Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.11.2013 N 17АП-12198/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А71-5017/2013

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2013 г. N 17АП-12198/2013-ГК

Дело N А71-5017/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 ноября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Никольской Е.О., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Решановой Д.М.,
при участии:
от заявителя - Сорокина С.В., доверенность от 01.10.2013,
от третьего лица Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики - Скачков А.Н., доверенность от 01.01.2013,
от иных лиц, участвующих в деле - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 19 августа 2013 года
по делу N А71-5017/2013,
вынесенное судьей Волковой О.Н.,
по заявлению автономного учреждения Удмуртской Республики "Удмуртлес" (ОГРН 1021801434160, ИНН 1832025104)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике,
третьи лица: Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике,
о признании отказа в государственной регистрации права незаконным,

установил:

автономное учреждение Удмуртской Республики "Удмуртлес" (далее - заявитель, АУ УР "Удмуртлес") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании отказа Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее - Управление Росреестра) от 27.02.2013 N 01/024/2013-012 в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на лесной участок площадью 5,0 га, с условным номером 94:224:12:0585, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Кезский район, Кезское лесничество, квартал 46 (выд. 18), недействительным; обязании ответчика осуществить государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования заявителя на лесной участок площадью 5,0 га, условный номер лесного участка 94:224:12:0585, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Кезский район, Кезское лесничество, квартал 46 (выд. 18).
Определениями суда от 28.05.2013 и от 10.07.2013 согласно ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике.
Решением суда от 19.08.2013 заявленные требования удовлетворены.
Ответчик с решением суда не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать. Ответчик указал, что спорный лесной участок входит в состав лесного участка с условным номером 18-18-11/006/2008-104, что не позволяет зарегистрировать право постоянного (бессрочного) пользования на спорный лесной земельный участок как на самостоятельный объект. Ответчик указал, что распоряжение спорным лесным участком в виде передачи его в постоянное (бессрочное) пользование может быть осуществлено на основании решения о разделе исходного земельного участка, осуществления кадастрового учета образованного земельного участка.
Ответчик в суд апелляционной инстанции не явился.
Заявитель и третье лицо Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзывах, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считают, что отказ в государственной регистрации является незаконным, поскольку на государственную регистрацию представлены все необходимые документы.
Третье лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике в суд апелляционной инстанции не явилось, в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда не подлежащим отмене, поскольку процедура представления заявителю спорного лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования соблюдена, на государственную регистрацию представлены все необходимые документы.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, в отношении лесного участка из земель лесного фонда с кадастровым номером 18-18-11/006/2008-104 общей площадью 138528 га, с разрешенным использованием: запретные полосы, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб, запретные полосы по берегам рек, озер, водохранилищ, зеленая зона, эксплуатационные леса, особо охраняемые природные территории, защитные полосы вдоль дорог, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Кезский район, ГУ УР "Кезское лесничество", Кулигинское участковое лесничество, квартала: 1-231 (площадь 35970 га), Ключевское участковое лесничество, квартала: 1-186 (площадь 25947 га), Чепецкое участковое лесничество, квартала: 1-161 (площадь 24618 га), Лесное участковое лесничество, квартала: 1-171 (площадь 24127 га), Кузьминское участковое лесничество, квартала: 1-186 (площадь 27866 га) зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что следует из повторного свидетельства о государственной регистрации права от 04.09.2008 (л.д. 22).
Приказом Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики от 15.11.2010 N 1122 АУ УР "Удмуртлес" в постоянное (бессрочное) пользование для выращивания посадочного материала предоставлены земли лесного фонда, занятые лесными питомниками в составе лесных участков, в том числе Кезское лесничество, Лесное участковое лесничество, квартал 46 (выд. 18) лесной участок площадью 5,0 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре 585-2010-08 (л.д. 11-13).
10.01.2013 заявитель обратился к ответчику с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на лесной участок площадью 5,0 га, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Кезский район, Кезское лесничество, Лесное участковое лесничество, квартал 46 (выд. 18) (л.д. 23).
Согласно распискам регистрирующего органа от 10.01.2013 и от 26.02.2013 на государственную регистрацию также представлены также план земельного участка, приказ Министерства лесного хозяйства от 15.11.2010 N 1122, письмо Министерства лесного хозяйства от 25.02.2013 N 06-28/625 (л.д. 23, 24).
25.01.2013 ответчиком принято решение о приостановлении государственной регистрации ввиду того, что заявителем не представлено решение Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики об образовании лесного участка, заявление о государственной регистрации права Российской Федерации на вновь образованный лесной участок (л.д. 18, 19).
27.02.2013 ответчиком принято решение N 01/024/2013-012 об отказе в государственной регистрации в соответствии с абз. 10. п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с тем, что на государственную регистрацию не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (л.д. 16,17).
АУ УР "Удмуртлес", полагая, что отказ в государственной регистрации является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла указанной нормы следует, что решение может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий: если оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
На основании ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 17 указанного Закона, включает в себя, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который был установлен законодательством, действующим в месте издания таких актов, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 данного Закона, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
В соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Вывод суда первой инстанции о том, что на государственную регистрацию представлены необходимые, предусмотренные законом документы является обоснованным, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами. Поскольку для государственной регистрации представлены все необходимые документы, оснований для отказа в государственной регистрации у ответчика не имелось.
Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентирован нормами ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации. Пунктами 1, 2, 3 указанной статьи предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
В соответствии со ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Кодексом.
В силу ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69, 92 настоящего Кодекса.
На основании ч. 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, местоположение, границы и площадь которого определяются соответственно по лесным кварталам и лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Статьей 4.1. Федерального закона от 04.12.2006 N 201 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 04.12.2006 N 201) предусмотрено, что до 01.01.2015 допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями ч. 1, 2, 4, 5 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122.
С учетом приведенных норм права, принимая во внимание, что спорный лесной участок образован из участка лесного фонда, в отношении которого не проводился государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями законодательства суд пришел к верному выводу о том, что в данном случае предоставление спорного участка в бессрочное пользование не требует принятие решение о его разделении и постановки участка на кадастровый учет.
Согласно п. 1 ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.
В соответствии со ст. 4.1. Федерального закона от 04.12.2006 N 201 государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Представленные в регистрирующий орган документы содержат описание лесного участка, земельный участок включен в лесной реестр, в отношении лесного участка имеются план и карта-схема.
Учитывая изложенное, заявление удовлетворено судом правомерно.
Оснований для отмены (изменения) решения суда от 19.08.2013 и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно подпункту 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19 августа 2013 года по делу N А71-5017/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА

Судьи
Е.О.НИКОЛЬСКАЯ
Ю.В.СКРОМОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)