка издано через 8 дней - 21.04.2006 г., кадастровый план земельного участка сельскохозяйственного назначения составлен только 06.09.2006 года.
Отсюда следует, что Администрация МО заявила о предоставлении в аренду земельного участка, который не был сформирован, располагался на землях сельскохозяйственного назначения и не мог быть предоставлен для целей дорожного строительства.
Таким образом, постановление Главы администрации МО "Тахтамукайский район" N 127 от 21.04.2006 г. об утверждении акта предварительного выбора земельного участка для строительства комплекса дорожного сервиса, вынесенное в порядке статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, постановление администрации N 461 от 09.10.2006 г. о внесении в указанное выше постановление противоречили положениям ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Распоряжением N 315-р от 16.12.2006 г. премьер-министра Республики Адыгея земельный участок площадью 17000 квадратных метров с кадастровым номером 01:05:29 00 013:0263 из категории земель сельскохозяйственного назначения (вид угодий пашня) переведен в категорию земли промышленности, энергетики, транспорта для строительства комплекса дорожного сервиса.
Порядок перевода земель из одной категории в другую регулируется ФЗ N 172 от 21.12.2004 г. "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Так, из содержания пункта 3 статьи 2 названного Закона следует, что в ходатайстве о переводе земель должен быть указан кадастровый номер земельного участка, категория земель, обоснование необходимости перевода земельного участка из состава одной категории в другую, права на земельный участок. Статья 7 названного Закона регулирует особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий в другую категорию и указывает, что такой перевод осуществляется в исключительных случаях, а пункт 9 указанной статьи указывает, что перевод земель для размещения объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования возможен при отсутствии иных вариантов размещения объектов.
В ходе рассмотрения иска администрацией муниципального образования, обществом не представлены суду первой инстанции доказательства отсутствия иных вариантов размещения комплекса дорожного сервиса, кроме как на землях сельскохозяйственного назначения, не обоснована в связи с этим необходимость перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Предоставление земельных участков для строительства регулируется Земельным кодексом РФ.
В соответствии с Постановлением Главы администрации МО "Тахтамукайский район" от 26.01.2007 г. N 79 о предоставлении в аренду земельного участка ООО "Адамант-2", 29.01.2007 г. администрацией и обществом заключен договор аренды земельного участка сроком на 3 года. Указанное постановление издано также с нарушением норм земельного законодательства
В силу статьи 31 ЗК РФ юридическое лица или гражданин вправе обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности регулируется статьей 30 ЗК РФ. В данном случае согласно требованиям подпунктов 3, 4 пункта 4 названной статьи земельный участок может быть предоставлен путем проведения торгов (конкурсов, аукционов), либо без проведения торгов, но при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
В материалах дела отсутствует доказательства опубликования информации населения о предоставлении земельного участка обществу для строительства дорожного сервиса. Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении администрацией МО статей 30, 31 ЗК РФ, поскольку в сообщении 12.04.2004 года содержалась информация о предоставлении в аренду земельного участка из сельскохозяйственного назначения.
При таких обстоятельствах указанные выше постановления, изданные МО "Тахтамукайский район" являются недействительными ненормативными актами, не соответствуют нормам действующего земельного законодательства и нарушают права и законные интересы юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Недействительным является и заключенный между сторонами договор аренды земельного участка N 16 от 29.01.2007 года, поскольку, сделка, совершенная в нарушение требований закона в силу статьи 168 ГК РФ являются ничтожной. В соответствии со статьей 167 ГК РФ такая сделка не влечет юридических последствий. Согласно пункта 2 указанной статьи при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Таким образом, в порядке реституции ООО "Адамант-2" обязано возвратить Администрации муниципального образования "Тахмукайский район" по акту приема- передачи земельный участок с кадастровым номером 01:05:29 00 013:0263 общей площадью 17000 кв. м, находящийся по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, вдоль автодороги "Южный подъезд к автомагистрали "ДОН", км. 2 + 500 (слева).
В результате исполнения ничтожной сделки ООО "Адамант-2" фактически пользовалось предоставленным ему земельным участком, переданным по акту от 19.01.2007 года и в силу статьи 167 ГК РФ, уплаченная платежным поручением N 3 от 27.04.2007 года арендная плата в размере 29750 руб. возврату не подлежит.
Государственная пошлина в размере 8000 руб. за подачу иска,1000 руб. за подачу апелляционной жалобы подлежит взысканию в федеральный бюджет с Администрации муниципального образования "Тахмукайский район" в размере 4500 руб., с ООО "Адамант-2" федеральный бюджет - 4500 руб.
Руководствуясь статьями 110, 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение арбитражного суда Республики Адыгея от 9 ноября 2007 года отменить.
