Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 2 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 4 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Захаровой М.В. и Рудницкого Г.М., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Технико-торговый центр "Энергетический учет" Третьякова А.М. (по доверенности от 02.04.2012), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 07.03.2013 (судья Попова С.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2013 (судьи Романова А.В, Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу N А13-12211/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Технико-торговый центр "Энергетический учет", место нахождения: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, Советский пр., д. 135, ОГРН 1033500036470 (далее - ООО "Технико-торговый центр "Энергетический учет", Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области, место нахождения: 107078, г. Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757 (далее - Кадастровая палата), с требованиями установить с 01.01.2011 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203009:0255 общей площадью 3 899 кв. м, расположенного по адресу: г. Вологда, Советский пр., 135, в размере его рыночной стоимости, равной 540 401 руб., и об обязании внести рыночную стоимость в размере 540 401 руб. в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости с 01.01.2011.
Определением суда от 31.01.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, место нахождения: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 3, ОГРН 1043500093889 (далее - Управление Росреестра).
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203009:0255 в размере его рыночной стоимости, равной 624 230 руб., и обязать внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка в размере 624 230 руб. в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка.
Решением суда от 07.03.2013 требования удовлетворены. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203009:0255 в размере рыночной стоимости равной 624 230 руб. и обязал Кадастровую палату внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость в размере 624 230 руб. в качестве новой кадастровой стоимости указанного земельного участка. В удовлетворении требований к Управлению Росреестра отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.08.2013 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Кадастровая палата просит решение и постановление отменить, считая их незаконными и необоснованными.
Податель жалобы ссылается на определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2013 N ВАС-10761/11 и от 22.01.2013 N ВАС-15853/12 и считает, что рыночная стоимость не может быть определена произвольно. Податель жалобы, ссылаясь на статью 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), считает, что физические и юридические лица в случае, если результаты кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, которую была определена его кадастровая стоимость.
Одним из доводов Кадастровой палаты является то, что на сегодняшний момент с учетом установленной новой кадастровой стоимости земельных участков право заявителя не может быть признано нарушенным, в связи с чем требование о возложении на орган кадастрового учета обязанности о внесении указанной в судебном решении рыночной стоимости в качестве новой кадастровой стоимости данного земельного участка в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в силу удовлетворению не подлежит.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение и постановление без изменения.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании представитель Общества обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Другие участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
ООО "Технико-торговый центр "Энергетический учет" является собственником земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203009:0255 общей площадью 3 899 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения производственной деятельности, расположенного по адресу: Вологодская обл., г. Вологда, Советский пр., 135, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.03.2012 35-АБ N 160422.
Постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области", утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, вступившие в силу с 01.01.2011.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка установлена в размере 20 725 095 руб. 51 коп.
В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка от 15.10.2012 N 15-1/10, выполненным по заказу истца обществом с ограниченной ответственностью "Северо-Западный центр юридических услуг", рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 01.01.2011 в размере 624 230 руб.
Согласно заключению от 19.01.2013 N 48/2013, выполненному экспертом Билера Т.С. общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" отчет от 15.10.2012 N 15-1/10 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки, признаны обоснованными.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, Общество обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции указал, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
На момент судебного разбирательства постановление Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Вологодской области от 18.01.2013 N 51 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства области".
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области", вступившим в силу со дня официального опубликования 18.01.2013, утверждены новые результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области.
Суд посчитал, правомерным обращение Общества с данным иском, посчитав, что в данном случае истец не оспаривает результаты кадастровой стоимости земельного участка, а просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Суд, сославшись на то, что статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ предусматривается возможность альтернативного обращения заинтересованного лица за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, пришел к выводу о том, что необходимость соблюдения досудебного порядка урегулирования спора действующим законодательством не установлена.
Суд, оценив отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 15.10.2012 N 15-1/10 в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с точки зрения его соответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности, признал его соответствующим критериям относимости, допустимости и достоверности и пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной отчетом об оценке от 15.10.2012 N 15-1/10.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения, сославшись на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Истец как собственник упомянутого земельного участка по смыслу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признается плательщиком земельного налога в отношении данного участка. При этом в силу статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Закона о кадастре следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
Оценив отчет оценщика об определении рыночной стоимости земельного участка, заключение эксперта, подтверждающее, что указанный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, и другие доказательства по делу по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчета оценщика.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права, а также руководствуясь правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении N 913/11, согласно которой установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, суды обеих инстанций правомерно удовлетворили требования Общества.
Доводы подателя жалобы, основанные на толковании норм права, изложенном в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, опубликованном на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет 18.09.2013, не могут быть признаны состоятельными в связи с тем, что сформулированная в деле N А11-5098/2010 правовая позиция подлежит применению судами в делах, по которым к моменту опубликования настоящего постановления не вынесено решение судом первой инстанции, то есть распространена на будущее время.
