Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17.06.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 20.06.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Рыжовой Е.В., судей Каструбы М.В. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Феоктистовой Д.О., при участии представителя истца - общества с ограниченной ответственностью "Управление недвижимостью" (город Тула, ИНН 7107093547, ОГРН 1067107013885) - Мастрюкова Е.В. (доверенность от 16.05.2013), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (город Тула, ИНН 7106510491, ОГРН 1097154014154) (далее - ТУ Росимущества по Тульской области) на решение Арбитражного суда Тульской области от 07.03.2013 по делу N А68-9331/2012 (судья Косоухова С.В.),
установил:
следующее.
ООО "Управление недвижимостью" обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным бездействия ТУ Росимущества в Тульской области, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:02:010712:33; возложении обязанности принять решение о приватизации земельного участка с кадастровым номером 71:02:010712:33 и заключить договор купли-продажи земельного участка по цене 2,5% от его кадастровой стоимости (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (том 1, л.д. 4-6, 72-73, 76-77).
Определением суда от 10.12.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (город Москва, ИНН 7106510491, ОГРН 1097154014154) (далее - Росимущество) (том 1, л.д. 60-61).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 07.03.2013 заявленные требования удовлетворены: признано незаконным бездействие ТУ Росимущества по Тульской области, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении в собственность ООО "Управление недвижимостью" земельного участка с кадастровым номером 71:02:010712:33.
ТУ Росимущества по Тульской области обязано в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении ООО "Управление недвижимостью" земельного участка с кадастровым номером 71:02:010712:33, площадью 18 354 кв. м, расположенного по адресу: Тульская область Арсеньевский район, поселок Арсеньево, улица Бандикова, дом 66; в месячный срок со дня принятия решения о приватизации направить ООО "Управление недвижимостью" проект договора купли-продажи земельного участка по цене 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Также с ТУ Росимущества по Тульской области в пользу ООО "Управление недвижимостью" взыскано 2 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины (том 2, л.д. 23-37).
Не согласившись с указанным судебным актом, ТУ Росимущества по Тульской области обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тульской области от 07.03.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований (том 2, л.д. 42-47).
Заявитель, ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", Положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области, утвержденное приказом Росимущества от 27.02.2009 N 49, указывает на то, что Территориальное управление Росимущества вправе самостоятельно осуществлять распоряжение земельными участками исключительно по поручению Росимущества или в случае, если такие полномочия прямо предусмотрены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Таким образом, по мнению заявителя апелляционной жалобы, ТУ Росимущества в Тульской области, направив сформированный пакет документов в Росимущество, произвело все необходимые действия в рамках представленных полномочий.
Заявитель полагает, что Арбитражным судом Тульской области неправомерно возложена обязанность по совершению юридически значимых действий на орган, не совершающий распорядительных актов и действий, ввиду отсутствия у него соответствующих полномочий.
Заявитель жалобы считает, что судом первой инстанции не приняты во внимание доводы ответчика о пропуске истцом срока обжалования действий (бездействия) государственного органа, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От ООО "Управление недвижимостью" в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (том 2, л.д. 80-84).
Полагает, что права на спорный земельный участок должны быть оформлены в соответствии с действующим законодательством, в связи с обязательностью оформления прав на земельный участок под объектом недвижимости и исключительным правом на приватизацию земельного участка или приобретением права его аренды, то есть по выбору собственника объектов недвижимости.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца с доводами апелляционной жалобы ТУ Росимущества по Тульской области не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Апелляционная жалоба, с учетом мнения представителя истца, рассмотрена в отсутствие представителей других лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, извещенных надлежащим образом о времени и месте его проведения, в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Тульской области от 07.03.2013 проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда от 07.03.2013 в силу следующего.
ООО "Управление недвижимостью" по договору продажи недвижимого имущества от 02.07.2009 N ТНП-16367/09 (том 1, л.д. 49-53), заключенному с ОАО "Туланефтепродукт", на праве собственности принадлежит недвижимое имущество (нефтебаза), расположенное по адресу: Тульская область Арсеньевский район, поселок Арсеньево, улица Бандикова, дом 66, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.02.2012 серия 71-АГ N 559737 (том 1, л.д. 103).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 07.12.2012 N 71/12-234983 объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 71:02:010712:33 по адресу: Тульская область Арсеньевский район, поселок Арсеньево, улица Бандикова, дом 66, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации нефтебазы, площадью 18 354 кв. м, кадастровая стоимость 15 307 419 рублей 54 копейки (том 1, л.д. 78-79).
