Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.11.2011 N 05АП-7554/2011 ПО ДЕЛУ N А51-10137/2011

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 2011 г. N 05АП-7554/2011

Дело N А51-10137/2011

Резолютивная часть постановления оглашена 07 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 ноября 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.В. Алферовой
судей З.Д. Бац, А.В. Пятковой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.В. Ивановой
при участии
- от администрации городского округа ЗАТО Большой Камень: Ананийчук Е.В., доверенность от 29.06.2011 N 12-1839, сроком действия на 1 год, удостоверение;
- ООО "Соломон" - извещено, представителя не направило;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа ЗАТО Большой Камень
апелляционное производство N 05АП-7554/2011
на решение от 06.09.2011
судьи О.В. Голоузовой
по делу N А51-10137/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Соломон" (ИНН 2503022942, ОГРН 1042501103853))
к администрации городского округа ЗАТО Большой Камень
об оспаривании постановления.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Соломон" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановление администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 30.03.2011 N 424 "Об отказе в назначении публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного в городском округе ЗАТО Большой Камень, в 2 112 метрах на запад от жилого дома N 44 по ул. Прибрежная, общей площадью 26 142 кв. м для проектирования и строительства базы отдыха".
Решением суда от 06.09.2011 признано незаконным и отменено постановление администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 30.03.2011 N 424, и администрацию обязали провести публичные слушания по вопросу о предоставлении разрешения на использование земельного участка, расположенного в городском округе ЗАТО Большой Камень, в 2 112 метрах на запад от жилого дома N 44 по ул. Прибрежная, общей площадью 26142 кв. м для проектирования и строительства базы отдыха.
Обжалуя в апелляционном порядке судебный акт, администрация городского округа ЗАТО Большой Камень считает его незаконным и подлежащим отмене. Поскольку спорный земельный участок частично расположен в территориальной зоне, для которой база отдыха, как вид условно разрешенного использования, не установлен, то, по мнению заявителя жалобы, назначение и проведение публичных слушаний по заявлению общества по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования спорного земельного участка для проектирования и строительства базы отдыха невозможно. Кроме того, администрация ссылается на незаконность взыскания с нее в пользу общества государственной пошлины.
Общество в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразило, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем, решение отмене или изменению не подлежит.
В судебное заседание 07.11.2011 общество не явилось, извещено надлежащим образом. Суд, руководствуясь ст. 156 АПК РФ, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя общества.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено следующее.
18.01.2008 общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 4,7 га, расположенного в 2112 м на запад от жилого дома N 44 по ул. Прибрежная в ЗАТО Большой Камень, для проектирования и строительства базы отдыха.
Согласно выписке из протокола земельной комиссии от 23.01.2008 N 55 в предоставлении земельного участка было отказано со ссылкой на то, что земельный участок предназначен для массового отдыха граждан.
24.01.2008 общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося по вышеуказанному адресу, уменьшив его площадь до 2,6 га.
Данное заявление 30.01.2008 было направлено в управление архитектуры и градостроительства администрации для подготовки акта выбора земельного участка. Акт выбора земельного участка для размещения объекта был подготовлен, однако утвержден не был.
Письмом от 09.11.2010 N 16-3841 администрация отказала заявителю в согласовании акта выбора земельного участка в связи с тем, что указанная территория предназначена для массового отдыха, а также в связи с нахождением на земельном участке дороги, обеспечивающей доступ к другим участкам и объектам.
Данный отказ был оспорен заявителем в судебном порядке. Решением Арбитражного суда Приморского края от 10.03.2011 по делу N А51-18978/2010 в удовлетворении требований заявителя было отказано в связи с необходимостью проведения публичных слушаний. Постановлением ФАС ДВО по делу N А51-18978/2010 установлено, что в данном случае для определения разрешенного использования земельного участка необходимо провести публичные слушания.
Учитывая выводы судов всех инстанции по делу N А51-18978/2010 общество 16.03.2011 обратилось в комиссию по землепользованию и застройке городского округа ЗАТО Большой Камень с заявлением о проведении публичных слушаний и предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка.
Постановлением от 30.03.2011 N 424 администрация отказала обществу в назначении публичных слушаний со ссылкой на то, что границы земельного участка не определены в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, письмом от 01.04.2011 N 16-210 администрация отказала в предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования спорного земельного участка, разъяснив заявителю, что указанная в заявлении территория не является земельным участком, поскольку на нее отсутствует проект планировки и межевания, и границы земельного участка не определены.
Не согласившись с отказом в назначении публичных слушаний, посчитав его нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 3 части 1 статьи 199 АПК РФ предусмотрено, что в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными должны быть указанны права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и бездействие (действием).
Частью 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в аренду.
Порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта установлен частью 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанный порядок предусматривает: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Органы местного самоуправления информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 Кодекса).
На основании пункта 6 статьи 31 Кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа ЗАТО Большой Камень, утвержденным решением Думы городского округа ЗАТО Большой Камень от 14.01.2010 г. N 420, зона рекреационного строительства Р2, в которой расположен испрашиваемый земельный участок, выделена для обеспечения правовых условий организации отдыха населения. Строительство баз отдыха является условно разрешенным видом использования испрашиваемого участка.
Согласно пункту 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (пункт 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пункты 3, 4 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливают, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.
В соответствии с пунктом 7 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца.
Согласно статье 3 Положения о публичных слушаниях в городском округе ЗАТО Большой Камень, утвержденного решением Думы городского округа ЗАТО Большой Камень от 25.04.2006 г. N 52, проведение публичных слушаний по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования вид использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 10.03.2011 по делу N А51-18978/2010 установлена необходимость проведения публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного в городском округе ЗАТО Большой Камень, в 2112 метрах на запад от жилого дома N 44 по ул. Прибрежная, общей площадью 26142 кв. м для проектирования и строительства базы отдыха, до утверждения акта выбора земельного участка.
Довод администрации, явившийся основанием для отказа обществу в проведении общественных слушаний, об отсутствии границ земельного участка судом первой инстанции правомерно признан противоречащим нормам действующего законодательства. Так, согласно статье 38 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части, в межевом плане, то есть действия по установлению границ земельного участка осуществляются на стадии выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, которая имеет место после утверждения акта выбора земельного участка.
Довод заявителя апелляционной жалобы о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в связи с его частичным нахождением на территории зоны Р-4 был предметом исследования судом первой инстанции, которые верно указал, что орган местного самоуправления имеет возможность выбрать земельный участок для размещения базы отдыха таким образом, чтобы исключить его наложение на границы территориальной зоны Р-4.
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Довод администрации о неправомерности распределения судебных расходов, в частности взыскания с заявителя жалобы в пользу общества государственной пошлин в размере 2 000 рублей, судом апелляционной инстанции отклонятся. В связи с удовлетворением заявленных обществом требований и согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика - администрацию городского округа ЗАТО Большой Камень
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов, изложенных в обжалуемом решении суда первой инстанции, в связи с чем, оно подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 06.09.2011 по делу N А51-10137/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
Н.В.АЛФЕРОВА

Судьи
З.Д.БАЦ
А.В.ПЯТКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)