Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
судья Шульга Н.Е.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Крыловой В.Н.
судей Акатьевой Т.Я. и Беляк А.С.
при секретаре судебного заседания Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Крыловой В.Н.
дело по апелляционной жалобе представителя У. по доверенности Ф. на решение Пролетарского районного суда города Твери от 12 июля 2012 года, которым постановлено:
"Заявление У. об оспаривании решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области N от 29 июня 2012 года о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости, возложении обязанности произвести кадастровый учет изменений объекта недвижимости, взыскании судебных расходов оставить без удовлетворения".
Судебная коллегия
установила:
Ф., действующая в интересах У., обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области N от 29 июня 2012 года о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости, возложении обязанности произвести кадастровый учет изменений объекта недвижимости, взыскании судебных расходов.
В обоснование требований указала, что она, как представитель У., обратилась в Межрайонный отдел N 1 ФКП по Тверской области с заявлением об учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером N в связи с изменением категории земель, к которой отнесен земельный участок, приложив к заявлению все необходимые документы. Однако оспариваемым решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области осуществление кадастрового учета было приостановлено в связи с имеющимися противоречиями между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости. По мнению заявителя, законных оснований для приостановления кадастрового учета не имелось, поскольку законом факт отсутствия или наличия данных о границе населенного пункта не связан с кадастровым учетом изменений категории земельного участка. Изменение границы населенного пункта производится на основании утвержденного Генерального плана поселения, при этом обязанность предоставления сведений об измененной границе населенного пункта возложена на орган, принявший такое решение.
В судебном заседании представитель заявителя Ф. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Заявитель У. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области Х. в судебном заседании заявленные требования не признал по доводам письменных возражений, пояснив, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границе деревни Стрельниково, в связи с чем нельзя говорить о том, что границы населенного пункта установлены и сформированы как объект землеустройства.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя У. по доверенности Ф. ставится вопрос об отмене решения суда. В обоснование жалобы указывается, что в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ основанием для установления или изменения границ муниципального образования являются документы территориального планирования, в частности, генеральный план поселений. Заявителем на кадастровый учет были представлены все необходимые документы, предусмотренные ст. 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если в орган кадастрового учета поступило заявление о кадастровом учете в связи с изменением сведений об объекте недвижимости и при этом соответствующие копии документов не поступили из уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления, орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает такие документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе. Законом оговорен перечень сведений о земельном участке, содержащийся в государственном кадастре недвижимости. Среди таковых нет сведений о включении или исключении какого-либо участка из границ населенного пункта. Таким образом, оснований для приостановления осуществления кадастрового учета, не имелось. Факт отсутствия сведений о границе населенного пункта д. Стрельниково законом не связан с кадастровым учетом изменений категории земельного участка. Согласно выписке из Генплана спорный земельный участок включается в границы населенного пункта, что согласно Градостроительному кодексу РФ невозможно без изменения категории земельного участка. По мнению подателя жалобы, кадастрового номера и указания в заявлении на сведения ГКН, которые подлежат изменению в связи с включением участка в границы населенного пункта, достаточно для внесения соответствующих изменений в сведения о данном объекте недвижимого имущества.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области Ч., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции, У. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью * кв. м из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для ведения сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу:.
Согласно материалам дела, 14 июля 2011 года Советом Депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области утвержден Генеральный план Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области, из которого следует, что в перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов Михайловского с/п Калининского района Тверской области, входят земельные участки, планируемые к переводу в земли населенных пунктов (дер. Стрельниково), в том числе земельный участок с кадастровым номером N.
5 июня 2012 года Ф., действующая на основании доверенности от имени У., обратилась в орган кадастрового учета с заявлением о государственном учете изменений указанного земельного участка в связи с изменением категории земель, к которой он отнесен, представив выписку из указанного выше генерального плана.
Решением филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области N от 29 июня 2012 года осуществление кадастрового учета спорного земельного участка приостановлено. В качестве основания для приостановления указано наличие противоречий между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании данного решения незаконным, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Частью 1 статьи 84 ЗК РФ предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенные в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве" под землеустройством понимаются мероприятия по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства. Объектами землеустройства являются территории населенных пунктов.