26.12.2011 ООО "Управление недвижимостью" обратилось в ТУ Росимущества в Тульской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:02:010712:33, расположенного по адресу: Тульская область Арсеньевский район, поселок Арсеньево, улица Бандикова, дом 66 (том 1, л.д. 84).
Письмом от 10.02.2012 N 71-20/111 ТУ Росимущества в Тульской области сообщило обществу, что проводятся юридически значимые действия по внесению изменений в запись Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в части приведения в соответствие характеристик испрашиваемого земельного участка, а именно: уточнение величины его площади. После проведения соответствующих изменений и формирования необходимого комплекта документов ТУ Росимущества в Тульской области направит заявление общества для рассмотрения в Росимущество (том 1, л.д. 105-106).
Письмом от 07.03.2012 N 71-20/111 ТУ Росимущества в Тульской области направило комплект документов в Росимущество для принятия соответствующего решения (том 1, л.д. 101-102), о чем письмом от 12.03.2012 N 71-20/111 проинформировало заявителя (том 1, л.д. 100).
Письмом от 17.05.2012 N ПП-10/15150 Росимущество возвратило представленный пакет документов заявителю, в связи с нахождением испрашиваемого земельного участка в границах населенного пункта, включенного в перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (том 1, л.д. 98-99).
18.06.2012 ООО "Управление недвижимостью" повторно обратилось в ТУ Росимущества в Тульской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:02:010712:33, расположенного по адресу: Тульская область Арсеньевский район, поселок Арсеньево, улица Бандикова, дом 66, указав в заявлении, что спорный земельный участок находится в поселке Арсеньево Тульской области, который не входит в перечень населенных пунктов радиоактивного загрязнения, в связи с чем не может быть ограничен в обороте (том 1, л.д. 88).
Заявителем в ТУ Росимущества в Тульской области дополнительно представлена копия паспорта спорного земельного участка с заключением по результатам химического и биогенного исследования почв и протокол от 24.02.2011 N 13 (том 1, л.д. 37, 38-39).
ТУ Росимущества по Тульской области, рассмотрев заявление ООО "Управление недвижимостью" о предоставлении земельного участка, письмом от 27.06.2012 N 71-20/4088 сообщило, что предоставленный пакет документов направлен для рассмотрения в Росимущество (том 1, л.д. 36).
Ссылаясь на то, что решения по заявлению о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:02:010712:33 принято не было, ООО "Управление недвижимостью" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) (том 1, л.д. 4-6, 72-73, 76-77).
В суде первой инстанции представителем ответчика было представлено письмо Росимущества от 04.10.2012 N ПП-10/43477, согласно которому ТУ Росимущества по Тульской области было поручено проинформировать заявителя о невозможности приватизации в связи с имеющимися противоречиями в представленных документах, а именно в площади земельного участка и документах подтверждающих наличие объектов недвижимого имущества (том 1, л.д. 93-94).
Письмом от 30.10.2012 ООО "Управление недвижимостью" сообщило ТУ Росимущества по Тульской области, что на спорном земельном участке расположено капитальное строение - нежилое здание, площадью 30,4 кв. м, на которое истец зарегистрировал право собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 14.02.2012 серия 71 АГ N 559737 (том 1, л.д. 95).
Кроме того в письме указано, что на земельном участке имеются также некапитальные строения (гараж, забор железобетонный, мачта прожекторная, насосная, операторная, пожарное депо), указанные объекты недвижимости не подлежат государственной регистрации.
Проверив оспариваемый судебный акт, правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов Арбитражного суда Тульской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены указанным Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 214-ФЗ "О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрена возможность выкупа земельных участков юридическими лицами, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по льготной цене вне зависимости от факта отчуждения зданий, строений, сооружений из государственной или муниципальной собственности.
Статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" определено, что при приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Согласно статье 1 Закона Тульской области от 15.12.2011 N 1679-ЗТО "О регулировании отдельных вопросов определения цены земельных участков на территории Тульской области и их оплаты" на территории Тульской области установлена до 1 июля 2012 года цена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости таких земельных участков при их продаже, в том числе, юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что для приобретения собственником объектов недвижимости земельного участка по льготной цене необходимо установить факт наличия у собственника объектов недвижимости права постоянного (бессрочного) пользования тем земельным участком, на котором расположены объекты недвижимости.
Из материалов дела следует, что объект недвижимости, расположенный на спорном земельном участке, ранее был выкуплен у государства в процессе приватизации государственного предприятия по реализации нефтепродуктов "Туланефтепродукт", впоследствии приобретен ООО "Управление недвижимостью" по договору купли-продажи, заключенному с ОАО "Туланефтепродукт".
Земельный участок, расположенный по адресу: Тульская область, Арсеньевский район, поселок Арсеньево, улица Бандикова, дом 66, был предоставлен ОАО "Туланефтепродукт" на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.05.2001 серия 71-АА N 067991 (том 1, л.д. 80).
Кроме того, судом правильно установлено, что спорный земельный участок не изъят и не ограничен в обороте, на нем отсутствуют объекты недвижимости, находящиеся в собственности иных лиц, в связи с чем спорный участок может быть предоставлен в собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из положений части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица вправе обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 указанной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 указанного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным (том 1, л.д. 84).
Судом первой инстанции установлено, что 26.12.2011 ООО "Управление недвижимостью" обратилось в ТУ Росимущества по Тульской области с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок с кадастровым номером 71:02:010712:33, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности (том 1, л.д. 84).
К заявлению прилагались документы, предусмотренные Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
В письме от 04.10.2012 N ПП-10/43477 Росимуществом указано на наличие противоречий, имеющихся в представленных документах: площадь земельного участка с кадастровым номером 71:02:010712:33 согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.12.2011 составляет 17 053 кв. м, а согласно кадастровой выписке от 18.11.2011-18 354 кв. м (том 1, л.д. 93-94).
Судом установлено и подтверждается копией межевого плана объект недвижимости с кадастровым номером N 71:02:010712:33, в результате проведения кадастровых работ в связи уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 71:02:010712:33, границы спорного земельного участка уточнялись: до уточнения площадь земельного участка составляла 17 053 кв. м, после уточнения стала 18 354+/-47 кв. м (том 2, л.д. 7-17).
Заявителем в материалы дела представлена копия свидетельства о государственной регистрации права от 14.02.2012, согласно которому площадь земельного участка с кадастровым номером 71:02:010712:33 составляет 18 354 кв. м (том 1, л.д. 103).
С учетом изложенного препятствия для выкупа ООО "Управление недвижимостью" спорного земельного участка отсутствуют.
Статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
Согласно пунктам 4 и 5 указанного Положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В соответствии с пунктами 4.1 и 4.6 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управления государственным имуществом в Тульской области, утвержденного приказом Росимущество от 27.02.2009 N 49, ТУ Росимущества в Тульской области осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что ТУ Росимущества в Тульской области является органом, полномочным на принятие решения по заявлению собственника соответствующего объекта недвижимости о приобретении земельного участка в собственность и заключение договора купли-продажи земельного участка.
Данный вывод суда первой инстанции соответствует правовой позиции, изложенной в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.02.2011 N ВАС-571/11, постановлениях Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.11.2010 и Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2010, принятых по делу N А46-5116/2010, Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21.03.2013 и Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2013, принятых по делу N А68-6180/2012.
