Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бородиной Н.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Изместьева А.Ю. действующего на основании доверенности от 03.04.2013 N 61-Д,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.04.2013 по делу N А29-233/2013, принятое судом в составе судьи Галаевой Т.И.,
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (ИНН: 1101486727, ОГРН 1101101000780)
к Администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (ИНН: 1101482338 ОГРН 1021100517140),
Третьи лица: Центральный банк Российской Федерации в лице Национального банка Республики Коми, Сыктывкарское муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальный фонд", Федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Институт геологии Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Республике Коми, Григорьев Сергей Игоревич, Пустовалов Виктор Иванович, Ткаченко Владимир Васильевич, Самарин Иван Александрович, Коткин Станислав Иванович
о признании незаконным отказа в принятии решения о разделе земельного участка,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (далее - заявитель, Управление, ТУ Росимущества в РК) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - ответчик, Администрация г. Сыктывкара) в принятии решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 11:05:0106027:10 и о понуждении ответчика устранить допущенные нарушения, обязав его принять решение о разделе указанного земельного участка на восемь земельных участков с кадастровыми номерами: 11:05:0106027:25; 11:05:0106027:26; 11:05:0106027:27; 11:05:0106027:28; 11:05:0106027:29; 11:05:0106027:30; 11:05:0106027:31; 11:05:0106027:32.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 12.04.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, признав земельный участок с кадастровым номером 11:05:0106027:10 делимым, а отказ Администрации г. Сыктывкара в принятии решения о разделе данного земельного участка незаконным, обязать ответчика принять соответствующее решение о разделе земельного участка.
По мнению заявителя, решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, так как суд не выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, не применил закон, подлежащий применению по данному делу, а также в связи с недоказанностью имеющих для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными. Податель жалобы ссылается на то, что вывод суда о неделимости земельного участка не соответствует материалам дела и положениям действующего законодательства. Управление не согласно с выводом суда об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя, считает, что права Российской Федерации нарушены тем, что при отсутствии решения о разделе земельного участка, ТУ Росимущества в РК не имеет возможности зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельные участки, занятые объектами недвижимости, находящимися в федеральной собственности.
Управление Росреестра по РК в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов заявителя, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения. Третье лицо считает, что судом правильно установлен статус спорного земельного участка как неделимый, поскольку изначально данный участок был предоставлен из земель населенного пункта для обслуживания комплекса гаражей.
Центральный банк РФ в лице Национального банка Республики Коми (далее - ЦБ РФ) в представленном отзыве выразил несогласие с решением суда первой инстанции, поддерживает апелляционную жалобу Управления. Считает, что в материалах дела отсутствуют доказательства выделения земельного участка для обслуживания комплекса гаражей.
Иные участвующие в деле лица, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Ответчик и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ).
Как следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером 11:05:01:06027:10, площадью 479 кв. м местоположение: г. Сыктывкар, ул. Оплеснина, в районе дома N 16, расположен гаражный комплекс, состоящий из отдельных помещений - гаражей.
Согласно информации, имеющейся в Едином государственном реестре прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним (далее - ЕГРП) правообладателями отдельных гаражей в этом комплексе являются как граждане, так и юридические лица различной организационно-правовой формы.
Первоначально указанный земельный участок площадью 479 кв. м, как объект недвижимости, был создан в ЕГРП (открыт раздел) в 1999 году на основании плана границ земельного участка. В дальнейшем в 2011 году на основании кадастрового паспорта от 16.09.2011 N 1100/401/11-14927 в ЕГРП были внесены изменения в отношении кадастрового номера, категории земель и уточненной площади земельного участка, которая составила 471 кв. м.
В отношении спорного земельного участка были зарегистрированы права:
- 1) право пожизненного наследуемого владения земельным участком площадью 52 кв. м для обслуживания индивидуального гаража N 2 из общей площади обслуживания комплекса гаражей 479 кв. м на основании постановления Администрации г. Сыктывкара от 17.04.2000 N 4/1248, правообладателем является гражданин Пустовалов Виктор Иванович;
- 2) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 116 кв. м для обслуживания служебного гаража (бокс) N 8 из общей площади обслуживания комплекса гаражей 479 кв. м на основании постановления Администрации г. Сыктывкара от 05.08.2002 N 8/2305, правообладателем является Центральный Банк Российской Федерации (далее- ЦБ РФ);
- 3) право постоянного бессрочного пользования земельным участком площадью 42 кв. м из общей площади обслуживания комплекса гаражей 479 кв. м на основании постановления Администрации г. Сыктывкара от 27.02.2007 N 2/573, правообладателем является ФГБУ науки "Институт геологии Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук" (далее - Институт геологии).
