Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 17.06.2013 ПО ДЕЛУ N А10-4172/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2013 г. N А10-4172/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелеминой М.М.,
судей: Пущиной Л.Ю., Чупрова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Бурятия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Борхоновой Л.В., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Башкуевым Б.В.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Бурятия представителей: Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия Шиханова Алексея Ивановича (доверенность от 27.01.2012 N 04-И10-10-509/12), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия Хандархаевой Туяны Николаевны (доверенность от 09.01.2013 N 3),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 декабря 2012 года по делу N А10-4172/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции - Рабдаева Л.Ю., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Рылов Д.Н., Ткаченко Э.В.),

установил:

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия (ОГРН 1070326007641, г. Улан-Удэ) (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании незаконным и отмене решения от 14.09.2012 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (ОГРН 1040302993598, г. Улан-Удэ) (далее - Управление Росреестра) об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на имущество и об обязании устранить допущенные нарушения.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 2 октября 2012 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Шанхорова Сысэгма Чимитовна и Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Тункинский" (ОГРН 1020300859952, с Кырен, Тункинский район Республики Бурятия) (далее - ФГБУ "Национальный парк "Тункинский", национальный парк).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 декабря 2012 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2013 года, в удовлетворении требования заявителя отказано.
Министерство обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ), несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы считает неправомерными выводы судов о наличии у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации перехода права собственности, ссылаясь на соответствие представленных на государственную регистрацию документов требованиям действующего законодательства; указывает, что документы на земельный участок не содержат сведений об ограничении прав либо об отнесении данного земельного участка к землям особо охраняемых природных территорий; земельный участок не входит в границы земельного участка, находящегося в постоянном бессрочном пользовании ФГБУ "Национальный парк "Тункинский"; у национального парка отсутствовали намерения на приобретение земельного участка; спорный земельный участок был приобретен у гражданина государственным учреждением здравоохранения "Детская республиканская больница" после создания национального парка в период действия статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 12 Федерального закона N 33-ФЗ; в 2010 году право собственности на земельный участок зарегистрировано за Республикой Бурятия и не может быть оспорено в судебном порядке.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что оспариваемое решение Управления Росреестра нарушает права и законные интересы Республики Бурятия в сфере экономической деятельности, поскольку реализованное имущество не предназначено для осуществления полномочий органов государственной власти, содержание и обслуживание данного имущества является его неэффективным использованием и влечет за собой расходы из республиканского бюджета.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет), третьи лица своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представители Министерства и Управления Росреестра в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Республики Бурятия и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 27.05.1991 N 282 "О создании национального парка "Тункинский" Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР" в границах Тункинского административного района Бурятской ССР был образован национальный парк "Тункинский". Общая площадь парка составила 1 183 662 га, из которых: 1 020 152 га земель лесного фонда и 4 769 га земель запаса предоставлено Национальному парку в пользование; 150 836 га земель совхозов, колхозов и других сельхозпредприятий, 3 628 га земель населенных пунктов и 4 277 га земель других землепользователей включено в состав Национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
Согласно постановлению Совета Министров Бурятской ССР от 31.12.1991 N 353 "О создании государственного природного национального парка "Тункинский" Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР" Национальный парк был создан в пределах границ Тункинского административного района Бурятской ССР.
За ФГБУ "Национальный парк "Тункинский" зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 03:20:000000:137, категория земли: земли особо охраняемых территорий и объектов - для создания национального парка, площадью 1 024 921 га, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.04.2012.
05.07.2006 на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 03:20:010124:10, площадью 600 кв.м, разрешенное использование под строительство жилого дома, категория земли: земли населенных пунктов, местоположение установлено относительно ориентира жилой дом, расположенный в границах участка, адрес ориентира: Республика Бурятия, Тункинский район, с. Аршан, ул. Набережная, 59. В соответствии со свидетельством о государственной регистрация права от 07.12.2010 N 03-АА 038438 названный земельный участок является собственностью Республики Бурятия на основании договора купли-продажи земельного участка от 26.02.2003.
15.03.2012 Министерством издано распоряжение N 04-02-01-202/12 "Об условиях приватизации недвижимого имущества, находящегося в собственности Республики Бурятия" о приватизации находящихся в собственности Республики Бурятия объектов недвижимого имущества: профилактория (нежилое здание), 1-этажное, литера А, общей площадью 37,1 кв.м, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Тункинский район, с. Аршан, ул. Набережная, д. 59, и занимаемого им земельного участка, категория земель: земли поселений, общей площадью 600 кв.м, кадастровый номер 03:20:010124:0010, путем продажи единым лотом на аукционе с открытой формой предложений о цене.