С учетом того, что ООО "Управление недвижимостью" как собственник объекта недвижимости, имеющий право на выкуп спорного земельного участка, выполнило требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представило в ТУ Росимущества в Тульской области полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия ТУ Росимущества в Тульской области, выразившиеся в непринятии решения о предоставлении заявителю земельного участка в собственность, противоречат требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" в случае признании действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
В целях устранения допущенного нарушения права заявителя суд апелляционной инстанции согласен с выводом Арбитражного суда Тульской области о необходимости возложения обязанности на ТУ Росимущества в Тульской области о принятии решения о предоставлении ООО "Управление недвижимостью" в собственность спорного земельного участка по цене, равной 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Также суд первой инстанции обоснованно возложил на ТУ Росимущества в Тульской области обязанность по принятию решения и подготовке проекта договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка, так как полномочия по распоряжению федеральным имуществом, расположенным на территории Тульской области, принадлежат указанному территориальному органу государственной власти.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлениях Федерального арбитражного суда Центрального округа от 31.01.2012 по делу N А54-6291/2010, Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.12.2012 по делу N А32-1294/2012.
Довод апелляционной жалобы о пропуске истцом срока обжалования действий (бездействия) государственного органа отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 названного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Управление недвижимостью" 18.06.2012 повторно обратилось в ТУ Росимущества по Тульской области с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка (том 1, л.д. 88).
Вместе с тем, по истечении месячного срока со дня поступления указанного заявления, решение о предоставлении заявителю в собственность истребуемого земельного участка ТУ Росимущества по Тульской области принято не было.
Таким образом, ООО "Управление недвижимостью" могло стать известно о нарушении его прав и законных интересов не ранее 18.07.2012.
Истец обратился в арбитражный суд с заявлением в суд 19.10.2012, о чем свидетельствует штамп Арбитражного суда Тульской области на исковом заявлении (том 1, л.д. 4), то есть в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов.
С учетом изложенного срок обжалования действий (бездействия) государственного органа, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истцом не пропущен.
При таких обстоятельствах доводы, изложенные заявителем в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 2 000 рублей не подлежит уплате в доход федерального бюджета заявителем - ответчиком по делу - ТУ Росимущества в Тульской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 07.03.2013 по делу N А68-9331/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (город Тула, ОГРН 1097154014154, ИНН 7106510491) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Е.В.РЫЖОВА
Судьи
М.В.КАСТРУБА
О.Г.ТУЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.06.2013 ПО ДЕЛУ N А68-9331/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2013 г. по делу N А68-9331/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 17.06.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 20.06.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Рыжовой Е.В., судей Каструбы М.В. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Феоктистовой Д.О., при участии представителя истца - общества с ограниченной ответственностью "Управление недвижимостью" (город Тула, ИНН 7107093547, ОГРН 1067107013885) - Мастрюкова Е.В. (доверенность от 16.05.2013), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (город Тула, ИНН 7106510491, ОГРН 1097154014154) (далее - ТУ Росимущества по Тульской области) на решение Арбитражного суда Тульской области от 07.03.2013 по делу N А68-9331/2012 (судья Косоухова С.В.),
установил:
следующее.
ООО "Управление недвижимостью" обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным бездействия ТУ Росимущества в Тульской области, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:02:010712:33; возложении обязанности принять решение о приватизации земельного участка с кадастровым номером 71:02:010712:33 и заключить договор купли-продажи земельного участка по цене 2,5% от его кадастровой стоимости (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (том 1, л.д. 4-6, 72-73, 76-77).
Определением суда от 10.12.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (город Москва, ИНН 7106510491, ОГРН 1097154014154) (далее - Росимущество) (том 1, л.д. 60-61).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 07.03.2013 заявленные требования удовлетворены: признано незаконным бездействие ТУ Росимущества по Тульской области, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении в собственность ООО "Управление недвижимостью" земельного участка с кадастровым номером 71:02:010712:33.
ТУ Росимущества по Тульской области обязано в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении ООО "Управление недвижимостью" земельного участка с кадастровым номером 71:02:010712:33, площадью 18 354 кв. м, расположенного по адресу: Тульская область Арсеньевский район, поселок Арсеньево, улица Бандикова, дом 66; в месячный срок со дня принятия решения о приватизации направить ООО "Управление недвижимостью" проект договора купли-продажи земельного участка по цене 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Также с ТУ Росимущества по Тульской области в пользу ООО "Управление недвижимостью" взыскано 2 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины (том 2, л.д. 23-37).
