Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Г.Д. Пауля, судей Ю.В. Гросула, О.М. Козырь, рассмотрела в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя Белкова В.М., г. Магнитогорск, о пересмотре в порядке надзора Постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 и Постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12.02.2013 по делу Арбитражного суда Челябинской области N А76-6588/2012 по заявлению индивидуального предпринимателя Белкова В.М. к Администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области (далее - администрация) о признании незаконным постановления администрации от 28.12.2011 N 1387 "Об отмене постановления Администрации Верхнеуральского муниципального района от 12.08.2011 N 744 "О предоставлении земельного участка в собственность за плату Белкову В.М., <...>" (далее - постановление от 28.12.2011 N 1387) и о возложении на администрацию обязанности в течение семи дней со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу направить предпринимателю Белкову В.М. проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 74:06:0000000:467 площадью 99 913 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, Верхнеуральский район, на расстоянии 2,6 км юго-восточнее п. Спасский (далее - спорный земельный участок).
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 05.06.2012 к участию в деле привлечен прокурор Верхнеуральского района.
Суд
установил:
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.07.2012 заявленные требования удовлетворены. Постановление от 28.12.2011 N 1387 признано недействительным, на администрацию возложена обязанность в течение семи дней со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу направить предпринимателю Белкову В.М. проект договора купли-продажи спорного земельного участка.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12.02.2013 Постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.
Обращаясь в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций в порядке надзора, предприниматель Белков В.М. просит оспариваемые судебные акты отменить как нарушающие единообразие в толковании и применении норм права и удовлетворить заявленные требования.
Изучив доводы, изложенные в заявлении, судебные акты, принятые по делу и материалы дела, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Белков В.М., являясь главой крестьянского (фермерского) хозяйства, обратился в администрацию с заявлением от 23.05.2011 о предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства".
Администрация приняла постановление от 22.06.2011 N 562, в соответствии с которым после рассмотрения заявления Белкова Н.В. была утверждена схема расположения указанного земельного участка. Пунктом 10 данного постановления Белкову Н.В. поручено осуществить государственный кадастровый учет земельного участка для получения кадастрового паспорта. Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера.
Постановлением администрации от 12.08.2011 N 744 "О предоставлении земельного участка в собственность за плату Белкову В.М., <...>" (далее - постановление от 12.08.2011 N 744) Белкову В.М. в собственность за плату предоставлен спорный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства", в границах, указанных в кадастровом плане участка.
Прокуратурой Верхнеуральского района 27.12.2011 принесен протест на постановление от 12.08.2011 N 744, в котором прокурор потребовал отменить указанное постановление в связи с тем, что предоставление земельного участка в силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" должно осуществляться на торгах.
Администрацией на основании протеста прокурора принято постановление от 28.12.2011 N 1387, которым постановление от 12.08.2011 N 744 было отменено.
Полагая, что постановление от 28.12.2011 N 1387 нарушает его права и законные интересы, предприниматель Белков В.М. оспорил его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предприниматель совершил все действия, необходимые для приобретения земельного участка в собственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии со статьей 81 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ), поэтому оснований для отмены постановления о предоставлении земельного участка у администрации не имелось.
Суд апелляционной инстанции, выводы которого поддержал суд кассационной инстанции, отменил решение суда первой инстанции, руководствуясь следующим.
Реализация права на получение земельного участка на основании специальной процедуры, установленной Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ в силу статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется не только в порядке, установленном Законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ, но и Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ), а также главой 14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что установленный в статье 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ порядок предоставления земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства не исключает необходимости соблюдения общих принципов предоставления земельных участков, предусмотренных статьями 1 и 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего информирования о предоставлении спорного земельного участка, его предоставление Белкову В.М. в собственность было произведено с нарушением статей 1 и 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ.
Между тем, принимая оспариваемые постановления, суды апелляционной и кассационной инстанций не учли следующее.
Пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, а также федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким законом является Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ. В пункте 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации закон, регулирующий оборот земель сельскохозяйственного назначения не упомянут.
Как следует из пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, при рассмотрении заявок о предоставлении земельных участков и принятии по ним решений не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ. Названная норма является специальной и устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельных участков, предусмотренного статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, которая не требует обязательной заблаговременной публикации информации о предоставлении земельного участка.
Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ определяет не только основы создания и деятельности крестьянских хозяйств, но и регулирует вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности в целях обеспечения государством надлежащих гарантий для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств.
Аналогичный изложенной позиции правовой подход сформирован в постановлениях судов кассационной инстанции при рассмотрении споров о предоставлении земельных участков для создания и расширения крестьянских фермерских хозяйств (Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.06.2011 по делу Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-5662/2010, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.03.2012 по делу N А63-3652/2011).
При таких обстоятельствах постановления суда апелляционной инстанции от 11.10.2012 и суда кассационной инстанции от 12.02.2013 нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, что в силу пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А76-6588/2012 Арбитражного суда Челябинской области для пересмотра в порядке надзора Постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 и Постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12.02.2013.
2. Направить копии определения, заявления и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзыв на заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора до 18.10.2013.
