Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.02.2013 ПО ДЕЛУ N А55-27639/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 февраля 2013 г. по делу N А55-27639/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 14 февраля 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - Ремизова А.В., доверенность от 22.10.2012 г.,
от ответчика - Коробейников В.Л., доверенность от 19.03.2012 г. N 1,
от третьего лица - Емельянцев В.В, паспорт, Куля С.В., доверенность от 13.11.2012 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 февраля 2013 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционные жалобы главы крестьянского (фермерского) хозяйства Емельянцева Валерия Викторовича, Комитета по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 декабря 2012 года по делу N А55-27639/2012 (судья Черномырдина Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Степное" (ОГРН 1116372001822), Самарская область, п. Похвистнево,
к Комитету по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района Самарской области (ОГРН 1026303714580), Самарская область, с. Кинель-Черкассы,
третье лицо:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Емельянцев Валерий Викторович, Самарская область, с. Кинель-Черкассы,
о признании незаконным распоряжения от 02.07.2012 г. N 815,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Степное" (далее - заявитель, ООО "Степное", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Комитету по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района Самарской области (далее - ответчик, Комитет по управлению имуществом) с заявлением о признании незаконным распоряжения от 02.07.2012 г. N 815 "О предоставлении в аренду земельных участков".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен глава крестьянского (фермерского) хозяйства Емельянцев Валерий Викторович (далее - третье лицо, глава КФХ Емельянцев В.В.).
Решением суда первой инстанции от 17 декабря 2012 года заявленное требование удовлетворено. Признано незаконным распоряжение Комитета по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района Самарской области от 02.07.2012 г. N 815 "О предоставлении в аренду земельных участков". Суд обязал Комитет по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Степное".
Не согласившись с принятым судебным актом, глава КФХ Емельянцев В.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что на момент рассмотрения заявления главы КФХ Емельянцева В.В. о предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков на заседании земельной комиссии в Комитет по управлению имуществом не были предоставлены иные заявления с предоставлением пакета документов, являющегося обязательным основанием для рассмотрения заявления о предоставлении земельных участков в аренду по существу. Заявление главы КФХ Емельянцева В.В. было единственным заявлением, соответствующим Положению о порядке предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, утвержденному постановлением Собрания представителей Кинель-Черкасского района от 27.12.2005 г. N 15-14, которое и было рассмотрено на заседании земельной комиссии.
Считает, что суд не применил закон, подлежащий применению к рассматриваемым отношениям, а именно ст. 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". По мнению заявителя жалобы, к правоотношениям Комитета и главы КФХ Емельянцева В.В. не подлежит применению ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", на которую ссылается суд в обжалуемом решении как на основание признания оспариваемого распоряжения незаконным; земельный участок должен быть предоставлен органом местного самоуправления в аренду крестьянскому хозяйству с соблюдением специального порядка, предусмотренного нормами ст. 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Комитет по управлению имуществом также обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что вывод суда о том, что в данном случае не подлежат применению требования ст. 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", противоречит сложившейся судебной практике, согласно которой предоставление земельного участка фермерскому хозяйству осуществляется на основании порядка, установленного специальным федеральным законом.
В отзыве на апелляционные жалобы ООО "Степное", считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании 06 февраля 2013 года объявлялся перерыв в соответствии со статьей 163 АПК РФ до 9 часов 30 минут 13 февраля 2013 года.
Представители ответчика и третьего лица в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 26.12.2011 г. ООО "Степное" обратилось к главе муниципального района Кинель-Черкасского района Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения сроком на пять лет в границах бывшего совхоза "Рабочий", с кадастровыми номерами:
63:23:15 11 005:0003 площадью 211,7979 га,
63:23:15 11 005:0001 площадью 152,1126 га,
63:23:00 00 000:0197 площадью 688,8594 га,
63:23:19 01 001:0002 площадью 222,9063 га,
63:23:19 01 001:0003 площадью 182,6944 га,
63:23:19 01 001:0001 площадью 443,0898 га,
63:23:13 05 002:0002 площадью 91,9001 га,
для производства сельскохозяйственной продукции (т. 1 л.д. 10).
Указанное заявление зарегистрировано в администрации муниципального района 27.12.2011 г. за вх. N 4341 и направлено для рассмотрения в Комитет по управлению имуществом, в котором заявление зарегистрировано 27.12.2011 г. за вх. N 3987.
07.04.2012 г. заявитель обратился к главе муниципального района с письмом, в котором просил решить вопрос о предоставлении земельных участков в аренду (т. 1 л.д. 11). К письму приложены коллективное письмо членов трудового коллектива ООО "Степное" и обращение главы сельского поселения Березняки в поддержку заявителя как единственного действующего сельхозпредприятия, трудоустроившего бывших работников совхоза "Рабочий", проживающих в с. Березняки.