Таким образом, из общей площади указанного земельного участка, равной 479 кв. м, были зарегистрированы права в отношении площади земельного участка, равной 210 кв. м.
Кроме того, в ЕГРП были зарегистрированы права лиц на гаражи, расположенные на спорном земельном участке N 06027:10:
- 1) право оперативного управления на гараж N 1 площадью 19,6 кв. м по адресу: ул. Оплеснина, (район гормолзавода). Правообладатель - Институт геологии;
- 2) право собственности Российской Федерации на гараж N 1 площадью 19,6 кв. м по адресу: ул. Оплеснина (район гормолзавода);
- 3) право собственности на гараж площадью 38,4 кв. м, расположенный по адресу: ул. Оплеснина, 16/1, гараж N 5. Правообладатель - Муниципальное образование городского округа "Сыктывкар";
- 4) право хозяйственного ведения на гараж площадью 38,4 кв. м, расположенный по адресу: ул. Оплеснина, 16/1, гараж N 5. Правообладатель - Сыктывкарское муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальный фонд";
- 5) право собственности на гараж площадью 24,2 кв. м, расположенный по адресу: ул. Оплеснина, д. 16/1, гараж 3. Правообладатель - Ткаченко Владимир Васильевич;
- 6) право собственности на гараж площадью 23,4 кв. м, расположенный по адресу: ул. Оплеснина, в районе дома N 16, гараж 1. Правообладатель - Григорьев Сергей Игоревич;
- 7) право собственности Российской Федерации на гараж N 8 площадью 49,1 кв. м, находящийся по адресу: ул. Оплеснина, 8. Правообладатель - ЦБ РФ.
В отношении третьих лиц: Пустовалова В.И., Самарина И.А. и Коткина С.И. сведения о государственной регистрации прав собственности на принадлежащие им гаражи отсутствуют.
Поскольку помещения гаражей NN 1 и 8 находятся в гаражном комплексе, право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками площадью, соответственно, 42 кв. м и 116 кв. м, необходимыми для обслуживания этих служебных гаражей, было предоставлено Институту геологии и ЦБ РФ на основании постановлений Администрации г. Сыктывкара от 05.08.2002 N 8/2305 и от 27.02.2007 N 2/573 без определения границ из общей площади обслуживания комплекса гаражей 479 кв. м.
В 2011 году заинтересованными владельцами гаражей было организовано проведение кадастровых работ по разделу земельного участка площадью 479 кв. м (по уточненным данным - 471 кв. м) и по установлению границ земельных участков для каждого собственника (владельца) помещений гаражей, находящихся в данном гаражном комплексе.
По результатам кадастровых работ из спорного земельного участка было образовано 8 (восемь) самостоятельных земельных участков по количеству владельцев помещений гаражей в гаражном комплексе, Федеральным бюджетным государственным учреждением "Кадастровая палата по Республике Коми" 19.10.2011 произведен кадастровый учет образованных земельных участков и им были присвоены кадастровые номера с N 11:05:0106027:25 по N 11:05:0106027:32.
С целью государственной регистрации права собственности Российской Федерации на образованные земельные участки N 11:05:0106027:31 и 11:05:0106027:28, занятые соответственно помещениями гаражей ЦБ РФ и Института геологии, ТУ Росимущества в РК обратилось с соответствующим заявлением в Управление Росреестра по РК.
Сообщением от 20.01.2012 N 01/215/2011-470 в государственной регистрации земельных участков ТУ Росимущества в РК было отказано.
Одним из оснований отказа в регистрации Управление Росреестра по РК указало на положения пункта 1 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в силу которого в регистрирующий орган необходимо представить решение компетентного органа публичной власти о разделе земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности (т. 1, л.д. 95-96).
17.09.2012 ТУ Росимущества в РК обратилось в Администрацию г. Сыктывкара с заявлением (письмо N 01-15/3546-05) о выдаче решения о разделе спорного земельного участка с кадастровым номером 11:05:0106027:10.
Администрация г. Сыктывкара письмом от 19.10.2012 N 01-12/6962 отказала в выдаче такого решения, ссылаясь на неделимость земельного участка с кадастровым номером 11:05:01:06027:10 (т. 1, л.д. 98).
