Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 07.03.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1979

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 марта 2013 г. по делу N 33-1979

(извлечение)


Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Лесозаводского межрайонного прокурора, главы Лесозаводского городского округа об оспаривании действий (бездействия) администрации Лесозаводского городского округа по формированию земельного участка по апелляционному представлению прокурора и апелляционной жалобе главы Лесозаводского городского округа на решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 26 декабря 2012 года, которым заявления оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи, объяснения главы Лесозаводского городского округа - В.Н.Н., его представителя - М.А.И., представителей администрации Лесозаводского городского округа - Л.А.В., Б.С.А., В.О.А., представителя третьего лица Г.М.В. - Р.А.О., прокурора, поддержавшей апелляционное представление и полагавшей решение подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:

заместитель Лесозаводского межрайонного прокурора Приморского края обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, указав, что на основании постановления администрации Лесозаводского городского округа от 9 июля 2012 года N 832 произведены работы по образованию двух земельных участков площадью 2658 квадратных метров и 182 квадратных метра путем раздела земельного участка, расположенного в районе улицы Калининская, 21 в городе Лесозаводске, площадью 2755 квадратных метров с кадастровым номером 25:30:0201001:72. Прокурор считает, что постановлением администрации Лесозаводского городского округа от 9 августа 2012 года N 981 утверждено решение комиссии о проведении аукциона по продаже одного из земельных участков для строительства торгового центра площадью 2658 квадратных метра с кадастровым номером 25:30:020101:6411 с нарушениями Градостроительного кодекса Российской Федерации. В нарушение статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 4 Федерального закона N 191-ФЗ от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", а также решения Думы Лесозаводского городского округа от 30 марта 2006 года N 303 "О Положении "О порядке организации и проведения публичных слушаний в области градостроительной деятельности в Лесозаводском городском округе" вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 25:30:020101:6411 изменен администрацией без проведения публичных слушаний и соответствующего решения главы Лесозаводского городского округа. Непроведение публичных слушаний, по мнению прокурора, повлекло за собой принятие решения о проведении аукциона по продаже вышеназванного земельного участка, на правообладание которым претендовало большее количество граждан, чем участвовало в аукционе, что привело к нарушению прав граждан. Кроме того, прокурор указал, что с победителем аукциона договор купли-продажи земельного участка заключен с нарушениями установленного пунктом 30 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации запрета на заключение такого договора ранее, чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет". На момент проведения прокуратурой 16 ноября 2012 года проверки информация о результатах проведения 27 сентября 2012 года аукциона на официальном сайте размещена не была. Уточнив заявленные требования, прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Лесозаводского городского округа по непроведению публичных слушаний для определения вида разрешенного использования земельного участка площадью 2658 квадратных метров с кадастровым номером 25:30:020101:6411; не принятию решения главой администрации Лесозаводского городского округа об изменении одного вида разрешенного использования данного земельного участка на другой; признать незаконными действия администрации по формированию земельного участка площадью 2658 квадратных метров с кадастровым номером 25:30:020101:6411, признать постановление администрации Лесозаводского городского округа от 9 августа 2012 года N 981 "Об утверждении решения комиссии о проведении аукциона по продаже земельного участка для строительства торгового центра, расположенного в границах Лесозаводского городского округа" недействительным с момента его принятия.
С аналогичным заявлением в суд обратился глава Лесозаводского городского округа, указав, что земельный участок, расположенный в районе улицы Калининская, 21 в городе Лесозаводске, с кадастровым номером 25:30:0201001:72, целью использования которого является размещение временных объектов (киоски, лотки и другие), разделен на земельные участки площадью 2658 квадратных метров с кадастровым номером 25:30:020101:6411 и площадью 182 квадратных метра с кадастровым номером 25:30:020101:6412. Однако 9 августа 2012 года Комиссия по организации и проведению торгов по продаже земельных участков и продаже прав на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приняла решение о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 25:30:020101:6411, где вид разрешенного использования указан "для строительства торгового центра". Данное решение утверждено постановлением администрации Лесозаводского городского округа N 981 от 9 августа 2012 года. Заявитель считает, что названные решение и постановление приняты в нарушение требований земельного и градостроительного законодательства, поскольку вид разрешенного использования земельного участка, выставленного на аукцион, был изменен без проведения публичных слушаний и принятия соответствующего решения главой Лесозаводского городского округа, что нарушает права заявителя. Просит признать незаконным бездействие администрации Лесозаводского городского округа по не организации и не проведению публичных слушаний для определения вида разрешенного использования земельного участка площадью 2658 квадратных метров с кадастровым номером 25:30:020101:6411, признать незаконным с момента принятия решение Комиссии по организации и проведению торгов по продаже земельных участков и продаже прав на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящимся в государственной или муниципальной собственности, созданной при администрации Лесозаводского городского округа, от 9 августа 2012 года о проведении аукциона по продаже спорного земельного участка для строительства торгового центра, признать незаконным с момента принятия постановление администрации Лесозаводского городского округа от 9 августа 2012 года N 981 "Об утверждении решения комиссии о проведении аукциона по продаже земельного участка для строительства торгового центра, расположенного в границах Лесозаводского городского округа".
