Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 12.04.2013 ПО ДЕЛУ N А63-9682/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 2013 г. по делу N А63-9682/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 9 апреля 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мазуровой Н.С., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Пенькова Ивана Васильевича (ОГРНИП 304264910400092) - Пенькова И.В., Щиброва М.В. (доверенность от 28.05.2012), от заинтересованного лица - администрации Александровского муниципального района Ставропольского края (ОГРН 1042601045233) - Мещерякова С.В. (доверенность от 20.06.2012), в отсутствие представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - отдела имущественных и земельных отношений администрации Александровского муниципального района Ставропольского края, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Хлебникова Виктора Ивановича, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Пенькова Ивана Васильевича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.09.2012 (судья Жирнова С.Л.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 (судьи Баканов А.П., Годило Н.Н., Джамбулатов С.И.) по делу N А63-9682/2012, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Пеньков И.В. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к администрации Александровского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация) о признании незаконным выраженного в письмах от 14.02.2012 N 01-372, от 23.03.2012 N 01-706 отказа администрации в предоставлении в аренду части земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 691 8621 кв. м, с кадастровым номером 26:18:000000:480, с местоположением: Ставропольский край, Александровский район, в границах землепользования СХП "Искра" (далее - земельный участок N 480), из состава единого землепользования с кадастровым номером 26:18:000000:360 (в части испрашиваемых следующих контуров общей площадью 79 8564,05 кв. м: N 9 площадью 3 7177,17 кв. м, N 15 площадью 25 0736,32 кв. м, N 16 площадью 51 0650,56 кв. м), просил обязать администрацию принять решение о предоставлении предпринимателю в аренду сроком на 49 лет указанной части земельного участка и направить истцу проекты договора аренды указанной части участка (уточненные требования, т. 1, л.д. 51, 117, 122, т. 2, л.д. 62, 75).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены отдел имущественных и земельных отношений администрации, индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Хлебников Виктор Иванович (т. 1, л.д. 123, т. 2, л.д. 71).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 26.09.2012, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что администрация письмом от 14.02.2012 N 01-372 не отказывала предпринимателю в предоставлении испрашиваемой частей многоконтурного земельного участка N 480, а лишь разъяснила порядок передачи земель в аренду. При конкуренции двух и более заявлений о предоставлении земельного участка в аренду, поданных специальными субъектами (главами крестьянских (фермерских) хозяйств), орган местного самоуправления не вправе отдать предпочтение одному из них, участок должен передаваться в аренду по результатам торгов в порядке, установленном пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ, Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения). У администрации не возникло право распоряжения земельным участком N 480 (его частью), который образован за счет площади, приходящейся на невостребованные земельные доли, право муниципальной собственности на этот участок не признано.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить решение от 26.09.2012 и постановление от 18.12.2012, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований. Предприниматель указывает, что суды не дали оценку его доводам о нарушении администрацией норм законодательства при принятии решения о предоставлении спорного участка. До момента опубликования объявления о проведении аукциона администрация обязана была опубликовать объявление о предоставлении участка в аренду, указав условия аренды, в том числе срок аренды и размер арендной платы. Ссылка администрации на постановления о проведении подготовительных мероприятий и торгов по продаже права на заключение договора аренды частей многоконтурного земельного участка N 480 несостоятельна, поскольку соответствующие муниципальные правовые акты официально не опубликованы. Объявление о проведении торгов не соответствует требованиям пункта 8 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких участков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 (далее - Правила организации и проведения торгов). Заявление предпринимателя от 02.02.2012 N 4 и дополнения к нему, переданные в администрацию также 02.02.2012, содержали все необходимые сведения и отвечали требованиям части 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ, Закон о крестьянском хозяйстве). На момент подачи заявления предпринимателем и до истечения сроков принятия решения по нему о предоставлении участка в аренду и заключения договора аренды иные заявления отсутствовали. Действия администрации по инициированию, подготовке, организации проведения торгов незаконны и нарушают права предпринимателя на приоритетный доступ к испрашиваемому участку (его части). Отсутствие положительного решения администрации о предоставлении участка в аренду и действий, направленных на заключение соответствующего договора, фактически означает отказ в предоставлении участка. С момента образования участка, выделенного в счет невостребованных земельных долей и до момента признания права муниципальной собственности на него, участок автоматически утрачивает статус находящегося в долевой собственности граждан, и поступает в государственную собственность, которая не разграничена. Администрация вправе распоряжаться земельными участками, государственная собственности на которые не разграничена, а также поставленными на государственный кадастровый учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей. Признание в судебном порядке права муниципальной собственности на участки, образованные в счет невостребованных земельных долей, является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления. Вывод судов об отсутствии решения суда о признании права муниципальной собственности на земельный участок N 480 не основан на имеющихся в деле доказательствах.
Администрацией представлен письменный отзыв с возражениями против кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав в открытом судебном заседании представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, постановлением администрации от 10.12.2010 N 629 утверждены материалы инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения на территории Александровского района в границах землепользования СПК колхоза им. И.Л. Войтика, СПК ПКЗ "Ставропольский", СХП "Искра", образованы земельные участки, выделенные в счет невостребованных земельных долей, с проектами границ, указанных в материалах инвентаризации (т. 2, л.д. 106-107).