Считая, что данный отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ТУ Росимущества в РК обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с соответствующим требованием.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 198 - 201 АПК РФ, статьями 5, 11.2, 11.4, 11.5, 11.9, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из нижеследующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, обязательным условием удовлетворения требования, заявленного в порядке гл. 24 АПК РФ, является как несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, так и доказанность нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п. 6 ст. 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков, при этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Согласно п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе посредством их раздела, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 ЗК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. В силу названной нормы для принятия решения об образовании указанных выше земельных участков заявителям необходимо предоставить следующие документы:
- 1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;
- 2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Оснований для принятия уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления решений об отказе в образовании земельных участков, в том числе при разделе земельного участка, положения статьи 11.3 ЗК РФ не содержат.
В то же время в силу п. 4 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. К числу таких случаев относится, в частности случай, когда объекты недвижимого имущества расположены на неделимом земельном участке. В соответствии со статьей 133 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, а значит, в том числе и земельный участок, признается неделимой в том случае, когда ее раздел в натуре невозможен без изменения ее назначения. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.05.2005 N 187-О, делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, и каждая часть после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, по смыслу приведенных выше положений ЗК РФ, Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации делимость или неделимость земельного участка, на котором расположены объекты недвижимого имущества (здания, сооружения), определяется возможностью или невозможностью формирования из указанного земельного участка самостоятельных земельных участков, занятых отдельными объектами недвижимости и необходимыми для использования (эксплуатации) каждого из них, без нарушения прав собственников (владельцев) данных объектов и без изменения целевого назначения разделяемого земельного участка. Соответственно компетентные орган государственной власти или орган местного самоуправления вправе принять в соответствии со ст. 11.3 ЗК РФ решение об образовании земельных участков из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, путем раздела последнего при условии, если данный земельный участок является делимым, то есть может быть разделен без изменения его целевого назначения на самостоятельные земельные участки, занятые отдельными объектами недвижимости и необходимые для использования (эксплуатации) каждого из них, без нарушения прав собственников (владельцев) данных объектов. При невозможности соблюдения указанных условий органы, уполномоченные на управление и распоряжение земельными участками, вправе принять решение об отказе в образовании земельных участков путем раздела существующего земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Оценивая на основе приведенных выше правовых норм и их толкования, а также с учетом обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, доводов, содержащихся в апелляционной жалобе оспариваемое по делу решение Администрации г. Сыктывкара об отказе ТУ Росимущества в РК в разделе земельного участка с кадастровым номером 11:05:01:06027:10, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов данного дела, земельный участок с кадастровым номером 11:05:01:06027:10, в разделе которого Администрацией г. Сыктывкара отказано, был сформирован в 2000 году для эксплуатации гаражного комплекса (разрешенное использование согласно кадастровой выписке о земельном участке от 01.03.2010). Между тем юридических доказательств существования гаражного комплекса как единого объекта недвижимости, эксплуатируемого несколькими лицами и являющегося неделимой вещью, для размещения которого и был сформирован названный земельный участок, в материалах дела не имеется. В частности, отсутствуют данные о постановке гаражного комплекса как единого объекта недвижимости на технический учет, а именно материалы технической инвентаризации, технический паспорт. В то же время в материалы дела представлены технические, кадастровые паспорта на отдельные гаражные боксы (гаражи), расположенные на земельном участке с кадастровым номером 11:05:01:06027:10, поставленные на технический и кадастровый учет в качестве самостоятельных объектов недвижимости. Имеются такие паспорта и на гаражи N 1, 8, эксплуатируемые соответственно Институтом геологии и ЦБ РФ. Более того, на здания указанных гаражных боксов зарегистрировано право оперативного управления Института геологии и право собственности Российской Федерации (т. 1 л.д. 90-92). Для эксплуатации указанных гаражных боксов по их назначению Институту геологии и ЦБ РФ в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены соответствующие земельные участки, указанное право зарегистрировано в установленном порядке (т. 1 л.д. 93-94). Аналогичным образом юридически индивидуализированы в качестве самостоятельных объектов недвижимости и другие гаражные боксы (гаражи), расположенные на земельном участке с кадастровым номером 11:05:01:06027:10, принадлежащие на праве собственности физическим лицам Пустовалову В.И., Григорьеву С.И., Ткаченко В.В., а также на праве хозяйственного ведения Сыктывкарскому муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальный фонд".