Не согласившись с указанным судебным актом, ТУ Росимущества по Тульской области обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тульской области от 07.03.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований (том 2, л.д. 42-47).
Заявитель, ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", Положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области, утвержденное приказом Росимущества от 27.02.2009 N 49, указывает на то, что Территориальное управление Росимущества вправе самостоятельно осуществлять распоряжение земельными участками исключительно по поручению Росимущества или в случае, если такие полномочия прямо предусмотрены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Таким образом, по мнению заявителя апелляционной жалобы, ТУ Росимущества в Тульской области, направив сформированный пакет документов в Росимущество, произвело все необходимые действия в рамках представленных полномочий.
Заявитель полагает, что Арбитражным судом Тульской области неправомерно возложена обязанность по совершению юридически значимых действий на орган, не совершающий распорядительных актов и действий, ввиду отсутствия у него соответствующих полномочий.
Заявитель жалобы считает, что судом первой инстанции не приняты во внимание доводы ответчика о пропуске истцом срока обжалования действий (бездействия) государственного органа, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От ООО "Управление недвижимостью" в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (том 2, л.д. 80-84).
Полагает, что права на спорный земельный участок должны быть оформлены в соответствии с действующим законодательством, в связи с обязательностью оформления прав на земельный участок под объектом недвижимости и исключительным правом на приватизацию земельного участка или приобретением права его аренды, то есть по выбору собственника объектов недвижимости.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца с доводами апелляционной жалобы ТУ Росимущества по Тульской области не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Апелляционная жалоба, с учетом мнения представителя истца, рассмотрена в отсутствие представителей других лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, извещенных надлежащим образом о времени и месте его проведения, в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Тульской области от 07.03.2013 проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда от 07.03.2013 в силу следующего.
ООО "Управление недвижимостью" по договору продажи недвижимого имущества от 02.07.2009 N ТНП-16367/09 (том 1, л.д. 49-53), заключенному с ОАО "Туланефтепродукт", на праве собственности принадлежит недвижимое имущество (нефтебаза), расположенное по адресу: Тульская область Арсеньевский район, поселок Арсеньево, улица Бандикова, дом 66, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.02.2012 серия 71-АГ N 559737 (том 1, л.д. 103).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 07.12.2012 N 71/12-234983 объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 71:02:010712:33 по адресу: Тульская область Арсеньевский район, поселок Арсеньево, улица Бандикова, дом 66, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации нефтебазы, площадью 18 354 кв. м, кадастровая стоимость 15 307 419 рублей 54 копейки (том 1, л.д. 78-79).
26.12.2011 ООО "Управление недвижимостью" обратилось в ТУ Росимущества в Тульской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:02:010712:33, расположенного по адресу: Тульская область Арсеньевский район, поселок Арсеньево, улица Бандикова, дом 66 (том 1, л.д. 84).
Письмом от 10.02.2012 N 71-20/111 ТУ Росимущества в Тульской области сообщило обществу, что проводятся юридически значимые действия по внесению изменений в запись Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в части приведения в соответствие характеристик испрашиваемого земельного участка, а именно: уточнение величины его площади. После проведения соответствующих изменений и формирования необходимого комплекта документов ТУ Росимущества в Тульской области направит заявление общества для рассмотрения в Росимущество (том 1, л.д. 105-106).
Письмом от 07.03.2012 N 71-20/111 ТУ Росимущества в Тульской области направило комплект документов в Росимущество для принятия соответствующего решения (том 1, л.д. 101-102), о чем письмом от 12.03.2012 N 71-20/111 проинформировало заявителя (том 1, л.д. 100).
Письмом от 17.05.2012 N ПП-10/15150 Росимущество возвратило представленный пакет документов заявителю, в связи с нахождением испрашиваемого земельного участка в границах населенного пункта, включенного в перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (том 1, л.д. 98-99).
18.06.2012 ООО "Управление недвижимостью" повторно обратилось в ТУ Росимущества в Тульской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:02:010712:33, расположенного по адресу: Тульская область Арсеньевский район, поселок Арсеньево, улица Бандикова, дом 66, указав в заявлении, что спорный земельный участок находится в поселке Арсеньево Тульской области, который не входит в перечень населенных пунктов радиоактивного загрязнения, в связи с чем не может быть ограничен в обороте (том 1, л.д. 88).