Согласно Порядку описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденному Приказом Минэкономразвития РФ от 03 июня 2011 года N 267, местоположение границ объекта землеустройства устанавливается посредством определения плоских прямоугольных координат характерных точек границ объекта землеустройства (то есть точек изменения описания границ и деления их на части) в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости (п. 3). В результате описания местоположения границ объекта землеустройства составляется карта (план) объекта землеустройства (п. 8).
В соответствии со ст. 20 ФЗ "О землеустройстве" карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, графического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.
Карта (план) передается в орган кадастрового учета, который по результатам ее проверки в соответствии с п. 31 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости на предмет отсутствия предусмотренных законом оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета, принимает решение о внесении или отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границе населенного пункта.
Кроме того, в силу ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые сведения для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со ст. 9 или 10 данного Федерального закона сведения.
В соответствии с п. 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 года N 618, орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета выписку из утвержденного генерального плана, содержащую текстовое и графическое описания местоположения границы населенного пункта и перечень координат характерных точек границы населенного пункта либо устанавливаемых или изменяемых участков границы населенного пункта в установленной системе координат.
Судом первой инстанции установлено, что Администрация Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области в орган кадастрового учета с целью внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границе деревни Стрельниково с предоставлением соответствующей землеустроительной документации не обращалась, выписка из утвержденного генерального плана Михайловского сельского поселения, содержащая описание местоположения границ населенного пункта дер. Стрельниково и перечень координат характерных точек границ данного населенного пункта, органом местного самоуправления в орган кадастрового учета не представлена. Решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границе указанного населенного пункта органом кадастрового учета не принималось, сведения о границе деревни Стрельниково в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
Поскольку границы указанного населенного пункта как объекта землеустройства в установленном законом порядке не установлены, осуществление государственного кадастрового учета изменений категории земель принадлежащего заявителю земельного участка кадастровым органом правомерно приостановлено.
Доводы апелляционной жалобы, как основанные на неверном толковании норм права, не могут быть приняты во внимание по изложенным выше мотивам.
Иных, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, оснований для отмены решения суда по делу не установлено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пролетарского районного суда город Твери от 12 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя У. по доверенности Ф. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-3182
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 сентября 2012 г. по делу N 33-3182
судья Шульга Н.Е.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Крыловой В.Н.
судей Акатьевой Т.Я. и Беляк А.С.
при секретаре судебного заседания Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Крыловой В.Н.
дело по апелляционной жалобе представителя У. по доверенности Ф. на решение Пролетарского районного суда города Твери от 12 июля 2012 года, которым постановлено:
"Заявление У. об оспаривании решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области N от 29 июня 2012 года о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости, возложении обязанности произвести кадастровый учет изменений объекта недвижимости, взыскании судебных расходов оставить без удовлетворения".
Судебная коллегия
установила:
Ф., действующая в интересах У., обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области N от 29 июня 2012 года о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости, возложении обязанности произвести кадастровый учет изменений объекта недвижимости, взыскании судебных расходов.
В обоснование требований указала, что она, как представитель У., обратилась в Межрайонный отдел N 1 ФКП по Тверской области с заявлением об учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером N в связи с изменением категории земель, к которой отнесен земельный участок, приложив к заявлению все необходимые документы. Однако оспариваемым решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области осуществление кадастрового учета было приостановлено в связи с имеющимися противоречиями между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости. По мнению заявителя, законных оснований для приостановления кадастрового учета не имелось, поскольку законом факт отсутствия или наличия данных о границе населенного пункта не связан с кадастровым учетом изменений категории земельного участка. Изменение границы населенного пункта производится на основании утвержденного Генерального плана поселения, при этом обязанность предоставления сведений об измененной границе населенного пункта возложена на орган, принявший такое решение.
