Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.07.2013 ПО ДЕЛУ N А45-18338/2012

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2013 г. по делу N А45-18338/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей: Бородулиной И.И., Музыкантовой М.Х.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Губиной Ю.В.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованных лиц: без участия (извещены)
от третьего лица: без участия (извещен)
рассмотрев в судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции,
апелляционную жалобу филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 21 сентября 2013 года по делу N А45-18338/2012 (судья Чернова О.В.)
по заявлению Муниципального унитарного предприятия г. Новосибирска "Кадастровое бюро" (ОГРН 1032402451809 ИНН 5406243860)
к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Новосибирской области (ОГРН 1027700485757 ИНН 7705401340)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва
третье лицо: Мэрия г. Новосибирска
о признании недействительным решения,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие г. Новосибирска "Кадастровое бюро" (далее по тексту - МУП г. Новосибирска "Кадастровое бюро") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области (далее по тексту - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области, апеллянт) от 12.03.2012 N 54/12-15023 об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 21 сентября 2013 года заявление МУП г. Новосибирска "Кадастровое бюро" удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права, принятие судом решения о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления МУП г. Новосибирска "Кадастровое бюро".
Со ссылкой на пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) податель апелляционной жалобы отмечает, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ и другими федеральными законами.
Кроме того, по мнению апеллянта, суд первой инстанции неправильно истолковал положения статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации. Суд безосновательно принял во внимание доводы МУП г. Новосибирска "Кадастровое бюро" о том, что мэрией г. Новосибирска принято постановление от 20.01.2012, которое никем не обжаловано.
Подробно доводы филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области изложены в апелляционной жалобе.
Определением от 03.06.2013 суд апелляционной инстанции, с учетом положений Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, произвел замену ненадлежащего заинтересованного лица филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра").
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ).
Как следует из резолютивной части обжалуемого судебного акта, суд первой инстанции признал недействительным решение от 12.03.2012 N 54/12-15023 филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Согласно части 2 статьи 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, с участием граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
В соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиал не является юридическим лицом.
Таким образом, принимая решение об обязании филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов МУП г. Новосибирска "Кадастровое бюро", суд первой инстанции фактически принял судебный акт о правах и обязанностях самого юридического лица - ФГБУ "ФКП Росреестра", не привлеченного к участию в деле.
При указанных обстоятельствах, Седьмой арбитражный апелляционный суд считает, что суд первой инстанции принял решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, что согласно пункту 4 части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене по безусловным основаниям.
Апелляционным судом на основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ дело рассматривается по правилам для рассмотрения дела судом первой инстанции.
Дело рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, апелляционный суд полагает заявление МУП г. Новосибирска "Кадастровое бюро" подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании договора, заключенного с Бачуриной Ольгой Борисовной МУП г. Новосибирска "Кадастровое бюро" подготовлен межевой план вновь образованного земельного участка по улице 1-ая Чулымская, 117 в Ленинском районе.
Межевой план передан в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области для осуществления государственного кадастрового учета.
Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области от 12.03.2012 N 54/12-15023 МУП г. Новосибирска "Кадастровое бюро" отказано в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области посчитал, что образование земельного участка приводит к вклиниванию, вкрапливанию, нерациональному использованию земель, сославшись на пункт 6 статьи 11.9 ЗК РФ.
Полагая незаконным решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области об отказе в осуществлении кадастрового учета, МУП г. Новосибирска "Кадастровое бюро" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 6 ЗК РФ объектом земельных правоотношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном законом порядке.
Статья 11.1 ЗК РФ устанавливает, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В силу статей 68, 70 ЗК РФ формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон N 221-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Статья 3 Закона N 221-ФЗ определяет, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Предусмотренные Законом N 221-ФЗ полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В силу пункта 3 статьи 3 Закона N 221-ФЗ в целях применения установленных данным Законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Согласно пункту 2 статьи 20 Закона N 221-ФЗ с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Статьей 22 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
Согласно статье 38 Закона N 221-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане должны быть указаны сведения об образуемом земельном участке или земельных участках, образуемых в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете.
Межевой план состоит из графической и текстовой частей.
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (далее - акт согласования местоположения границ).
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Площадью земельного участка, определенной с учетом, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с Федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Из материалов дела следует, что границы земельного участка по улице 1-ая Чулымская, 117 в Ленинском районе города Новосибирска сформированы в соответствии с постановлением мэрии города Новосибирска от 12.03.2012 N 2337.