При указанных выше обстоятельствах отсутствуют фактические и юридические основания для признания земельного участка с кадастровым номером 11:05:01:06027:10 неделимым, поскольку на нем расположены самостоятельные обособленные объекты недвижимого имущества-гаражные боксы, для эксплуатации которых необходимо и возможно формирование соответствующих земельных участков посредством раздела названного земельного участка. Возможность раздела указанного земельного участка на 8 самостоятельных земельных участков подтверждена материалами межевых дел и решениями Кадастровой палаты о постановке их на кадастровый учет. Доказательств невозможности раздельного использования каждого из гаражей и соответственно раздельного использования сформированных для их эксплуатации земельных участков Администрация г. Сыктывкара в материалы дела не представила. При этом необходимо отметить, что в случае указанного раздела земельного участка с кадастровым номером 11:05:01:06027:10 назначение вновь образованных земельных участков -для эксплуатации гаражей, сохранится. Соответственно раздел земельного участка с кадастровым номером 11:05:01:06027:10 возможен. Его раздел не противоречит требованиям ст. 133 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 11.9 ЗК РФ и не нарушает прав собственников и владельцев расположенных на данном земельном участке гаражных боксов, а также их прав как землепользователей. Всеми этими лицами было дано письменное согласие на раздел спорного земельного участка.
Как следует из материалов дела, в целях принятия решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 11:05:01:06027:10 ТУ Росимущества в РК представило в Администрацию г. Сыктывкара все предусмотренные п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ документы.
При указанных выше обстоятельствах у Администрации г. Сыктывкара отсутствовали законные основания для отказа в принятии на основании заявления ТУ Росимущества в РК от 17.09.2012 решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 11:05:01:06027:10 на восемь земельных участков. Решение Администрации г. Сыктывкара об отказе в разделе указанного земельного участка, содержащееся в письме данного органа от 19.10.2012 N 01-12/6962, не соответствует положениям ст. ст. 11.3, 11.9 ЗК РФ, ст. 133 Гражданского кодекса Российской Федерации и при этом создает препятствия Российской Федерации в использовании принадлежащего ей имущества. В этой связи указанное решение ответчика в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ подлежит признанию незаконным.
Положения ст. 36 ЗК к рассматриваемым правоотношениям, возникшим в связи с разделом земельного участка, неприменимы, поскольку они регулируют не порядок раздела земельных участков, а порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности в собственность или в аренду физических и юридических лиц.
Содержащийся в обжалуемом решении арбитражного суда первой инстанции вывод о том, что ТУ Росимущества в РК не наделено правом обращения в Администрацию г. Сыктывкара с заявлением о разделе земельного участка, поскольку не относится к числу землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков арбитражный суд апелляционной инстанции считает неправильным. Во-первых, ссылка на указанное обстоятельство в обоснование отказа в разделе земельного участка в оспариваемом решении ответчика отсутствует, в связи с чем суд не вправе был давать оценку данному обстоятельству. Во-вторых, ТУ Росимущества в РК выступает на территории Республики Коми в качестве представителя Российской Федерации в имущественных, в том числе земельных отношениях, в связи с чем в целях решения вопросов образования земельных участков, на которых расположены объекты федеральной собственности, вправе обращаться от имени соответствующих землепользователей, в том числе от имени Института геологии и ЦБ РФ в компетентные органы местного самоуправления.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Республики Коми по настоящему делу от 12.04.2013 подлежит отмене на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ТУ Росимущества в РК и Администрация г. Сыктывкара освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
В соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на основании настоящего постановления выдается Арбитражным судом Республики Коми.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.04.2013 по делу N А29-233/2013 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным решение Администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" об отказе в принятии решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 11:05:0106027:10, содержащееся в письме указанного органа от 19.10.2012 N 01-12/6962.