Признать недействительными постановление Главы муниципального образования "Тахмукайский район" N 127 от 21.04.2006 г. "Об утверждении акта предварительного выбора земельного участка для строительства комплекса дорожного сервиса Старобжегокайское сельское поселение автодорога "Южный подъезд к автомагистрали "ДОН" км 2+500 (слева) обществу с ограниченной ответственностью "Адамант-2", постановление Главы муниципального образования "Тахмукайский район" N 461 от 9.10.2006 г.
Признать недействительным постановление Главы муниципального образования "Тахмукайский район" N 79 от 26.01.2007 г. "О предоставлении в аренду земельного участка по адресу: Республика Адыгея, Тахмукайский район, вдоль автодороги "Южный подъезд к автомагистрали "ДОН" км 2 + 500 (слева) обществу с ограниченной ответственностью "Адамант-2".
Признать недействительным договор аренды земельного участка N 16 от 29.01.2007г, заключенный между Главой администрации муниципального образования "Тахмукайский район" и ООО "Адамант-2", применить последствия недействительности ничтожной сделки: ООО "Адамант-2" возвратить Администрации муниципального образования"Тахмукайский район" по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером 01:05:29 00 013:0263 общей площадью 17000 кв. м, находящийся по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, вдоль автодороги "Южный подъезд к автомагистрали "ДОН", км. 2 + 500 (слева).
Взыскать с Администрации муниципального образования "Тахмукайский район" государственную пошлину в федеральный бюджет в размере 4500 руб., с ООО "Адамант-2" государственную пошлину в федеральный бюджет -4500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.Х.ТИМЧЕНКО
Судьи
В.В.ГАЛОВ
Л.А.ЗАХАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.01.2008 N 15АП-820/2007 ПО ДЕЛУ N А01-631/2007-10
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 января 2008 г. N 15АП-820/2007
Дело N А01-631/2007-10
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2008 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тимченко О.Х.
судей Галова В.В., Захаровой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ткаченко Ю.А
при участии:
от прокурора Республики Адыгея: не явился
от ответчика: Администрации муниципального образования "Тахтамукайский район": не явился
от ответчика: ООО "Адамант-2" не явился
от третьего лица: Администрации муниципального образования "Старобжегокайское сельское поселение": не явился
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Прокурора Республики Адыгея
на решение Арбитражного судаРеспублики Адыгея
от 09.11.2007 г. по делу N А01-631/2007-10
принятое в составе судьи Шебзухова З.М.
по иску Прокурора Республики Адыгея
к ответчикам Администрации муниципального образования "Тахтамукайский район", Обществу с ограниченной ответственностью "Адамант-2"
при участии третьих лиц Администрации муниципального образования "Старобжегокайское сельское поселение", УФРС по Республике Адыгея
о признании ненормативных актов, сделки недействительными, применении последствий недействительности сделки
установил:
Прокурор Республики Адыгея обратился Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к Администрации муниципального образования "Тахтамукайский район", Обществу с ограниченной ответственностью "Адамант-2" (далее общество), в котором просил:
- -признать недействительным постановление Главы администрации МО "Тахтамукайский район", N 127 от 21.04.2006 г. "Об утверждении акта предварительного выбора земельного участка для строительства комплекса дорожного сервиса Старобжегокайское сельское поселение автодорога "Южный объезд к автомагистрали "ДОН", км 2+500 (слева) ООО "Адамант-2";
- -признать недействительным постановление Главы администрации МО "Тахтамукайский район", N 461 от 09.10.2006 г.;
- -признать действительным постановление Главы МО "Тахтамукайский район", N 79 от 26.01.2007 года о предоставлении земельного участка площадью 17000 кв. м. ООО "Адамант-2" в аренду для проектирования дорожного комплекса;
- -признать недействительным договор аренды земельного участка N 16 от 29.01.2007 г., заключенный Администрацией МО "Тахтамукайский район" и ООО "Адамант-2", применить последствия недействительности ничтожной сделки.
Исковые требования мотивированы тем, что при предоставлении земельного участка ООО "Адамант-2" для строительства дорожного комплекса Администрацией МО "Тахтамукайский район" были допущены грубые нарушение норм действующего законодательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация муниципального образования "Старобжегойское сельское поселение".
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 09.11.2007 года в иске прокурору отказано со ссылкой на отсутствие нарушений земельного законодательства при предоставлении земельного участка в аренду ООО "Адамант-2".
Не согласившись с принятым судебным актом, прокурор Республики Адыгея обратился с апелляционной жалобой, мотивируя тем, что при предоставлении земельного участка в аренду право распоряжения земельным участком принадлежит администрации МО "Старобжегокайское сельское поселение", участок предоставлении из земель сельскохозяйственного назначения, тем самым нарушен ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", договор аренды должен быть заключен на торгах(конкурсе, аукционе), не выдержан срок для подачи заявок лиц, претендующих на земельный участок. Прокурор считает, что в результате нарушения норм земельного законодательства нарушены права и законные интересы граждан в сфере предпринимательской и экономической деятельности, имеющих право получить земельный участок в аренду для осуществления сельскохозяйственного производства.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении определения суда N 67275, N 67276, N 67277, N 67278, а также отчетом о доставке определения суда факсимильной связью.
Жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы администрации МО Тахтамукайский район" N 127 от 21.04.2006 г. утвержден акт предварительного выбора земельного участка для строительства комплекса дорожного сервиса Старожегокайское сельское поселение автодорога "Южный подъезд к автомагистрали "ДОН", км 2+500 (слева). Постановлением администрации N 461 от 09.10.2006 г. в указанное постановление внесены изменения и утвержден акт определения стоимости потерь сельскохозяйственного производства на общую сумму 140140 руб.
Постановлением администрации N 79 от 26.01.2007 г. земельный участок площадью 17000 кв. м предоставлен ООО "Адамант-2" в аренду для проектирования комплекса дорожного сервиса. 29.01.2007 г. между администрации МО "Тахтамукайский район" и ООО "Адамант-2" заключен договор аренды указанного земельного участка N 16, сроком до 29.01.2010 г.
Прокурор, полагая, что указанные ненормативные акты не соответствуют закону и нарушают публичные интересы обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением о признании недействительными указанных выше постановлений, договора аренды, просил суд применить последствия недействительности ничтожной сделки.
Согласно статье 13 ГК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным, если он противоречит требованиям закона и иных правовых актов и нарушает права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц.
В силу части 2 статьи 198 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если они полагают, что оспариваемые ненормативные правовые акты не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
Изучив материалы дела, суд считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Из постановления N 127 от 21.04.2006 г. следует, что выбор земельного участка для строительства дорожного сервиса осуществлен из земель сельскохозяйственного назначения.
Из статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что критерием подразделения земель на категории является их целевое назначение. Земли определенной категории, в том числе и сельскохозяйственного назначения, должны использовать в соответствии с установленными для них целевым назначением.
Выбор земельного участка под строительство и согласование места размещения объекта является одной из стадий предоставления земельного участка для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 32 Земельного кодекса РФ. Заканчивается данный процесс принятием компетентным органом решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Между тем, отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения регулируются ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 101-ФЗ от 24.07.2002 г. "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в аренду могут быть переданы земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности прошедшие кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. При этом статья 10 названного Закона предусматривает предварительное и заблаговременное опубликование сообщений о предлагаемых для такой передачи земельных участках. Решение принимается о передаче участков в аренду при условии, если в течение месяца с момента опубликования не поступили иные заявления. При подаче двух и более заявлений в передаче земельного участка в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Как установлено, публикация сведений о предоставлении земельного участка в аренду осуществлена 12 апреля 2006 года в газете "Согласие", администрация информировала, что участок сельскохозяйственного назначения предоставляется для строительства дорожного комплекса. Указанное сообщение о предоставлении участка в аренду не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 11.11.2002 г. N 808, которое предусматривает организацию и проведение торгов на право заключения договоров аренды.
В нарушение статьи 10 названного Закона постановление о выборе земельного участка издано через 8 дней - 21.04.2006 г., кадастровый план земельного участка сельскохозяйственного назначения составлен только 06.09.2006 года.
Отсюда следует, что Администрация МО заявила о предоставлении в аренду земельного участка, который не был сформирован, располагался на землях сельскохозяйственного назначения и не мог быть предоставлен для целей дорожного строительства.
Таким образом, постановление Главы администрации МО "Тахтамукайский район" N 127 от 21.04.2006 г. об утверждении акта предварительного выбора земельного участка для строительства комплекса дорожного сервиса, вынесенное в порядке статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, постановление администрации N 461 от 09.10.2006 г. о внесении в указанное выше постановление противоречили положениям ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Распоряжением N 315-р от 16.12.2006 г. премьер-министра Республики Адыгея земельный участок площадью 17000 квадратных метров с кадастровым номером 01:05:29 00 013:0263 из категории земель сельскохозяйственного назначения (вид угодий пашня) переведен в категорию земли промышленности, энергетики, транспорта для строительства комплекса дорожного сервиса.
Порядок перевода земель из одной категории в другую регулируется ФЗ N 172 от 21.12.2004 г. "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Так, из содержания пункта 3 статьи 2 названного Закона следует, что в ходатайстве о переводе земель должен быть указан кадастровый номер земельного участка, категория земель, обоснование необходимости перевода земельного участка из состава одной категории в другую, права на земельный участок. Статья 7 названного Закона регулирует особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий в другую категорию и указывает, что такой перевод осуществляется в исключительных случаях, а пункт 9 указанной статьи указывает, что перевод земель для размещения объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования возможен при отсутствии иных вариантов размещения объектов.