При формировании границ земельного участка приняты во внимание Правила землепользования и застройки города Новосибирска, утвержденные решением Совета депутатов города Новосибирска N 238 от 20.01.2012, требования Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также виды разрешенного использования смежных земельных участков и предельные максимальный и минимальный размеры земельного участка.
При решении вопроса о выделении земельного участка под строительство какого-либо объекта в силу положений ЗК РФ орган местного самоуправления утверждает схему расположения земельного участка.
Постановление об утверждении схемы расположения земельного участка является основанием для образования земельного участка.
Постановление мэрии города Новосибирска N 238 от 20.01.2012, которым утверждена схема расположения вновь образованного земельного участка по улице 1-ая Чулымская, 117 в Ленинском районе города Новосибирска, является действующим.
Учитывая изложенное, интересующий МУП г. Новосибирска "Кадастровое бюро" земельный участок сформирован правомерно - на основании соответствующего ненормативного правового акта мэрии города Новосибирска.
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что границы образуемого земельного участка по улице 1-ая Чулымская, 117 в Ленинском районе города Новосибирска сформированы в соответствии с "Зоной застройки средне и малоэтажными жилыми домами (Ж1)" с видом разрешенного использования под многоквартирные средне и малоэтажные дома, в том числе с помещениями общественного назначения и автостоянками.
Согласно пункту 7 статьи 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка.
Местоположение границ образуемого земельного участка по улице 1-ая Чулымская, 117 в Ленинском районе города Новосибирска обусловлено, в том числе, существующими территориальными зонами, линией застройки и местоположением границ смежных земельных участков.
Таким образом, каких-либо нарушений требований действующего законодательства при подготовке межевого плана в целях постановки на кадастровый учет вновь образованного земельного участка по улице 1-ая Чулымская, 117 в Ленинском районе города Новосибирска, в том числе при формировании границ данного земельного участка, МУП г. Новосибирска "Кадастровое бюро" не допущено.
Заинтересованным лицом в нарушение требований части 1 статьи 65, части 3 статьи 187, части 5 статьи 200 АПК РФ не представлено доказательств невозможности использования земельных участков, возникших в результате образования земельного участка по улице 1-ая Чулымская, 117 в Ленинском районе города Новосибирска.
Основания для принятия решений об отказе в проведении кадастрового учета определены в статье 27 Закона N 221-ФЗ.
В решении от 12.03.2012 N 54/12-15023 в качестве основания для отказа в проведении кадастрового учета указан подпункт 2 пункта 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ.
Вместе с тем оснований для применения органом кадастрового учета подпункта 2 пункта 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ в данном случае не установлено.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, оспариваемое решение об отказе в осуществлении кадастрового учета не соответствует нормам действующего законодательства, а именно - части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 7 статьи 36 ЗК РФ, и нарушает права МУП г. Новосибирска "Кадастровое бюро" в сфере предпринимательской деятельности, поскольку не позволяет ему выполнить обязательства по заключенному контракту на выполнение работ по постановке вновь образованных земельных участков на государственный кадастровый учет.
Совокупность указанных обстоятельств в силу статьи 198 АПК РФ, с учетом положений указанной статьи и разъяснений, данных в совместном Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, является основанием для принятия судебного акта о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, в связи с чем, суд апелляционной инстанции считает необходимым удовлетворить заявленные требования с возложением обязанности на заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав МУП г. Новосибирска "Кадастровое бюро" путем постановки на государственный учет вновь образованного земельного участка по улице 1-ая Чулымская, 117 в Ленинском районе города Новосибирска.
В соответствии с статьей 110 АПК РФ судебные расходы по первой инстанции подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 21 сентября 2013 года по делу N А45-18338/2012 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Заявление Муниципального унитарного предприятия г. Новосибирска "Кадастровое бюро" удовлетворить.
Признать недействительным решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Новосибирской области N 54/12-15023 от 12 марта 2012 года об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Новосибирской области устранить допущенное нарушение прав Муниципального унитарного предприятия г. Новосибирска "Кадастровое бюро" путем постановки на государственный кадастровый учет вновь образованного земельного участка по улице 1-ая Чулымская, 117 в Ленинском районе города Новосибирска.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва в пользу Муниципального унитарного предприятия г. Новосибирска "Кадастровое бюро" 2 000 рублей расходов по оплате государственной пошлины по первой инстанции
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
Л.И.ЖДАНОВА

Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
М.Х.МУЗЫКАНТОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)