05.05.2012 г. на заседании земельной комиссии рассмотрено заявление ООО "Степное" и принято решение: Комитету по управлению имуществом подготовить информационное сообщение о предоставлении в аренду земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения и предназначенных для сельскохозяйственного производства, с учетом кадастровых паспортов земельных участков, в газете "Волжская коммуна" в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"; направить ООО "Степное" письмо с разъяснениями о необходимости обращения с письменным заявлением в Комитет по управлению имуществом в месячный срок с момента опубликования информационного сообщения с приложением к заявлению учредительных документов (т. 1 л.д. 134).
Комитетом по управлению имуществом в газете "Волжская коммуна" 30.05.2012 г. N 186 (28114) было опубликовано информационное сообщение (т. 1 л.д. 139) о проведении работ по предоставлению в аренду земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, расположенных по адресу: Самарская область, Кинель-Черкасский район, в границах бывшего совхоза "Рабочий":
63:23:19 01 001:1 общей площадью 4430898 кв. м,
63:23:19 01 001:2 общей площадью 2229063 кв. м,
63:23:19 01 001:3 общей площадью 1826944 кв. м.
Вместе с тем 22.03.2012 г. в адрес Комитета по управлению имуществом обратился (вх. N 716) глава КФХ Емельянцев В.В., который просил предоставить в аренду на пять лет земельные участки площадью 1526 га сельскохозяйственного производства, расположенные в границах бывшего совхоза "Рабочий" (п. Дальний, 5 отделение).
После опубликования (30.05.2012 г.) информационного сообщения о предоставлении в аренду земельных участков 15.06.2012 г. глава КФХ Емельянцев В.В. вновь обратился в Комитет по управлению имуществом с заявлением о предоставлении в аренду на пять лет земельных участков площадью: 4430898 кв. м, 2229063 кв. м, 1826944 кв. м (т. 1 л.д. 116).
04.07.2012 г. на заседании земельной комиссии рассмотрено заявление главы КФХ Емельянцева В.В. и принято решение: в связи с поступлением в течение месяца с момента выхода публикации в газете "Волжская коммуна" от 30.05.2012 г. N 306 о предоставлении в аренду земельных участков заявления главы КФХ Емельянцева В.В. о предоставлении указанных земельных участков в аренду с приложением пакета учредительных документов и отсутствием иных заявлений о предоставлении в аренду данных земельных участков с приложением необходимых документов от физических и юридических лиц в месячный срок с момента опубликования соответствующего объявления Комитету по управлению имуществом подготовить распоряжение по предоставлению в аренду земельных участков и заключить договор аренды земельных участков сроком на пять лет (т. 1 л.д. 135).
02.07.2012 г. Комитетом по управлению имуществом принято распоряжение N 815 "О предоставлении в аренду земельных участков", в соответствии с которым главе КФХ Емельянцеву В.В. предоставлены в аренду сроком на пять лет земельные участки, отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения, предназначенные для сельскохозяйственного производства, расположенные по адресу: Самарская область, Кинель-Черкасский район, в границах бывшего совхоза "Рабочий":
- земельный участок площадью 2229063 кв. м (пашня), имеющий кадастровый номер 63:23:19 01 001:2;
- земельный участок площадью 4430898 кв. м (пашня), имеющий кадастровый номер 63:23:19 01 001:1;
- земельный участок площадью 1826944 кв. м (пашня), имеющий кадастровый номер 63:23:19 01 001:3 (пункт 1).
Пунктом 2 настоящего распоряжения отделу земельных отношений Комитета по управлению имуществом предписано заключить договор аренды земельных участков сроком на пять лет с 01.07.2012 г. по 30.06.2017 г. (т. 1 л.д. 7).
02.07.2012 г. между муниципальным образованием "Кинель-Черкасский район Самарской области" и главой КФХ Емельянцевым В.В. был заключен договор N 813 аренды земельного участка (т. 1 л.д. 85 - 101).
По акту приема-передачи от 02.07.2012 г. земельные участки переданы главе КФХ Емельянцеву В.В. (т. 1 л.д. 99).
Данный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке 16.07.2012 г. (т. 1 л.д. 82 - 84).
Считая распоряжение незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
В силу п. 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленное требование ООО "Степное", суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое распоряжение от 02.07.2012 г. N 185 не соответствует требованиям абзаца 2 п. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку на момент его издания имелись два заявления (ООО "Степное" и главы КФХ Емельянцева В.В.) о передаче в аренду спорных земельных участков. При этом суд отклонил доводы Комитета по управлению имуществом и главы КФХ Емельянцева В.В. о том, то в данном случае не подлежат применению положения ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", так как земельные участки должны быть предоставлены органом местного самоуправления в аренду крестьянскому хозяйству с соблюдением специального порядка, предусмотренного нормами ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Между тем судом первой инстанции при разрешении настоящего спора не учтено следующее.