Заявителем в ТУ Росимущества в Тульской области дополнительно представлена копия паспорта спорного земельного участка с заключением по результатам химического и биогенного исследования почв и протокол от 24.02.2011 N 13 (том 1, л.д. 37, 38-39).
ТУ Росимущества по Тульской области, рассмотрев заявление ООО "Управление недвижимостью" о предоставлении земельного участка, письмом от 27.06.2012 N 71-20/4088 сообщило, что предоставленный пакет документов направлен для рассмотрения в Росимущество (том 1, л.д. 36).
Ссылаясь на то, что решения по заявлению о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:02:010712:33 принято не было, ООО "Управление недвижимостью" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) (том 1, л.д. 4-6, 72-73, 76-77).
В суде первой инстанции представителем ответчика было представлено письмо Росимущества от 04.10.2012 N ПП-10/43477, согласно которому ТУ Росимущества по Тульской области было поручено проинформировать заявителя о невозможности приватизации в связи с имеющимися противоречиями в представленных документах, а именно в площади земельного участка и документах подтверждающих наличие объектов недвижимого имущества (том 1, л.д. 93-94).
Письмом от 30.10.2012 ООО "Управление недвижимостью" сообщило ТУ Росимущества по Тульской области, что на спорном земельном участке расположено капитальное строение - нежилое здание, площадью 30,4 кв. м, на которое истец зарегистрировал право собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 14.02.2012 серия 71 АГ N 559737 (том 1, л.д. 95).
Кроме того в письме указано, что на земельном участке имеются также некапитальные строения (гараж, забор железобетонный, мачта прожекторная, насосная, операторная, пожарное депо), указанные объекты недвижимости не подлежат государственной регистрации.
Проверив оспариваемый судебный акт, правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов Арбитражного суда Тульской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены указанным Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 214-ФЗ "О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрена возможность выкупа земельных участков юридическими лицами, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по льготной цене вне зависимости от факта отчуждения зданий, строений, сооружений из государственной или муниципальной собственности.
Статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" определено, что при приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Согласно статье 1 Закона Тульской области от 15.12.2011 N 1679-ЗТО "О регулировании отдельных вопросов определения цены земельных участков на территории Тульской области и их оплаты" на территории Тульской области установлена до 1 июля 2012 года цена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости таких земельных участков при их продаже, в том числе, юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что для приобретения собственником объектов недвижимости земельного участка по льготной цене необходимо установить факт наличия у собственника объектов недвижимости права постоянного (бессрочного) пользования тем земельным участком, на котором расположены объекты недвижимости.
Из материалов дела следует, что объект недвижимости, расположенный на спорном земельном участке, ранее был выкуплен у государства в процессе приватизации государственного предприятия по реализации нефтепродуктов "Туланефтепродукт", впоследствии приобретен ООО "Управление недвижимостью" по договору купли-продажи, заключенному с ОАО "Туланефтепродукт".
Земельный участок, расположенный по адресу: Тульская область, Арсеньевский район, поселок Арсеньево, улица Бандикова, дом 66, был предоставлен ОАО "Туланефтепродукт" на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.05.2001 серия 71-АА N 067991 (том 1, л.д. 80).
Кроме того, судом правильно установлено, что спорный земельный участок не изъят и не ограничен в обороте, на нем отсутствуют объекты недвижимости, находящиеся в собственности иных лиц, в связи с чем спорный участок может быть предоставлен в собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из положений части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица вправе обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 указанной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 указанного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным (том 1, л.д. 84).
Судом первой инстанции установлено, что 26.12.2011 ООО "Управление недвижимостью" обратилось в ТУ Росимущества по Тульской области с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок с кадастровым номером 71:02:010712:33, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности (том 1, л.д. 84).
К заявлению прилагались документы, предусмотренные Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
В письме от 04.10.2012 N ПП-10/43477 Росимуществом указано на наличие противоречий, имеющихся в представленных документах: площадь земельного участка с кадастровым номером 71:02:010712:33 согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.12.2011 составляет 17 053 кв. м, а согласно кадастровой выписке от 18.11.2011-18 354 кв. м (том 1, л.д. 93-94).