Обязать Администрацию муниципального образования городского округа "Сыктывкар" принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 11:05:0106027:10 на восемь земельных участков с кадастровыми номерами: 11:05:0106027:25; 11:05:0106027:26; 11:05:0106027:27; 11:05:0106027:28; 11:05:0106027:29; 11:05:0106027:30; 11:05:0106027:31; 11:05:0106027:32.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
П.И.КОНОНОВ
Судьи
Г.Г.ИВШИНА
А.В.КАРАВАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.08.2013 ПО ДЕЛУ N А29-233/2013
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2013 г. по делу N А29-233/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бородиной Н.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Изместьева А.Ю. действующего на основании доверенности от 03.04.2013 N 61-Д,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.04.2013 по делу N А29-233/2013, принятое судом в составе судьи Галаевой Т.И.,
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (ИНН: 1101486727, ОГРН 1101101000780)
к Администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (ИНН: 1101482338 ОГРН 1021100517140),
Третьи лица: Центральный банк Российской Федерации в лице Национального банка Республики Коми, Сыктывкарское муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальный фонд", Федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Институт геологии Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Республике Коми, Григорьев Сергей Игоревич, Пустовалов Виктор Иванович, Ткаченко Владимир Васильевич, Самарин Иван Александрович, Коткин Станислав Иванович
о признании незаконным отказа в принятии решения о разделе земельного участка,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (далее - заявитель, Управление, ТУ Росимущества в РК) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - ответчик, Администрация г. Сыктывкара) в принятии решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 11:05:0106027:10 и о понуждении ответчика устранить допущенные нарушения, обязав его принять решение о разделе указанного земельного участка на восемь земельных участков с кадастровыми номерами: 11:05:0106027:25; 11:05:0106027:26; 11:05:0106027:27; 11:05:0106027:28; 11:05:0106027:29; 11:05:0106027:30; 11:05:0106027:31; 11:05:0106027:32.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 12.04.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, признав земельный участок с кадастровым номером 11:05:0106027:10 делимым, а отказ Администрации г. Сыктывкара в принятии решения о разделе данного земельного участка незаконным, обязать ответчика принять соответствующее решение о разделе земельного участка.
По мнению заявителя, решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, так как суд не выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, не применил закон, подлежащий применению по данному делу, а также в связи с недоказанностью имеющих для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными. Податель жалобы ссылается на то, что вывод суда о неделимости земельного участка не соответствует материалам дела и положениям действующего законодательства. Управление не согласно с выводом суда об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя, считает, что права Российской Федерации нарушены тем, что при отсутствии решения о разделе земельного участка, ТУ Росимущества в РК не имеет возможности зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельные участки, занятые объектами недвижимости, находящимися в федеральной собственности.
Управление Росреестра по РК в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов заявителя, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения. Третье лицо считает, что судом правильно установлен статус спорного земельного участка как неделимый, поскольку изначально данный участок был предоставлен из земель населенного пункта для обслуживания комплекса гаражей.
Центральный банк РФ в лице Национального банка Республики Коми (далее - ЦБ РФ) в представленном отзыве выразил несогласие с решением суда первой инстанции, поддерживает апелляционную жалобу Управления. Считает, что в материалах дела отсутствуют доказательства выделения земельного участка для обслуживания комплекса гаражей.
Иные участвующие в деле лица, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Ответчик и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ).
Как следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером 11:05:01:06027:10, площадью 479 кв. м местоположение: г. Сыктывкар, ул. Оплеснина, в районе дома N 16, расположен гаражный комплекс, состоящий из отдельных помещений - гаражей.
Согласно информации, имеющейся в Едином государственном реестре прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним (далее - ЕГРП) правообладателями отдельных гаражей в этом комплексе являются как граждане, так и юридические лица различной организационно-правовой формы.
Первоначально указанный земельный участок площадью 479 кв. м, как объект недвижимости, был создан в ЕГРП (открыт раздел) в 1999 году на основании плана границ земельного участка. В дальнейшем в 2011 году на основании кадастрового паспорта от 16.09.2011 N 1100/401/11-14927 в ЕГРП были внесены изменения в отношении кадастрового номера, категории земель и уточненной площади земельного участка, которая составила 471 кв. м.
В отношении спорного земельного участка были зарегистрированы права:
- 1) право пожизненного наследуемого владения земельным участком площадью 52 кв. м для обслуживания индивидуального гаража N 2 из общей площади обслуживания комплекса гаражей 479 кв. м на основании постановления Администрации г. Сыктывкара от 17.04.2000 N 4/1248, правообладателем является гражданин Пустовалов Виктор Иванович;
- 2) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 116 кв. м для обслуживания служебного гаража (бокс) N 8 из общей площади обслуживания комплекса гаражей 479 кв. м на основании постановления Администрации г. Сыктывкара от 05.08.2002 N 8/2305, правообладателем является Центральный Банк Российской Федерации (далее- ЦБ РФ);
- 3) право постоянного бессрочного пользования земельным участком площадью 42 кв. м из общей площади обслуживания комплекса гаражей 479 кв. м на основании постановления Администрации г. Сыктывкара от 27.02.2007 N 2/573, правообладателем является ФГБУ науки "Институт геологии Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук" (далее - Институт геологии).