11 апреля 2011 года постановлением N 229, на основании материалов инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения, администрация определила произвести межевание и постановку на кадастровый учет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, образованных в счет земельных долей, собственники которых не распорядились ими в течение более трех лет и собственники которых не установлены (не известны), в границах землепользования СПК колхоза им. И.Л. Войтика, СПК ПКЗ "Ставропольский", СХП "Искра" (т. 2, л.д. 108-109).
Постановлением администрации от 29.08.2011 N 575 (с учетом изменений, внесенных постановлением от 06.09.2011 N 594) утверждена схема расположения выделяемого многоконтурного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в границах землепользования СХП "Искра" (т. 2, л.д. 110-114).
По заказу администрации проведены кадастровые работы по образованию многоконтурного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в границах землепользования СХП "Искра" (общее количество контуров 16), входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 26:18:000000:360. По результатам проведенных работ оформлен межевой план от 01.11.2011 (т. 2, л.д. 7-33). Площадь образованного земельного участка составила 691 8621 кв. м 14.11.2011 по заявлению администрации данный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением номера 26:18:000000:480 (т. 1, л.д. 45, т. 2, л.д. 46).
Постановлением администрации от 19.01.2012 N 29 в рамках проведения подготовительных мероприятий, направленных на организацию и проведение аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка N 480, отделу имущественных и земельных отношений администрации поручено организовать проведение независимой оценки по установлению рыночной стоимости величины арендной платы за земельный участок (т. 2, л.д. 48-49).
02.02.2012 предприниматель, на основании Закона о крестьянском хозяйстве и статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), обратился в администрацию с заявлением о предоставлении ему в аренду на 49 лет 78 га пашни, которые в 2008-2009 годах находились у него в аренде, из невостребованных земель СХП "Искра", перешедших в собственность муниципального района, для расширения фермерского хозяйства с целью увеличения производства зерновых и технических культур (т. 1, л.д. 36-40).
Письмом от 14.02.2012 N 01-372 администрация сообщила предпринимателю, что вопрос о порядке предоставления испрашиваемых земельных участков будет решаться в соответствии с действующим законодательством, после опубликования информационного сообщения в газете "Александровская жизнь".
25.02.2012 в газете "Александровская жизнь" N 15 опубликовано сообщение администрации о предстоящем предоставлении предпринимателю в аренду испрашиваемых частей земельного участка N 480 (т. 1, л.д. 43).
11.03.2012 в администрацию поступило заявление от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Хлебникова В.И. о предоставлении ему в аренду земельного участка, испрашиваемого предпринимателем (т. 1, л.д. 77).
23.03.2012 письмом N 01-706 администрация сообщила предпринимателю о поступлении заявления от другого крестьянского (фермерского) хозяйства, указала, что в связи с наличием нескольких заявлений право аренды земельного участка будет выставлено на торги (т. 1, л.д. 57). В этот же день принято постановление администрации N 185 о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды частей многоконтурного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения N 480, площадью 79 8564,05 кв. м, находящихся в границах землепользования СХП "Искра". 04.04.2012 опубликовано информационное сообщение о проведении 10.05.2012 аукциона, открытого по составу участников и форме подачи предложения (т. 1, л.д. 44).
Посчитав, что письмами от 14.02.2012, от 23.03.2012 администрация неправомерно отказала ему в предоставлении земельного участка в аренду, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц.
Такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 201 Кодекса).
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен статьей 12 Закона N 74-ФЗ.
В силу приведенной нормы граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков (пункт 1 статьи 12).
Орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом (пункт 3 статьи 12).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 данной нормы (обеспечившему за свой счет выполнение в отношении участка предусмотренных Законом N 221-ФЗ работ и постановку участка на государственный кадастровый учет), и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 4 статьи 12).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 рассматриваемой статьи решения (пункт 5 статьи 12).
Таким образом, Закон о крестьянском хозяйстве устанавливает особый порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения для деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.
Доказательств формирования испрашиваемого предпринимателем земельного участка на основании его заявления в порядке, установленном статьей 12 Закона о крестьянском хозяйстве, выполнения заявителем за свой счет в отношении этого участка в соответствии с требованиями, установленными Законом N 221-ФЗ, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращения его с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка, не имеется. Напротив, материалы дела свидетельствуют о том, что формирование и постановка на кадастровый учет спорного участка N 480 осуществлены по заказу администрации и за счет средств местного бюджета, задолго до поступления заявления предпринимателя от 02.02.2012.
На момент обращения Пенькова И.В. с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка в специальном порядке, установленном Законом о крестьянском хозяйстве, участок был не только сформирован как объект земельных отношений, но и реализовывалось постановление администрации от 19.01.2012 N 29 о проведении подготовительных мероприятий (независимая оценка рыночной стоимости величины арендной платы), направленных на организацию и проведение аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка N 480.