Определением Лесозаводского районного суда от 17 декабря 2012 года заявления Лесозаводского межрайонного прокурора и главы Лесозаводского городского округа объединены в одно производство.
В судебном заседании прокурор и представитель главы Лесозаводского городского округа поддержали заявленные требования с учетом уточнений, настаивали на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель администрации Лесозаводского городского округа в судебном заседании возражала против удовлетворения заявлений, пояснив, что спорный земельный участок сформирован в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, при его выделении из другого земельного участка вид разрешенного использования не изменялся, поскольку изначально земельный участок, который был разделен, предназначался под размещение объектов торговли, что и являлось основным видом его использования. В связи с чем, представитель полагает, что проведение публичных слушаний не требовалось. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Управления имущественных отношений администрации Лесозаводского городского округа, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, с заявленными требованиями не согласилась, пояснив, что проведение публичных слушаний не требовалось, так как вид разрешенного использования земельного участка впервые установлен с момента его формирования и постановки на кадастровый учет.
Представитель Г.М.В., привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, в судебном заседании с заявлениями не согласилась, указав, что пункт 3 части 1 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" не применим к возникшим правоотношениям в связи с тем, что вид разрешенного использования был впервые установлен для спорного земельного участка. При формировании исходного земельного участка с кадастровым номером 25:30:0201001:72 вид разрешенного использования не устанавливался, определялась лишь цель его использования.
Дело рассмотрено в отсутствие Т.А.Г., привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица.
По делу вынесено указанное решение.
В апелляционной жалобе главы администрации Лесозаводского городского округа, апелляционном представлении прокурора ставится вопрос об отмене решения как незаконного, принятого при неправильном применении норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, считает, что решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным решения Комиссии по организации и проведению торгов по продаже земельных участков и продаже прав на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности от 9 августа 2012 года и постановления Администрации Лесозаводского городского округа от 9 августа 2012 года N 981, вследствие неверного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неверного толкования норм материального права, что повлекло вынесение незаконного решения (пункты 1, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Отказывая в удовлетворении заявлений, суд исходил из того, что при формировании земельного участка с кадастровым номером 25:30:020101:6411 площадью 2658 квадратных метров его целевое назначение и разрешенное использование не менялось, указав, что при преобразовании исходного земельного участка с кадастровым номером 25:30:0201001:72 площадью 2755 квадратных метров был изменен вспомогательный вид разрешенного использования "для размещения временных объектов (киоски, лотки и другие)" на "для строительства торгового центра", поэтому проведение публичных слушаний не требовалось.
Однако такие выводы суда основаны на неверном толковании материальных норм, что повлекло вынесение незаконного решения.
Применяя положения части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, суд первой инстанции признал Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, таким классификатором. При этом суд самостоятельно определил виды основного и условно разрешенного использования исходного и спорного земельных участков, указав, что оба предназначены для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Возможность размещения на вновь образованном земельном участке объекта капитального строительства - торгового центра вместо ранее разрешенного размещения временных строений - лотков, киосков, суд расценил как изменение вспомогательного вида использования земельного участка, не требующего проведения публичных слушаний.
Делая указанный вывод, суд не учел, что в силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи. Если объектом недвижимости является земельный участок, то в качестве дополнительной информации в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о его разрешенном использовании (пункт 14 части 2 статьи 7 названного Закона).
В соответствие с пунктом 9 статьи 1, пунктами 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, утвержденным в составе правил землепользования и застройки.
Согласно пункту 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 4 февраля 2010 года N 42, сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Судом установлено, что Правила землепользования и застройки на территории Лесозаводского городского округа не приняты. Следовательно, сведения о виде разрешенного использования земельного участка, расположенного на территории Лесозаводского городского округа, кадастровым органом могут быть внесены только на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Из материалов дела усматривается, что 9 октября 2003 года в государственном кадастре недвижимости был зарегистрирован как вновь сформированный земельный участок площадью 2755 квадратных метров, находящийся примерно в 3 мерах по направлению на юго-запад от ориентира юго-восточный угол жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: город Лесозаводск, улица Калининская, 21, земельному участку присвоен кадастровый номер 25:30:0201001:72. Вид разрешенного использования указан в графе 9 кадастрового паспорта данного земельного участка "для размещения временных объектов (киоски, лотки и другие)", вид собственности - государственная (л. д. 73).
На основании постановления главы администрации Лесозаводского городского округа N 832 от 9 июля 2012 года из земельного участка с кадастровым номером 25:30:0201001:72 образованы два земельных участка площадью 2658 квадратных метров и 182 квадратных метра, схемы расположения которых утверждены распоряжением начальника Управления имущественных отношений администрации Лесозаводского городского округа N 199 от 26 июля 2012 года. Вновь образованные земельные участки были поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров 25:30:020101:6411 и 25:30:020101:6412, соответственно.