Председательствующий судья
Г.Д.ПАУЛЬ
Судьи
Ю.В.ГРОСУЛ
О.М.КОЗЫРЬ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 09.09.2013 N ВАС-7865/13 ПО ДЕЛУ N А76-6588/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 сентября 2013 г. N ВАС-7865/13
О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Г.Д. Пауля, судей Ю.В. Гросула, О.М. Козырь, рассмотрела в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя Белкова В.М., г. Магнитогорск, о пересмотре в порядке надзора Постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 и Постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12.02.2013 по делу Арбитражного суда Челябинской области N А76-6588/2012 по заявлению индивидуального предпринимателя Белкова В.М. к Администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области (далее - администрация) о признании незаконным постановления администрации от 28.12.2011 N 1387 "Об отмене постановления Администрации Верхнеуральского муниципального района от 12.08.2011 N 744 "О предоставлении земельного участка в собственность за плату Белкову В.М., <...>" (далее - постановление от 28.12.2011 N 1387) и о возложении на администрацию обязанности в течение семи дней со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу направить предпринимателю Белкову В.М. проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 74:06:0000000:467 площадью 99 913 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, Верхнеуральский район, на расстоянии 2,6 км юго-восточнее п. Спасский (далее - спорный земельный участок).
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 05.06.2012 к участию в деле привлечен прокурор Верхнеуральского района.
Суд
установил:
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.07.2012 заявленные требования удовлетворены. Постановление от 28.12.2011 N 1387 признано недействительным, на администрацию возложена обязанность в течение семи дней со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу направить предпринимателю Белкову В.М. проект договора купли-продажи спорного земельного участка.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12.02.2013 Постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.
Обращаясь в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций в порядке надзора, предприниматель Белков В.М. просит оспариваемые судебные акты отменить как нарушающие единообразие в толковании и применении норм права и удовлетворить заявленные требования.
Изучив доводы, изложенные в заявлении, судебные акты, принятые по делу и материалы дела, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Белков В.М., являясь главой крестьянского (фермерского) хозяйства, обратился в администрацию с заявлением от 23.05.2011 о предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства".
Администрация приняла постановление от 22.06.2011 N 562, в соответствии с которым после рассмотрения заявления Белкова Н.В. была утверждена схема расположения указанного земельного участка. Пунктом 10 данного постановления Белкову Н.В. поручено осуществить государственный кадастровый учет земельного участка для получения кадастрового паспорта. Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера.
Постановлением администрации от 12.08.2011 N 744 "О предоставлении земельного участка в собственность за плату Белкову В.М., <...>" (далее - постановление от 12.08.2011 N 744) Белкову В.М. в собственность за плату предоставлен спорный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства", в границах, указанных в кадастровом плане участка.
Прокуратурой Верхнеуральского района 27.12.2011 принесен протест на постановление от 12.08.2011 N 744, в котором прокурор потребовал отменить указанное постановление в связи с тем, что предоставление земельного участка в силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" должно осуществляться на торгах.
Администрацией на основании протеста прокурора принято постановление от 28.12.2011 N 1387, которым постановление от 12.08.2011 N 744 было отменено.
Полагая, что постановление от 28.12.2011 N 1387 нарушает его права и законные интересы, предприниматель Белков В.М. оспорил его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предприниматель совершил все действия, необходимые для приобретения земельного участка в собственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии со статьей 81 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ), поэтому оснований для отмены постановления о предоставлении земельного участка у администрации не имелось.
Суд апелляционной инстанции, выводы которого поддержал суд кассационной инстанции, отменил решение суда первой инстанции, руководствуясь следующим.
Реализация права на получение земельного участка на основании специальной процедуры, установленной Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ в силу статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется не только в порядке, установленном Законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ, но и Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ), а также главой 14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что установленный в статье 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ порядок предоставления земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства не исключает необходимости соблюдения общих принципов предоставления земельных участков, предусмотренных статьями 1 и 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего информирования о предоставлении спорного земельного участка, его предоставление Белкову В.М. в собственность было произведено с нарушением статей 1 и 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ.
Между тем, принимая оспариваемые постановления, суды апелляционной и кассационной инстанций не учли следующее.
Пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, а также федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким законом является Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ. В пункте 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации закон, регулирующий оборот земель сельскохозяйственного назначения не упомянут.
Как следует из пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, при рассмотрении заявок о предоставлении земельных участков и принятии по ним решений не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ. Названная норма является специальной и устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельных участков, предусмотренного статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, которая не требует обязательной заблаговременной публикации информации о предоставлении земельного участка.
Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ определяет не только основы создания и деятельности крестьянских хозяйств, но и регулирует вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности в целях обеспечения государством надлежащих гарантий для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств.
Аналогичный изложенной позиции правовой подход сформирован в постановлениях судов кассационной инстанции при рассмотрении споров о предоставлении земельных участков для создания и расширения крестьянских фермерских хозяйств (Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.06.2011 по делу Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-5662/2010, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.03.2012 по делу N А63-3652/2011).
При таких обстоятельствах постановления суда апелляционной инстанции от 11.10.2012 и суда кассационной инстанции от 12.02.2013 нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, что в силу пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А76-6588/2012 Арбитражного суда Челябинской области для пересмотра в порядке надзора Постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 и Постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12.02.2013.
2. Направить копии определения, заявления и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзыв на заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора до 18.10.2013.
Председательствующий судья
Г.Д.ПАУЛЬ
Судьи
Ю.В.ГРОСУЛ
О.М.КОЗЫРЬ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)