Доводы подателя жалобы, касающиеся распределения судебных расходов по делу, не могут быть признаны состоятельными. Принятое судами решение о взыскании судебных расходов по делу соответствует требованиям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды правильно применили нормы материального и процессуального права, и не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 07.03.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2013 по делу N А13-12211/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.И.САПОТКИНА
Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
Г.М.РУДНИЦКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 04.12.2013 ПО ДЕЛУ N А13-12211/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2013 г. по делу N А13-12211/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 2 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 4 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Захаровой М.В. и Рудницкого Г.М., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Технико-торговый центр "Энергетический учет" Третьякова А.М. (по доверенности от 02.04.2012), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 07.03.2013 (судья Попова С.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2013 (судьи Романова А.В, Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу N А13-12211/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Технико-торговый центр "Энергетический учет", место нахождения: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, Советский пр., д. 135, ОГРН 1033500036470 (далее - ООО "Технико-торговый центр "Энергетический учет", Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области, место нахождения: 107078, г. Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757 (далее - Кадастровая палата), с требованиями установить с 01.01.2011 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203009:0255 общей площадью 3 899 кв. м, расположенного по адресу: г. Вологда, Советский пр., 135, в размере его рыночной стоимости, равной 540 401 руб., и об обязании внести рыночную стоимость в размере 540 401 руб. в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости с 01.01.2011.
Определением суда от 31.01.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, место нахождения: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 3, ОГРН 1043500093889 (далее - Управление Росреестра).
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203009:0255 в размере его рыночной стоимости, равной 624 230 руб., и обязать внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка в размере 624 230 руб. в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка.
Решением суда от 07.03.2013 требования удовлетворены. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203009:0255 в размере рыночной стоимости равной 624 230 руб. и обязал Кадастровую палату внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость в размере 624 230 руб. в качестве новой кадастровой стоимости указанного земельного участка. В удовлетворении требований к Управлению Росреестра отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.08.2013 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Кадастровая палата просит решение и постановление отменить, считая их незаконными и необоснованными.
Податель жалобы ссылается на определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2013 N ВАС-10761/11 и от 22.01.2013 N ВАС-15853/12 и считает, что рыночная стоимость не может быть определена произвольно. Податель жалобы, ссылаясь на статью 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), считает, что физические и юридические лица в случае, если результаты кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, которую была определена его кадастровая стоимость.
Одним из доводов Кадастровой палаты является то, что на сегодняшний момент с учетом установленной новой кадастровой стоимости земельных участков право заявителя не может быть признано нарушенным, в связи с чем требование о возложении на орган кадастрового учета обязанности о внесении указанной в судебном решении рыночной стоимости в качестве новой кадастровой стоимости данного земельного участка в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в силу удовлетворению не подлежит.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение и постановление без изменения.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании представитель Общества обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Другие участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
ООО "Технико-торговый центр "Энергетический учет" является собственником земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203009:0255 общей площадью 3 899 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения производственной деятельности, расположенного по адресу: Вологодская обл., г. Вологда, Советский пр., 135, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.03.2012 35-АБ N 160422.
Постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области", утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, вступившие в силу с 01.01.2011.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка установлена в размере 20 725 095 руб. 51 коп.
В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка от 15.10.2012 N 15-1/10, выполненным по заказу истца обществом с ограниченной ответственностью "Северо-Западный центр юридических услуг", рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 01.01.2011 в размере 624 230 руб.
Согласно заключению от 19.01.2013 N 48/2013, выполненному экспертом Билера Т.С. общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" отчет от 15.10.2012 N 15-1/10 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки, признаны обоснованными.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, Общество обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции указал, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
На момент судебного разбирательства постановление Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Вологодской области от 18.01.2013 N 51 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства области".
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области", вступившим в силу со дня официального опубликования 18.01.2013, утверждены новые результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области.
Суд посчитал, правомерным обращение Общества с данным иском, посчитав, что в данном случае истец не оспаривает результаты кадастровой стоимости земельного участка, а просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Суд, сославшись на то, что статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ предусматривается возможность альтернативного обращения заинтересованного лица за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, пришел к выводу о том, что необходимость соблюдения досудебного порядка урегулирования спора действующим законодательством не установлена.
Суд, оценив отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 15.10.2012 N 15-1/10 в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с точки зрения его соответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности, признал его соответствующим критериям относимости, допустимости и достоверности и пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной отчетом об оценке от 15.10.2012 N 15-1/10.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения, сославшись на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Истец как собственник упомянутого земельного участка по смыслу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признается плательщиком земельного налога в отношении данного участка. При этом в силу статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Закона о кадастре следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
Оценив отчет оценщика об определении рыночной стоимости земельного участка, заключение эксперта, подтверждающее, что указанный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, и другие доказательства по делу по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчета оценщика.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права, а также руководствуясь правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении N 913/11, согласно которой установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, суды обеих инстанций правомерно удовлетворили требования Общества.
Доводы подателя жалобы, основанные на толковании норм права, изложенном в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, опубликованном на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет 18.09.2013, не могут быть признаны состоятельными в связи с тем, что сформулированная в деле N А11-5098/2010 правовая позиция подлежит применению судами в делах, по которым к моменту опубликования настоящего постановления не вынесено решение судом первой инстанции, то есть распространена на будущее время.
Доводы подателя жалобы, касающиеся распределения судебных расходов по делу, не могут быть признаны состоятельными. Принятое судами решение о взыскании судебных расходов по делу соответствует требованиям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды правильно применили нормы материального и процессуального права, и не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 07.03.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2013 по делу N А13-12211/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.И.САПОТКИНА
Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
Г.М.РУДНИЦКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)