Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.04.2013 ПО ДЕЛУ N А62-7802/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2013 г. по делу N А62-7802/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 01.04.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 08.04.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Каструба М.В., судей Волковой Ю.А., Тучковой О.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Радченко Е.А., в отсутствие индивидуального предпринимателя Уткина Валерия Николаевича (ОГРНИП 311673229000023; ИНН 673101430310), в отсутствие Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (ОГРН 1026701437212; ИНН 6730042526), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 14.01.2013 по делу N А62-7802/2012 (судья Еремеева В.И.), установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Уткин Валерий Николаевич (далее - заявитель, предприниматель, Уткин В.Н.) обратился в арбитражный суд с заявлением:
- - о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - ответчик, Департамент), изложенного в письме от 09.10.2012 N 18226/08, в осуществлении процедуры выбора земельного участка площадью 200 кв. м, расположенного в г. Смоленске по ул. Герцена напротив дома N 13а, и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства - объекта растениеводства;
- - об обязании Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области восстановить нарушенное право путем направления заявления от 27.09.2012 вх. N 16630/з в Администрацию г. Смоленска.
Решением Арбитражного суда Смоленской области исковые требования ИП Уткина В.Н. удовлетворены. Отказ Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, изложенный в письме от 09.10.2012 N 18226/08, в осуществлении процедуры выбора земельного участка площадью 200 кв. м, расположенного в г. Смоленске по ул. Герцена напротив дома N 13а, и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства - объекта растениеводства признан незаконным. Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области обязан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Уткина Валерия Николаевича (ОГРН 311673229000023; ИНН 673101430310) путем направления заявления от 27.09.2012 вх. N 16630/з в Администрацию города Смоленска, в порядке, установленном постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 "Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске".
В апелляционной жалобе Департамент имущественных и земельных отношений просит обжалуемое решение отменить и принять новый судебный акт. Указывает, что при подаче предпринимателем заявления им не соблюдены требования пункта 5.2. постановления Администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243, не указан конкретный вид предполагаемого к строительству объекта, его назначение, а также отсутствует обоснование примерного размера испрашиваемого земельного участка.
Исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения в силу следующего.
ИП Уткин В.Н. письмом от 27.09.2012 (вх. N 16630/з) обратился в Департамент с заявлением об осуществлении выбора земельного участка площадью 200 кв. м, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Герцена напротив дома N 13а, и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства - объекта растениеводства (согласно приложенному технико-экономическому обоснованию). В заявлении указано, что земельный участок испрашивается для приобретения в аренду под строительство.
Письмом от 09.10.2012 N 18226/08 Департамент указал предпринимателю на необходимость уточнить (конкретизировать) объект растениеводства, планируемый к размещению на испрашиваемом земельном участке, и предложено представить технико-экономическое обоснование строительства конкретного (уточненного) объекта, обосновывающее его размещение на испрашиваемом земельном участке с учетом местности и норм проектирования.
Во исполнение изложенных Департаментом замечаний предпринимателем направлено письмо от 22.10.2012 (вх. N 18366/з) с пояснением о том, что проектной организацией ООО "Межевик" выполнено технико-экономическое обоснование строительства капитального здания с разрешенным видом использования "объект растениеводства" в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Смоленска, утвержденных решением 15 сессии Смоленского городского Совета IV созыва от 09.11.2010 N 193. Также предпринимателем указано, что иное название объекта повлечет другой вид разрешенного использования, в связи с чем, просит рассмотреть его первоначальное заявление от 27.09.2012 (вх. N 16630/з).
Письмом от 20.11.2012 Департамент указал предпринимателю на необходимость уточнить (конкретизировать) объект растениеводства. Также Департамент сообщил о направлении обращения в прокуратуру Промышленного района г. Смоленска об осуществлении проверки законности использования испрашиваемого участка в связи с расположением на нем сооружений временного типа.
Оценив указанные в письме сведения как отказ, предприниматель обратился в арбитражный суд с указанным заявлением.
В соответствии с частью четвертой статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
В силу пункта 5 статьи 30 ЗК РФ, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - проведение работ по формированию земельного участка;
- - государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 ЗК РФ;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).
Законом Смоленской области от 08.02.2007 N 1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" установлено, что распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена в городе Смоленске, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, определенным правовым актом Смоленской области.
Постановлением Администрации Смоленской области от 20.02.2009 N 86 полномочия по распоряжению названными земельными участками возложены на Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.
Постановлением Администрации города Смоленска от 24.07.2007 N 2036-адм утвержден "Порядок предоставления информации и необходимых согласований для обеспечения процедуры выбора земельных участков по обращениям граждан и юридических лиц для последующего принятия решения о предварительном согласовании мест размещения объектов на территории города Смоленска" (далее - Порядок).
В соответствии с положениями пунктов 2, 3, 5 Порядка Администрация города Смоленска по обращению уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка.
В целях обеспечения выбора земельного участка Администрация в лице управления архитектуры и градостроительства по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению уполномоченного органа в двухнедельный срок предоставляет бесплатно сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Смоленска, необходимые для согласования акта о выборе и утверждения проекта границ земельного участка, а также бланк акта о выборе земельного участка для проведения процедуры согласований.