При таких обстоятельствах на основании заявления от 02.02.2012 провести процедуры, установленные статьей 12 Закона о крестьянском хозяйстве, и принять решение о передаче испрашиваемого участка в аренду предпринимателю администрация не могла, что само по себе, исключает нарушение прав заявителя.
Суды также обоснованно исходили из того, что порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду в случае, если на участок претендуют несколько (два и более) специальных субъектов (фермеров), Законом о крестьянском хозяйстве не урегулирован. В подобной ситуации подлежат применению положения статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса земельное законодательство основывается на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
По смыслу приведенных норм при конкуренции двух или более заявлений глав крестьянских (фермерских) хозяйств в отношении испрашиваемого земельного участка орган местного самоуправления не вправе отдавать предпочтение тому или иному землепользователю, поэтому такой участок должен предоставляться по результатам торгов в порядке, предусмотренном статьей 10 Закона N 101-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Статьей 34 Земельного кодекса установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, в связи с чем, обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве, и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции установили, что к моменту обращения предпринимателя в администрацию с заявлением от 02.02.2012 испрашиваемый им участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет за счет средств местного бюджета, 25.02.2012 информация о предстоящем предоставлении участка фермерскому хозяйству Пенькова И.В. опубликована в средствах массовой информации, в течение месяца со дня публикации (11.03.2012) о наличии интереса приобрести в аренду спорный участок заявил глава другого крестьянского (фермерского) хозяйства, и правомерно пришли к выводу об отсутствии со стороны администрации нарушений закона и прав, законных интересов предпринимателя.
Кроме того, из материалов дела видно, что спорный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения образован за счет площади, приходящейся на невостребованные (собственниками) земельные доли, в границах ряда хозяйств, в том числе СХП "Искра".
В силу положений статьи 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд, либо земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Невостребованные земельные доли, во всяком случае, могут быть выявлены лишь применительно к земельным участкам, находящимся в долевой собственности граждан.
В соответствии с пунктом 8 статьи 12.1 Закона N 101-ФЗ орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном данной статьей порядке невостребованными.
Следовательно, лишь признание в судебном порядке права собственности на земельный участок прекращает право собственности граждан на невостребованные земельные доли (статья 35 Конституции Российской Федерации, статья 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С требованием о признании права муниципальной собственности на спорный участок, сформированный в счет невостребованных земельных долей, администрация в суд не обращалась, правовых оснований для распоряжения таким участком, продолжающим юридически оставаться в долевой собственности граждан, не имеется.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Довод администрации о том, что земельные доли, собственники которых неизвестны, до признания права собственности на участки, выделенные в счет таких долей, являются государственной собственностью (не разграниченной по уровням), вышеприведенным нормам Закона N 101-ФЗ не соответствует. По этим же основаниям несостоятельно и утверждение предпринимателя об автоматическом поступлении в государственную собственность (не разграниченную по уровням) земельного участка, выделенного в счет невостребованных земельных долей, до момента признания права муниципальной собственности на него.
Заявив о необоснованности вывода судов о том, что администрация не обращалась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на земельный участок N 480, предприниматель не опроверг их документально. Администрацией, в свою очередь, не только заявлено о непринятии мер к реализации предоставленного Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения права (путем обращения с иском в суд), но и представлено уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о спорном участке N 480 (т. 1, л.д. 108).
Судом кассационной инстанции не принимаются приведенные в жалобе аргументы о нарушении администрацией при публикации извещения о предстоящих торгах по продаже права на заключение договора аренды спорного участка (04.04.2012) Правил организации и проведения торгов, о неприменении постановлений администрации от 19.01.2012 N 29 (о проведении подготовительных мероприятий, направленных на организацию и проведение аукциона), от 23.03.2012 N 185 (о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды спорной части участка N 480), поскольку указанные торги предметом спора в настоящем деле не являются.
Оснований для отмены решения от 26.09.2012 и постановления от 18.12.2012 по доводам кассационной жалобы не имеется, поскольку они не опровергают правильности выводов судов, направлены на переоценку исследованных ими доказательств и установленных фактических обстоятельств, что недопустимо в силу требований статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса. Судебные инстанции верно применили нормы материального права, представленным сторонами доказательствам дали надлежащую правовую оценку. На наличие в деле не исследованных судами доказательств, имеющих существенное значение для разрешения спора, заявитель не указал.
Нарушения процессуальных норм, являющиеся основанием к отмене или изменению судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса), не установлены.
Государственная пошлина по кассационной жалобе уплачена заявителем в доход федерального бюджета при ее подаче (платежное поручение от 28.01.2013 N 51). Оснований для перераспределения между сторонами расходов, понесенных предпринимателем в связи с рассмотрением дела судом кассационной инстанции (статья 110 Арбитражного процессуального кодекса), не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.09.2012 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 по делу N А63-9682/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Н.С.МАЗУРОВА

Судьи
А.И.МЕЩЕРИН
И.В.СИДОРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)