В судебном заседании представитель заявителя Ф. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Заявитель У. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области Х. в судебном заседании заявленные требования не признал по доводам письменных возражений, пояснив, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границе деревни Стрельниково, в связи с чем нельзя говорить о том, что границы населенного пункта установлены и сформированы как объект землеустройства.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя У. по доверенности Ф. ставится вопрос об отмене решения суда. В обоснование жалобы указывается, что в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ основанием для установления или изменения границ муниципального образования являются документы территориального планирования, в частности, генеральный план поселений. Заявителем на кадастровый учет были представлены все необходимые документы, предусмотренные ст. 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если в орган кадастрового учета поступило заявление о кадастровом учете в связи с изменением сведений об объекте недвижимости и при этом соответствующие копии документов не поступили из уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления, орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает такие документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе. Законом оговорен перечень сведений о земельном участке, содержащийся в государственном кадастре недвижимости. Среди таковых нет сведений о включении или исключении какого-либо участка из границ населенного пункта. Таким образом, оснований для приостановления осуществления кадастрового учета, не имелось. Факт отсутствия сведений о границе населенного пункта д. Стрельниково законом не связан с кадастровым учетом изменений категории земельного участка. Согласно выписке из Генплана спорный земельный участок включается в границы населенного пункта, что согласно Градостроительному кодексу РФ невозможно без изменения категории земельного участка. По мнению подателя жалобы, кадастрового номера и указания в заявлении на сведения ГКН, которые подлежат изменению в связи с включением участка в границы населенного пункта, достаточно для внесения соответствующих изменений в сведения о данном объекте недвижимого имущества.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области Ч., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции, У. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью * кв. м из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для ведения сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу:.
Согласно материалам дела, 14 июля 2011 года Советом Депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области утвержден Генеральный план Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области, из которого следует, что в перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов Михайловского с/п Калининского района Тверской области, входят земельные участки, планируемые к переводу в земли населенных пунктов (дер. Стрельниково), в том числе земельный участок с кадастровым номером N.
5 июня 2012 года Ф., действующая на основании доверенности от имени У., обратилась в орган кадастрового учета с заявлением о государственном учете изменений указанного земельного участка в связи с изменением категории земель, к которой он отнесен, представив выписку из указанного выше генерального плана.
Решением филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области N от 29 июня 2012 года осуществление кадастрового учета спорного земельного участка приостановлено. В качестве основания для приостановления указано наличие противоречий между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании данного решения незаконным, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Частью 1 статьи 84 ЗК РФ предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенные в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве" под землеустройством понимаются мероприятия по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства. Объектами землеустройства являются территории населенных пунктов.
Согласно Порядку описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденному Приказом Минэкономразвития РФ от 03 июня 2011 года N 267, местоположение границ объекта землеустройства устанавливается посредством определения плоских прямоугольных координат характерных точек границ объекта землеустройства (то есть точек изменения описания границ и деления их на части) в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости (п. 3). В результате описания местоположения границ объекта землеустройства составляется карта (план) объекта землеустройства (п. 8).
В соответствии со ст. 20 ФЗ "О землеустройстве" карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, графического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.
Карта (план) передается в орган кадастрового учета, который по результатам ее проверки в соответствии с п. 31 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости на предмет отсутствия предусмотренных законом оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета, принимает решение о внесении или отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границе населенного пункта.
Кроме того, в силу ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые сведения для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со ст. 9 или 10 данного Федерального закона сведения.
В соответствии с п. 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 года N 618, орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета выписку из утвержденного генерального плана, содержащую текстовое и графическое описания местоположения границы населенного пункта и перечень координат характерных точек границы населенного пункта либо устанавливаемых или изменяемых участков границы населенного пункта в установленной системе координат.
Судом первой инстанции установлено, что Администрация Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области в орган кадастрового учета с целью внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границе деревни Стрельниково с предоставлением соответствующей землеустроительной документации не обращалась, выписка из утвержденного генерального плана Михайловского сельского поселения, содержащая описание местоположения границ населенного пункта дер. Стрельниково и перечень координат характерных точек границ данного населенного пункта, органом местного самоуправления в орган кадастрового учета не представлена. Решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границе указанного населенного пункта органом кадастрового учета не принималось, сведения о границе деревни Стрельниково в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
Поскольку границы указанного населенного пункта как объекта землеустройства в установленном законом порядке не установлены, осуществление государственного кадастрового учета изменений категории земель принадлежащего заявителю земельного участка кадастровым органом правомерно приостановлено.
Доводы апелляционной жалобы, как основанные на неверном толковании норм права, не могут быть приняты во внимание по изложенным выше мотивам.
Иных, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, оснований для отмены решения суда по делу не установлено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пролетарского районного суда город Твери от 12 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя У. по доверенности Ф. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)