В ходе рассмотрения иска администрацией муниципального образования, обществом не представлены суду первой инстанции доказательства отсутствия иных вариантов размещения комплекса дорожного сервиса, кроме как на землях сельскохозяйственного назначения, не обоснована в связи с этим необходимость перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Предоставление земельных участков для строительства регулируется Земельным кодексом РФ.
В соответствии с Постановлением Главы администрации МО "Тахтамукайский район" от 26.01.2007 г. N 79 о предоставлении в аренду земельного участка ООО "Адамант-2", 29.01.2007 г. администрацией и обществом заключен договор аренды земельного участка сроком на 3 года. Указанное постановление издано также с нарушением норм земельного законодательства
В силу статьи 31 ЗК РФ юридическое лица или гражданин вправе обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности регулируется статьей 30 ЗК РФ. В данном случае согласно требованиям подпунктов 3, 4 пункта 4 названной статьи земельный участок может быть предоставлен путем проведения торгов (конкурсов, аукционов), либо без проведения торгов, но при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
В материалах дела отсутствует доказательства опубликования информации населения о предоставлении земельного участка обществу для строительства дорожного сервиса. Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении администрацией МО статей 30, 31 ЗК РФ, поскольку в сообщении 12.04.2004 года содержалась информация о предоставлении в аренду земельного участка из сельскохозяйственного назначения.
При таких обстоятельствах указанные выше постановления, изданные МО "Тахтамукайский район" являются недействительными ненормативными актами, не соответствуют нормам действующего земельного законодательства и нарушают права и законные интересы юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Недействительным является и заключенный между сторонами договор аренды земельного участка N 16 от 29.01.2007 года, поскольку, сделка, совершенная в нарушение требований закона в силу статьи 168 ГК РФ являются ничтожной. В соответствии со статьей 167 ГК РФ такая сделка не влечет юридических последствий. Согласно пункта 2 указанной статьи при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Таким образом, в порядке реституции ООО "Адамант-2" обязано возвратить Администрации муниципального образования "Тахмукайский район" по акту приема- передачи земельный участок с кадастровым номером 01:05:29 00 013:0263 общей площадью 17000 кв. м, находящийся по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, вдоль автодороги "Южный подъезд к автомагистрали "ДОН", км. 2 + 500 (слева).
В результате исполнения ничтожной сделки ООО "Адамант-2" фактически пользовалось предоставленным ему земельным участком, переданным по акту от 19.01.2007 года и в силу статьи 167 ГК РФ, уплаченная платежным поручением N 3 от 27.04.2007 года арендная плата в размере 29750 руб. возврату не подлежит.
Государственная пошлина в размере 8000 руб. за подачу иска,1000 руб. за подачу апелляционной жалобы подлежит взысканию в федеральный бюджет с Администрации муниципального образования "Тахмукайский район" в размере 4500 руб., с ООО "Адамант-2" федеральный бюджет - 4500 руб.
Руководствуясь статьями 110, 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение арбитражного суда Республики Адыгея от 9 ноября 2007 года отменить.
Признать недействительными постановление Главы муниципального образования "Тахмукайский район" N 127 от 21.04.2006 г. "Об утверждении акта предварительного выбора земельного участка для строительства комплекса дорожного сервиса Старобжегокайское сельское поселение автодорога "Южный подъезд к автомагистрали "ДОН" км 2+500 (слева) обществу с ограниченной ответственностью "Адамант-2", постановление Главы муниципального образования "Тахмукайский район" N 461 от 9.10.2006 г.
Признать недействительным постановление Главы муниципального образования "Тахмукайский район" N 79 от 26.01.2007 г. "О предоставлении в аренду земельного участка по адресу: Республика Адыгея, Тахмукайский район, вдоль автодороги "Южный подъезд к автомагистрали "ДОН" км 2 + 500 (слева) обществу с ограниченной ответственностью "Адамант-2".
Признать недействительным договор аренды земельного участка N 16 от 29.01.2007г, заключенный между Главой администрации муниципального образования "Тахмукайский район" и ООО "Адамант-2", применить последствия недействительности ничтожной сделки: ООО "Адамант-2" возвратить Администрации муниципального образования"Тахмукайский район" по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером 01:05:29 00 013:0263 общей площадью 17000 кв. м, находящийся по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, вдоль автодороги "Южный подъезд к автомагистрали "ДОН", км. 2 + 500 (слева).
Взыскать с Администрации муниципального образования "Тахмукайский район" государственную пошлину в федеральный бюджет в размере 4500 руб., с ООО "Адамант-2" государственную пошлину в федеральный бюджет -4500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.Х.ТИМЧЕНКО
Судьи
В.В.ГАЛОВ
Л.А.ЗАХАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)