Таким образом, из общей площади указанного земельного участка, равной 479 кв. м, были зарегистрированы права в отношении площади земельного участка, равной 210 кв. м.
Кроме того, в ЕГРП были зарегистрированы права лиц на гаражи, расположенные на спорном земельном участке N 06027:10:
- 1) право оперативного управления на гараж N 1 площадью 19,6 кв. м по адресу: ул. Оплеснина, (район гормолзавода). Правообладатель - Институт геологии;
- 2) право собственности Российской Федерации на гараж N 1 площадью 19,6 кв. м по адресу: ул. Оплеснина (район гормолзавода);
- 3) право собственности на гараж площадью 38,4 кв. м, расположенный по адресу: ул. Оплеснина, 16/1, гараж N 5. Правообладатель - Муниципальное образование городского округа "Сыктывкар";
- 4) право хозяйственного ведения на гараж площадью 38,4 кв. м, расположенный по адресу: ул. Оплеснина, 16/1, гараж N 5. Правообладатель - Сыктывкарское муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальный фонд";
- 5) право собственности на гараж площадью 24,2 кв. м, расположенный по адресу: ул. Оплеснина, д. 16/1, гараж 3. Правообладатель - Ткаченко Владимир Васильевич;
- 6) право собственности на гараж площадью 23,4 кв. м, расположенный по адресу: ул. Оплеснина, в районе дома N 16, гараж 1. Правообладатель - Григорьев Сергей Игоревич;
- 7) право собственности Российской Федерации на гараж N 8 площадью 49,1 кв. м, находящийся по адресу: ул. Оплеснина, 8. Правообладатель - ЦБ РФ.
В отношении третьих лиц: Пустовалова В.И., Самарина И.А. и Коткина С.И. сведения о государственной регистрации прав собственности на принадлежащие им гаражи отсутствуют.
Поскольку помещения гаражей NN 1 и 8 находятся в гаражном комплексе, право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками площадью, соответственно, 42 кв. м и 116 кв. м, необходимыми для обслуживания этих служебных гаражей, было предоставлено Институту геологии и ЦБ РФ на основании постановлений Администрации г. Сыктывкара от 05.08.2002 N 8/2305 и от 27.02.2007 N 2/573 без определения границ из общей площади обслуживания комплекса гаражей 479 кв. м.
В 2011 году заинтересованными владельцами гаражей было организовано проведение кадастровых работ по разделу земельного участка площадью 479 кв. м (по уточненным данным - 471 кв. м) и по установлению границ земельных участков для каждого собственника (владельца) помещений гаражей, находящихся в данном гаражном комплексе.
По результатам кадастровых работ из спорного земельного участка было образовано 8 (восемь) самостоятельных земельных участков по количеству владельцев помещений гаражей в гаражном комплексе, Федеральным бюджетным государственным учреждением "Кадастровая палата по Республике Коми" 19.10.2011 произведен кадастровый учет образованных земельных участков и им были присвоены кадастровые номера с N 11:05:0106027:25 по N 11:05:0106027:32.
С целью государственной регистрации права собственности Российской Федерации на образованные земельные участки N 11:05:0106027:31 и 11:05:0106027:28, занятые соответственно помещениями гаражей ЦБ РФ и Института геологии, ТУ Росимущества в РК обратилось с соответствующим заявлением в Управление Росреестра по РК.
Сообщением от 20.01.2012 N 01/215/2011-470 в государственной регистрации земельных участков ТУ Росимущества в РК было отказано.
Одним из оснований отказа в регистрации Управление Росреестра по РК указало на положения пункта 1 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в силу которого в регистрирующий орган необходимо представить решение компетентного органа публичной власти о разделе земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности (т. 1, л.д. 95-96).
17.09.2012 ТУ Росимущества в РК обратилось в Администрацию г. Сыктывкара с заявлением (письмо N 01-15/3546-05) о выдаче решения о разделе спорного земельного участка с кадастровым номером 11:05:0106027:10.