По результатам выбора земельного участка Администрация города Смоленска утверждает проект границ земельного участка. Копия постановления Администрации об утверждении проекта границ земельного участка с актом о выборе земельного участка направляются в уполномоченный орган.
В соответствии с разделом 5 Постановления Администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 "Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, связанных со строительством, обращаются в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое заявителем место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Уполномоченный орган:
- - в тридцатидневный срок со дня приема документов от заявителя направляет в Администрацию города Смоленска обращение об обеспечении выбора земельного участка;
- - в течение четырнадцати рабочих дней со дня поступления из Администрации города Смоленска документов и материалов по выбору земельного участка, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, либо уведомляет заявителя об отказе в размещении объекта; принимает решение о предоставлении земельного участка; заключает договоры аренды, безвозмездного срочного пользования; осуществляет иные предусмотренные федеральным и областным законодательством действия.
В случае отсутствия вариантов размещения объекта уполномоченный орган в тридцатидневный срок направляет заявителю мотивированный отказ в размещении объекта.
На основании анализа вышеназванных положений нормативных правовых актов судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что в случае соответствия поданной заинтересованным лицом заявки, установленным требованиям, уполномоченный орган, безусловно обязан обратиться в орган местного самоуправления по вопросу выбора земельного участка для строительства, поскольку вопросы выбора земельного участка относятся исключительно к компетенции органа местного самоуправления.
Орган местного самоуправления на основании такого обращения обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Мотивированный отказ в предварительном согласовании места размещения объекта может быть вынесен уполномоченным органом только после получения от органа местного самоуправления данных об отсутствии вариантов размещения объекта.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что представленное предпринимателем Уткиным В.Н. заявление от 27.09.2012 (вх. N 16630/з) об осуществлении выбора земельного участка площадью 200 кв. м, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Герцена напротив дома N 13а, и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства - объекта растениеводства и приложенные к нему документы в совокупности позволяют установить назначение объекта, предполагаемое место его размещения, примерный размер земельного участка и испрашиваемое право на земельный участок.
Таким образом, заявление индивидуального предпринимателя соответствует предъявляемым к таким заявлениям требованиям.
Вместе с тем, оспариваемое письмо Департамента от 09.10.2012 N 18226/08 по сути является отказом в осуществлении процедуры выбора испрашиваемого земельного участка площадью 200 кв. м, расположенного в г. Смоленске по ул. Герцена напротив дома N 13а, и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства - объекта растениеводства.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда области о том, что департамент вышел за пределы своих полномочий при отказе в выборе земельного участка, так как должен был в тридцатидневный срок со дня приема документов от заявителя направить в Администрацию города Смоленска обращение предпринимателя об обеспечении выбора земельного участка, чем создал препятствие для принятия Администрацией города Смоленска решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Таким образом, Департамент, не обеспечив выбор земельного участка для строительства объекта растениеводства, нарушил требования пунктов 2, 5 статьи 31 ЗК РФ, раздела 5 Постановления Администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 "Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске".
При этом, суд области правильно отметил, что отсутствие в заявлении предпринимателя уточнения (конкретизации) объекта растениеводства не может служить единственным формальным основанием для отказа в осуществлении процедуры выбора испрашиваемого земельного участка и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства - объекта растениеводства. Исправление содержащегося в обращении предпринимателя недостатка, связанного с необходимостью уточнения (конкретизации) объекта растениеводства, может быть произведено в рабочем порядке путем согласования данного вопроса с предпринимателем.
Оспариваемый отказ Департамента нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, так как препятствует предоставлению предпринимателю земельного участка для осуществления последним экономической деятельности.
При таких обстоятельствах отказ Департамента, изложенный в письме от 09.10.2012 N 18226/08, в осуществлении процедуры выбора земельного участка площадью 200 кв. м, расположенного в г. Смоленске по ул. Герцена напротив дома N 13а, и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства - объекта растениеводства является незаконным.
Приведенные ответчиком доводы об отсутствии конкретного наименования объекта, ссылки на нормативы проектирования, расчета площади земельного участка отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку представленные истцом документы позволяют установить необходимые данные о назначении объекта, предполагаемом месте размещения, испрашиваемое право и примерный размер земельного участка. Приведенные ответчиком замечания к представляемым истцом документам, носят оценочный характер и не могли являться правовыми препятствиями для направления ответчиком данного заявления в администрацию города Смоленска. Из изложенного следует, что у ответчика отсутствовали правовые основания для ненаправления заявления истца в администрацию г. Смоленска в порядке, установленном Постановлением N 243 от 27.04.2009.
Суд апелляционной инстанции также обращает внимание, что истцом представлены все сведения, установленные пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление технико-экономического обоснования или каких-либо расчетов в силу указанной нормы не является обязательным.
Остальные доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем они не могут быть признаны обоснованными, так как не опровергая выводов суда области сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве оснований для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 14 января 2013 года по делу N А62-7802/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
М.В.КАСТРУБА

Судьи
Ю.А.ВОЛКОВА
О.Г.ТУЧКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)