Частью 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в Реестре должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка (пункт 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 4 февраля 2010 года N 42).
Таким образом, при постановке вновь образованного земельного участка с кадастровым номером 25:30:020101:6411 сведения о виде разрешенного использования должны соответствовать сведениям о виде разрешенного использования исходного земельного участка с кадастровым номером 25:30:0201001:72, то есть "для размещения временных объектов (киоски, лотки и другие)".
Вместе с тем, из дела видно, что 9 августа 2012 года Комиссия по организации и проведению торгов по продаже земельных участков и продаже прав на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящимся в государственной или муниципальной собственности, созданная при администрации Лесозаводского городского округа, приняла решение N 15, утвержденное постановлением Администрации Лесозаводского городского округа N 981 от 9 августа 2012 года, о проведении аукциона по продаже земельного участка площадью 2658 квадратных метров с кадастровым номером 25:30:020101:6411, где вид разрешенного использования земельного участка указан: "для строительства торгового центра".
Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что вид разрешенного использования земельного участка был изменен. Об этом также свидетельствуют действия начальника Управления имущественных отношений администрации Лесозаводского городского округа, который своим распоряжением N 204 от 8 августа 2012 года изменил вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 25:30:0201001:72, 25:30:020101:6411 и 25:30:020101:6412 с "для размещения временных объектов (киоски, лотки и другие)" на "для строительства торгового центра" (л. д. 50). Данное распоряжение послужило основанием для внесения соответствующих изменений в кадастровый реестр в уже зарегистрированные объекты, однако 16 ноября 2012 года распоряжением N 294 оно было отменено на основании протеста Лесозаводского межрайонного прокурора (л. д. 51).
Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
Порядок организации и проведения публичных слушаний в области градостроительной деятельности в Лесозаводском городском округе определен в соответствующем положении, которое утверждено решением Думы Лесозаводского городского округа N 303 от 30 марта 2006 года.
Организация и проведение публичных слушаний возлагаются на администрацию Лесозаводского городского округа. Функции по организации и проведению публичных слушаний осуществляет комиссия по землепользованию и застройке (пункт 4 раздела 1 положения).
Для принятия решения о назначении публичных слушаний по вопросам предоставления разрешения на изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки, обращение о назначении публичных слушаний комиссия направляет главе городского округа (пункт 2 раздела 3 положения).
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 25:30:020101:6411 был изменен администрацией Лесозаводского городского округа без соблюдения установленной процедуры, что является основанием для признания оспариваемых решения комиссии и постановления администрации о проведении аукциона спорного земельного участка незаконными.
Настаивая на признании незаконным бездействия администрации Лесозаводского городского округа по не проведению публичных слушаний и не принятию главой администрации Лесозаводского городского округа соответствующего решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой, заявители ссылаются на нарушение органом местного самоуправления установленного порядка изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Судебная коллегия признает указанные требования не подлежащими удовлетворению, поскольку установленные нарушения не влекут за собой обязательное понуждение собственника земельных участков изменить вид их разрешенного использования, учитывая, что правообладатель вправе как сохранить ранее установленный вид разрешенного использования, так и изменить его с соблюдением установленных требований.
Требование прокурора о признании незаконными действий администрации Лесозаводского городского округа по формированию спорного земельного участка также не подлежит удовлетворению, поскольку земельный участок площадью 2658 квадратных метров не формировался, а образовывался путем разделения ранее сформированного земельного участка площадью 2755 квадратных метров. Понятия формирование земельных участков и образование земельных участков не идентичны.
Обсуждая доводы прокурора о допущенных органом местного самоуправления нарушениях при заключении договора купли-продажи с победителем аукциона, суд обоснованно указал, что они выходят за пределы рассмотрения заявления в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 26 декабря 2012 года в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными решения Комиссии по организации и проведению торгов по продаже земельных участков и продаже прав на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящимся в государственной или муниципальной собственности, от 9 августа 2012 года и постановления Администрации Лесозаводского городского округа от 9 августа 2012 года N 981 отменить, в этой части принять новое решение.
Признать незаконным решение о проведении аукциона по продаже земельного участка площадью 2658 квадратных метров с кадастровым номером 25:30:020101:6411, принятое на заседании Комиссии по организации и проведению торгов по продаже земельных участков и продаже прав на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящимся в государственной или муниципальной собственности, 9 августа 2012 года.
Признать незаконным постановление администрации Лесозаводского городского округа Приморского края N 981 от 9 августа "Об утверждении решения комиссии о проведении аукциона по продаже земельного участка для строительства торгового центра, расположенного в границах Лесозаводского городского округа".
В остальной части решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 26 декабря 2012 года оставить без изменения, а апелляционное представление и апелляционную жалобу Главы Лесозаводского городского округа - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)