Администрация г. Сыктывкара письмом от 19.10.2012 N 01-12/6962 отказала в выдаче такого решения, ссылаясь на неделимость земельного участка с кадастровым номером 11:05:01:06027:10 (т. 1, л.д. 98).
Считая, что данный отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ТУ Росимущества в РК обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с соответствующим требованием.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 198 - 201 АПК РФ, статьями 5, 11.2, 11.4, 11.5, 11.9, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из нижеследующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, обязательным условием удовлетворения требования, заявленного в порядке гл. 24 АПК РФ, является как несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, так и доказанность нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п. 6 ст. 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков, при этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Согласно п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе посредством их раздела, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 ЗК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. В силу названной нормы для принятия решения об образовании указанных выше земельных участков заявителям необходимо предоставить следующие документы:
- 1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;
- 2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Оснований для принятия уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления решений об отказе в образовании земельных участков, в том числе при разделе земельного участка, положения статьи 11.3 ЗК РФ не содержат.
В то же время в силу п. 4 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. К числу таких случаев относится, в частности случай, когда объекты недвижимого имущества расположены на неделимом земельном участке. В соответствии со статьей 133 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, а значит, в том числе и земельный участок, признается неделимой в том случае, когда ее раздел в натуре невозможен без изменения ее назначения. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.05.2005 N 187-О, делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, и каждая часть после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, по смыслу приведенных выше положений ЗК РФ, Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации делимость или неделимость земельного участка, на котором расположены объекты недвижимого имущества (здания, сооружения), определяется возможностью или невозможностью формирования из указанного земельного участка самостоятельных земельных участков, занятых отдельными объектами недвижимости и необходимыми для использования (эксплуатации) каждого из них, без нарушения прав собственников (владельцев) данных объектов и без изменения целевого назначения разделяемого земельного участка. Соответственно компетентные орган государственной власти или орган местного самоуправления вправе принять в соответствии со ст. 11.3 ЗК РФ решение об образовании земельных участков из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, путем раздела последнего при условии, если данный земельный участок является делимым, то есть может быть разделен без изменения его целевого назначения на самостоятельные земельные участки, занятые отдельными объектами недвижимости и необходимые для использования (эксплуатации) каждого из них, без нарушения прав собственников (владельцев) данных объектов. При невозможности соблюдения указанных условий органы, уполномоченные на управление и распоряжение земельными участками, вправе принять решение об отказе в образовании земельных участков путем раздела существующего земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Оценивая на основе приведенных выше правовых норм и их толкования, а также с учетом обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, доводов, содержащихся в апелляционной жалобе оспариваемое по делу решение Администрации г. Сыктывкара об отказе ТУ Росимущества в РК в разделе земельного участка с кадастровым номером 11:05:01:06027:10, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов данного дела, земельный участок с кадастровым номером 11:05:01:06027:10, в разделе которого Администрацией г. Сыктывкара отказано, был сформирован в 2000 году для эксплуатации гаражного комплекса (разрешенное использование согласно кадастровой выписке о земельном участке от 01.03.2010). Между тем юридических доказательств существования гаражного комплекса как единого объекта недвижимости, эксплуатируемого несколькими лицами и являющегося неделимой вещью, для размещения которого и был сформирован названный земельный участок, в материалах дела не имеется. В частности, отсутствуют данные о постановке гаражного комплекса как единого объекта недвижимости на технический учет, а именно материалы технической инвентаризации, технический паспорт. В то же время в материалы дела представлены технические, кадастровые паспорта на отдельные гаражные боксы (гаражи), расположенные на земельном участке с кадастровым номером 11:05:01:06027:10, поставленные на технический и кадастровый учет в качестве самостоятельных объектов недвижимости. Имеются такие паспорта и на гаражи N 1, 8, эксплуатируемые соответственно Институтом геологии и ЦБ РФ. Более того, на здания указанных гаражных боксов зарегистрировано право оперативного управления Института геологии и право собственности Российской Федерации (т. 1 л.д. 90-92). Для эксплуатации указанных гаражных боксов по их назначению Институту геологии и ЦБ РФ в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены соответствующие земельные участки, указанное право зарегистрировано в установленном порядке (т. 1 л.д. 93-94). Аналогичным образом юридически индивидуализированы в качестве самостоятельных объектов недвижимости и другие гаражные боксы (гаражи), расположенные на земельном участке с кадастровым номером 11:05:01:06027:10, принадлежащие на праве собственности физическим лицам Пустовалову В.И., Григорьеву С.И., Ткаченко В.В., а также на праве хозяйственного ведения Сыктывкарскому муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальный фонд".