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации правовое регулирование условий и порядка пользования землей осуществляется федеральным законом. В силу п. 1 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства, осуществления его деятельности, расширения, урегулирован в ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском хозяйстве).
В силу названной нормы граждане, которые заинтересованы в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления на основании поданного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, после чего обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого участка. Решение о предоставлении земельного участка в аренду заявителю принимается уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка. Копия такого решения (с приложением кадастрового паспорта участка) направляется заявителю. Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении участка в аренду.
Из анализа норм ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 12 Закона о крестьянском хозяйстве следует, что крестьянскому (фермерскому) хозяйству предоставлено право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения на основании порядка, установленного специальным законом.
Положения, регулирующие вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, закреплены в отдельной (4) главе Закона о крестьянском хозяйстве. Они введены законодателем в целях обеспечения государством надлежащих гарантий (условий) для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств, представляющих собой особую форму хозяйствования, принадлежащую аграрному производству и сельскому укладу жизни.
Таким образом, нормы Закона о фермерском хозяйстве устанавливают особый порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения для деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и являются специальными по отношению к нормам Земельного кодекса Российской Федерации, положениям ст. 10 Закона N 101-ФЗ, которые в связи с этим не подлежат применению к спорным правоотношениям.
В рассматриваемом случае доказательства отнесения ООО "Степное" к специальным субъектам, названным в Законе о крестьянском хозяйстве, в деле отсутствуют. В то же время по смыслу названного Закона и п. 2 ст. 10 Закона N 101-ФЗ предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду на торгах производится, если на участок претендуют несколько (два и более) специальных субъектов (фермерских хозяйств).
При таких обстоятельствах глава КФХ Емельянцев В.В. имел право на получение в аренду земельного участка в порядке, установленном ст. 12 Закона о крестьянском хозяйстве, без проведения торгов.
С учетом изложенного довод заявителя о необходимости выставления испрашиваемых участков на торги в связи с наличием двух заявок подлежит отклонению, поскольку это повлечет нарушение прав и интересов главы КФХ, лишенного возможности приобрести испрашиваемые земельные участки в аренду с использованием процедуры, установленной специальным законом.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18.12.2012 г. по делу N А65-5662/2010.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что правила ст. 12 Закона о фермерском хозяйстве, являясь специальными по отношению к ст. 10 Закона N 101-ФЗ, не содержат запрета на предоставление ранее сформированных и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участков (сведения об испрашиваемых земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости в 2005 году).
Не является препятствием для применения специального порядка предоставления участка сельскохозяйственного назначения и публикация о наличии свободных земель, осуществленная во исполнение правил ст. 10 Закона N 101-ФЗ и ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Цель такого информирования заключается в выявлении потенциальных претендентов, что не исключает возможность последующего предоставления земли по правилам Закона о крестьянском хозяйстве (при наличии к тому установленных данным Законом оснований).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое распоряжение Комитета по управлению имуществом от 02.07.2012 г. N 815 "О предоставлении в аренду земельных участков" соответствует требованиям ст. 12 Закона о фермерском хозяйстве.
При этом ссылка в преамбуле оспариваемого распоряжения на п. 2 ст. 10 Закона N 101-ФЗ и неуказание на ст. 12 Закона о фермерском хозяйстве не могут свидетельствовать о незаконности самого ненормативного правового акта (решения) о предоставлении главе КФХ в аренду земельных участков.
Поскольку совокупность необходимых условий для признания ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным в данном случае отсутствует, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для признания оспариваемого распоряжения незаконным (недействительным).
С учетом изложенного решение суда первой инстанции на основании п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 270 АПК РФ следует отменить, в удовлетворении заявления ООО "Степное" - отказать.
Принимая во внимание, что при подаче апелляционной жалобы в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в рассматриваемом случае уплачивается в размере 100 руб., а глава КФХ Емельянцев В.В. уплатил по чеку-ордеру от 14.01.2013 г. государственную пошлину в сумме 2 000 руб., то согласно ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 900 руб. подлежит возврату ему из федерального бюджета.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат взысканию с ООО "Степное" в пользу главы КФХ Емельянцева В.В. в сумме 100 руб.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 17 декабря 2012 года по делу N А55-27369/2012 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Степное" отказать.
Возвратить главе крестьянского (фермерского) хозяйства Емельянцеву Валерию Викторовичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 900 руб.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Степное" в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Емельянцева Валерия Викторовича расходы по уплате государственной пошлины в сумме 100 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК

Судьи
П.В.БАЖАН
В.В.КУЗНЕЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)