14.05.2012 Республика Бурятия, представляемая специализированным государственным учреждением "Фонд имущества Республики Бурятия" (продавец) и Шанхорова С.Ч. (покупатель), являющаяся победителем аукциона по продаже имущества, заключили договор купли-продажи N 11, согласно пункту 1.1 которого продавец передает, а покупатель обязуется принять в свою собственность и оплатить следующее имущество: профилакторий и земельный участок, принадлежащие на праве собственности Республики Бурятия; 13.06.2012 подписан передаточный акт.
19.07.2012 Министерство в лице представителя Шанхоровой С.Ч. обратилось в Управление Росреестра с заявлением о регистрации права собственности на вышеуказанное имущество. К заявлению были приложены, в том числе следующие документы: протокол об итогах аукциона по продаже недвижимого имущества, находящегося в собственности Республики Бурятия от 14.05.2012; договор купли-продажи от 14.05.2012 N 11; передаточный акт от 14.05.2012; распоряжение от 15.03.2012 N 04-02-01-202/12; газета "Бурятия" от 27.03.2012 N 30 (4589).
16.08.2012 Управлением Росреестра в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок и профилакторий приостановлена на срок до 14.09.2012 в связи с возникшими у государственного регистратора сомнениями в наличии оснований для государственной регистрации.
При проведении правовой экспертизы Управлением Росреестра установлено, что согласно постановлению Совета Министров Бурятской ССР от 31.12.1991 N 353 "О создании государственного природного национального парка "Тункинский" Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР", Схеме организации и развития Тункинского национального природного парка, государственный природный парк "Тункинский" создан в границах Тункинского административного района Бурятской ССР. Национальный парк "Тункинский" в соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона N 33-ФЗ, распоряжениями Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2056-р, N 2055-р имеет статус особо охраняемой природной территории федерального значения и находится в ведении Минприроды Российской Федерации, в связи с чем в соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона N 33-ФЗ национальный парк имеет исключительное право приобретения земельных участков, расположенных в пределах границ, за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников. Соответственно, отчуждение таких участков третьим лицам прямо запрещено действующим законодательством. Земельный участок, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Тункинский район, с. Аршан, ул. Набережная, д. 59, находится в пределах границ Национального парка "Тункинский".
В этой связи 14.09.2012 в государственной регистрации договора купли-продажи и перехода права собственности было отказано со ссылкой на абзацы 3, 4 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания.
Министерство, полагая, что названный отказ не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый отказ органа государственной регистрации не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (пункт 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации).
Из материалов дела следует и судами установлено с учетом пояснений Управления Росреестра об ошибочном указании в сообщении от 14.09.2012 основания отказа: акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания, что фактически Управление Росреестра отказало в государственной регистрации ввиду несоответствия по содержанию представленных документов требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности, в том числе государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса).
Согласно статье 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе национальных парков (пункт 1). Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности (пункт 2). Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель (пункт 6).
Пунктом 4 статьи 12 Федерального закона N 33-ФЗ предусмотрено, что в отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников.
В силу пункта 5 статьи 16 Федерального закона N 33-ФЗ земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации.
Исходя из правового смысла приведенных норм права в их системной взаимосвязи, установив, что спорный земельный участок, расположен в пределах границ Национального парка "Тункинский", земли которого отнесены к особо охраняемым природным территориям, суды пришли к обоснованному и мотивированному выводу о том, что национальный парк имеет исключительное право приобретения земельных участков в пределах границ парка, соответственно, отчуждение такого земельного участка третьим лицам прямо запрещено действующим законодательством, в связи с чем правомерно признали законным отказ Управления Росреестра в государственной регистрации перехода права собственности на указанное имущество.
Доводы кассационной жалобы о том, что документы на земельный участок не содержат сведений об ограничении прав либо об отнесении данного участка к землям особо охраняемых природных территорий, а также о том, что земельный участок не входит в границы земельного участка, находящегося в постоянном бессрочном пользовании ФГБУ "Национальный парк "Тункинский" проверены, однако не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции в силу следующего.
Факт нахождения спорного земельного участка в пределах границ национального парка "Тункинский" подтверждается постановлением Совета Министров РСФСР от 27.05.1991 N 282 "О создании национального парка "Тункинский" Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР", постановлением Совета Министров Бурятской ССР от 31.12.1991 N 353 "О создании государственного природного национального парка "Тункинский" Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР", из которых следует, что национальный парк создан в границах Тункинского административного района Бурятской ССР, следовательно, все земли этого района входят в состав национального парка.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии намерения ФГБУ "Национальный парк "Тункинский" на реализацию предусмотренного пунктом 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 12 Федерального закона N 33-ФЗ исключительного права приобретения упомянутого имущества; о приобретении спорного земельного участка ГУЗ "Детская республиканская больница" и о регистрации права собственности за Республикой Бурятия в период действия тех же норм права; о том, что содержание и обслуживание данного имущества является его неэффективным использованием и влечет за собой расходы из республиканского бюджета, не могут быть учтены судом кассационной инстанции, как не влияющие на правильность названных выводов судов, основанных на правильном применении приведенных норм права.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 декабря 2012 года по делу N А10-4172/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
М.М.ШЕЛЕМИНА

Судьи:
Л.Ю.ПУЩИНА
А.И.ЧУПРОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)