При указанных выше обстоятельствах отсутствуют фактические и юридические основания для признания земельного участка с кадастровым номером 11:05:01:06027:10 неделимым, поскольку на нем расположены самостоятельные обособленные объекты недвижимого имущества-гаражные боксы, для эксплуатации которых необходимо и возможно формирование соответствующих земельных участков посредством раздела названного земельного участка. Возможность раздела указанного земельного участка на 8 самостоятельных земельных участков подтверждена материалами межевых дел и решениями Кадастровой палаты о постановке их на кадастровый учет. Доказательств невозможности раздельного использования каждого из гаражей и соответственно раздельного использования сформированных для их эксплуатации земельных участков Администрация г. Сыктывкара в материалы дела не представила. При этом необходимо отметить, что в случае указанного раздела земельного участка с кадастровым номером 11:05:01:06027:10 назначение вновь образованных земельных участков -для эксплуатации гаражей, сохранится. Соответственно раздел земельного участка с кадастровым номером 11:05:01:06027:10 возможен. Его раздел не противоречит требованиям ст. 133 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 11.9 ЗК РФ и не нарушает прав собственников и владельцев расположенных на данном земельном участке гаражных боксов, а также их прав как землепользователей. Всеми этими лицами было дано письменное согласие на раздел спорного земельного участка.
Как следует из материалов дела, в целях принятия решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 11:05:01:06027:10 ТУ Росимущества в РК представило в Администрацию г. Сыктывкара все предусмотренные п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ документы.
При указанных выше обстоятельствах у Администрации г. Сыктывкара отсутствовали законные основания для отказа в принятии на основании заявления ТУ Росимущества в РК от 17.09.2012 решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 11:05:01:06027:10 на восемь земельных участков. Решение Администрации г. Сыктывкара об отказе в разделе указанного земельного участка, содержащееся в письме данного органа от 19.10.2012 N 01-12/6962, не соответствует положениям ст. ст. 11.3, 11.9 ЗК РФ, ст. 133 Гражданского кодекса Российской Федерации и при этом создает препятствия Российской Федерации в использовании принадлежащего ей имущества. В этой связи указанное решение ответчика в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ подлежит признанию незаконным.
Положения ст. 36 ЗК к рассматриваемым правоотношениям, возникшим в связи с разделом земельного участка, неприменимы, поскольку они регулируют не порядок раздела земельных участков, а порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности в собственность или в аренду физических и юридических лиц.
Содержащийся в обжалуемом решении арбитражного суда первой инстанции вывод о том, что ТУ Росимущества в РК не наделено правом обращения в Администрацию г. Сыктывкара с заявлением о разделе земельного участка, поскольку не относится к числу землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков арбитражный суд апелляционной инстанции считает неправильным. Во-первых, ссылка на указанное обстоятельство в обоснование отказа в разделе земельного участка в оспариваемом решении ответчика отсутствует, в связи с чем суд не вправе был давать оценку данному обстоятельству. Во-вторых, ТУ Росимущества в РК выступает на территории Республики Коми в качестве представителя Российской Федерации в имущественных, в том числе земельных отношениях, в связи с чем в целях решения вопросов образования земельных участков, на которых расположены объекты федеральной собственности, вправе обращаться от имени соответствующих землепользователей, в том числе от имени Института геологии и ЦБ РФ в компетентные органы местного самоуправления.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Республики Коми по настоящему делу от 12.04.2013 подлежит отмене на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ТУ Росимущества в РК и Администрация г. Сыктывкара освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
В соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на основании настоящего постановления выдается Арбитражным судом Республики Коми.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.04.2013 по делу N А29-233/2013 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным решение Администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" об отказе в принятии решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 11:05:0106027:10, содержащееся в письме указанного органа от 19.10.2012 N 01-12/6962.
Обязать Администрацию муниципального образования городского округа "Сыктывкар" принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 11:05:0106027:10 на восемь земельных участков с кадастровыми номерами: 11:05:0106027:25; 11:05:0106027:26; 11:05:0106027:27; 11:05:0106027:28; 11:05:0106027:29; 11:05:0106027:30; 11:05:0106027:31; 11:05:0106027:32.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
П.И.КОНОНОВ
Судьи
Г.Г.ИВШИНА
А.В.КАРАВАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)