Судом установлено и подтверждается копией межевого плана объект недвижимости с кадастровым номером N 71:02:010712:33, в результате проведения кадастровых работ в связи уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 71:02:010712:33, границы спорного земельного участка уточнялись: до уточнения площадь земельного участка составляла 17 053 кв. м, после уточнения стала 18 354+/-47 кв. м (том 2, л.д. 7-17).
Заявителем в материалы дела представлена копия свидетельства о государственной регистрации права от 14.02.2012, согласно которому площадь земельного участка с кадастровым номером 71:02:010712:33 составляет 18 354 кв. м (том 1, л.д. 103).
С учетом изложенного препятствия для выкупа ООО "Управление недвижимостью" спорного земельного участка отсутствуют.
Статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
Согласно пунктам 4 и 5 указанного Положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В соответствии с пунктами 4.1 и 4.6 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управления государственным имуществом в Тульской области, утвержденного приказом Росимущество от 27.02.2009 N 49, ТУ Росимущества в Тульской области осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что ТУ Росимущества в Тульской области является органом, полномочным на принятие решения по заявлению собственника соответствующего объекта недвижимости о приобретении земельного участка в собственность и заключение договора купли-продажи земельного участка.
Данный вывод суда первой инстанции соответствует правовой позиции, изложенной в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.02.2011 N ВАС-571/11, постановлениях Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.11.2010 и Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2010, принятых по делу N А46-5116/2010, Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21.03.2013 и Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2013, принятых по делу N А68-6180/2012.
С учетом того, что ООО "Управление недвижимостью" как собственник объекта недвижимости, имеющий право на выкуп спорного земельного участка, выполнило требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представило в ТУ Росимущества в Тульской области полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия ТУ Росимущества в Тульской области, выразившиеся в непринятии решения о предоставлении заявителю земельного участка в собственность, противоречат требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" в случае признании действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
В целях устранения допущенного нарушения права заявителя суд апелляционной инстанции согласен с выводом Арбитражного суда Тульской области о необходимости возложения обязанности на ТУ Росимущества в Тульской области о принятии решения о предоставлении ООО "Управление недвижимостью" в собственность спорного земельного участка по цене, равной 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Также суд первой инстанции обоснованно возложил на ТУ Росимущества в Тульской области обязанность по принятию решения и подготовке проекта договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка, так как полномочия по распоряжению федеральным имуществом, расположенным на территории Тульской области, принадлежат указанному территориальному органу государственной власти.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлениях Федерального арбитражного суда Центрального округа от 31.01.2012 по делу N А54-6291/2010, Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.12.2012 по делу N А32-1294/2012.
Довод апелляционной жалобы о пропуске истцом срока обжалования действий (бездействия) государственного органа отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 названного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Управление недвижимостью" 18.06.2012 повторно обратилось в ТУ Росимущества по Тульской области с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка (том 1, л.д. 88).
Вместе с тем, по истечении месячного срока со дня поступления указанного заявления, решение о предоставлении заявителю в собственность истребуемого земельного участка ТУ Росимущества по Тульской области принято не было.
Таким образом, ООО "Управление недвижимостью" могло стать известно о нарушении его прав и законных интересов не ранее 18.07.2012.
Истец обратился в арбитражный суд с заявлением в суд 19.10.2012, о чем свидетельствует штамп Арбитражного суда Тульской области на исковом заявлении (том 1, л.д. 4), то есть в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов.
С учетом изложенного срок обжалования действий (бездействия) государственного органа, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истцом не пропущен.
При таких обстоятельствах доводы, изложенные заявителем в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 2 000 рублей не подлежит уплате в доход федерального бюджета заявителем - ответчиком по делу - ТУ Росимущества в Тульской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 07.03.2013 по делу N А68-9331/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (город Тула, ОГРН 1097154014154, ИНН 7106510491) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Е.В.РЫЖОВА
Судьи
М.В.КАСТРУБА
О.Г.ТУЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)